Файл: Курсовая работа на тему Анализ информационнокоммерческой деятельности медиахолдинга (на примере рбк) 42. 04. 02 журналистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§4 Бизнес-модель РБК: коммерческий аспект работы медиахолдинга




С финансовой стороны стратегия и бизнес-модель РБК также показывают неплохие результаты. К примеру, на сайте компании заявлено, что выручка за 2020 год составила 5 582 миллионов рублей25. Реальная прибыль компании (по показателю EBITDA) – 875 миллионов рублей, а маржинальность бизнеса увеличилась до 16%26.

Прежде чем говорить о бизнес-модели РБК и описывать ее, необходимо отметить, учитывая предложенную В.Л. Иваницким типологию, что РБК соблюдает респектабельную стратегию, так как работает на основе четкого бизнес-плана, собирает вокруг себя аудиторию, претендующую на элитные характеристики, и является деловым СМИ.

Говоря о каналах сбыта или способах продаж и монетизации контента, можем заключить следующее: РБК продолжает поддерживать сегментацию бизнеса, исходят из стратегии27. Этот вывод сделан на основе анализа годового отчета медиахолдинга за два года. У РБК есть несколько крупных сегментов – источников дохода, а именно:

  • В2С информация и сервисы. Этот сегмент работает на рекламной модели. Сюда входят проекты «РБК 360» (это портал rbc.ru, телеканал РБК, журнал и газета), а также тематические проекты (РБК Недвижимость, Autonews, РБК Стиль, РБК Спорт, РБК Quote портал о котировках и акциях, РБК Тренды);

  • В2В информация и сервисы – здесь речь идет о платном доступе к контенту. В этом сегменте, как нам показалось, РБК развивается не менее активно, чем в предыдущем. Направление представлено проектами «РБК Исследования», «РБК Конференции», Public.ru. В 2018 году запущен проект РБК Pro, а в 2019 создано кредитное






25 О компании // РБК: Группа компаний URL: http://www.rbc.group/en/aboutus/

26 Там же

27 Годовой отчет ПАО «РБК» за 2019 год // РБК: Деловое информационное пространство URL: http://pics.v2.rbcholding.ru/rbcholding_pics/media/files/6/43/87967565871081590763021426436.pdf

рейтинговое агентство НКР (благодаря этому РБК предоставляет качественную аналитику и необходимую информацию о кредитном качестве отечественного бизнеса);

  • В2В инфраструктура – сюда как раз-таки входит бизнес регистрации доменов и хостинга. Сегмент представлен группой компании RU- CENTER Grоuр.

  • Вдохновение от РБК проект «Премия РБК» - ежегодное мероприятие, проводимое для бизнес-сообщества.

  • Второстепенные активы в составе группы компаний холдинга имеется и самостоятельный бизнес, РБК лишь принимает активное участие в его развитии. Это проект LovePlanet сервис сайтов знакомств. Наличие этой сети свидетельствует о расширенном влиянии РБК не только среди СМИ, но и других отраслевых ресурсов. С 2012 года РБК запускает региональные версии своего сайта rbc.ru.

Первым локализованным порталом стал Санкт-Петербург. Однако стоит сделать оговорку. РБК в Санкт-Петербурге – 100%-я дочерняя компания холдинга РБК. Это означает, что этот филиал может действовать только под чутким руководством основной компании – так называемого «Большого РБК», который находится в Москве.

Начиная с 2013 года региональные версии сайта РБК запускаются посредствам

модели франчайзинга. В архиве пресс-службы холдинга найдена следующая информация: «Данная модель предполагает, что партнер добавляет региональные новости в ленту Rbc.ru через административную систему РБК и продает локальную рекламу, а РБК осуществляет редакционный контроль над публикуемыми материалами. Помимо оговоренной стоимости франшизы, которую оплачивает партнер, обязательным условием сотрудничества является увеличение локального трафика РБК»28.




28 Пресс-релизы. Архив 2013 // РБК: Деловое информационное пространство URL: http://rbcholding.ru/press/160413/312.shtml

Таким образом, на 2021 год запущены следующие региональные франшизы сайта РБК: «РБК-Екатеринбург», «РБК-Новосибирск», «РБК- Башкортостан», «РБК-Вологодская область», «РБК-Калининград», «РБК- Краснодарский край», «РБК-Красноярский край», «РБК-Нижний Новгород», «РБК-Пермский край», «РБК-Ростов-на-Дону», «РБК- Татарстан», «РБК-Тюмень», «РБК-Черноземье», «РБК-Кавказ».

Кроме портала rbc.ru, в отдельных регионах по франшизе РБК-ТВ работают и телеканалы. Списка действующих каналов в регионах, актуального на 2022 год, не обнаружено. Из открытых источников известно о существовании РБК-ТВ Уфа (имеется собственный сайт) и РБК-ТВ Пермь. Также найдена информация о вещании телеканалов РБК в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Воронеже (Черноземье). Официальные сайты не обнаружены, однако найдены выпущенные посредствам видеохостинга YouTube
материалы. Скорее всего, они являются частью партнерских проектов РБК+, в рамках которых выпускаются коммерческие материалы.

Заключение




В целях комплексного понимая информационно-коммерческой деятельности делового медиахолдинга РБК в настоящей работе были предметно рассмотрены следующие вопросы: понятие деловой журналистики в современной России, определение бизнес-модели СМИ, а также подробно рассмотрена и проанализирована работа медиахолдинга РБК.

История деловой журналистики началась несколько веков назад, и она все еще продолжает развиваться. В целом эта «ветка» в системе российских СМИ с течением времени доказала свою общественную необходимость. Понятие деловой журналистики достаточно распространенное. Безусловно, определенные общепринятые характеристики деловой журналистики уже имеются это качество публикуемых материалов, проверенные факты, объективность, представление разных точек зрения, тщательная аргументация и т.п. Но считается, что теоретикам еще предстоит пересмотреть определение деловой журналистики и ее специфики.

Исходя из того, что медиабизнес в России в целом переживает период турбулентности, представители средств массовой информации вынуждены пересматривать бизнес-модели и стратегии: открывать для себя новые и отказываться от устоявшихся. На первый план выходят финансы, которые получает издатель от редакционных материалов, которые подготавливает и публикует команда журналистов. Содержание, качество и методы выполнения работ – отходят на второе место. Поэтому, сделан вывод, что