Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практикум (семинарский)

Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)

Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)

Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)

Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)

Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)

Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)

Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)

Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)

Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война

(4 ч.)

Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)

Тема 12.

Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта

«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /

«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)

Для иностранных студентов: Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта «Вторая мировая война и СССР»

Тема 14. Белгородская область (на основе использования материалов Белгородского государственного историко-краеведческого музея) (3 ч.)

Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)

Тема 16. Россия в начале XXI века (2 ч.)

Практикум (семинарский)




Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)



План занятия:

  1. История России как учебная дисциплина. Цель, задачи и значение ее изучения. Историческое сознание и историческая наука.

  2. Основные функции истории, методы исторического исследования и подходы к изучению истории.

  3. Историография и источники изучения истории.

  4. Вспомогательные исторические дисциплины.



Список практических заданий:



1. При рассмотрении первого вопроса студентам, прежде всего, необходимо дать определение истории как науки. Следует обратить внимание, что объектом изучения истории считается человеческое общество во всем его многообразии, а предметом – то конкретное, что она изучает в своем объекте. В чем главная цель исторической науки? Какое значение имеет для каждого человека знание истории? Следует обратить внимание на специфику истории, на то, что отличает ее от других наук, история изучает прошлое человечества или человеческое общество в его развитии. Далее следует выяснить, что такое историческое знание и в чем заключается его смысл? Перечислите виды исторического сознания и раскройте их содержание. Ответьте на вопрос, как формируется историческое сознание? Необходимо дать характеристику основным принципам исторического познания: объективности, историзма, социального подхода и всесторонности.
2. Как любая наука, история имеет свои функции. Назовите основные функции исторической науки и раскройте их содержание. Охарактеризуйте основные методы изучения истории. Обратите внимание на то, что на практике, как правило, применяется несколько методов. В историческом знании существует целый ряд подходов к пониманию истории, назовите их. Характеризуя формационный подход, обратите внимание на понятие общественно-экономической формации. Характеризуя цивилизационный подход, обратите внимание на существование множества концепций в его рамках (Н. Данилевский, О. Тойнби, А. Шпенглер, др.) Уясните, что все подходы к истории нацелены на выявление закономерностей истории. Какой из подходов, по вашему мнению, в настоящее время является более распространенным? Следует продумать ответ на вопрос: «От чего зависит выбор подхода к исследованию истории ученым?»

3. При рассмотрении первого вопроса следует проследить этапы развития российской исторической науки, проанализировать и сопоставить различные концепции представителей отечественной историографии. Следует обратить внимание на то, что история как наука стала рождаться в России, как и в Европе в ХVIII в., что первая попытка написать систематизированный обзор отечественной истории принадлежала В.Н. Татищеву (1686-1750 гг.). Характеризуя быстрое развитие исторической науки в пореформенный период 60-70-х гг. особое внимание студентам следует уделить Н.Я. Данилевскому (1822-1885 гг.), одному из основоположников цивилизационного подхода к изучению истории. Среди выдающихся русских историков второй половины ХIХ в. студентам, прежде всего, следует выделить С.М. Соловьева (1818-1885 гг.) и В.О. Ключевского (1841-1911 гг.).

Далее, особое внимание необходимо уделить основоположнику школы советских историков М.Н. Покровскому (1868-1932 гг.). Затем, студентам рекомендуется познакомиться с исследованиями следующих отечественных историков: Б.Д. Грекова (1882-1953 гг.), Б.А. Рыбакова (1908-2001 гг.), М.Н. Тихомирова (1893-1965 гг.), Л.В. Черепнина (1905-1977 гг.), В.И. Буганова (1928-1996 гг.), А.В. Авреха (1915-1988 гг.), Л.Н. Гумилева (1912-1993 гг.), Н.И. Павленко (1916-2016 гг.) и др. Особое внимание обратите на то, какие факторы, по мнению названных ученых, определяли ход истории.

В ходе исторического исследования историк опирается на уже имеющееся научное знание о прошлом, на историографическую традицию. Что такое историография? Что такое исторический факт? Дайте классификацию исторических источников по Л.Н. Пушкаревой. Назовите виды исторических источников, приведите примеры. Существуют вспомогательные исторические. Что изучают данные науки?
4. Существуют вспомогательные исторические науки: источниковедение, историография, хронология, геральдика и др. Что изучают данные науки? Студент должен знать, что для более глубокого анализа всего комплекса исторических источников существуют вспомогательные исторические дисциплины (ВИДы). Студент должен уяснить содержание и предмет не менее 10 ВИДов, понимать, что они оптимизируют работу с историческим источником, потому что имеют принципиально узкую исследовательскую базу.




