Файл: Методические указания для подготовки к практическим занятиям и их выполне нию, список рекомендуемой литературы по дисциплине Управление ассортиментом торговой организации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
38 1. Рассчитайте показатели эффективности использования торговой площади магазина. 2. Сделайте выводы по результатам расчетов.
3. Можно ли сказать, что соотношение представленных категорий и занимаемых ими торговых площадей в этом магазине оптимально?
4. Что нужно предпринять для оптимизации использования торговых площадей в магазине?
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Для выполнения практической работы необходимо изучить показа- тели эффективности использования торговых площадей. Чтобы узнать, насколько эффективно используется торговое пространство для разных групп или категорий товара, рассчитывается:
1. Коэффициент эффективности использования площадей по обороту
(К
эо
):
площади
занимаемой
в
доля
выручке
в
категории
доля
К
эо
, (3)
2. Коэффициент эффективности использования площадей по прибыли
(К
эп
):
площади
занимаемой
в
доля
прибыли
в
категории
доля
К
эп
, (4)
Два показателя нужны для того, чтобы видеть, какая из категорий яв- ляется генератором потока, базой, а какая – генератором прибыли, приори- тетной, и в зависимости от роли категории следует реализовать те или иные планы по оптимизации торгового пространства или развития категории.
Показатели для расчета
эффективности использования торговой площади
Катего- рия
Товарообо- рот, тыс. р.
Доля в то- варообо- роте, %
При- быль, тыс. р.
Доля в при- были, %
Доля в пло- щади, %
К
эо
К
эп
1 1596 620 20 2
1406 381 8
3 1314 223 3
4 1130 345 9
5 1094 235 4
6 816 431 7
7 758 266 21 8
637 161 4
9 631 106 5
10 578 105 6
11 567 103 2
12 495 94 2
13 434 109 4
14 428 150 5 итого
11884 100 3329 100 100
39
Методы измерения торговой площади:
1. В погонных (линейных) метрах. Учитываются площадь полочного пространства, занимаемые определенными группами товара. Одна полка длиной 1 м будет равна 1 п. м. Все товары, стоящие на этой полке, займут 1 погонный метр. Этот метод можно применять при измерении товаров в су- пермаркетах и там, где выкладка состоит в основном из стеллажей с пол- ками. Приемлемо для продуктов питания, хозяйственных товаров, товаров для дома, игрушек, обуви.
2. В квадратных метрах. Учитывается площадь пола, занятая торго- вым оборудованием и торговой мебелью, и площадь, занятая товаром на полках. Так можно считать крупногабаритную бытовую технику, мебель, одежду.
3. В кубических метрах. Учитываются объемы полочного простран- ства, занимаемые определенными группами товара. Приемлемо там, где много товара представлено паллетной выкладкой или товар занимает на полке несколько рядов в высоту и глубину (в гипермаркетах, дискаунтерах).
Если в зале товар представлен и на полках, и на стендах, и на паллетах, необходимо выбрать одну величину для подсчет (например, погонные метры). И все считать в погонных метрах, отталкиваясь от длины выкладки товара как меры измерения погонного метр. Если на паллете товар постав- лен в три уровня по два ряда на каждом, то паллета условно = 1 куб. м = 3 кв. м = 6 п. м.
Для того, чтобы измерить Кэ, необходимо составить список катего- рий. Для каждой категории на основе статистики продаж (не менее чем за три месяца) определить долю в обороте, долю в прибыли и долю в занимае- мой торговой площади. На основании полученных данных рассчитывают
Кэо и Кэо по формулам 3-4.
Решение о том, эффективно или неэффективно представлена катего- рия в зале, нужно принимать после того, как будут определены роли товара в общем ассортименте. Например, товар уникальных категорий может зани- мать больше места, чем приносит в обороте:
Результаты измерения
эффективности использования площади и их характеристика
Результат измерения
Характеристика
К
э
=1
Представленность товара в зале нормальная, можно ничего не менять
К
э
>1
Площадей для товара недостаточно, необходимо увеличить представлен- ность товар в зале (если только товар не выводится из ассортимента, или то- вары находятся вне сезона продаж, или это товары удобных категорий)
К
э
<1
Площади под товары слишком велики, и поэтому торговое пространство ис- пользуется неэффективно. Рекомендуется уменьшение занимаемой площади с последующим контролем продаж, чтобы не допустить падения оборотов
(если только это не товары уникальных категорий или если ожидается сезон- ный подъем продаж.)
40
Вне зависимости от того, существует в компании категорийный ме- неджмент или нет, управлять ассортиментом можно, используя методоло- гию категорийного менеджмента. Для этого необходимо привести в порядок товарный классификатор выделить категории по признаку того, как выде- ляет их покупатель. Правильное выделение категорий и знание их свойств - ключевой момент в управлении ассортиментом. От того, насколько пра- вильно выделены категории, будет зависеть затем балансировка ассорти- мент по ширине и глубине представленных товаров.
Балансировать ассортимент по ширине нужно, основываясь на реко- мендованной пропорции категорий определенных 5 ролей - уникальной, приоритетной, базовой, периодической/сезонной и удобной. От того, какую роль имеет каждой категория, будет зависеть дальнейшее развитие катего- рии в ассортименте - станет ли она прибылеобразующей и ключевой, или ей предназначена роль сопутствующая. В зависимости от роли категорий будет развиваться ее структура - то, что называется настройкой ассортимента по глубине.
После определения ролей категорий и направлений их развития мага- зин может ставить перед этими категориями конкретные цели. В зависимо- сти от того, каких целей достигает категория, она будет наполняться теми или иными товарами - дорогими или дешевыми, новинками или товарами для объемной покупки.
После анализа товаров внутри категории становится ясно, что ввод и вывод новой товарной позиции в ассортимент должен быть осознан. Нельзя вводить в ассортимент товары без четкого понимания их места в категории и той задачи, которую они должны осуществлять.
Применяя методологию категорийного менеджмента, можно: ставить финансовые и маркетинговые цели перед категорией; настраивать ассорти- мент по ширине и глубине; осознанно вводить и выводить новые товары в ассортимент; ставить стратегические планы развития всей ассортиментной политики компании, начиная от портфеля поставщиков и заканчивая фор- мированием ассортиментной матрицы каждого магазина сети.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятия: показатели эффективности использования торговых пло- щадей: коэффициент эффективности использования площадей по обо- роту, коэффициент эффективности использования площадей по при- были; роль категории
2. Перечислите показатели эффективности использования торговых пло- щадей и формулы их расчета
3. Какие методы измерения торговой площади используют в категорийном менеджменте?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
41 1. Проведите расчет показатели эффективности использования торговых площадей в вашем магазине. Сделайте вывод.
2. Составьте действий категорийного менеджера, приступающего к от- крытию новой товарной категории.
1>
1 2 3 4 5 6 7
Тематика рефератов с презентацией:
1. Сравнительный анализ научных и практических подходов к выделению товарной категории и определению ее роли
2. Особенности работы с разными группами товарных категорий
7 ТРЕНИНГ «МЕРЧАНДАЙЗИНГ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ»
Цель работы: показать необходимость использования визуального мерчандайзинга для содействия продажам товаров
Литература:
а) основная литература: 1 б) дополнительная литература: 2, 4, 5, 6
Интерактивные ресурсы: Обучающая программа «Мерчандайзинг»/
Компания «МЕДИУМ- мультимедиатренинги» - http: etrainings.amedium.ru
Программа тренинга:
1. Основы мерчандайзинга.
2. Концепция мерчандайзинга.
2.1 Внешний вид магазина и территория вокруг него (восприятие ма- газина целевой группой покупателей; название, рекламный слоган и вы- веска; цветовое решение для оформления магазина; входная зона и витрины магазина, территория вокруг магазина, парковка).
2.2 Торговый зал (планировка торгового зала, составляющие микро- мира магазина).
2.3 Выкладка товаров в торговом зале (общие правила выкладки, виды выкладки, оформление ценников, рекламно-информационная поддержка).
3. Рекомендации для магазинов разных форматов по вопросам приме- нения правил мерчандайзинга:
3.1 Как спланировать магазин?
3.2. Как распределить отделы магазина?
3.3. Где размещать какие товары?
3.4. Как оформлять магазин и торговую точку?
3.5. Каким должно быть торговое оборудование и дисплеи?
3.6. Как выделять и освещать товары?
3.7. Как избежать отсутствия товара в торговой точке?
42
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятия: мерчандайзинг, выкладка, POS – материалы, реклама, промо-акции, формат магазина, концепция магазина
2. Представьте основные положения концепции мерчандайзинга
3. Какие методы измерения торговой площади используют в категорийном менеджменте?
