Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– мультфильм и отдельные интересные сюжеты2.
Очевидно, что патриотическое воспитание – трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины3.
Внеурочная деятельность обладает большими возможностями для патриотического воспитания младших школьников. Материал, изучаемый на внеклассных занятиях, оказывает сильное воспитательное воздействие на учеников. В процессе знакомства с мультфильмами, отдельными картинами, фотографиями у учеников формируются знания истории русской культуры, развития страны, представления о понятиях и нравственном поведении. Следовательно, формируется гордость за своё Отечество1.
Итак, патриотическое воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн. Не случайно известный французский просветитель Шарль Монтескье подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»2. Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание учащимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция3. С этой целью учителя используют проблемные вопросы, по которым у учащихся возникают различные суждения и мини-дискуссии.
Умелое использование положительных примеров глубокой патриотической убежденности и включения учащихся в разнообразные формы дискуссионной работы, которая способствует углубленному осмыслению рассматриваемых вопросов. Именно в таком направлении осуществляется воспитательная работа в школах по решению данной проблемы.
Отдельными формами работы по патриотическому воспитанию, которыми могут быть и являются на базе школы № 1 с. Родино: книга памяти и встречи с ветеранами войны и труда. Так, книга памяти имеет несколько разделов: «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство». Создание Книги памяти
– это многогранная деятельность, направленная на повышение уровня образования, нравственное воспитание и формирование патриотического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм деятельности: проводятся уроки Мужества для учащихся, оказывается содействие учителям в использовании материала в учебном процессе.
Встречи с ветеранами войны и труда: необходимо воспитывать ребенка на историческом прошлом России. Детей нужно учить уважать родных и знакомых, ветеранов войны и труда, уважать трудовые и боевые награды. Значительное место в патриотическом воспитании должна принадлежать дню памяти умерших людей, погибших воинов, потому что эта дань памяти формирует готовность продолжать дела, завещания родителей и дедов. Работая в данном направлении, нужно вместе с детьми посещать музеи истории войны, народного творчества, краеведческие музеи. Всё это поможет сформировать у ребенка боевой дух, гордость за свой город, свой народ и Родину, глубокое понимание гражданско-патриотического долга1. Важно общаться дома и в школе, читать и обсуждать произведения русских писателей; просматривать кинофильмы и спектакли, в которых остро звучит тема семьи, народа, Родины, использовать пословицы и поговорки, народные песни.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов1.
В ряду эффективных средств патриотического воспитания можно назвать исследовательский метод (социальные опросы, интервьюирование). Предмет и проблемы опроса могут быть связаны с прошлыми историческими эпохами и современностью. Интервьюирование родственников и знакомых характеризуется следующим: во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителями исторического опыта (бабушки, дедушки, родители): во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания и поведении людей; в-третьих, важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной практики2.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что патриотические чувства у детей младшего школьного возраста не возникают сами. Они являются результатом целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка идеологии, политики, искусства, общественного строя, воспитательной работы семьи, школы и учреждений дополнительного образования3. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Поэтому важным компонентом в патриотическом воспитании является эмоционально-чувственный. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма1.
В развитии эмоционального компонента целесообразно использовать метод художественного исполнительства. Для учителя здесь на первый план выступает информация об уровне эмоционального отношения учащихся к историческому периоду или личности. Данный метод довольно сложный, требует от школьников не только художественных способностей, но и творческого осмысления материала в разных аспектах: историческом, психологическом, философском2. При этом степень обобщения исторического знания доводится до уровня определенного зрительного образа. Соединяя интеллектуальный и творческий труд школьников, эта работа развивает ассоциативное мышление, воображение, помогает зримо через образ-символ выразить не только суть явления, но и передать свое отношение к нему.
Существенное значение в развитии деятельностного компонента патриотического воспитания имеет организация общественно полезной деятельности школьников3. Так, труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, участие в создании учебных кабинетов, работа на пришкольном учебно-опытном участке воспитывают у учащихся стремление внести свой вклад в улучшение школьной жизни, развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют их активное гражданское отношение к окружающей действительности4.
Особую роль в формировании патриотического поведения играет деятельность учащихся по охране природы родного края. С этой целью они привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадях сел и городов. Во время летнего отдыха в оздоровительном лагере школьники оказывают помощь в очистке парка от мусора, ограждении муравейников, в благоустройстве родников, изготовлении экологических знаков-символов и т.д.1
Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится экскурсии по изучению родного края. Экскурсия – это форма работы, позволяющая проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственных условиях2. Так, в начальной школе можно провести экскурсию «Это улица моя», «Дома на нашей улице», ряд экскурсий по местам боевой славы: «Никто не забыт, ничто не забыто», в музей, к памятникам, посвященным Великой Отечественной войне или к памятникам выдающихся людей.
Экскурсия строится в соответствии с возрастными особенностями младших школьников:
– материал подаётся эмоционально, поскольку дети проявляют интерес к ярким событиям, фактам;
– учитывая быструю утомляемость и слабую устойчивость внимания младших школьников, значительная часть важного фактического материала сконцентрирована во введении и в начале экскурсии;
– используются знания детей, полученные на уроках, во внеклассной работе;
– большая часть экскурсии проводится в форме диалога, что стимулирует активность детей, самостоятельный поиск ответов на некоторые посильные для них вопросы; при этом за участие в беседе учащихся поощряют, ведь ситуация успеха особо важна для этого возраста;
– чтобы не допустить ослабление внимания и интереса детей к экскурсии, важно использовать наглядные предметы, а также по возможности вносить элементы игры при подаче материала;
– в конце экскурсии к памятным местам и памятникам боевой славы обязательна минута молчания, возложение цветов к их подножию;
– в ходе пешеходной экскурсии надо устраивать привалы, можно организовывать «перекус»1.
Важная часть – подведение итогов экскурсии. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов по туристско-краеведческим «должностям». Эти работы свидетельствуют о пробуждении у школьников чувства гордости за свою «большую» и «малую Родину», её красоту, историческую ценность и культуру. Экскурсии закладывают основы патриотического воспитания.
На основании классификации методов, составленной Г. И. Щукиной, будут применяться методы формирования сознания, а именно: рассказ, разъяснение, беседа, анализ ситуаций, пример2. С помощью этих методов есть большая вероятность формирования когнитивного компонента патриотического воспитания.
Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту1.
Для формирования поведенческого компонента патриотического воспитания с детьми целесообразно использовать такие виды воспитывающих ситуаций, как:
– авансирования доверием (А. С. Макаренко);
– свободного выбора (О. С. Богданова, Л. П. Катаева);
– непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова);
– эмоционального заражения (А. Н. Лутошкин);
– соревновательная (А. Н. Лутошкин);
– соотнесения (Х. Й. Лийметс);
– успеха (В. А. Караковский, О. С. Газман, А. С. Белкин);
– творчества (В. А. Караковсвий).
Таким образом, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с целью патриотического воспитания, формирования развития чувства гордости за своё отечество в младшем школьном возрасте. Многообразны средства и методы, которые используются для достижения результатов патриотического воспитания педагогами.
В целом, внеурочная деятельность должна стать для каждого ребенка центром становления гражданина патриота России, готового самоотверженно развивать страну как суверенное, независимое, демократическое, правовое, социальное государство, обеспечивать её национальную безопасность, способствовать единению российского народа и установлению гражданского мира и согласия в обществе2. В системе обучения и внеклассной работы следует акцентировать внимание учащихся на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, культуры и различных отраслей производства.
Очевидно, что патриотическое воспитание – трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины3.
Внеурочная деятельность обладает большими возможностями для патриотического воспитания младших школьников. Материал, изучаемый на внеклассных занятиях, оказывает сильное воспитательное воздействие на учеников. В процессе знакомства с мультфильмами, отдельными картинами, фотографиями у учеников формируются знания истории русской культуры, развития страны, представления о понятиях и нравственном поведении. Следовательно, формируется гордость за своё Отечество1.
Итак, патриотическое воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн. Не случайно известный французский просветитель Шарль Монтескье подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»2. Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание учащимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция3. С этой целью учителя используют проблемные вопросы, по которым у учащихся возникают различные суждения и мини-дискуссии.
Умелое использование положительных примеров глубокой патриотической убежденности и включения учащихся в разнообразные формы дискуссионной работы, которая способствует углубленному осмыслению рассматриваемых вопросов. Именно в таком направлении осуществляется воспитательная работа в школах по решению данной проблемы.
Отдельными формами работы по патриотическому воспитанию, которыми могут быть и являются на базе школы № 1 с. Родино: книга памяти и встречи с ветеранами войны и труда. Так, книга памяти имеет несколько разделов: «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство». Создание Книги памяти
– это многогранная деятельность, направленная на повышение уровня образования, нравственное воспитание и формирование патриотического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм деятельности: проводятся уроки Мужества для учащихся, оказывается содействие учителям в использовании материала в учебном процессе.
Встречи с ветеранами войны и труда: необходимо воспитывать ребенка на историческом прошлом России. Детей нужно учить уважать родных и знакомых, ветеранов войны и труда, уважать трудовые и боевые награды. Значительное место в патриотическом воспитании должна принадлежать дню памяти умерших людей, погибших воинов, потому что эта дань памяти формирует готовность продолжать дела, завещания родителей и дедов. Работая в данном направлении, нужно вместе с детьми посещать музеи истории войны, народного творчества, краеведческие музеи. Всё это поможет сформировать у ребенка боевой дух, гордость за свой город, свой народ и Родину, глубокое понимание гражданско-патриотического долга1. Важно общаться дома и в школе, читать и обсуждать произведения русских писателей; просматривать кинофильмы и спектакли, в которых остро звучит тема семьи, народа, Родины, использовать пословицы и поговорки, народные песни.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов1.
В ряду эффективных средств патриотического воспитания можно назвать исследовательский метод (социальные опросы, интервьюирование). Предмет и проблемы опроса могут быть связаны с прошлыми историческими эпохами и современностью. Интервьюирование родственников и знакомых характеризуется следующим: во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителями исторического опыта (бабушки, дедушки, родители): во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания и поведении людей; в-третьих, важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной практики2.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что патриотические чувства у детей младшего школьного возраста не возникают сами. Они являются результатом целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка идеологии, политики, искусства, общественного строя, воспитательной работы семьи, школы и учреждений дополнительного образования3. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Поэтому важным компонентом в патриотическом воспитании является эмоционально-чувственный. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма1.
В развитии эмоционального компонента целесообразно использовать метод художественного исполнительства. Для учителя здесь на первый план выступает информация об уровне эмоционального отношения учащихся к историческому периоду или личности. Данный метод довольно сложный, требует от школьников не только художественных способностей, но и творческого осмысления материала в разных аспектах: историческом, психологическом, философском2. При этом степень обобщения исторического знания доводится до уровня определенного зрительного образа. Соединяя интеллектуальный и творческий труд школьников, эта работа развивает ассоциативное мышление, воображение, помогает зримо через образ-символ выразить не только суть явления, но и передать свое отношение к нему.
Существенное значение в развитии деятельностного компонента патриотического воспитания имеет организация общественно полезной деятельности школьников3. Так, труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, участие в создании учебных кабинетов, работа на пришкольном учебно-опытном участке воспитывают у учащихся стремление внести свой вклад в улучшение школьной жизни, развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют их активное гражданское отношение к окружающей действительности4.
Особую роль в формировании патриотического поведения играет деятельность учащихся по охране природы родного края. С этой целью они привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадях сел и городов. Во время летнего отдыха в оздоровительном лагере школьники оказывают помощь в очистке парка от мусора, ограждении муравейников, в благоустройстве родников, изготовлении экологических знаков-символов и т.д.1
Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится экскурсии по изучению родного края. Экскурсия – это форма работы, позволяющая проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственных условиях2. Так, в начальной школе можно провести экскурсию «Это улица моя», «Дома на нашей улице», ряд экскурсий по местам боевой славы: «Никто не забыт, ничто не забыто», в музей, к памятникам, посвященным Великой Отечественной войне или к памятникам выдающихся людей.
Экскурсия строится в соответствии с возрастными особенностями младших школьников:
– материал подаётся эмоционально, поскольку дети проявляют интерес к ярким событиям, фактам;
– учитывая быструю утомляемость и слабую устойчивость внимания младших школьников, значительная часть важного фактического материала сконцентрирована во введении и в начале экскурсии;
– используются знания детей, полученные на уроках, во внеклассной работе;
– большая часть экскурсии проводится в форме диалога, что стимулирует активность детей, самостоятельный поиск ответов на некоторые посильные для них вопросы; при этом за участие в беседе учащихся поощряют, ведь ситуация успеха особо важна для этого возраста;
– чтобы не допустить ослабление внимания и интереса детей к экскурсии, важно использовать наглядные предметы, а также по возможности вносить элементы игры при подаче материала;
– в конце экскурсии к памятным местам и памятникам боевой славы обязательна минута молчания, возложение цветов к их подножию;
– в ходе пешеходной экскурсии надо устраивать привалы, можно организовывать «перекус»1.
Важная часть – подведение итогов экскурсии. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов по туристско-краеведческим «должностям». Эти работы свидетельствуют о пробуждении у школьников чувства гордости за свою «большую» и «малую Родину», её красоту, историческую ценность и культуру. Экскурсии закладывают основы патриотического воспитания.
На основании классификации методов, составленной Г. И. Щукиной, будут применяться методы формирования сознания, а именно: рассказ, разъяснение, беседа, анализ ситуаций, пример2. С помощью этих методов есть большая вероятность формирования когнитивного компонента патриотического воспитания.
Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту1.
Для формирования поведенческого компонента патриотического воспитания с детьми целесообразно использовать такие виды воспитывающих ситуаций, как:
– авансирования доверием (А. С. Макаренко);
– свободного выбора (О. С. Богданова, Л. П. Катаева);
– непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова);
– эмоционального заражения (А. Н. Лутошкин);
– соревновательная (А. Н. Лутошкин);
– соотнесения (Х. Й. Лийметс);
– успеха (В. А. Караковский, О. С. Газман, А. С. Белкин);
– творчества (В. А. Караковсвий).
Таким образом, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с целью патриотического воспитания, формирования развития чувства гордости за своё отечество в младшем школьном возрасте. Многообразны средства и методы, которые используются для достижения результатов патриотического воспитания педагогами.
В целом, внеурочная деятельность должна стать для каждого ребенка центром становления гражданина патриота России, готового самоотверженно развивать страну как суверенное, независимое, демократическое, правовое, социальное государство, обеспечивать её национальную безопасность, способствовать единению российского народа и установлению гражданского мира и согласия в обществе2. В системе обучения и внеклассной работы следует акцентировать внимание учащихся на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, культуры и различных отраслей производства.