Файл: Курсовая работа на тему Анализ информационнокоммерческой деятельности медиахолдинга (на примере рбк) 42. 04. 02 журналистика.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предоставляет нужную информацию тем, кто в ней нуждается. В этой же работе Вырковский делает вывод, что деловая пресса уникальная по своей природе и структуре, потому что «включает как узкоспециализированные издания, предназначенные исключительно для экспертов, так и СМИ с относительно широким кругом тем, которые могут быть интересны и для людей, не включенных в бизнес-отношения»5.
2 Мельник Г.С., Виноградова С.М. Деловая журналистика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – С. 10.
3 Сергачев В. Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития : Дис. … канд. Филол. Наук :
10.01.10 : СПб., 2000. – 148 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/delovaya-pressa-regiona-sostoyanie-i- perspektivy-razvitiya
4 Вырковский А. В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России : Дис. … канд. филол. наук : 10.01.10 : М., 2007. – С. 14.
5 Там же. - С. 85.
Действительно, следует отметить, что почти во всех изданиях есть так называемые отделы «общество», «политика», «экономика» или «бизнес». Но значит ли это, что в настоящее время любое СМИ подходит под определение деловой журналистики? Безусловно, нет. Хотя бы, потому что не каждое СМИ можно отнести к качественному, а, говоря о деловой журналистике, абсолютное большинство исследователей имеет ввиду именно
такие СМИ.
Принимая во внимание тот факт, что четкого определения термина нет, он достаточно обширный, руководствуясь всем вышеперечисленным, составлена характеристика деловой журналистики, в которой представлены две формулировки - в широком и узких смыслах.
В широком смысле деловые СМИ – это в первую очередь про качественную журналистику, которая является «элементом экономической инфраструктуры»6. Это понятие подразумевает под собой журналистику, понимаемую как социальный институт. В силу того, что деловые издания являются частью экономики (зависят от нее и при этом оказывают влияние), они выполняют роль информатора, сообщая аудитории новости об общей экономической ситуации в стране и мире, анализируют события в отдельных отраслях и на предприятиях, а также отвечают на актуальные вопросы определенной тематики и предоставляют значимую социально- экономическую информацию. К слову, исследователи обращают внимание на следующий факт: «крайне сложный, комплексный характер этого типа СМИ определяет его присутствие практически во всех сегментах системы средств массовой информации, то есть деловыми могут быть СМИ любых видов»7, и с этим трудно не согласиться.
В узком смысле слова, деловая журналистика – это тип средства массовой информации, который обеспечивает информацией, необходимой
6 Вырковский А. В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России : Дис. … канд. филол. наук : 10.01.10 : М., 2007. – С. 13.
7 Афанасьева А.В., Блинова М.В.,
Борисяк Д.А., Вайсберг В.А., Вырковский А.В., Силуянова П.С., Ховратович М.В., Ходоровский А.М. Деловая журналистика: Учебное пособие / Отв. ред. Вырковский А.В. – М.: МедиаМир, 2012. – С. 21.
читателю, для функционирования и осуществления какой-либо деятельности, в частности, финансовой, корпоративной, экономической сфере. В этом определении конкретизируется роль деловых изданий и аудитории. То есть такого рода СМИ предназначены как для деловых людей (представителей бизнеса и экономики), так и для той части образованной аудитории, которая не имеет никакого отношения к финансам, но хочет быть в курсе экономической повестки.
Сегодня деловые средства массовой информации – одни из наиболее востребованных на медиарынке8. Почему? Во-первых, деловая журналистика – это качественная журналистика с проверенными фактами, данными. Во-вторых, она отвечает требованиям большей части общества. В-третьих, деловые СМИ приобрели авторитет в обществе – их данные цитируют, а к представленному мнению – прислушиваются.
Важно понимать, что деловые издания не ограничены только экономической и политической информацией. Например, текст с научным содержанием, рассказывающий о разработке новой технологии или исследовании стратегически важного объекта, также может являться необходимой деловой информацией. Более того, многие деловые издания освещают и культурную, и экологическую, и медицинскую повестки. Таким образом, исследователь Д.П. Гавра выделил следующие типы деловой журналистики:
Это значит, что стороны работы деловых изданий, действительно, значительно шире, как и было предположено ранее. Соответственно, и ее влияние на разные сферы общества, в том числе и на экономику, гораздо больше. Вместе с этим расширяется круг потенциальной целевой аудитории.
8 Рейтинг самых цитируемых СМИ за ноябрь 2020 года // Медиалогия URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/7995/#gazeti
9 Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. Д.П. Гавра. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – С. 205.
Переходя к разговору о значимости и функциях деловой журналистики, сразу оговоримся, все это также не является неким абсолютом, с которым согласны все исследователи. К примеру, А.В. Вырковский утверждает, что роль деловых изданий не является константой.
«Особенности базовой экономической среды, уровня деловых отношений определяют структуру, функции и роль бизнес-прессы в обществе»10. То есть, по мнению доцента, модели, задачи, роль деловых изданий для каждой страны, даже для каждого региона внутри государства могут быть разными. Все зависит от типа хозяйствования, уровня экономических отношений, наконец, деловой культуры. Это значит, что допускается взаимное влияние экономики, бизнеса на деловое издание и наоборот. Тем более, что, принимая во внимание вышесказанное об отношениях экономики и политики, стоит отметить огромное влияние деловых СМИ на рыночную экономику. «Распространяя рекламу, масс-медиа становятся одновременно и инструментом, стимулирующим потребление, и важным каналом информации о новых товарах и услугах»11, заключил в своем исследовании А.А. Панченко.
