Файл: Протокол Средняя Протокол .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных; таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Основы генетики (9 часов).
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики.
Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г.
Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности.
Моногибридное скрещивание.
Закон доминирования. Закон расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола.
Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации.
Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида.
Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторная работа № 2. «Описание фенотипов растений». «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой».
Генетика человека (3 часа).
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Основы селекции и биотехнологии (3 часа).


28
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Эволюционное учение (9 часов).
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид.
Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции.
Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер.
Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторная работа № 3. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов).
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (22 часа).
Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы.
Экосистемы.
Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
Особенности агроэкосистем.


29
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация
«Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Лабораторная работа № 4. «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания (на конкретных примерах)».
Лабораторная работа № 5. «Строение растений в связи с условиями жизни».
Лабораторная работа № 6. «Описание экологической ниши организма».
Лабораторная работа № 7. «Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума».

30
1   2   3   4

Тематическое планирование
класс 6 количество часов: всего
34 ; в неделю 1 плановых контрольных уроков 2 административно - контрольных уроков 2 учебник В.В.Пасечника, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. «Биология». 5-6 кл.:– М.: Просвещение, 2019.

Тема
Кол- во часов
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности учащихся
1. Жизнедеятельность организмов
13
Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Рост развитие и размножение.
Минеральное и воздушное питание растений. Передвижение воды и питательных веществ в растении.
Передвижение веществ у животных.
Размножение организмов и его значение.
1. Определяют понятия.
2. Выделяют существенные признаки биологических процессов (питания, дыхания, обмен веществ, транспорт веществ, роста, развития, размножения).
3. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.
4. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.
5.
Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза.
6. Определяют условия протекания фотосинтеза.
7. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.
8. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.
9. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ, роль кислорода в процессе дыхания.
10. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

31 11. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
12. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля.
13. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.
14. Определяют значение размножения в жизни организмов.
15.
Характеризуют особенности бесполого размножения и объясняют его значение.
16.
Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым.
17. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.
18. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком.
19. Сравнивают половое и бесполое размножение.
20. Определять особенности питания растений, бактерий, грибов и животных.
21. Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных.
22. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов.
23. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ.
24.
Определять значение выделения в жизни организмов.
25. Определять существенные признаки выделения.


32 26. Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов.
2.
Строение и многообразие покрытосеменных растений
21
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны
(участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Строение стебля.
Видоизменения побегов. Строение и разнообразие цветков. Соцветия.
Плоды и их классификация.
Распространение плодов и семян.
Размножение покрытосеменных растений.
Знакомство с классификацией цветковых растений. Классы покрытосеменных.
Многообразие живой природы.
Охрана природы.
1. Определяют понятия.
2. Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения.
3.
Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ.
4. Изучают и применяют инструктаж - памятку последовательности действий при проведении анализа.
5.
Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.
6. Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты.
7. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.
8. Анализируют и сравнивают различные плоды.
9. Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.
10. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе.
11. Готовят сообщения.
12. Выделяют основные особенности растений различных семейств цветковых растений.
13. Выделяют существенные признаки семени двудольного и семени однодольного растения.
14. Сравнивают строение семени однодольного и двудольного растений, находят черты

33 сходства и различия, делают выводы на основе сравнения.
15. Различают на живых объектах, таблицах семена двудольных и однодольных растений.
16. Составляют схему «Строение семени».
17. Определяют виды корней и типы корневых систем.
18.
Объясняют взаимосвязь строения клеток различных зон корня с выполняемыми ими функциями.
19.
Проводят биологические исследования и объясняют их результаты.
20. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.
21. Объясняют взаимосвязь типа корневой системы и видоизменение корней с условиями среды.
22. Различают на живых объектах, гербарном материале и таблицах видоизменения корней.
23. Определяют типы листорасположения.
24. Распознают виды почек.
25. Устанавливают взаимосвязь между строением стебля и выполняемой им функцией.
26. Распознают листья по форме.
27. Определяют тип жилкования.
28. Различают листья простые и сложные, черешковые и сидячие, листорасположение.
29.
Определяют особенности видоизменённых побегов.
30. Распознают на живых объектах, гербарном