Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В разработанной модели под результатами патриотического воспитания младших школьников мы понимаем повышение уровня сформированности патриотической воспитанности у каждого младшего школьника.
Охарактеризованные и находящиеся в органическом единстве компоненты системы и функциональные связи, отношения между ними представляют своеобразную модель системы патриотического воспитания младших школьников. Она позволит педагогам оптимизировать и интенсифицировать процесс патриотического воспитания учащихся младших классов. Компоненты разработанной модели (цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат) выступают как единое целое, они взаимосвязаны, изменение одного из них вызывает изменение всей системы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
2.2 Диагностика патриотического воспитания младших школьников
В соответствии с выдвинутой целью, задачами опытно-поисковая работа включает в себя следующие этапы:
– определение уровней патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем этапе в исследуемой группе детей, анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с детьми;
– разработка содержания педагогической работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности и её апробация.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МОУ СОШ № 1 с. Родино. В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста (1-3 классы). Для проведения констатирующего этапа необходимо было определить показатели и критерии патриотического воспитания, разработать характеристику уровней, определить диагностические задания. С этой целью в данном параграфе были поставлены следующие задачи:
– выделить показатели и критерии, необходимые для выявления уровней патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста;
– определить диагностические задания для выявления уровней патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности;
– выявить уровни патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Рабочее понятие принятое нами для данной исследовательской работы базируется на позиции И. Ф. Харламова, который определяет патриотическое воспитание как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающая любовь к Родине, активный труд во имя её блага, умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны1.
На основе определения понятия «патриотическое воспитание» и выявленных структурных компонентов патриотического воспитания были определены показатели и критерии, разработана характеристика уровней патриотической воспитанности у младших школьников (Приложение 4, 5). Таким образом, к показателям развития патриотического воспитания были отнесены: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный.
Показатель когнитивный, под которым мы понимаем сформированность основных понятий, а именно: «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России. Для данного показателя были выделены следующие критерии:
– объем патриотических знаний;
– объем словаря патриотической направленности;
– устойчивость познавательного интереса к патриотическим знаниям.
Показатель эмоционально-ценностный, под которым мы понимаем сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой поселок, семью, школу. Для характеристики данного показатели были выделены следующие критерии:
– эмоционально-ценностное отношение к историческому и духовному наследию своей страны;
– наличие патриотических чувств, любви к Родине;
– проявление сопереживания по отношению к культурным традициям, обычаям малой Родины.
Показатель деятельностный, под которым мы понимаем заботу о своей школе, участие в мероприятиях, направленных на благоустройство территории школы и своей малой родины. Для характеристики данного показатели были выделены следующие критерии:
– приоритетность выбора для просмотра отечественных мультфильмов, чтения русских народных сказок, посещения музеев патриотической направленности;
– участие в мероприятиях, направленных на благоустройство территории школы.
Анализ диагностического инструментария позволил нам выбрать оптимальные диагностики для выявления уровней патриотической воспитанности. Таким образом, исследование проводилось с помощью следующих диагностик: «Что такое Родина» и «Достопримечательности нашей Родины» (Приложение 2, 3). Использование диагностических методов, их взаимное дополнение на всех этапах процесса изучения патриотической воспитанности младших школьников служила гарантией обеспечения достоверности результатов патриотического воспитания учащихся.
Уровень патриотического воспитания у младших школьников определялся по трехбалльной системе: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.
Высокий уровень патриотической воспитанности учащихся начальных классов характеризуется критериями:
– устойчивым интересом к истории Родины, родного края, традициям народов малой родины; бережным отношением к природе малой родины; потребностью активного сознательного участия в жизни села, города, школы, класса;
– знанием истории Родины и родного края; традиций и обычаев народов малой родины; проявлением признаков, свойственных высоконравственной личности; знанием героев, писателей, поэтов малой родины; уважительным отношением к другим народам, их обычаям и культуре; пониманием сути понятий «Родина», «патриот»;
– наличием коммуникативных умений; уважением к другим народам своего края, их обычаям и культуре, соблюдением норм этикета в семье, в общественных местах; самостоятельным, по собственной инициативе оказанием помощи окружающим; активным и сознательным участием в трудовой деятельности.
Средний уровень характеризуется:
– неустойчивым интересом к истории Родины, родного края, традициям народов малой родины; проявлением интереса под руководством учителя, слабым проявлением самостоятельной потребности в познании истории Родины и родного края, народной культуры малой родины;
– желанием изучать историю Родины и родного края; знанием основных традиций и обычаев народов страны и малой родины; владением некоторыми знаниями народной культуры; пониманием сути понятий «Родина», «патриот»;
– ориентированием в той или иной ситуации; проявлением желания соблюдать нормы этикета в семье, общественных местах, однако только в знакомых ситуациях.
Низкий уровень патриотической воспитанности проявляется:
– в познавательной инертности, отсутствии интереса к истории Родины, родного края;
– в поверхностных знаниях истории Родины и родного края, народных традиций, обычаев;
– в наличии коммуникативного барьера, напряженности в общении, отсутствии стремления участвовать в массовых мероприятиях (благоустройстве территории школы, народных праздниках, играх и т. д.).
В соответствии с показателями и выделенными к ним критериями была разработана характеристика уровней патриотической воспитанности (Приложение 4).
Каждый показатель оценивается от 1 до 3 баллов. Расшифровка показателей:
«3» – высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» – средний уровень;
«1» – низкий уровень.
Основное содержание и последовательность методики «С чего начинается Родина» включает в себя следующие моменты:
Сбор данных (информации) об уровнях патриотической воспитанности. Источниками данных могут быть: наблюдения и исследования педагогов, результаты бесед, опросов, анкетирования. Обработка данных. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы. Графическое представление основных результатов анализа (диаграммы, таблицы, схемы и т. д.). Формулировка выводов об уровнях патриотической воспитанности, постановка задач по их дальнейшему совершенствованию.
Цель: выявить уровень сформированности когнитивного показателя.
Материал: лист каждому ребёнку с напечатанными на нём вопросами-заданиями.
Методика проведения: детям предлагается внимательно прочитать вопрос и ответить на него письменно.
Вопросы для выявления уровня сформированности показателя «когнитивный»:
Что такое Родина?
Что такое малая Родина?
Как называется твоя Родина?
Как называется твоя малая Родина?
Что такое достопримечательность?
Какие города России ты знаешь?
Какие реки России ты знаешь?
В результате проведения данного диагностического задания были получены следующие результаты: низкий уровень по показателю «когнитивный» был выявлен у 11 детей (27%), средний уровень по данному показателю был выявлен у 19 детей (47%), высокий уровень у 10 детей (26%) (рис. 1).
Рисунок 1 – Результаты сформированности когнитивного показателя
Качественный анализ результатов показал, что дети могут дать развёрнутый ответ на вопрос что такое Родина, например, Ангелина В.: «Родина – это место, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги». На вопросы, какие города и реки России ты знаешь, больше всех вариантов ответов дал Кирилл К.: «Москва, Челябинск, Екатеринбург, Ока, Енисей, Москва, Нева». Многие дети на вопрос как называется твоя Родина, ответили «Россия». Но есть и такие дети, которые допустили ошибки, например Александра А. ответила: «Моя Родина называется Екатеринбург».
Цель: выявить уровень сформированности эмоционально-ценностного показателя.
Материал: лист каждому ребёнку с напечатанными на нём вопросами- заданиями.
Методика проведения: детям предлагается внимательно прочитать вопрос и ответить на него письменно.
Вопросы: