Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)
Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)
Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)
Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)
Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)
Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)
Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)
Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)
Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война
Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)
Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта
«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /
«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)
Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)
Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)
План занятия:
-
Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. -
Эволюция экономической системы Советского государства в межвоенный период: нэп, индустриализация, коллективизация. -
Политическая и идейная борьба в 1920-х – 1930-х гг. ХХ в. -
Формирование режима личной власти И.В. Сталина.
Список практических заданий:
1. Изучая процесс образования СССР, студенту следует раскрыть основные принципы национально-государственной политики советской власти, провозглашенные в «Декларации прав народов России». Далее, проанализируйте процесс перестройки российской государственности на федеративных началах и закрепление принципа федерализма в Конституции 1918 г. Рассмотрите договорной этап взаимоотношений РСФСР и других советских республик, проанализируйте особенности государственного управления в этих республиках. Определите предпосылки, задачи и особенности создания СССР. Раскройте суть проекта «автономизации», разработанного И.В. Сталиным. Назовите причины его отклонения. Охарактеризуйте ленинскую форму государственного объединения – образования нового союзного государства как федерации равноправных республик. Подчеркните обсуждение и одобрение ленинского плана на всех уровнях республиканского руководства, а также съездах Советов. Ознакомьтесь с решениями I и II съездов Советов. Назовите четыре республики образовавшие СССР. Раскройте содержание Декларации и Договора об образовании СССР. Изучая основные положения Конституции1924 г., проанализируйте систему высших, центральных и местных государственных органов. Проследите сложность и неоднородность дальнейшего процесса развития союзного государства. Отразите особенности советского федерализма (de jure и de facto), условия перехода к унитарному государству.
2. Политика военного коммунизма привела к экономической разрухе, голоду и социальным волнениям (Кронштадтский мятеж 1921 г., выступление крестьян в Тамбовской губернии под предводительством А.С. Антонова 1920-1921 гг.), поэтому большевики приняли решение об изменении экономического курса в результате чего был выбран курс на временную либерализацию экономики о осуществлен переход к нэпу (1921 – 1928 гг.).
Студенту необходимо знать – какие задачи ставили большевистские руководители перед новой экономической политикой, в чем заключалась ее сущность и каковы ее основные компоненты. Студент должен выяснить каков был эффект мероприятий, предпринимавшихся большевиками в рамках нэпа (проиллюстрировать примерами) и каковы были итоги новой экономической политики. Студент должен знать причины «свёртывания» нэпа, уметь выделять противоречия между ним и формирующейся политической системой. Студент должен разобраться, почему партийное руководство считало, что нэп к концу 20-х годов, как экономическая политика, себя исчерпал.
Накопленные в годы нэпа ресурсы позволили партийному руководству задуматься о возможностях преодоления технической и технологической отсталости советского государства от ведущих западных стран, делавшей в перспективе Советский Союз уязвимым на внешнеполитической арене. В связи с этим был взят курс на модернизацию советской промышленности (в первую очередь тяжелой). Студенту следует разобраться в предпосылках модернизации и выяснить какую роль советское руководство отводило тяжелой промышленности и сельскохозяйственному сектору в экономической модели конца 20-х – 30-х гг.
Студент должен знать, что такое сталинская индустриализация, каковы ее предпосылки, за счет каких экономических ресурсов происходило ее осуществление, каковы методы осуществления, темпы проведения индустриализации и чем они были обусловлены (обратить внимание на внутри - и внешнеполитические факторы).
Также студенту необходимо понимать, что ставка на индустриальный рывок была тесно связана с коллективизацией. Студенту необходимо знать, что такое коллективизация, каковы ее цели, средства осуществления, итоги и социально-экономические последствия для русской деревни.
В итоге освоения материала семинарского занятия студент должен прийти к выводу, что осуществление советской индустриализации и коллективизации позволило советскому государству не только избежать экономического кризиса, поразившего ведущие западные экономики мира (конец 20-х – начало 30-х гг.), но успешно нарастить свой экономический потенциал и преодолеть технико-технологическое отставание от держав Запада.
