Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2 Развитие Патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе
2.1 Модель патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе

В решении поставленной задачи мы разработали модель системы патриотического воспитания младших школьников, которая была апробирована в системе общего образования в с. Родино школа № 1.

Модель выступает в виде совокупности понятий. Она выражает образовательный процесс обобщенно – акцентируя внимание на мысленно выделяемых свойствах.

Объектом нашего моделирования была система патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в системе общего образования. Нами была избрана структурная модель, имитирующая внутреннюю организацию структуры оригинала. Необходимость избрания такого типа модели обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, для выявления сущности любого объекта необходимо раскрыть его структуру. Во-вторых, структурные модели имеют различный уровень абстрактности, обобщенности и применимости. В-третьих, для одного и того же оригинала может быть создано несколько структурных моделей, что позволяет изучать разные уровни структуры объекта1.

Построение модели системы патриотического воспитания младших школьников было выполнено в русле концепции системного понимания воспитания2. Так как от исходной теоретической позиции, от принципиального подхода к постановке проблемы и определению общих путей движения исследовательской мысли зависит получение значимого результата исследования раскроем исходные положения концепции системного понимания воспитания.

Согласно концепции, развитие личности воспитанника осуществляется в результате функционирования всех воспитательных систем, в которые он включен. Оно происходит в результате последовательного развития деятельности воспитанника в этих системах, в ходе постоянного разрешения возникающих в этой деятельности противоречий между требованиями личности и её подготовленностью к их осуществлению.

Назначение воспитательных систем подготовка подрастающих поколений к жизни и труду, обеспечение преемственности в жизни поколений. Это общее назначение воспитательных систем предопределяет – при всем разнообразии их конкретных функций – их общую структуру. Её компоненты:


1. Люди воспитанники и воспитатели, первые составляют предмет воспитательной заботы общества, а вторые её осуществляют.

2. Компоненты духовного порядка знания, идеи, идеалы, умения и другие элементы человеческой культуры.

3. Средства воспитания предметы, воплощающие в себе культуру в концентрированной и педагогически обработанной форме.

4. Процесс воспитания процессуальный компонент, возникающий как результат взаимодействия воспитанников, воспитателей и воспитательных средств.

Воспитательные системы существуют как устойчивые объединения людей, имеющие определенную организацию; именно она обеспечивает сравнительную устойчивость воспитательных отношений, присущих этим системам. И как результат воспитательные взаимодействия, возникающие в процессе функционирования этих отношений, интегрируют компоненты воспитательных систем, обеспечивают их целостность, автономность1. Такой организацией воспитательных систем, формой их функционирования являются воспитательные коллективы.

В ходе взаимодействия воспитанников с воспитателями и средствами воспитания происходит превращение первых двух форм существования духовных компонентов в третью и как результат – последовательное развитие умений, знаний, навыков воспитанников, их разнообразных качеств. В этих переходах духовных компонентов из одного состояния в другое – суть воспитания. Так, в концепции Ю. П. Сокольникова воспитание трактуется как передача и усвоение подрастающими поколениями человеческой культуры, т.е. воспитание понимается как всеобъемлющая универсальная категория. Все влияния воспитательных систем, в которые входит воспитанник, как бы интегрируются в целостном процессе его воспитания. Но в этот процесс вплетаются и другие, самые разнообразные взаимодействия воспитанника и формирующих его систем со средой. Эта среда, в свою очередь, включает и несистемные взаимодействия, входящие в жизнь общества как «органического целого»2.

Организация воспитательных систем, обеспечение их оптимального функционирования, по словам Ю. П. Сокольникова, резко усиливают влияние педагогов на воспитанников, делают его более целенаправленным, широким и повседневным. Обеспечение оптимального протекания воспитательных систем выступает целью организации воспитательной системы и управления его

3.

Воспитательные системы выполняют следующие функции:

– развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;

– интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и не согласованных воспитательных воздействий;

– регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

– защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

– компенсирующую, предполагающую создание условий для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

– корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Принципиальное значение для нашего исследования имеет классификация воспитательных систем, данная Ю. П. Сокольниковым. Он утверждает, что воспитательная система создаётся и функционирует в масштабе общества в целом. Её необходимой частью является образовательная система как совокупность педагогических учреждений, функционирующих в стране1. В воспитательную систему общества также входят семья, культурно-просветительные учреждения, объединения воспитанников по интересам, по месту жительства и т.п.

