Файл: В современном мире эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и процветание определяются правильным выбором стратегии развития, позволяющей наилучшим образом реализовать потенциал организации.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подходы к разработке стратегии
Разработчики | Основное содержание разработок | Стратегия | Период |
К. Эндрюс | SWOT-анализ | Экономическая | 1970-е гг. |
М. Портер | Пять сил конкуренции | Стратегия бизнеса | 1980-е гг. |
Г. Хэмел, К. Прахалад | Стержневые компетенции | Стратегия лидерства | 1990-е гг. |
К. Эндрюс предложил стратегию, основанную на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностями организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, да и сами конкурентные стратегии, разработал М. Портер, а концепция стержневых компетенций принадлежит К. Прахаладу и Г. Хэмелу.
Традиционные методы разработки стратегий.
Ставший сегодня уже азбучной истиной для менеджеров SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет:
- определить возможности и угрозы;
- построить матрицу SWOT-анализа;
- выбрать товары и рынки, на которых товары будут продаваться;
- построить экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, необходимые для ее реализации.
Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса [18, c. 127].
По Портеру, необходимо:
- определить выгодную позицию на рынке, которая обеспечит наилучшую защиту от пяти сил конкуренции;
- составить прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли;
- разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на то, чтобы занять наиболее выгодную позицию на рынке.
Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:
- определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта;
- оценка коллективных умений (совокупной системной компетенции) работников организации;
- фокусирование внимания организации на стержневых компетенциях, которые составляют основу стратегии;
- обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации;
- разработка стратегии лидерства.
Далее составленная матрица позволяет увидеть, какие методы применяются на каждом этапе формирования стратегии развития компании –таблица 1.2.
Таблица 1.2
Матрица системы методов формирования стратегии
Большое значение в анализе внешней среды играют экономико-математические методы. К ним относятся множественная регрессия, дискриминантный, вариационный анализ, анализ многомерных совокупностей, методы экономико-математического моделирования и др. К недостаткам применения методов экономико-математического моделирования: необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов; невозможность охватить в моделях все наиболее существенные тенденции развития [8, c. 236].
Портфельный анализ – это инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются друг с другом по различным критериям. Достоинствами портфельных методов является комплексное рассмотрение определенного набора продуктов, простота и наглядность представления возможных стратегий, конкретные варианты стратегий, акцент на качественные стороны анализа. К недостаткам относят статичный характер, ограниченное количество позиций и показателей, ограниченное число стратегий, субъективизм.
Экспертные методы стратегического анализа предполагают учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Достоинства экспертного метода по сравнению с интуитивным подходом состоит в возможности обмена и противопоставления идей. К недостаткам относят трудность коммуникации, потребность во времени, субъективизм и др. [13, c. 91].
Матричный метод разработки стратегий.
Различные состояния внешней и внутренней среды компании объясняют разнообразие самих компаний и их фактическое состояние. Многофакторность параметров, определяющих положение каждой конкретной организации, не позволяет их систематизировать и формализовать процесс разработки образа существующего и желаемого состояния организации.
Различный жизненный опыт работников организаций приводит к различному восприятию одних и тех же явлений, а неизбежные потери, искажения и опущения при вербальном описании самих организаций требуют долгих и болезненных в социальном плане согласований мнений. Поэтому эффективным является метод «рисования образов» (настоящего и будущего желаемого состояния организации) и последующего их описания, для определения «разрыва» между мечтой и действительностью. Формализовать процесс описания мечты и действительного состояния организации можно путем заполнения матрицы видения, где настоящее и будущее состояния организации представлены глазами стороннего наблюдателя и одного из работников организации изнутри.
Взгляд со стороны направлен на оценку возможностей и угроз, определение конкурентного положения организации и соответствия ее одной из типовых стратегий. Видение изнутри направлено на описание потенциала организации (ее сильных сторон) и назревших проблем, определение ключевых компетенций организации, а также особенностей управления персоналом и ориентации самой организации.
Миссия организации является платформой мотивации развития организации и отражает амбиции лидера и его команды. Поэтому при разработке миссии учитывается потенциал не только организации и ее взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания, имидж организации, положение выпускаемого продукта на рынке и многое другое.
В любом случае необходимо помнить о том, что в разработке миссии должны принимать участие и те сотрудники, которые будут внедрять результаты разработки. Специалисты в области консалтинга рекомендуют при разработке миссии использовать шаблоны, отражающие удовлетворение потребностей клиентов. Суть метода заключается в выявлении главных клиентов и определении их потребностей с последующим выбором для организации способов удовлетворения этих потребностей результатом работы является формулировка миссии [5, c. 67].
Но подобный подход отражает только одну сторону миссии организации: внешнюю направленность и не учитывает миссии по отношению к работникам организации. Следовательно, необходимо рассмотреть потребности и мнение работников организации. Окончательная формулировка миссии должна содержать наиболее значимые характеристики организации.
Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к разработке стратегических целей организации. Известный голландский консультант Х. Виссема — выделяет три типа стратегических целей:
- корпоративные (цели организации в целом);
- бизнес-цели (цели однородной группы конкретной деятельности);
- функциональные (цели функциональной деятельности).
Подобный подход не учитывает оценку влияния целей внешней среды и целей организации как системы. Решение об итоговой формулировке целей организации принимается на уровне интуиции в силу многофакторности этого явления, но все сформулированные цели затем так или иначе будут использованы при детализации самой стратегии организации.
Напомним, что под стратегией следует понимать модель достижения цели организации. Указанная модель должна отражать параметры образа организации, предназначение и конкретные цели организации
Таким образом, при разработке стратегии проводится всесторонний анализ внутреннего состояния компании, в результате которого выделяют ее сильные и слабые стороны, оценивают возможности ресурсного обеспечения действий, направленных на достижение поставленных целей. При этом учитываются как ресурсы самой компании (в частности, перераспределение средств между стратегическими зонами хозяйствования), так и возможность получения этих ресурсов извне (например, займы). Также детально изучается внешняя макро- и микросреда компании, проводится оценка риска с учетом выявленных возможностей и угроз [21, c. 146].
В первой главе нами были рассмотрены следующие вопросы: понятие стратегии, факторы и методы её формирования.
Итак, стратегия –это комплексный план для принятия управленческих решений. Также были выделены три вида стратегий – базовая, деловая, функциональная.
Отметим, что на формирование стратегии организации оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Также, стратегия имеет дело не только с непредсказуемыми, но зачастую и с неизвестными факторами. Никто из специалистов не сможет дать точный прогноз того, как поведут себя конкурирующие силы, какое воздействие окажут факторы влияния и вообще будет ли компанию ожидать ошеломляющий успех или глубочайшая неудача. Суть процесса разработки стратегии состоит в том, чтобы выстроить позицию достаточно сильную и гибкую для обеспечения достижения поставленных целей.
В общем виде процесс разработки стратегий состоит из ряда последовательных этапов. Процесс формулирования стратегии включает в себя выявление потенциальных возможностей и угроз со стороны внешней среды компании, оценку рисков и возможных альтернатив среды. Кроме этого, прежде чем принимать какое-либо стратегическое решение, следует оценить все сильные и слабые стороны организации, а также стратегии на личные и доступные ресурсы. Необходимо объективно оценивать способность компании и использовать существующие возможности и противостоять рискам. Стратегическая альтернатива, базирующаяся на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностью фирмы эффективно функционировать при на данном уровне риска, будет рассматриваться как экономическая стратегия.
2. Анализ деятельности ООО «Карат»
2.1 Общая характеристика ООО «Карат»
Завод «Карат» начал свою деятельность в 2008 году.
Полное и сокращенное фирменное наименование: общество с ограниченной ответственностью “Карат” - ООО «Карат».
Место нахождения: г. Чита, п. Кадала, ул. Тобольского д.1.
Первичная деятельность ООО «Карат» была производственной. Оборудование и сырьё для производства доставлялось из Иркутска. Позднее стало использоваться импортное сырье. Работы проводились в арендованном помещении. Численность сотрудников в начале работы предприятия составляла 10 человек, включая руководящее звено.
Позднее производственное помещение было приобретено данным предприятием. Так же на территории завода были построены склады и организовано помещение для офисных работников.
В 2009 году ООО «Карат» расширяет сферы деятельности. Помимо производства, предприятие также начинает осуществлять строительство из своих материалов.
Весной 2012 производственная мощность завода была повышена до 80 кубометров в час для того, чтобы справиться с повышающимся спросом. Также с 2012 года компания занимается не только малоэтажным строительством, но и постройкой высотных домов. На базе завода «Карат» можно приобрести строительный материал — полистиролбетон. Также можно заказать заливку полов, крыш, стен или строительство целого дома под индивидуальный проект заказчика.
ООО «Карат» может предложить своим клиентам ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, все основные материалы — полистиролбетонные блоки и раствор, товарный бетон, кладочный клей, оконные и дверные перемычки — оперативно поставляются с завода. Во-вторых, качество кладочных и заливных работ постоянно контролируется компетентными специалистами. И наконец, все возникающие вопросы можно обсудить как в офисе компании, так и на строящемся объекте. Эти особенности работы «Карата» уменьшают сроки возведения дома и благотворно сказываются на его качестве.