Список дополнительной литературы:



1. Васенин Д.В. История мировых цивилизаций : Электронный ресурс : Учебное пособие / Д.В. Васенин, А.Н. Павлова, Л.Г. Мокроусова; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2018. - 124 с. - ISBN 978-5-8158-1950-4. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483752

2. Кузнецов И.Н. История : Электронный ресурс : Учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2017. - 576 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02800-7.  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450757 / /

3. Касьянов В.В. История России : Электронный ресурс : учебное пособие / В.В. Касьянов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 255 с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-08424-5. https://biblio-online.ru/book/istoriya-rossii-425002 / /

4. История России : XX - начало XXI века : Электронный ресурс : учебник / под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 270 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-00075-7. https://biblio-online.ru/book/istoriya-rossii-xx-nachalo-xxi-veka-412910

5. Девлетов О.У. Курс отечественной истории : Учебное пособие : Электронный ресурс / О.У. Девлетов; О.У. Девлетов. - 3-е изд. - Москва ; Берлин : Директ-медиа, 2015. - 460 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256594 / /

6. История России : Учебник : Электронный ресурс / ред. Г.Б. Поляк. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 687 с.  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299

7. Историография истории России : Учебное пособие для академического бакалавриата : Электронный ресурс / А.А. Чернобаев, А.Ф. Бондаренко, В.Д. Камынин [и др.]; под ред. А.А. Чернобаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 429 с. - ISBN 978-5-534-00062-7.  https://biblio-online.ru/book/CF354644-2F47-43FE-8951-2070E8C8C01B/istoriografiya-istorii-rossii

8. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины – М.: Академия, 2008. – 368 с.

9. Историография истории России: Учебное пособие для академического бакалавриата: Электронный ресурс / А.А. Чернобаев, А.Ф. Бондаренко, В.Д. Камынин [и др.]; под ред. А.А. Чернобаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 429 с. - ISBN 978-5-534-00062-7. https://biblio-online.ru/book/CF354644-2F47-43FE-8951-2070E8C8C01B/istoriografiya-istorii-rossii

10. История России — федеральный портал История. РФ. URL: https://histrf.ru/

11. История России: Электронный ресурс: Учебник и практикум для академического бакалавриата / П.А. Алипов, Е.А. Архипова, Е.В. Барышева [и др.]; под ред. К.А. Соловьева. - Москва: Юрайт, 2018. - 252 с. - ISBN 978-5-534-02503-3. https://biblio-online.ru/book/EDBB9A69-9D97-4904-9C6D-965C6CE48954/istoriya-rossii / /

12. Касьянов В.В. История России: Электронный ресурс: учебное пособие / В.В. Касьянов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2018. - 255 с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-08424-5. 
https://biblio-online.ru/book/istoriya-rossii-425002 / /

13. Матюхин А.В. История России: Электронный ресурс: Учебник / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е. Азизбаева; под ред. А.В. Матюхина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Синергия, 2018. - 312 с. - (Университетская серия). - ISBN 978-5-4257-0272 2. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785425702722.html / /

14. Методологические проблемы истории : учеб. пособие / под общ. ред. В. Н. Сидорцова. Минск: ТетраСистемс, 2006.

15. Наумова Г.Р. Историография истории России: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2011. – 480 с.

16. Смоленский Н. И. Теория и методология истории / Н. И. Смоленский. 4-е изд. М.: Академия, 2012.



Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)



План занятия:

Защита учебно-исследовательского проекта в форме выступления с докладами (презентациями) (до 5 мин) с последующим обсуждением и ответами на вопросы.

Список практических заданий:


Практическое задание предполагает подготовку студентами учебно-исследовательских проектов по истории своей семьи.

Важное значение при подготовке проекта имеет детальное исследование источников разных видов, содержащихся в семейных архивах, государственных архивах, анализ научной литературы, информации интернет-ресурсов. Создание проекта предполагает детальную проработку совокупности источников и исследований. Важное значение имеет знакомство с теоретическими основами специальной исторической дисциплины – генеалогии, проработка методологии исследования, применение историко-биографического и историко-генетического и др. методов исторического исследования.

В качестве обязательного элемента проекта рекомендуется систематизация полученной информации в виде «Генеалогического древа» («Родословное древо»). «Генеалогическое древо» - схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными). Форма визуализации родословных связей в схематическом виде определяется творческим подходом его автора, количеством и характером информации, эстетическими задачами и является неотъемлемым компонентом защиты проекта в форме доклада на практическом занятии. В процессе выполнения проекта, его представления и ответов на вопросы студент должен уметь соотносить события в истории семьи с общеисторическим контекстом, уметь сопоставлять частные примеры и масштабные процессы.
Рекомендации по подготовке учебно-исследовательского проекта:
Учебно-исследовательский проект студентов должен содержать элементы научного характера. Он может оформляться в виде научного доклада и презентации, которые, как правило, включают в себя три части, соотносящие между собой в определенной пропорции по объему и связанных определенной логикой по смыслу: Введения, Основной части и Заключения.