4. Что понимают под системным подходом к мерчандайзинга?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Сформируйте концепцию мерчандайзинга для конкретного формата ма- газина
2. Составьте рекомендациями для магазинов разных форматов по приме- нению основ мерчандайзинга
Тематика рефератов с презентацией:
1. Сравнительный анализ визуального мерчандайзинга в разных форматах магазинов
2. Формирование делового микроклимата продаж по форматам магазинов
3. Направления использования POS – материалов в рознице
4. ATL- и BTL- реклама и оценка эффективности ее использования в роз- нице
8 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ТОВАРЫ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА СЕЗОННОСТИ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
Цель работы: приобрести практические навыки прогнозирования спроса на товары и определения индекса сезонности продажи товаров
Литература:
а) основная литература: 1 б) дополнительная литература: 2, 4, 5, 6
Задание 1. Ситуационная задача
На рисунке 10 представлены объемы реализации крема для лица
«Люкс» в одном из магазинов розничной торговой сети «Идея» (ул. Хользу- нова, 15). Сеть магазинов «Идея» - это 42 магазина в Воронеже, Белгороде,
Старом Осколе и Губкине. Ассортиментный перечень магазинов «Идея» включает более чем 9000 наименований бытовой химии, товаров для дома, парфюмерии и косметики.
1. Рассчитайте статистический прогноз объемов реализации продук- ции - крема для лица «Люкс» для магазина на 2013 год по месяцам, предло- женными в таблицах методами. Результаты оформить в таблицах 20-24.
43 2. Определите погрешность прогноза для каждого метода. Результаты оформить в таблицах.
3. Полученные результаты расчетов оформите в виде таблицы 25. В графической форме отобразить прогнозы продажи крема для лица, получен- ные различными методами.
4. Определите оптимальный метод прогнозирования для данной про- дукции. Ответ аргументировать.
Рис. 10 – Фактические продажи крема для лица «Люкс», ед.
1. Метод «наивного прогноза»
Данные для расчета прогноза спроса на крем для лица «Люкс»
методом «наивного прогноза»
Период
Крем для лица «Люкс» месяц фактические продажи, ед. прогноз, ед. формула погрешность,
%
2014 год ноябрь декабрь
2015 год январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
1155 1169 1271 1221 1245 1206 1232 1260 1216 1208 1157 1164 1259 1221
44
2. Метод долгосрочной средней.
Данные для расчета прогноза спроса на крем для лица «Люкс»
методом долгосрочной средней
Период
Крем для лица «Люкс» месяц фактические продажи, ед. прогноз, ед. формула погрешность,
%
2014 год ноябрь декабрь
2015 год январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
3. Метод скользящей средней
Данные для расчета прогноза спроса на крем для лица «Люкс»
методом скользящей средней
Пе- рио д
Крем для лица «Люкс» месяц фактиче- ские про- дажи, ед. скользя- щая сред- няя (3 ме- сяца) формула погреш- ность, % скользя- щая сред- няя (5 ме- сяца) погреш- ность, %
201 1 год ноябрь декабрь
201 2 год январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
4. Метод экспоненциальной средней взвешенной (ЭСВ)
45
Данные для расчета прогноза спроса на крем для лица «Люкс»
методом ЭСВ
Пе- риод
Крем для лица «Люкс» месяц фактиче- ские про- дажи, ед. весовой коэффи- циент фор- мула среднее зна- чение предыду- щего про- гноза, ед. средняя экс- поненциаль- ная взвешен- ная, ед. погреш- ность, %
2014 год ноябрь
0,2 1230 декабрь
0,2 1245 2015 год январь
0,2 1354 февраль
0,2 1300 март
0,2 1298 апрель
0,2 1284 май
0,2 1280 июнь
0,2 1297 июль
0,2 1295 август
0,2 1287 сентябрь
0,2 1287 октябрь
0,2 1314 ноябрь
0,2 1257 декабрь
0,2 1300 5. Сводные результаты прогноза спроса на крем для лица «Люкс»
Сводные результаты прогноза
Месяц
Фактиче- ские про- дажи, ед.
Прогноз, ед
Погрешность, %
«наив ный» дол- го- сроч- ной сред- ней сколь зящая сред- няя (3 мес.)
ЭСВ
«наив ный» дол- го- сроч- ной сред- ней сколь зящая сред- няя (3 мес.)
ЭСВ ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь