Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практикум (семинарский)

Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)

Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)

Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)

Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)

Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)

Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)

Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)

Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)

Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война

(4 ч.)

Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)

Тема 12.

Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта

«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /

«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)

Для иностранных студентов: Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта «Вторая мировая война и СССР»

Тема 14. Белгородская область (на основе использования материалов Белгородского государственного историко-краеведческого музея) (3 ч.)

Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)

Тема 16. Россия в начале XXI века (2 ч.)



Список дополнительной литературы:





  1. Крупенков А., Осыков Б. Историческая хроника Белгорода. Белгород, 2007.

  2. Нефедов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII века // Вопросы истории. 2004. № 4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/_Nefed_RussMod.php (дата обращения- 31.08.2018).

  3. Нефедов С.А. Происхождение «регулярного государства» Петра Великого // Вопросы истории. – 2013. –№ 12. – С. 53-65, 2014. –№ 1. – С. 31-40, - № 4. –С. 43-50. –№ 5. – С. 52-63.

  4. Овчинников Р.В. Следствие и суд над Е.И. Пугачевым и его сподвижниками – М.: ИРИ РАН, 1995. – 272 с.

  5. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М.: Молодая гвардия. 2000. – 495 с.

  6. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1998. – 736 с.

  7. Пенская Т.М. Очерк социально-экономической истории Белгородской губернии (XVIII в.). Белгород, 2002.

  8. Пенская Т.М., Пенской В.В. Очерк военной истории Белгородчины (XVIII в.). Белгород, 2003.

  9. Писарькова Л.Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I // Отечественная история. – 2004. – № 1. С. 18-41.

  10. Рахматуллин М.А. Интеллект власти: императрица Екатерина II // Отечественная история. – 2005. – № 4. – С. 21-29.

  11. Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России / А.Н. Сахаров // Отечественная история. – 2000. – № 5. – С. 3-37.

  12. Чернов К.С. Абсолютизм в России //Вопросы истории. – 2014. – № 1. –С. 128-136.

  13. Эпоха Екатерины Великой. XVIII век: специальный выпуск //Родина. – 2010. – № 2.




Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)



План занятия:

  1. Реформирование политической системы при Александре I.

  2. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крестьянский вопрос в первой половине XIX века.

  3. Отмена крепостного права и буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века и их социально-экономические и общественно-политические последствия.

  4. Внутренняя политика Александра III: реформы и «контрреформы».

  5. Общественно-политическое движение в России в XIX в.

  6. Социально-экономическое развитие Белгородского края в XIX в.



Список практических заданий:



1. В истории России XIX век начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит заговорщиками, в числе которых состоял его сын Александр. Время царствования Александра I (1801–1825) во внутренней политике характеризуется борьбой двух направлений: либерального и консервативного. Оцените намерения Александра I проводить либеральные реформы в России, его отношение к решению назревших проблем социально-политического развития: модернизации политической системы в направлении ограничения самодержавия и проблемы крепостничества. Действительно ли император являлся сторонником либерализма? Какое влияние на него оказывал «Негласный комитет»? Предлагал ли М.М. Сперанский реальный путь трансформации абсолютизма в конституционную монархию? Оцените возможность подобного развития политического процесса. В 1810 г. был учрежден Госсовет, который просуществовал до 1917 г. В 1802 г. были созданы министерства. Расскажите о значении этих реформ. В 1815 г. Александр подписал конституцию Польши. Почему в 20-е годы Александр устранился от государственных дел? Какую роль играл в это время А.А. Аракчеев? Что такое военные поселения? Почему планы реформирования политической системы не были осуществлены?

Центральное место во внешней политике Александра I занимает участие России в борьбе с Наполеоновской Францией, что в конечном итоге привело к Отечественной войне 1812 г. Уясните причины и общий ход событий Отечественной войны 1812 г., подчеркните её народный характер и влияние на духовные процессы в российском обществе. Изучите заграничные походы русской армии (1813-1814 гг.), раскройте деятельность «Священного союза», сделайте акцент на росте международного престижа России. Уясните, что вклад России в разгром Наполеона был решающим, что было признано всеми участниками антифранцузских коалиций.


2. По второму вопросу проанализируйте обстоятельства, которые обусловили консервативно-охранительный характер правления Николая I (1825-1855). Его внутренняя политика была направлена на укрепление могущества России. Считая, что всеми государственными делами должен руководить лично император, Николай превращает Собственную его императорского величества канцелярию в высший орган, которому были подконтрольны все государственные учреждения. Расскажите, чем занималось II отделение Канцелярии? Расскажите о работе по кодификации русских законов. Кому она была поручена? Какие задачи были поставлены перед III отделением? Подчеркните, что в первую очередь оно должно было осуществлять наблюдение за умонастроениями в обществе. Одной из самых важных внутриполитических задач Николай считал укрепление полицейско-бюрократического аппарата на принципах централизации и бюрократизации, что должно было, по его мнению, позволить эффективно бороться с революционными настроениями в обществе и укрепить самодержавие. Для достижения этой цели требовалась огромная армия чиновников, главным качеством, которых должна быть исполнительность. В чем смысл выражения «мундир победил фрак»? Чтобы не допустить повторения событий 14 декабря 1825 г., были предприняты меры в области народного просвещения. Расскажите о содержании школьной и университетской реформ? Какую цель они преследовали? Жесткому контролю со стороны государства была подвергнута печать. Почему цензурный устав называли «чугунным»?

Первые десятилетия XIX в. характеризуются зарождением в России оппозиционного движения. Первыми, кто открыто выступил против самодержавия и крепостничества, были декабристы – представили радикального дворянства. Парадоксальность ситуации заключается в том, что, несмотря на господство цензуры, гонения на университеты и подавление любого инакомыслия в царствование Николая I, именно в это время происходит оформление и дальнейшее развитие основных течений общественной мысли.

Изучите внешнюю политику Николая I. Почему Крымская война (1853–1856), призванная окончательно решить «восточный вопрос», закончилась поражением и подписанием унизительного мира. Что стало главной причиной поражения?

Проанализируйте реальные действия власти в отношении решения проблемы крепостничества. Что предпринималось в этом направлении в период правления Александра I и Николая I. Уясните, что в XIX в. на пути формирования индустриального общества в России существовали два препятствия: крепостное право и самодержавие. В первой половине XIX в. в России отсутствовали общественные силы, способные выступить против крепостничества. Декабристы, будучи представителями дворянского сословия, выражали взгляды лишь наиболее просвещенной ее части. Поэтому в это время реформаторские инициативы исходят, главным образом, от власти. Император Александр I был убежден в необходимости дать крестьянам свободу. Почему он не смог кардинально решить этот вопрос? Каково было отношение ближайшего окружения государя к его попыткам? Что Вам известно о проекте А.А. Аракчеева? Тем не менее, Александр в 1801 г. разрешил покупать недворянам ненаселенные земли, в 1803 г. по указу «О вольных хлебопашцах» дворяне могли отпускать крестьян на волю (на каких условиях?), а в 1804 г. было, в некоторой степени, ограничено крепостное право в Прибалтике. Император Николай I впервые открыто, заявил, что крепостное право это зло и его следует отменить. За годы его правления непрерывно работали девять комиссий по крестьянскому вопросу, которые разрабатывали многочисленные проекты. Был принят ряд указов, которые ограничивали право помещиков распоряжаться крепостными. Наиболее значимым преобразованием стала реализация проекта графа П.Д. Киселева. Им была предложена реформа и помещичьих, и государственных крестьян (бывшие черносошные). Однако проведена была только последняя. Расскажите о ее содержании. В чем Вы видите ее положительное значение. В отношении помещичьих крестьян был принят указ «Об обязанных крестьянах», который во многом был повторением указа «О вольных хлебопашцах».

3. Одной из главных причин начала эпохи «Великих реформ» было поражение в Крымской войне. В результате реформ Александра II (1855–1881) Россия осуществила раннеиндустриальную модернизацию. Приступить к широкомасштабным реформам было невозможно без решения крестьянского вопроса. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 г. являлась важным историческим актом прогрессивного значения, переломным моментом, отделяющим Россию крепостную от России капиталистической. Подумайте, почему Александр II пошел на этот шаг, не взирая на сопротивление дворянства? Решающую роль в принятии этого решения сыграло поражение России в Крымской войне из-за военно-технической отсталости. Чем объяснялось отсутствие в стране в то время крупного промышленного производства? Чьи интересы защищал Александр, осуществляя эту реформу – помещиков или государства? Расскажите о работе Секретного и Крестьянского комитетов. Каково содержание «Манифеста» 19 февраля 1861 г.? Расскажите о значении реформы, отметив ее противоречивость.

