Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нравственным смыслом и значимостью2. Ценностное отношение к разнообразной деятельности, фокусирующее в себе всю совокупность отношений к человеку, к жизни, к обществу, к родине, проявляется в активной деятельности. Формирование патриотической воспитанности мы рассматриваем сквозь призму формирования системы ценностей, которые имеют свои внешние показатели - те качества, которыми проявляет себя личность в общении и деятельности. Руководствуясь принципом учета возрастных и индивидуальных особенностей личности младших школьников в патриотическом воспитании младших школьников необходимо учитывать:

– во-первых, в младшем школьном возрасте у детей происходит дальнейшее совершенствование индивидуальных способностей, эмоциональных и моральных качеств, влияющих на остроту их переживаний и восприятия мира, в том числе и формирование патриотических чувств;

– во-вторых, в младшем школьном возрасте закладываются основы научного мировоззрения и привычные способы поведения и отношения к миру во всем его многообразии;

– в-третьих, у школьников формируется чувство долга, ответственности и привязанности к родному дому, родным местам, стремление сохранить и защитить свою Родину.

Таким образом, младший школьный возраст оказывается наиболее благоприятным периодом для целенаправленного формирования патриотической воспитанности.

В основу модели легли общие факторы воспитания. Как известно, под факторами воспитания обычно понимаются причины или движущие силы какого-либо процесса. Выделяются три группы общих факторов воспитания: во-первых, это разнообразные виды деятельности воспитанников – игра, ученье, труд, спорт, разнообразные виды искусства и т.п.; во-вторых, различные виды деятельности педагогов – педагогическое руководство, преподавание (диагностика, планирование, проектирование, организация самообразования и самовоспитания, организация контроля и учета, корректировка деятельности воспитанников); в-третьих – многонациональный коллектив, будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, благоприятно развивает личность, в том числе формирует у неё патриотическую воспитанность. Эти положения воспитания выступают факторами патриотического воспитания.


По характеру целей и содержания различают такие виды деятельности младших школьников игра, учение, труд, общение. В зависимости от того, как они организуются, различают учебную и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность является основой воспитания патриотизма у младших школьников. В патриотическом воспитании используются следующие виды внеурочной деятельности: интеллектуально- познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно- творческая, физкультурно-спортивная, свободное общение, игровая. Учителя начальных классов организует работу по следующим основным направлениям:

– диагностика учащихся и коллектива класса: определение уровня патриотической воспитанности, индивидуальных особенностей младших школьников;

– формулировка задач патриотического воспитания, общих для класса или отдельных групп учеников класса;

– планирование воспитательной работы по патриотическому воспитанию младших школьников: составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по его решению;

– организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний;

– анализ и оценка результатов патриотического воспитания младших школьников: наблюдение, опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

Многонациональный коллектив, будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, благоприятно развивает личность, в том числе формирует у неё патриотическую воспитанность.

По определению Ю. П. Сокольникова, деятельность это проявление человеком активности, реализация им своего отношения к окружающему и к самому себе в соответствии с поставленной целью1.

В представленной модели ведущими видами деятельности, несущими наибольшие возможности для реализации задач формирования патриотической воспитанности младших школьников, выступают: учебная и игровая.

Названные нами общие факторы воспитания являются движущими силами не только целостного воспитательного процесса, но и каждой из частичных систем воспитания, в том числе и системы формирования патриотической воспитанности младших школьников.

При характеристике содержания патриотического воспитания младших школьников мы исходим из общего понимания содержания воспитания, под которым понимается овладение воспитанниками в процессе своего развития человеческой культурой, а точнее, социальным опытом, той его частью, которая используется людьми в повседневной жизни, познавательной, практической и иной социально ценной деятельности

1.

Культура, социальный опыт человечества, как его главное достояние на протяжении многовековой истории, непрерывно обогащалась, и это свидетельствует о социальном прогрессе общества. Его необходимой частью являются элементы социального опыта: совокупность знаний, умений, навыков, интеллектуальных морально-волевых и иных социально-ценных качеств, которые необходимы людям в повседневных взаимоотношениях, общении в многонациональном коллективе. Овладение ими и составляет содержание патриотического воспитания младших школьников, включающего приобретение социального опыта, необходимого им, чтобы быть патриотами, способными к активной и преобразующей деятельности в гражданском обществе, готовыми к служению в интересах Родины, нести ответственность за неё, вставать на её защиту, выполнять гражданский долг, служить в Вооруженных силах РФ, участвовать в социально значимой деятельности патриотической направленности1.