3. Изучая третий вопрос, следует проанализировать внутриполитическую борьбу за власть в 1920-е гг. Ознакомьтесь с последними письмами и статьями В.И. Ленина, особое внимание уделите «Письму к съезду». Выделите основные оппозиционные «генеральному курсу» фракционные группы и течения. Определите их лидеров и социальную базу. Охарактеризуйте их личные амбиции и разногласия по проблемам партийно-политических и экономических отношений в стране и мире, методы и приемы их подавления. Далее рассмотрите решения XVII съезд партии (1934 г.), убийство С. Кирова (1934 г.) и начало массовых репрессии, чистки в партии, процесс Г. Зиновьева и Л. Каменева (1935 г.). Проанализируйте особенности политической власти, сложившиеся в СССР в 1930-е гг., роль партии в общественно-политической жизни страны. Обратите внимание на формирование авторитарного политического режима: от «диктатуры партии» к диктатуре аппарата, сращивание и подчинение государственного аппарата партийному, установление режима личной власти И.В. Сталин, превратившийся вскоре в культ личности.
4. При подготовке к данному вопросу студенту необходимо понимать, что в политической сфере на рубеже 1920–1930-х гг. в СССР сформировался культ личности Сталина. Что такое культ личности? Выделите факторы, способствующие формированию культа личности (политическая культура масс, личность Сталина, роль партии и партийного аппарата и др.). Студент должен знать основные средства укрепления власти И.В. Сталина, причины начавшейся внутрипартийной чистки (вторая половина 30-х годов) и массовых репрессий, последствия указанных мероприятий для государства в целом и лично для генерального секретаря. Студент должен понимать, что такое тоталитаризм, тоталитарное государство и уметь характеризовать эти феномены.
В чем заключается сущность сталинизма и каковы были его проявления в политике, экономике, социальной сфере и культуре? В чем вы видите объективные и субъективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима? Рассмотрите основные черты складывающейся советской политической системы.
Список дополнительной литературы:
-
Жуков Ю.Н. Оборотная сторона НЭПа. Экономика и политическая борьба в СССР. 1923-1925 годы. – М.: Аква-Терм, 2014. – 448 с. -
Земсков В.Н. Сталин и народ: Почему не было восстания. – М.: Алгоритм, 2014. – 240 с. -
История России — федеральный портал История.РФ. URL: https://histrf.ru/ -
История России XX - начала XXI вв. /Л.В. Милов, А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова. Под редакцией Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. -
Новейшая история России: учебник для вузов/Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 2013. – 480 с. -
Сахаров А.Н. 1930: год «коренного перелома» и начала Большого террора // Вопросы истории. – 2008. – №9. – С. 40–69.
Тема 12.
Занятие 1. Белгородчина в годы Великой Отечественной войны (на основе использования материалов Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление») (2 ч.)План занятия:
Представление результатов исследования в форме выступления с докладами (презентациями) (до 5 мин) с последующим обсуждением и ответами на вопросы
Примерные темы исследования:
1. История создания и этапы развития ГБУК Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление»
2. Экспозиция боевой техники «Оружие Победы» как пример увековечения памяти о Великой Отечественной войне
3. Документы и письменные источники по истории Белгородчины в годы Великой Отечественной войны
4. Периодическая печать как источник информации по истории Белгородчины в годы Великой Отечественной войны
5. Нумизматика в исследовании Белгородской земли в годы Великой Отечественной войны
6. История Курской битвы сквозь призму фалеристики
7. Фотодокументы по истории Курской битвы
8. Курская битва в изобразительном искусстве
9. Поисковое движение на территории Белгородской области в исследовании истории Великой Отечественной войны
10. Курская битва в воспоминаниях участников
11. Курская битва в дневниках, письмах и воспоминаниях современников
12. Информационно-коммуникативные технологии в исследовании истории Курской битвы
13. Битва на Курской Дуге в отечественной и зарубежной историографии
14. Белгород в годы оккупации
15. Цели и планы сторон накануне Курской битвы
16. Этапы Курской битвы
17. Сравнительная характеристика вооружения Советского Союза и Германии накануне Курской битвы
18. Военная форма одежды и снаряжение
19. Тыл Красной Армии в Курской битве
20. История строительства железной дороги «Старый Оскол — Ржава»
21. Материально-техническое обеспечение советских войск в ходе подготовки и проведения Курской битвы
22. Сражение под Прохоровкой
23. Феномен «Танкового тарана»