Файл: Методические указания для подготовки к практическим занятиям и их выполне нию, список рекомендуемой литературы по дисциплине Управление ассортиментом торговой организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематика рефератов с презентацией:

53 1. Методология оценки прибыльности поставщика
2. Методология выбора поставщика для оптового (розничного) торгового предприятия
10 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ТОВАРНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ
Цель работы: приобрести практические навыки использования со- временных методов товарного менеджмента при закупках товаров
Литература:
а) основная литература: 1 б) дополнительная литература: 2, 4, 5, 6
Задание 1. Ситуационная задача
Компания ООО «Канцторг» в 2019 году столкнулась с рядом проблем, которые раньше у предприятия не возникали. Остатки товаров на начало те- кущего года были завышены более чем в два раза, продажи по отдельным категориям товаров сократились на 10, а то и на 15%, финансовых средств не хватало на закупку товаров. Директор общества на очередном собрании коллектива поставил вопрос о разработке плана мероприятий по повыше- нию эффективности работы торговой сети и выявлении виновных в назван- ных выше проблемах.
Менеджер отдела маркетинга обвинил отдел логистики в том, что со- трудники этого подразделения не эффективно работают с поставщиками то- варов, привел пример того, что закупки недорогих канцтоваров у несколь- ких поставщиков экономически не выгодны, анализ товарных запасов отдел не осуществляет, не проводит работу по планированию ресурсов, необходи- мых для закупки товаров. Отдел логистики назвал виновником сложив- шейся ситуации отдел маркетинга, мотивируя тем, что маркетинговые ме- роприятия в местах продажи товаров проводятся, но не являются эффектив- ными, одновременно предложив полностью пересмотреть имеющийся в ма- газине ассортимент товаров и сократить количество ассортиментных пози- ций с 2000 до 1500. Генеральный директор компании, выслушав все сказан- ное на собрании, поставил перед работниками отдела логистики следующие задачи: выбрать оптимальную систему планирования ресурсов, минимизи- ровать издержки на содержание запасов, определить рациональные методы выбора поставщика и схемы контроля поставок.
Вопросы к ситуации:
1. Прав ли директор ООО «Канцторг» в том, что разбираться в сло- жившейся ситуации он поручил отделу логистики? Ответ обоснуйте.


54 2. Позволит ли использование совмещенного АВС- XYZ анализа оп- тимизировать закупочную политику предприятия?
3. Можно ли на основе данных совмещенного АВС- XYZ анализа рас- пределить усилия персонала по наблюдению за разными группами товаров?
4. Проведите АВС- XYZ анализ для магазина «Глобус», результаты оформите в табличной и графической форме. Данные для расчетов приве- дены в таблице.
Объемы реализации отдельных ассортиментных позиций
за три квартала 2019 года в магазине «Глобус» ООО «Канцторг»
Ассортиментная позиция
1 кв.
2 кв.
3 кв.
1 4535 5410 6590 2
7470 7890 7390 3
7845 13252 6873 4
7915 9150 10133 5
8326 10380 11544 6
9080 12300 14970 7
8341 15082 15720 8
8960 10150 10510 9
6531 10090 9110 10 8160 9091 7999 11 7000 8189 7880 12 5990 5411 6631 13 90153 116395 115350 14 4535 5410 6590 15 7470 7890 7390 16 7845 13252 6873 5. Дайте рекомендации по матрице совмещенного анализа для каждой ассортиментной позиции.
6. Разработайте мероприятия, которые позволят решить проблемы с закупками продукции на предприятия ООО «Канцторг».
7. Перечислите ассортиментные позиции (см. табл.), по которым:
- необходимо держать высокий уровень запасов, чтобы свести к мини- муму вероятность его отсутствия на складе;
- нет смысла держать высокий запас, но оперативный товарный запас может быть достаточно велик, в силу малого объема;
- не только страховой, но и оперативный запас следует назначить по минимуму, чтобы не занимать дефицитные складские площади.
Методические рекомендации для выполнения практической работы
Совмещенный АВС и XYZ анализ можно рассматривать в качестве примера инструмента расчета закупок. Анализ основан, как было сказано ранее, на разбиении всего ассортимента на несколько групп по наиболее важным на данном этапе показателям товарооборота - это могут быть, например, прибыльность, капиталоемкость и объемность, и проведении

55 дальнейшего расчета заказа по показателям, назначаемым по группам в це- лом. Рекомендации по матрице совмещенного анализа представлена на ри- сунке 11.
АХ
(невысокий страховой за- пас, возможно наличие ре- зервного поставщика, тео- ретически можно работать по системе JIT)
АY
(запас с небольшим избыт- ком, резервный постав- щик, тщательный кон- троль остатков)
АZ
(иметь резервных постав- щиков, отдать самому опытному менеджеру, по- стоянный контроль)
ВХ
(невысокий запас, по- ставки JIT, партии с увели- ченным интервалом)
ВY
(запас с очень небольшим избытком, резервный по- ставщик, контроль остат- ков)
ВZ
(частичная работа под за- каз, контроль остатков, опытный менеджер, важно
– резервный поставщик)
СХ
(фиксированный заказ, си- стема JIT, партии с увели- ченным интервалом)
СY
(отдать новичку, поставка фиксированными, но чуть более частыми партиями, чуть больший страховой запас)
СZ
(за новыми товарами наблюдать, старые – выво- дить, поставка под заказ)
Рис. 11. Рекомендации по матрице совмещенного анализа
После этого для каждой группы в целом назначается режим закупок.
Режим закупок определяется двумя показателями - минимальным и опера- тивным товарным запасом, выраженными в днях продаж.
Минимальный товарный запас, МТЗ, играет роль страхового товар- ного запаса и определяется относительной прибыльностью данного товара для предприятия. То есть этот тот уровень запаса, который предприятие го- тово постоянно поддерживать, сознательно идя на "замораживание" оборот- ных средств, чтобы застраховаться от отсутствия на складе данного наиме- нования и, как следствие, упущенной прибыли. Очевидно, этот запас дол- жен быть тем больше, чем выше прибыльность данного наименования.
Второй показатель - оперативный товарный запас, ОТЗ - задает объем запаса сверх страхового и, тем самым, определяет периодичность закупок данного товара. Этот запас зависит от капиталоемкости и (или) объемности данного наименования - в большей мере от того из этих параметров, кото- рый в данной ситуации более критичен для предприятия.
Если товар относится к числу наиболее прибыльных (то есть попадает в группу A по прибыльности) - то по нему имеет смысл держать высокий уровень МТЗ - чтобы свести к минимуму вероятность его отсутствия на складе. Если у предприятия в настоящее время достаточно оборотных средств (или, например, продукция принимается на реализацию), и более критичным является объем (или площадь) складских помещений. Тогда, если рассмотренный выше товар малообъёмен, то по нему можно назначить также и высокий уровень ОТЗ. Помимо прочего, это позволит сэкономить и


56 на транспортных расходах, поскольку определит большие объемы закупае- мых партий и менее частую периодичность закупок. Таким образом, полу- чим оптимальную динамику запаса, изображенную на рисунке 12.
Рис. 12. Динамика запаса по прибыльному и малообъемному товару
Если товар столь же мало объемен, но менее прибылен, но с худшими показателями сбыта, то нет смысла держать по нему высокий МТЗ, но опе- ративный товарный запас может быть достаточно велик, в силу малого объ- ема. Поэтому идеальная динамика будет выглядеть так, как это показано на рисунке 13.
Если товар малоприбылен и занимает относительно большой объем
(то есть входит в группу A по объемности) - то не только страховой, но и оперативный запас следует назначить по минимуму, чтобы не занимать де- фицитные складские площади (рис. 14).
Рис. 13. Оптимальная динамика запаса по малоприбыльному и малообъемному товар.

57
Рис. 14. Динамика запаса по малоприбыльному и относительно объемному товару при дефиците складских площадей
Частота проведения расчетов и, соответственно, изменения режима закупок, определяется техническими возможностями (уровнем автоматиза- ции контроля и управления товарным потоком предприятия) и текущей ры- ночной ситуацией.
Формула необходимого объема заказа по конкретной номенклатурной позиции в данный момент времени может быть выражена следующим обра- зом (10):
З = (МТЗ + ОТЗ ) * СД - ТЗ' - ТвП , (10) где З - объем заказа в штуках;
МТЗ - минимальный (постоянный, страховой) товарный запас в днях продаж;
ОТЗ - оперативный товарный запас в днях продаж;
СД - сбыт в день - показатель, полученный по накопленной статистике или (для новых товаров) по прогнозам маркетинговых служб, штуки;
ТЗ' - товарный запас на день прихода заказываемой партии в штуках;
ТвП - товар в пути (ранее заказанный, но еще не оприходованный), штуки;
Товарный запас на день прихода заказываемой партии можно выра- зить следующим образом (11):
ТЗ' = (ТТЗ - СП * СД) , (11) где ТТЗ - текущий товарный запас в штуках;
СП - срок ожидания прихода заказываемой партии в днях.
Выражение (10) следует проверить на "неотрицательность". После его подстановки в формулу (11) получим(12):
З = (МТЗ + ОТЗ ) * СД - (ТТЗ - СП * СД) – ТвП, (12)
Для учета маркетинговых прогнозов изменения объемов сбыта по сравнению с периодом, за который был рассчитан показатель СД, можно

58 сопроводить его дополнительными множителем - соответствующим марке- тинговым коэффициентом. Если изменения ожидаются еще до прихода за- казываемой партии, либо только в первой части формулы (3).
Если доставка товара на склад осуществляется самой торговой орга- низацией, то важным фактором, влияющим на расчет заказываемой партии является объем (или грузоподъемность) транспортного средства. Очевидно, что имеет смысл заполнить его максимально с целью снижения транспорт- ных издержек, приходящихся на единицу заказываемой партии.
Далее, бывают ситуации, когда общую стоимость заказа необходимо подогнать под определенную величину, например, под минимальный объем с которого поставщик предоставляет скидки. Одним словом, необходимо рассмотреть ситуации, когда рассчитанную по методу ABC партию надо по- догнать под некоторые стоимостные или физические (объем, масса) величины.
Расчетные количества по всем наименованиям не надо пропорцио- нально увеличить (или уменьшить). Если применять простое пропорцио- нальное увеличение - то наименования, расчетное значение заказа по кото- рым оказалось изначально нулевым (то есть по ним не было необходимости в заказе, их наличное количество на складе достаточно велико), останутся вне заказа и при его пропорциональном увеличении, а это не всегда справедливо.
Для выбора методики подгонки следует помнить, что необходимо брать в качестве цели заказа. Целью является такое состояние товарного за- паса после оприходования заказываемой партии, при котором каждое наименование присутствует в количестве, в идеале равном сумме назначен- ного для него МТЗ и ОТЗ. Например, товар, который присутствовал на складе в избытке и не попал в заказ может и на момент прихода партии оста- ваться в количестве, большем чем МТЗ+ОТЗ и с этим ничего не поделать.
Это следствие либо ошибки при прошлых заказах, либо непредвиденных негативных изменений в сбыте. Но это в случае, если заказывается столько, сколько получили расчетно.
А если необходимо увеличить заказываемую партию, то надо пропор- ционально увечить именно идеальную расчетную планку, то есть уровень
МТЗ+ОТЗ по каждому наименованию. И после этого в заказе могут ока- заться и те наименования, которые в изначальном расчетном варианте оста- лись вне заказа. Таким образом, подгонку следует проводить, последова- тельно увеличивая (или снижая) уровень МТЗ+ОТЗ. Если при этом учесть, что подгонка может вестись одновременно по нескольким параметрам (по объему, массе и общей стоимости заказа) и при этом следует еще учитывать условие целостности коробок или паллет - то задача становится достаточно не- тривиальной, и решаемой лишь с применением компьютерной программы.
Вопросы для самопроверки:
4. Дайте понятия: каналы сбыта, поставка, договор, закупка
5. Представьте основные критерии выбора оптимального поставщика


59 6. Какие методы необходимо использовать для выбора оптимального по- ставщика?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
3. Выбрать оптимального поставщика для оптового предприятия на ос- нове фактических данных
4. Провести сравнительный анализ методов оценки и выбора оптималь- ного поставщика;
Тематика рефератов с презентацией:
3. Методология оценки прибыльности поставщика
4. Методология выбора поставщика для оптового (розничного) торгового предприятия
11 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ
Цель работы: приобрести практические навыки оценки эффективно- сти товарных запасов
Литература:
а) основная литература: 1 б) дополнительная литература: 1, 3, 6, 7
Задачи работы:
- составить классификацию товарных запасов, дать характеристику различным видам товарных запасов и определить их значение в торговле;
- изучить методику расчета показателей товарооборачиваемости;
- провести анализ эффективности использования товарных запасов;
- рассчитать плановые показатели товарных запасов и товарооборачи- ваемости;
- разработать мероприятия по оптимизации использования товарных запасов;
- определить уровень страхового запаса.
Задание 1. Составить схему классификации товарных запасов, оха- рактеризовать представленные в схеме виды товарных запасов и используя раздаточный материал сформулировать роль товарных запасов в эффектив- ном осуществлении торговой деятельности.

60
Задание 2. Изучить абсолютные и относительные показатели товар- ных запасов. Методика определения показателей товарных запасов, их ди- намики и планирования представлена в методических рекомендациях к дан- ной практической работе.
Задание 3.
Ситуационная задача
ООО «Орион» осуществляет торговую деятельность в сфере оптовых продаж хозяйственных и бытовых товаров. Компания успешно развивается более 5 лет, завоевала репутацию надежного делового партнера. Сегодня
ООО «Орион» – достаточно крупная оптовая база. В активе предприятия собственная охраняемая территория площадью 5 000 м², на которой распо- лагаются современные складские помещения (два склада хозтоваров, склад бытовой химии, склад посуды, склад пластика, склад парфюмерии) общей площадью 1500 м², офисные помещения и зал ожидания для клиентов. В выставочном зале, площадью 350 м², представлен весь ассортимент предла- гаемых товаров.
Управление товарными запасами на складах ООО «Орион» включает в себя планирование определенного объема и структуры запасов в соответ- ствии с целями организации, реализацию поставленных задач и контроль за товарными запасами. На предприятии определяют объем страхового запаса для каждого товара как процентную долю потребления за период ожидания пополнения, или как разницу между потреблением и прогнозом спроса, или оценочно на основе опыта.
Вопросы к ситуации:
1. Нужно ли знать величину текущих товарных запасов в стоимостном и натуральном выражении, или предприятие может проводить только стои- мостной учет товарных запасов? Ответ обоснуйте.
2. Выполняются ли плановые значения показателей товарных запасов и товарооборачиваемости по предприятию? Проведите анализ текущих то- варных запасов ООО «Орион» путем сопоставления фактических их разме- ров с установленными нормативами. Результаты проверки соблюдения нор- мативов товарных запасов за 2019 г. оформите в таблицах. Сделайте соот- ветствующие выводы по результатам проведенных расчетов. Представьте результаты проведенных расчетов в графической форме.
3. Можно ли утверждать, что из-за невыполнения плана товарных за- пасов и товарооборачиваемости происходит снижение темпов роста товаро- оборота за анализируемый период?
4. Корректно ли установлены плановые показатели товарных запасов и товарооборачиваемости для товарных групп? Ответ обоснуйте.


61
Товарные запасы и товарооборачиваемость ООО «Орион» за 2019 г
Месяцы
Товарооборот, тыс. р.
Остатки ТЗ, тыс. р.
Оборачиваемость
На начало пе- риода
На конец пери- ода
ТЗ сред- ние
План
Факт
Отклонение (+,
-) дней оборо- тов дней обо- ротов дней оборо- тов
Январь
61426 34398,6 41088 18 1,67
Февраль
61632 41088 50899,1 18 1,67
Март
71022 50899,1 38982 18 1,67
Апрель
75939 38982 49053,6 18 1,67
Май
81756 49053,6 49371 20 1,50
Июнь
82285 49371 55906,7 20 1,50
Июль
83860 55906,7 65532,6 20 1,50
Август
93618 65532,6 52669,3 20 1,50
Сентябрь
83162 52669,3 42409 18 1,67
Октябрь
80017 42409 37277,7 18 1,67
Ноябрь
75563 37277,7 50796 18 1,67
Декабрь
84660 50796 38975 20 1,50
Всего

62
Товарные запасы в ассортиментном разрезе ООО «Орион» за 2019 г.
Товарные группы
/ товары
На начало года
На конец года план факт отклонение план факт отклонение сумма, тыс.р. в днях сумма, тыс.р. в днях сумма, тыс.р. в днях сумма, тыс.р. в днях сумма, тыс.р. в днях сумма, тыс.р. в днях бытовая химия
7168,2 18,5 7583,4 20,0 7831,2 20,2 5924,2 15,6 хозяйственные товары
3767,9 20,5 3496,7 18,7 4116,4 22,4 3010,5 16,1 посуда
5257,8 20,1 3942,3 22,0 3965,8 15,2 6197,0 34,6 товары для сада и ого- рода
5146,4 17,6 6342,0 18,5 5622,4 19,2 6993,4 20,4 парфюмерно-космети- ческие товары
7903,4 18,7 9075,2 19,2 8634,4 20,4 8933,4 18,9 средства гигиены
4227,4 18,1 4752,6 18,3 4618,4 19,8 3196,0 12,3 подарки и сувениры
4135,5 16,0 4515,8 18,9 4518,0 17,5 4716,0 19,7 электрика
3446,3 18,7 3404,7 19,0 3765,0 20,5 3637,7 20,3 краски-лаки
4732,9 19,2 4733,9 18,6 5170,6 21,0 6515,5 25,6 прочие товары
1792,1 20,8 1651,7 15,9 1957,8 22,7 1921,8 18,5

63
Средние товарные запасы и товарооборачиваемость
по предприятию ООО «Орион» за 2019 г.
Товарные группы
Розничный товарооборот
Сумма среднегодовых товарных запасов
(ТЗ ср.г.)
Товароборачиваемость, в днях
Сумма
ТЗ ср.г. при факт. объеме т/обо- рота и плано- вой т/обор.
Отклонение от плана по средним товарным запасам план факт
% вы- пол- не- ния план факт
% вы- полне- ния по план у по факт у отклонение от плана всего
В том числе за счет изменения уско ре- ние замед- ление т/о т/обор бытовая хи- мия
139259 136501 7499 6753 хозяйствен- ные товары
66255 67315 3942 3253 посуда
94168 64510 4611 5069 товары для сада и огорода
105518 123412 5384 6667 парфюмерно- косметиче- ские товары
152142 170159 8268 9004 средства гиги- ены
84046 93494 4422 3974 подарки и су- вениры
92941 86014 4326 4615 электрика
66255 64510 3605 3521 краски-лаки
88647 91624 4951 5624 прочие товары
30980 37397 1875 1786