Система воспитания в обществе, будучи многоуровневой и иерархической, включает в себя-такие виды систем:

– региональные складываются как специфические социально- педагогические комплексы, охватывающие разнообразные воспитательные системы, функционирующие в районе, городе, крае, республике;

– педагогические относительно самостоятельные, целостные, непосредственно порождающие процесс воспитания; формой их функционирования являются воспитательные коллективы или их совокупности. Виды этих систем: в микрорайонах, в воспитательных (учебно-воспитательных) учреждениях, в первичных коллективах (особое место среди них занимает семья);


– частичные такие системы существуют не как самостоятельные, а лишь как грани, моменты функционирования целостных педагогических систем, они обеспечивают формирование отдельных сторон личности в их взаимопроникновении; это умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание. Их специфическим видом являются дидактические системы. Они, будучи важной частью воспитательных систем, организуются на базе учебной деятельности как сферы их функционирования. Назначение этих систем – реализация воспитательных возможностей учебной деятельности. В структуру частичных систем входят:

– специфические задачи формирования тех или иных сторон личности;

– виды деятельности, несущие наибольшие возможности для их решения;

– соответствующие этим задачам средства и формы воспитания;

– в чем-то специфические методы как своеобразное преломление общих методов воспитания по решению задач того или иного его аспекта.

Опираясь на концепцию системного понимания воспитания, созданную Ю. П. Сокольниковым, и разработанную им классификацию воспитательных систем, мы можем утверждать следующее. Система патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности является лишь одним из аспектов целостного воспитательного процесса и соответственно системой частичной. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем. Этими целостными педагогическими системами являются и класс, и семья, и школа.

Система патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности направлена на воспитание патриота, которое осуществляется лишь в органическом единстве, во взаимопроникновении с другими качествами личности нравственным, интеллектуальным, эстетическим воспитанием1. Она, как и всякая «частичная система», имеет свою структуру. Её структурными компонентами выступают: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат. Обратимся к характеристике структурных компонентов модели системы патриотического воспитания младших школьников.

Центральным системообразующим компонентом модели является цель патриотическое воспитание младших школьников в общеобразовательных учреждениях, которая раскрывается во внеурочной деятельности на основе решения следующих задач: а) вооружение младших школьников знаниями о Родине, её прошлом и настоящем; б) воспитание любви к Родине, чувства долга и ответственности перед ней, формирование определенных способов поведения, позволяющих проявлять любовь к Родине и чувство долга перед ней в повседневной жизни; в) формирование у младших школьников умений и навыков,
позволяющих вести себя патриотически; г) развитие качеств, характеризующих личность как активного творца во благо интересов Родины и служение ей.

Воспитательный процесс опирается на определенные принципы. Если закономерности выступают как отражение объективно существенных и относительно стойких связей между педагогическими явлениями, способствующих научному управлению воспитательного процесса, то вытекающие из них принципы служат тем основополагающим началом, которое определяет общее направление воспитательного процесса, основные требования к его содержанию, методике и организации1. Принцип это основное исходное положение какой-либо теории, мировоззрение, убеждение, взгляд на вещи, руководящее положение, установка к деятельности, научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают. Принципы воспитания охватывают сущность и цель, заключают в себе результаты обобщения передовой социальной и педагогической практики. Руководствуясь принципами воспитания, педагог делает учебно-воспитательный процесс научно-обоснованным и управляемым2.

В модели в качестве принципов патриотического воспитания младших школьниками выступают: а) патриотическая направленность содержания внеурочной деятельности младших школьников; б) обеспечение сочетания общечеловеческих, национальных ценностей в содержании воспитания; в) учет возрастных и индивидуальных особенностей личности младших школьников.

Принцип патриотической направленности содержания внеурочной деятельности младших школьников включает проведение патриотически ориентированных разнообразных мероприятий, содержание каждого из которых позволит учащимся приобрести соответствующие знания и умения.

Внеурочная деятельность учащихся проводится в форме воспитательных дел, различающихся по масштабу (класс, параллель, школа в целом, участие учащихся в общегородских мероприятиях) и по степени участия в них школьников.

Как показывает практика экспериментальной работы, реализация любого внеклассного дела требует соблюдения следующего ряда педагогических условий: в любом мероприятии должен присутствовать элемент новизны; мероприятия должны быть эмоциональны, привлекательны и не слишком продолжительны; они должны учитывать возрастные особенности учащихся1.

Принцип обеспечение сочетания общечеловеческих, национальных ценностей в содержании воспитания наполняет любую деятельность, в том числе и деятельность, направленную на формирование патриотической воспитанности у младших школьников,