СМИ в целом оказывают огромное влияние на общество, а деловые – еще и некое давление на рынок и экономику. Е.Л. Вартанова, изучая этот вопрос, сделала вывод, что «современная медиаиндустрия превратилась в
2 Мельник Г.С., Виноградова С.М. Деловая журналистика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – С. 10.
3 Сергачев В. Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития : Дис. … канд. Филол. Наук :
10.01.10 : СПб., 2000. – 148 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/delovaya-pressa-regiona-sostoyanie-i- perspektivy-razvitiya
4 Вырковский А. В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России : Дис. … канд. филол. наук : 10.01.10 : М., 2007. – С. 14.
5 Там же. - С. 85.
Действительно, следует отметить, что почти во всех изданиях есть так называемые отделы «общество», «политика», «экономика» или «бизнес». Но значит ли это, что в настоящее время любое СМИ подходит под определение деловой журналистики? Безусловно, нет. Хотя бы, потому что не каждое СМИ можно отнести к качественному, а, говоря о деловой журналистике, абсолютное большинство исследователей имеет ввиду именно
такие СМИ.
Принимая во внимание тот факт, что четкого определения термина нет, он достаточно обширный, руководствуясь всем вышеперечисленным, составлена характеристика деловой журналистики, в которой представлены две формулировки - в широком и узких смыслах.
В широком смысле деловые СМИ – это в первую очередь про качественную журналистику, которая является «элементом экономической инфраструктуры»6. Это понятие подразумевает под собой журналистику, понимаемую как социальный институт. В силу того, что деловые издания являются частью экономики (зависят от нее и при этом оказывают влияние), они выполняют роль информатора, сообщая аудитории новости об общей экономической ситуации в стране и мире, анализируют события в отдельных отраслях и на предприятиях, а также отвечают на актуальные вопросы определенной тематики и предоставляют значимую социально- экономическую информацию. К слову, исследователи обращают внимание на следующий факт: «крайне сложный, комплексный характер этого типа СМИ определяет его присутствие практически во всех сегментах системы средств массовой информации, то есть деловыми могут быть СМИ любых видов»7, и с этим трудно не согласиться.
В узком смысле слова, деловая журналистика – это тип средства массовой информации, который обеспечивает информацией, необходимой
6 Вырковский А. В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России : Дис. … канд. филол. наук : 10.01.10 : М., 2007. – С. 13.
7 Афанасьева А.В., Блинова М.В.,
Борисяк Д.А., Вайсберг В.А., Вырковский А.В., Силуянова П.С., Ховратович М.В., Ходоровский А.М. Деловая журналистика: Учебное пособие / Отв. ред. Вырковский А.В. – М.: МедиаМир, 2012. – С. 21.
читателю, для функционирования и осуществления какой-либо деятельности, в частности, финансовой, корпоративной, экономической сфере. В этом определении конкретизируется роль деловых изданий и аудитории. То есть такого рода СМИ предназначены как для деловых людей (представителей бизнеса и экономики), так и для той части образованной аудитории, которая не имеет никакого отношения к финансам, но хочет быть в курсе экономической повестки.
§2 Роль деловой журналистики в экономике и маркетинг СМИ
Сегодня деловые средства массовой информации – одни из наиболее востребованных на медиарынке8. Почему? Во-первых, деловая журналистика – это качественная журналистика с проверенными фактами, данными. Во-вторых, она отвечает требованиям большей части общества. В-третьих, деловые СМИ приобрели авторитет в обществе – их данные цитируют, а к представленному мнению – прислушиваются.
Важно понимать, что деловые издания не ограничены только экономической и политической информацией. Например, текст с научным содержанием, рассказывающий о разработке новой технологии или исследовании стратегически важного объекта, также может являться необходимой деловой информацией. Более того, многие деловые издания освещают и культурную, и экологическую, и медицинскую повестки. Таким образом, исследователь Д.П. Гавра выделил следующие типы деловой журналистики:
-
экономическая журналистика, ориентированная на экономистов- профессионалов; -
бизнес-журналистика, которая предназначена для предпринимателей; -
деловая журналистика, ориентирующаяся на удовлетворении информационных запросов субъектов экономической деятельности в целом9.
Это значит, что стороны работы деловых изданий, действительно, значительно шире, как и было предположено ранее. Соответственно, и ее влияние на разные сферы общества, в том числе и на экономику, гораздо больше. Вместе с этим расширяется круг потенциальной целевой аудитории.
8 Рейтинг самых цитируемых СМИ за ноябрь 2020 года // Медиалогия URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/7995/#gazeti
9 Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. Д.П. Гавра. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – С. 205.
Переходя к разговору о значимости и функциях деловой журналистики, сразу оговоримся, все это также не является неким абсолютом, с которым согласны все исследователи. К примеру, А.В. Вырковский утверждает, что роль деловых изданий не является константой.
«Особенности базовой экономической среды, уровня деловых отношений определяют структуру, функции и роль бизнес-прессы в обществе»10. То есть, по мнению доцента, модели, задачи, роль деловых изданий для каждой страны, даже для каждого региона внутри государства могут быть разными. Все зависит от типа хозяйствования, уровня экономических отношений, наконец, деловой культуры. Это значит, что допускается взаимное влияние экономики, бизнеса на деловое издание и наоборот. Тем более, что, принимая во внимание вышесказанное об отношениях экономики и политики, стоит отметить огромное влияние деловых СМИ на рыночную экономику. «Распространяя рекламу, масс-медиа становятся одновременно и инструментом, стимулирующим потребление, и важным каналом информации о новых товарах и услугах»11, заключил в своем исследовании А.А. Панченко.
СМИ в целом оказывают огромное влияние на общество, а деловые – еще и некое давление на рынок и экономику. Е.Л. Вартанова, изучая этот вопрос, сделала вывод, что «современная медиаиндустрия превратилась в