Рассмотрим методы патриотического воспитания младших школьников в формируемой модели. В нашем понимании методами формирования той или иной частичной системы воспитания выступают общие методы воспитания, используемые применительно к задачам и специфике той роли, которую играют воспитатель и учащиеся в процессе формирования патриотической воспитанности младших школьников.

В педагогической литературе имеются различные классификации методов воспитания. Мы придерживаемся классификации, данной Б. Т. Лихачевым2.

1. Метод организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования);

2. Методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации);

3. Методы детской самодеятельности (самоорганизация (самоанализ, самосознание), самоорганизация чувств и разума (самовоспитание), самоорганизация воли и поведения (самостимулирование);

4. Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).


Выбор и использование методов осуществляется учителями в соответствии с педагогическими задачами, которые ставятся с учетом своеобразия возраста воспитанников, особенностей коллектива (класса), уровнем патриотической воспитанности младших школьников.

Средства патриотического воспитания младших школьников. Под средствами учебно-воспитательного процесса И. П. Подласый понимает «предметную поддержку»1. Средство это предмет среды, или жизненная ситуация, преднамеренно включенная в целостный воспитательный процесс. Любой объект материальной или духовной культуры может выполнять функцию средств при следующих условиях:

– с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

– она выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной форме.

Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанника. Под средством воспитания в концепции системного понимания воспитания подразумеваются предметы, обладающие тремя важными характеристиками:

– во-первых, для того, чтобы тот или иной предмет выступал в этой роли, в нем должна быть заключена человеческая культура, и это естественно, ибо процесс воспитания – это процесс его передачи и усвоения;

– во-вторых, эта культура должна содержаться в них в концентрированном виде, ибо только тогда они могут использоваться результативно в воспитательном процессе;

– в-третьих, необходимейшим условием этой результативности выступает педагогическая обработанность культуры, заложенной в воспитательных средствах, иначе её усвоение окажется недоступным для воспитанников с их определенными возрастными и индивидуальными особенностями.

Выбор средств в различных частичных системах воспитания зависит от задач этой воспитательной системы, при их применении они приобретают специфическое содержание. Такой подбор средств с соответствующим содержанием происходит и при формировании у младших школьников патриотической воспитанности1. Средства патриотического воспитания младших школьников разнообразны. Это слово учителя и родителей, стиль взаимоотношений учителя с учеником, наглядные пособия, технические и учебные средства, телевидение, Интернет, радио, кино, театр2.

Рассмотрим организационные формы воспитания. Главной формой патриотического воспитания младших школьников выступает воспитательный коллектив. Обычно под коллективом понимается совокупность людей, объединенных общими целями, общей деятельностью по их достижению, определенными отношениями, возникающими в этой деятельности
3. Коллективы, будучи ячейкой демократического общества, являются:

– формой организации жизнедеятельности его членов с целью удовлетворения их разнообразных потребностей и, во-вторых, они воспитатели личности;

– средством подчинения стихийных воспитательных воздействий задачам воспитания, придания им целенаправленного характера путем организации и развития коллективной деятельности;

– звеном, связывающим личность и общество, которое преломляет и опосредует его влияние на воспитанника;

– целенаправленно воспитывающей микросредой, формой функционирования систем воспитания.

В патриотическом воспитании младших школьников используются разнообразные организационные формы. Это могут быть: а) массовые: праздники, утренники, общешкольные собрания, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки; б) групповые (коллективные): уроки, кружки, классные часы, экскурсии, игры-путешествия, беседы; г) индивидуальные: общественные поручения (дежурный, санитар, журналист), индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах.

Учителя должны использовать разнообразные организационные формы, так как часто применяемые одни и те же формы воспитания обычно теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой эффективности. Чем разнообразнее и богаче по содержанию используемые организационные формы, тем эффективнее процесс патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Экспериментальная работа показала, что данная модель обеспечивает эффективное формирование патриотической воспитанности младших школьников при реализации следующих педагогических условий:

– постоянная целенаправленная работа педагогов по организации и сплочению детского коллектива;

– систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств с целью формирования патриотических представлений и понятий, организация разнообразной внеурочной деятельности;

– вовлечение младших школьников в разнообразную практическую патриотическую деятельность;

– совместная деятельность педагогов и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников;

– осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе патриотического воспитания во внеурочной деятельности.