Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)
Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)
Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)
Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)
Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)
Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)
Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)
Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)
Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война
Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)
Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта
«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /
«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)
Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)
«Региональная символика в сохранении исторической памяти» - общая тема исследования, предполагающая анализ исторической и современной научной литературы, посвященной исследованию исторического развития региональной символики России в разные исторические периоды и отражение данных процессов в символике субъектов Российской Федерации. Неотъемлемым элементом при подготовке проекта по данной теме является детальный разбор одного (более подробно) или нескольких (более обще, по одним компаративным основаниям) флагов с точки зрения специальной исторической дисциплины вексиллологии и/или гербов субъектов Российской Федерации с позиций геральдики, иных символов, входящих в область исследования указанных специальных исторических дисциплин. Рекомендуемым условием при выполнении учебно-исследовательского проекта является включение в работу информации о региональной символике Белгородской области. На основе выполненной работы следует сделать вывод о роли символов в сохранении исторической памяти.
«Муниципальная символика в сохранении исторической памяти» - данная тема предполагает знакомство с основами специальных исторических дисциплин вексиллологии и геральдики. Студенту необходимо, следуя логике от общего к частному, проанализировать научную и учебную литературу, посвященную общим принципам вексиллологии и геральдики, используя метод реферирования для изложения данной информации в учебно-исследовательском проекте. Неотъемлемым элементом при подготовке проекта по данной теме является детальный разбор одного или нескольких символов муниципальных образований Российской Федерации с применением методологии специальных исторических дисциплин. Рекомендуемым условием при выполнении учебно-исследовательского проекта является включение в работу информации о символике муниципальных образований Белгородской области. На основе выполненной работы следует сделать вывод о роли символов в сохранении исторической памяти.
Рекомендации по подготовке учебно-исследовательского проекта:
Учебно-исследовательский проект студентов должен содержать элементы научного характера. Он может оформляться в виде научного доклада и презентации
, которые, как правило, включают в себя три части, соотносящие между собой в определенной пропорции по объему и связанных определенной логикой по смыслу: Введения, Основной части и Заключения.
Введение. В начале Введения в очень краткой форме дается обоснование актуальности исследуемой темы. За обоснованием актуальности темы следует описание степени ее разработанности в научной литературе.
После анализа литературных источников и определения степени разработанности темы следует формулировка общей цели исследования.
Сформулированная общая цель (она, как правило, одна) далее конкретизируется в нескольких частных задачах, которые должны соотноситься с общей целью как конкретные тактические шаги на пути к реализации намеченной стратегии. Если цель в научном исследовании чаще одна, то задач может быть несколько – три, четыре, пять и т.д., – в зависимости от широты исследования, вида и объема работы.
Следующее место в логической схеме Введения занимает формулировка объекта и предмета исследования. Эти понятия довольно близки между собой и нередко их дифференциация вызывает у начинающего исследователя серьезные затруднения. Понятие «объект» более широкое по сравнению с понятием «предмет». Объект указывает на границы сферы исследования, называет то явление (или процесс), на который будет направлен поиск исследователя. Предмет же указывает на ту конкретную сторону явления или процесса (объекта), которая будет подвергаться исследованию.
В конце Введения характеризуется общая структура работы, т.е. перечисляются все ее составные элементы – в том порядке, в котором они следуют в работе.
Основная часть, как уже указывалось выше, имеет более свободную композицию по сравнению с Введением. Структура основной части в значительной мере определяется спецификой темы, самой логикой ее исследования, а также характером работы – ограничивается работа теоретическим исследованием, или имеет практическую направленность, или сочетает в себе теоретическую часть с экспериментальной и т.д.
Обычно основная часть учебно-исследовательского проекта состоит из двух-трех разделов, которые называются главами. Каждая глава имеет свое название (заглавие обязательно) и выполняет определенную функцию в общей логике изложения материала. Глава, в свою очередь, может подразделяться на более мелкие подразделы – параграфы, которые тоже озаглавливаются в обязательном порядке.
Как правило, основная часть работы представляет собой не что иное, как последовательное решение поставленных во Введении задач. Обычно и сами названия подразделов (параграфов) основной части перекликаются, а отчасти даже совпадают с формулировками задач во Введении. Каждый раздел (глава, параграф) должен заканчиваться коротким обобщением. Эти обобщения являются промежуточными выводами, которые будут суммированы в конце работы – в заключении, и на их основе будут сформулированы окончательные выводы, отвечающие общей цели исследования.
Последний из крупных структурных элементов научного текста – Заключение. По объему оно составляет, как и Введение, от 5 до 10 % текста в целом. По важности Заключению принадлежит, пожалуй, первое место. Именно по Заключению работы можно судить о глубине понимания автором проблемы, осознанности путей ее решения и вообще – о степени развитости у автора логического мышления. Заключение должно подводить итог всему научному исследованию; его назначение – показать результат всей проделанной работы.
Начинается Заключение с краткого воспроизведения логической схемы исследования и очень краткого перечисления основных этапов работы с промежуточными выводами по каждому из них. Промежуточные выводы должны содержать в себе прямые ответы на поставленные во введении задачи исследования. Затем следует обобщение и формулируются выводы по всей работе, которые прямо соотносятся с целью исследования, обозначенной во введении.
После Заключения – в соответствии с общепринятой структурой научного текста – следует Библиографический список.
Рекомендуемые технические требования:
Объем – от 12 тыс. знаков. Шрифт 14, интервал 1,5; поля – верхнее и нижнее по 2 см, левое – 3, правое – 1,5 см. Объем – до 12 тыс. знаков с пробелами. Выравнивание по ширине. Сноски в тексте автоматические подстраничные. Иллюстрации, таблицы, схемы оформляются в качестве приложений, располагающихся после библиографического списка.
Библиографический аппарат учебно-исследовательской работы включает библиографический список и библиографические ссылки. Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание : общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке: общие требования и правила».
С примерами оформления библиографического списка можно ознакомиться на сайте Научной Библиотеки им. Н.Н. Страхова НИУ «БелГУ».
Ссылка: http://library.bsu.edu.ru/library/scwork/rules-liter/
Список дополнительной литературы:
-
Борисов И.В. Геральдика России / И.В. Борисов, Е. Н. Козина. - М. : АСТ: Астрель, 2006. - 424 с. -
Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины : учебное пособие / Г. А. Леонтьева, П. А. Шорин, В. Б. Кобрин; Г. А. Леонтьева, П. А. Шорин, В. Б. Кобрин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Владос, 2015. - 622 с. -
Соболева Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии / Н. А. Соболева. - М. : ИД ЯСК, 2018. - 656 с. -
Специальные исторические дисциплины : Учебное пособие для студентов исторических фак. вузов / Отв. ред. и сост. М.М. Кром; Рец. А.П. Павлов; Европейский ун-т в Санкт-Петербурге. - 2-е изд., испр. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. - 635 с. -
Шаповалов В.А. Российская геральдика : учебное пособие для студентов гуманитарных фак. вузов, учителей / В.А. Шаповалов; рец.: Н.Н. Болгов, В.С. Кулабухов ; БелГУ. - Белгород : БелГУ, 2006. - 68 с. -
Энциклопедия российской монархии. - М. : Эксмо, 2002. - 512 с.
Титульный лист учебно-исследовательского проекта.
Образец.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Историко-филологический факультет
Кафедра всеобщей истории
Проект на тему:
«РЕГИОНАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»
Задание по дисциплине
«История России»
студента ___________ формы обучения
направления подготовки (специальности)
_________________________________
группы __________
Петрова Петра Петровича
Проверил:
к. и. н., доцент
Иванов Иван Иванович
БЕЛГОРОД 2022