Файл: Курсовая работа на тему Анализ информационнокоммерческой деятельности медиахолдинга (на примере рбк) 42. 04. 02 журналистика.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§4 Бизнес-модель РБК: коммерческий аспект работы медиахолдинга
С финансовой стороны стратегия и бизнес-модель РБК также показывают неплохие результаты. К примеру, на сайте компании заявлено, что выручка за 2020 год составила 5 582 миллионов рублей25. Реальная прибыль компании (по показателю EBITDA) – 875 миллионов рублей, а маржинальность бизнеса увеличилась до 16%26.
Прежде чем говорить о бизнес-модели РБК и описывать ее, необходимо отметить, учитывая предложенную В.Л. Иваницким типологию, что РБК соблюдает респектабельную стратегию, так как работает на основе четкого бизнес-плана, собирает вокруг себя аудиторию, претендующую на элитные характеристики, и является деловым СМИ.
Говоря о каналах сбыта или способах продаж и монетизации контента, можем заключить следующее: РБК продолжает поддерживать сегментацию бизнеса, исходят из стратегии27. Этот вывод сделан на основе анализа годового отчета медиахолдинга за два года. У РБК есть несколько крупных сегментов – источников дохода, а именно:
-
В2С информация и сервисы. Этот сегмент работает на рекламной модели. Сюда входят проекты «РБК 360» (это портал rbc.ru, телеканал РБК, журнал и газета), а также тематические проекты (РБК Недвижимость, Autonews, РБК Стиль, РБК Спорт, РБК Quote – портал о котировках и акциях, РБК Тренды); -
В2В информация и сервисы – здесь речь идет о платном доступе к контенту. В этом сегменте, как нам показалось, РБК развивается не менее активно, чем в предыдущем. Направление представлено проектами «РБК Исследования», «РБК Конференции», Public.ru. В 2018 году запущен проект РБК Pro, а в 2019 – создано кредитное
25 О компании // РБК: Группа компаний URL: http://www.rbc.group/en/aboutus/
26 Там же
27 Годовой отчет ПАО «РБК» за 2019 год // РБК: Деловое информационное пространство URL: http://pics.v2.rbcholding.ru/rbcholding_pics/media/files/6/43/87967565871081590763021426436.pdf
рейтинговое агентство НКР (благодаря этому РБК предоставляет качественную аналитику и необходимую информацию о кредитном качестве отечественного бизнеса);
-
В2В инфраструктура – сюда как раз-таки входит бизнес регистрации доменов и хостинга. Сегмент представлен группой компании RU- CENTER Grоuр. -
Вдохновение от РБК – проект «Премия РБК» - ежегодное мероприятие, проводимое для бизнес-сообщества. -
Второстепенные активы – в составе группы компаний холдинга имеется и самостоятельный бизнес, РБК лишь принимает активное участие в его развитии. Это проект LovePlanet – сервис сайтов знакомств. Наличие этой сети свидетельствует о расширенном влиянии РБК не только среди СМИ, но и других отраслевых ресурсов. С 2012 года РБК запускает региональные версии своего сайта rbc.ru.
Первым локализованным порталом стал Санкт-Петербург. Однако стоит сделать оговорку. РБК в Санкт-Петербурге – 100%-я дочерняя компания холдинга РБК. Это означает, что этот филиал может действовать только под чутким руководством основной компании – так называемого «Большого РБК», который находится в Москве.
Начиная с 2013 года региональные версии сайта РБК запускаются посредствам
модели франчайзинга. В архиве пресс-службы холдинга найдена следующая информация: «Данная модель предполагает, что партнер добавляет региональные новости в ленту Rbc.ru через административную систему РБК и продает локальную рекламу, а РБК осуществляет редакционный контроль над публикуемыми материалами. Помимо оговоренной стоимости франшизы, которую оплачивает партнер, обязательным условием сотрудничества является увеличение локального трафика РБК»28.
28 Пресс-релизы. Архив 2013 // РБК: Деловое информационное пространство URL: http://rbcholding.ru/press/160413/312.shtml
Таким образом, на 2021 год запущены следующие региональные франшизы сайта РБК: «РБК-Екатеринбург», «РБК-Новосибирск», «РБК- Башкортостан», «РБК-Вологодская область», «РБК-Калининград», «РБК- Краснодарский край», «РБК-Красноярский край», «РБК-Нижний Новгород», «РБК-Пермский край», «РБК-Ростов-на-Дону», «РБК- Татарстан», «РБК-Тюмень», «РБК-Черноземье», «РБК-Кавказ».
Кроме портала rbc.ru, в отдельных регионах по франшизе РБК-ТВ работают и телеканалы. Списка действующих каналов в регионах, актуального на 2022 год, не обнаружено. Из открытых источников известно о существовании РБК-ТВ Уфа (имеется собственный сайт) и РБК-ТВ Пермь. Также найдена информация о вещании телеканалов РБК в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Воронеже (Черноземье). Официальные сайты не обнаружены, однако найдены выпущенные посредствам видеохостинга YouTube
материалы. Скорее всего, они являются частью партнерских проектов РБК+, в рамках которых выпускаются коммерческие материалы.
Заключение
В целях комплексного понимая информационно-коммерческой деятельности делового медиахолдинга РБК в настоящей работе были предметно рассмотрены следующие вопросы: понятие деловой журналистики в современной России, определение бизнес-модели СМИ, а также подробно рассмотрена и проанализирована работа медиахолдинга РБК.
История деловой журналистики началась несколько веков назад, и она все еще продолжает развиваться. В целом эта «ветка» в системе российских СМИ с течением времени доказала свою общественную необходимость. Понятие деловой журналистики достаточно распространенное. Безусловно, определенные общепринятые характеристики деловой журналистики уже имеются – это качество публикуемых материалов, проверенные факты, объективность, представление разных точек зрения, тщательная аргументация и т.п. Но считается, что теоретикам еще предстоит пересмотреть определение деловой журналистики и ее специфики.
Исходя из того, что медиабизнес в России в целом переживает период турбулентности, представители средств массовой информации вынуждены пересматривать бизнес-модели и стратегии: открывать для себя новые и отказываться от устоявшихся. На первый план выходят финансы, которые получает издатель от редакционных материалов, которые подготавливает и публикует команда журналистов. Содержание, качество и методы выполнения работ – отходят на второе место. Поэтому, сделан вывод, что