Файл: Протокол Средняя Протокол .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
Экскурсия «Знакомство с птицами леса».
Экосистемы (7 часов).
Экосистема. Взаимосвязь компонентов экосистемы. Естественные и искусственные биоценозы. Экологические факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
8 класс
Введение. Наука о человеке (3 часа).
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма
(наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходство и различия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общий обзор организма человека (3 часа).
Уровни организации человека.
Клетка
— основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема.
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга.
Демонстрации:
таблицы с изображением строения и разнообразия органов и систем органов организма человека, с изображением строения и разнообразия клеток, тканей.
Самонаблюдение: «Определение собственного веса и измерение роста».
Самонаблюдение: «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и надбровный рефлексы».
Лабораторная работа № 1. «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».
Опора и движение (7 часов).
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Самонаблюдение:«Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки».
Самонаблюдение: «Выявление плоскостопия» (выполняется дома).
Демонстрации: плакаты скелета, мышц человека и рельефные таблицы торса человека; приемы оказания первой помощи при травмах.


23
Лабораторная работа № 2. «Изучение микроскопического строения кости».
«Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека».
Внутренняя среда организма (4 часа).
Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.
Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свёртывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.
Лабораторная работа № 3. «Микроскопическое строение крови
(микропрепараты крови человека и лягушки)».
Кровообращение и лимфообращение (4 часа).
Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Круги кровообращения. Регуляция кровоснабжения органов. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс.
Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Виды кровотечений, приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы остановки кровотечений.
Самонаблюдение: «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке»
(выполняется дома).
Лабораторная работа № 4.«Измерение кровяного давления».
Дыхание (5 часов).
Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система: строение и функции.
Этапы дыхания. Голосообразование. Механизмы вдоха и выдоха. Лёгочные объёмы Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Демонстрации: модель гортани; опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерение жизненной ёмкости лёгких; приёмы искусственного дыхания.
Лабораторная работа № 5.«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
Лабораторная работа № 6. «Определение частоты дыхания».
Питание (5 часов).
Питание. Питательные вещества, их роль в обмене веществ. Пищеварение.
Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними.
Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный


24 сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ.
Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Регуляция пищеварения.
Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварения. Гигиена питания,
Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Самонаблюдение: «Определение положения слюнных желёз».
Самонаблюдение: «Движение гортани при глотании».
Самонаблюдение: «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».
Лабораторная работа № 7. «Изучение действия ферментов желудочного сока на белки».
Обмен веществ и превращение энергии (4 часа).
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ.
Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины.
Проявление гиповитаминозов и авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания.
Нарушение обмена веществ.
Выделение продуктов обмена (2 часа).
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Покровы тела человека (3 часа).
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в терморегуляции. Травмы: ожоги, обморожения. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви.
Терморегуляция организма. Закаливание организма.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи».
Самонаблюдение: «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти».
Самонаблюдение: «Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки».
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 часов).
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желёз.
Нарушения деятельности эндокринной системы и их предупреждение.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Спинной мозг. Головной мозг.
Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного


25 мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Демонстрации:
модель гортани со щитовидной железой; модель почки с надпочечниками; модель головного мозга человека для показа местоположения гипофиза; модель головного мозга человека.
Самонаблюдение: «Штриховое раздражение кожи».
Органы чувств. Анализаторы (5 часов).
Органы чувств и их значение в жизни человека. Анализаторы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Демонстрации:
модели глаза и уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторная работа № 8. «Строение зрительного анализатора (на модели)».
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 часов).
Высшая нервная деятельность человека. Работы И.М. Сеченова, И.П.
Павлова, А.А. Ухтомского и П.К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно- логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одарённость. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения; иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Лабораторная работа № 9. «Оценка объема кратковременной памяти с помощью текста».
Размножение и развитие человека (4 часа).
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путём, и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Человек и окружающая среда (6 часов).
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника


26 веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним.
Адаптивные типы человека. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
9 класс
Введение. Биология в системе наук (2 часа).
Биология как наука.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент.
Понятие «жизнь».
Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.
Основные признаки живого.
Значение биологических знаний в современной жизни.
Демонстрации: портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.
Основы цитологии – науки о клетке (10 часов).
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.
Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков.
Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель- аппликация «Синтез белка».
Лабораторная работа № 1. «Строение клеток».
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов).