Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)
Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)
Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)
Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)
Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)
Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)
Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)
Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)
Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война
Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)
Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта
«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /
«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)
Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)
Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война
(4 ч.)
План занятия:
-
Россия в 1917 году. Исторический выбор: парламентская республика или республика Советов. -
Складывание политической системы Советской России. -
Политика «военного коммунизма», ее сущность и последствия. -
Гражданская война и интервенция; причины и последствия. Белое и красное движение: социальный состав и программы. -
Белгородчина в годы революции и гражданской войны.
Список практических заданий:
1. В отличие от революции 1905-1907 гг., Февральская революция продолжалась чуть более недели и развивалась стихийно. Назовите движущие силы революции? Какие задачи она должна была решить? Расскажите об основных ее событиях. Оцените значение Февральской революции. Характерной особенностью последующего развития страны стало возникновение двоевластья. Расскажите о составе Временного правительства, которое до созыва Учредительного собрания должно было осуществлять исполнительно-распорядительные функции. Обратите внимание, что, фактически, оно стало и законодательным органом. Вторым органом власти стал Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который состоял из представителей социалистических партий. Каких? Какую программу действий предложило Временное правительство? Следует подчеркнуть, что эсеро-меньшевистский Петроградский Совет считал, что в силу преждевременности социалистической революции, необходима их поддержка буржуазного Временного правительства. После февральских событий перед страной открывалась перспектива развития событий по двум вариантам. В первом случае она могла пойти по демократическому пути реформ, инициатором которых выступали либеральные партии. Второй путь – это установление либо военной, либо социалистической диктатуры. В период между Февралем и Октябрем события можно рассматривать в рамках трех кризисов власти. Апрельский кризис. В «Апрельских тезисах», вернувшийся из эмиграции В.И. Ленин, призвал большевиков изменить тактику и взять курс на совершение в стране социалистической революции. Назовите основные положения ленинской программы действий. В этих условиях стремление Временного правительства продолжать войну, спровоцировало демонстрации в Петрограде. Каковы были требования бастующих? Как завершился кризис? Следует подчеркнуть, что войдя в состав Временного правительства, левые партии разделили с либералами ответственность за происходящее в стране. Расскажите о событиях, которые стали причиной июньского кризиса? Главным итогом июльского кризиса стала ликвидация двоевластья. Мирный период развития революции закончился, большевики начали подготовку к вооруженному восстанию, а правые буржуазные партии – к установлению военной диктатуры. Расскажите о корниловском выступлении. Каковы были планы Л.Г. Корнилова? Какую роль сыграли большевики в подавлении мятежа? Эти события вызвали огромный рост симпатий к большевикам в обществе. В сентябре 1917 г. они получили большинство мест в Советах и начали подготовку восстания. Ленинский план захвата власти был поддержан не всеми членами ЦК партии. К чему сводились возражения Л.Б. Каменева и Г.Е. Зиновьева? Расскажите о решениях, принятых 10 и 16 октября на заседаниях ЦК большевиков. Как осуществился октябрьский переворот? Большевики передали власть
II съезду Советов, который принял первые Декреты. Какие? Почему к власти пришли большевики?
2. При рассмотрении второго вопроса, следует обратить внимание на то, что главной задачей большевиков после их прихода к власти стало разрушение старой и создание новой системы государственного управления. Обратите внимание на основные положения теоретической концепции пролетарского государства и советской модели демократии В.И. Ленина и их практическую реализацию. Сравните «советскую демократию» с парламентской моделью демократии, определите преимущества и недостатки. Проанализируйте партийный состав, функции новых органов: Всероссийского Съезда Советов, Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), Совета народных комиссаров, Советов на местах. Изучая первые декреты Советской власти, следует подчеркнуть их общедемократический характер, направленность на удовлетворение требований рабочих и крестьян. Особое внимание уделит анализу «Декларации прав народов России», принятие которой способствовало установлению советской власти в национальных окраинах. Особо следует подчеркнуть, что правительство, наркоматы, центральные ведомства и комиссии наделялись широкими правами и часто руководствовались не законами, а «революционной целесообразностью». Также отметьте, что советская система управления строилась на однопартийной основе. Характеризуя историческую судьбу Учредительного собрания, следует показать эволюцию отношений большевиков к выборам в Учредительное собрание, проанализировать результаты выборов, назвать причины роспуска. Далее следует оценить решения III Всероссийского съезда Советов, на котором произошло объединение Советов рабочих, солдатских и Советов крестьянских депутатов. Рассматривая мероприятия советского правительства в социальной сфере, студентам следует обратить внимание на уничтожение сословной системы, отмену дореволюционных чинов, титулов и наград, уравнивание женщин в правах с мужчинами, установление бесплатного образования и медицинского обслуживания, запрет эксплуатации детского труда, выплату пособий по безработице и болезни, провозглашение свободы совести, отделение церкви от государства и т.д. Характеризуя первые экономические мероприятия советской власти, студентам следует уделить внимание теоретическим представления партии большевиков о будущем экономическом устройстве советской России. Далее следует проанализировать предпосылки, темпы и методы социальноэкономических преобразований в России. Объясните причины перехода от рабочего самоуправления к управлению государственному, охарактеризуйте деятельность ВСНХ. Особое внимание уделите Ленинской программе преобразований многоукладной экономики в России, ознакомьтесь с его работой «Очередные задачи Советской власти». Изучая первую советскую Конституцию, принятую на V Всероссийском съезде Советов, студентам, прежде всего, необходимо раскрыть содержание важнейших статей, показать её принципиальное отличие от Конституций других государств. Далее следует объяснить причины ряда запретов и ограничений для значительной части населения страны. Особое внимание следует обратить на эволюцию Советов из органов многопартийных в однопартийные. В заключении сделайте вывод об особенностях новой системы государственного управления в России.
3 Декретом о земле большевики объявили о социализации земли и передаче ее крестьянам в уравнительное пользование. Важнейшим мероприятием советского государства в области экономики в данный период следует считать национализацию банков, промышленности и внешней торговли. Для управления государственной собственностью был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который должен был осуществлять плановое руководство экономикой. Весной 1918 г. началась реализация политики «военного коммунизма», которая была рождена, с одной стороны, необходимостью государственного регулирования распределения продуктов и товаров первой необходимости в условиях экономического кризиса, порожденного войной, с другой – коммунистическими идеалами об отмирании товарно-денежных отношений при социализме. Расскажите об основных положениях политики «военного коммунизма». Особое внимание обратите на введение продразверстки, которая стала основной причиной недовольства крестьян большевиками. Что означала продразверстка? Фактически, крестьяне должны были отдавать все излишки продуктов бесплатно.
4. При подготовке данного вопроса следует дать определение гражданской войны, обратить внимание на то, что существуют различные подходы к определению её хронологических рамок. Далее выясните основные причины Гражданской войны, подчеркнув, что важнейшей среди них была политика большевистского руководства, вызвавшая протест различных слоев общества. Обратите внимание на создание продотрядов и комитетов бедноты, что вызвало раскол в деревне. Назовите известные Вам точки зрения по поводу времени начала гражданской войны. Ситуация обострялась иностранным вмешательством и военной интервенцией. Какие государства приняли участие в вооруженном вторжении на территорию России? Каковы были их цели? Главными политическими противниками в войне были «красные» и «белые». При изучении этих двух политических сил следует учесть следующее. Размежевание «белых» и «красных» происходило не только по социальному признаку. Важную роль при этом играл национальный, религиозный, региональный, личный факторы. Часто выбор мог быть случайным. Белое движение не было однородным, т.к. его участниками были представители либеральных, левых партий и монархисты, которые находились в оппозиции большевикам. Анализируя причины победы «красных» и поражения «белых», следует обратить внимание на то, что большевистская программа имела созидательный характер, за ее идеалы стоило сражаться. Белое движение не смогло предложить подобного, его целью было отмщение большевикам за разрушение огромной империи. В лагере «белых» так и не было достигнуто идейного и организационного единства. Расскажите о разногласиях внутри белого движения. Исход борьбы в конечном итоге зависел от того, за кем пойдет крестьянство. Какие изменения политики большевистской партии в отношении крестьянства произошли в годы войны? Массовый характер в годы войны имело движение «зеленых», это были, в основном крестьянские движения, которых не устраивали ни «белые», ни «красные». Что Вам известно о движении Н. Махно и атамана Н. Григорьева? Рассказывая о последствиях гражданской войны, следует обратить внимание, что в моральном отношении она надолго утвердила в обществе атмосферу нетерпимости и стремление к разрешению социальных конфликтов насильственными методами.
5. Изучая пятый вопрос, студент должен знать, что 1917 год жители Белгородчины встречали в условиях продолжавшейся уже более двух с половиной лет мировой войны, окончания которой в скором времени не предвиделось. Жизнь в городе Белгороде и уезде следовала своим размеренным чередом, как вдруг в последних числах февраля – начале марта 1917 года в город перестали поступать столичные газеты, прекратилось железнодорожное сообщение. Расскажите более подробно о событиях, происходивших в феврале-марте 1917 г. на Белгородчине. Крестьянское движение летом-осенью 1917 г. Октябрьский переворот в Петрограде и переход власти к большевикам в Белгороде и уезде.
Германо-украинская оккупация и начало гражданской войны на Белгородчине. Бои красногвардейских отрядов с батальонами генерала Корнилова под Томаровкой (ноябрь – декабрь 1917 г.). Сражения 1919 г. между белыми и красными на Белгородчине. Воронежско-Касторненская операция 1919 г. Создание Первой Конной армии. Как вы считаете, какое влияние на развитие социальноэкономических и политических процессов на Белгородчине оказало присутствие войск кайзеровской Германии? Политика большевистских властей в годы Гражданской войны. Политика военного коммунизма и ее реализация на Белгородчине. Крестьянские восстания на Белгородчине и сохранение исторической памяти о них. Поклонный крест российскому крестьянству.
Список дополнительной литературы:
-
Айрапетов О.Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914-1917): 1916 год: Сверхнапряжение – М.: Кучково поле: Военная книга, 2015. – 384 с. -
Балакин В.И. Причины и последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. // Новая и новейшая история. – 2004. – № 6. – С. 57-65. -
Булдаков В.П. Первая мировая война как мерило российского экономического прогресса //Россия и современный мир. – 2015. – № 1. – С. 78-94. -
Виноградов В.Н. 1914 г.: быть войне или не быть? // Новая и новейшая история. – 2004. – № 6. -
Владимирский М.В. К истории финансирования Белого Юга (1918-1920) // Отечественная история. – 2008. – № 3. – С. 37-51. -
Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: Новые подходы к изучению // Вопросы истории. – 1996. – № 5-6. -
Гайда Ф.А. Политическая обстановка в России накануне Первой Мировой войны в оценке государственных деятелей и лидеров партий // Российская история. – 2011. – № 6. – С.123-136. -
Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной Думы // Вопросы истории – 1998 – № 2. -
Искендеров А.А. Гражданская война в России: Причины, сущность, последствия // Вопросы истории. – 2003. – № 10. – С. 75–95. -
Карпачев М.Д. Кризис продовольственного снабжения в годы Первой мировой войны//Российская история. – 2011. – № 3 – С66-82. -
Миронов С.С. Гражданская война в России. – М.: Вече, 2006. – 416 с.