Вслед за отменой крепостного права в 1860–1870-х гг. правительство Александра II осуществило целый ряд реформ (земская, городская, судебная, военная, цензурная, образовательная), которые продвинули страну по пути политической модернизации: были созданы элементы гражданского общества и правового государства. Однако политическая модернизация страны не была завершена, Россия оставалась самодержавной (неограниченной) монархией.

В 1864 г. была проведена земская реформа, чуть позже – городская. Земства стали органами местного самоуправления. Как происходило их формирование? Какие сословия участвовали в выборах? Какие вопросы находились в ведении земств? В том же году проводится судебная реформа. В ее основе лежали следующие принципы: бессословность суда; независимость его от администрации; состязательность судебного процесса; открытость и гласность судебного процесса; создание института присяжных заседателей. Дайте оценку этой реформы. В 1865 г. отменялась предварительная цензура. В 1874 г. были осуществлены преобразования в армии. Расскажите о содержании военной реформы. Всеобщая воинская повинность давала возможность в мирное время держать сравнительно небольшую армию, а во время войны увеличивать ее численность за счет запаса. Как изменился срок службы в армии? Серию реформ должна была завершить реализация проекта М.Т. Лорис-Меликова по привлечению выборных от органов местного самоуправления к решению государственных вопросов, что, фактически, означало бы ограничение самодержавия. Подписание этого документа Александром II было назначено на 1 марта 1881 г. Почему он не был подписан? Что произошло в этот день? Оценивая реформы 60-70-х гг. XIX в., подчеркните, что они знаменовали вступление России на путь буржуазного развития и начало формирования гражданского общества и правого государства.

4. С приходом к власти Александра III (1881–1894) произошли смена политического курса и корректировка либеральных преобразований Александра II, не учитывавших в полной мере национально-государственных особенностей России и менталитета ее населения. Одновременно с «контрреформами» в экономической сфере, министрами финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградским, С. Ю. Витте проводилась прогрессивная политика, направленная на капиталистическую модернизацию страны (прекращение временнообязанного состояния крестьян и перевод их на выкуп; отмена подушной подати, 18 введение налогообложения рыночного типа; государственное стимулирование промышленного и железнодорожного строительства; подготовка финансовой реформы; введение рабочего законодательства и фабричной инспекции). К середине 1880-х гг. утвердилось крупное машинное производство, определилась отраслевая структура промышленности. При этом особенностью развития российской промышленности во второй половине XIX в. было сохранение ее многоукладности. Во внешней политике основными задачами России были: борьба за пересмотр итогов Крымской войны, укрепление позиций на Ближнем Востоке и Балканах; присоединение Средней Азии и Дальнего Востока, завершение войны на Кавказе; участие в формировании военно-политических блоков. Колебания правительственного курса от реформ к «контрреформам», порождаемые ими новые общественные противоречия привели к активизации общественного движения. В пореформенный период произошло окончательное оформление трех направлений в общественном движении: консервативного (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой), либерального (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, И. И. Петрункевич) и радикального (М. В. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, С. Г. Нечаев). В ходе реформ был начат масштабный переход к индустриальному обществу, но торможение процесса общественных преобразований в России в 1880 начале 1890-х гг. сохранило значительный груз самодержавно-крепостнических пережитков, привело к диспропорциям в экономической и политической сферах, усилению социальной напряженности в обществе.
5. На рубеже 30-40-х гг. XIX в. в России сложились три основных течения русской общественно-политической мысли – охранительное, консервативное, либеральное и радикальное, революционно-демократическое. Активизация деятельности консерваторов стала следствием восстания декабристов и необходимости защитить важнейшие устои государства и общества от каких-либо изменений. Идейным выражением охранительного направления стала теория «официальной народности». Кто являлся ее автором? Раскройте положения уваровской «триады». Реформы 60-70-х гг. вызвали резкую критику со стороны консерваторов, они доказывали, что крепостное право не нуждается в отмене, т.к. хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они сами. Подъем революционного движения они считали разрушительным следствием реформ. В то же время, следует отметить, что охранительство, отвергая ценности «гниющего Запада» способствовало «обрусению» дворянства: русский язык вытесняет французский даже при дворе, романтизм, модный в то время, породил повышенное внимание к народным традициям. Немаловажную роль сыграл патриотический подъем после Отечественной войны 1812 г. В каких слоях российского общества находили поддержку консерваторы? Назовите имена наиболее видных представителей этого направления.