Файл: Лекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 2. Структура и формы политической власти.
Политическая власть – это власть, осуществляемая через государство и в
государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений.
Она, так или иначе, связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью.
Основными компонентами власти являются ее источники, субъекты, объекты,
ресурсы и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех ее компонентов и характеризующийся прежде всего механизмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властвования (см. рис. 4.1).
Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус,
харизма и т.д.
Субъектывласти – носители власти, активная действующая величина в системе
власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания.
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает
влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти очень многообразны. Они могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.
В современных условиях политическая власть использует различные методы
своего функционирования: установление позитивных стимулов, убеждение; принуждение;
манипулирование (различного рода обещания, чаще всего невыполняемые, установление льгот и т.д.); блокирование нежелательных последствий (создание помех конкурентам в борьбе за власть, в частности путем использованием пиар-технологий, запугивание негативными последствиями и т.д.); прямой и косвенный информационный контроль
(навязывание рекомендаций, предложений, создание определенного имиджа и т.д.).
Традиционные формы политической власти: монархия, демократия, аристократия,
технократия,
охлократия,
бюрократия,
теократия,
плутократия,
элитократия
(самостоятельно в словарь)
Действия политической власти проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, управление.
Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.:
Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 85).
Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки' программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.
Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими,
основывающимися на принуждении и т. д.
В обществе, несмотря на множество видов и форм власти, действующих в различных его сферах, только одна власть может доминировать, обеспечивая ему целостность в условиях действия различных социальных сил и групп. Это -
государственная власть, потому что только государство объединяет все население страны и представляет его интересы.
Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть».
Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания,
идеологического воздействия,
распространения нужной информации и т. д.


При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С
одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята
ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.
В
реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным — федеративной и
унитарной. Сущность этих • систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.
Доминирующим принципом механизма функционирования политической власти есть принцип ее разделения.
Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и
судебную – 3 ветви власти – для взаимного контроля, чтобы избежать узурпации власти одной из этих систем, обеспечивают систему сдержек и противовесов (предложил разделить французский философ и историк Ш. Л. Монтескье, что отражено в конституциях многих стран)
Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и
органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.
Исполнительно-распорядительная
власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.
Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет
судебная власть. 'В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей. Проблема остается, необходимо достигнуть оптимального соотношения между ними.
Источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В
российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ.
Носители власти - лица, наделенные властью, являющиеся представителями органов власти. В Российской Федерации в этой роли выступают, прежде всего, лица,
занимающие государственные должности категории "А" (Президент РФ Председатель
Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти, субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.)


Власть и оппозиция - Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения отбрасывания, подавления.
Политика в этом случае становится зоной уголовного преследования, военного противостояния. В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции.
Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.
Вопрос 3. Легитимность политической власти и ее типы.
Важное значение в политической теории имеет проблема легитимности власти.
В
политическом лексиконе легитимность означает,
в первую очередь,
правомерность, законность политического господства.
Термин «легитимность» (legitime) возник во Франции и сначала отождествлялся с термином «legalite» - законность. Его использовали для обозначения законно установленной власти, в отличие от насильственно узурпированной.
Государственная власть в выполнении своих функций может основываться на силе
или легитимности. В первом случае "управляющие" стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию "управляемых", во втором, наоборот, - опираясь на их добровольное согласие или даже солидарность. Государственная власть не может долгое время опираться на силу: "штыки хороши всем, кроме одного, - на них нельзя сидеть" (Ш.
Талейран).
Такая власть не может быть в
длительной перспективе социально-эффективной, ибо "управляемые" внутренне не расположены к реализации принятых властью решений.
Поэтому государственная власть, чтобы быть успешной, должна быть прежде всего легитимной. Власть легитимна в том случае, если "управляемые" признают за ней право управлять вообще, и именно так, как это делается в данный момент.
В настоящее время легитимность означает добровольное признание населением
правомочия власти. Легитимность власти означает убежденность людей в том, что власть
имеет право принимать решения, обязательные для выполнения и их (людей) готовность
следовать этим решениям. Власти при этом не приходится прибегать к принуждению.
Более того, население предполагает применение силы, если другие средства для осуществления принятых решений не дают эффекта.
На чем, однако, держится убежденность людей в правомочности власти? В истории немало случаев, когда подданные безоговорочно доверяли кровавым, безрассудно жестоким диктатурам и отказывали в доверии умным и рациональным политикам.
Один из самых известных социологов XX века - Макс Вебер отмечал, что существует три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности.
Во-первых, авторитет нравов, освященных многовековыми традициями, и привычка подчиняться власти. Это - традиционное господство патриарха, племенного вождя,
феодала над своими подданными. Именно на этих принципах развивается традиционная
легитимность.
Во-вторых, отмечает Вебер, «авторитет необычного личностного дара (харизмы),
полная преданность и особое доверие, вызываемые наличием качеств вождя у какого человека (щедрости, героизма и т.д.). «Харизма» в переводе с греческого означает «дар
Божий, благодать». Харизматический тип власти основывается на вере населения в исключительные качества политического лидера. Харизматический тип легитимности власти, как правило, имеет большое значение в переходный период, в периоды революций,
реформ, на которые способны решительные и мужественные лидеры.


Наконец, третий тип легитимности - рационально-легальный, на основе веры участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти, то есть господство в том виде, делает вывод Вебер, которое осуществляется в рамках современного правового государства.
На практике в чистом виде идеальных типов легитимности не существуют.
Легитимность политической власти
непременное
условие.
Пренебрегать легитимностью может до определенных пределов только чрезмерно уверенная в себе
(авторитарная, тоталитарная) или обреченная на временность власть.
Власть демократического общества постоянно заботится о своей легитимности,
исходя из необходимости править с согласия народа. Однако и в демократических странах ограничена способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими» (С.Липсет).
Легитимация власти, как правило, сочетается с противоположным ей процессом
делегитимации - потери доверия. Разочарование в идеалах, в целях и методах их достижения, в людях, представляющих власть и политику, - неотъемлемая часть политического процесса.
Власть теряет легитимность, если оказывается не в состоянии выполнить свои программные обещания, если населению приходится платить слишком высокую цену за намеченные идеалы, если цель как горизонт оказывается недостижимой.
Поэтому очевидно, что добиться полной легитимности не удается нигде.
Для того, чтобы не быть заложником в политической борьбе различных сил за власть,
важно знать признаки проявления нелегитимности власти.
Наиболее существенным признаком потери легитимности демократических режимов служит рост у
них степени принуждения, ограничения прав и свобод личности, запрет политических
партий и движений; с растущей коррумпированностью всех институтов власти, их
сращиванием с криминальным миром.
Выводы
Категория власти является центральным понятием политической науки. Обобщая,
можно определить власть как один из важнейших видов социального взаимодействия между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате чего господствующий субъект реализует свою волю и интересы.
Структура власти выглядит следующим образом: субъект-объект власти,
властные интересы, методы, ресурсы власти. Власть выполняет в обществе определенные функции.
Механизм власти имеет сложную иерархическую структуру, представленную разделением властей (законодательная, исполнительная и судебная власть).
Эффективность политической власти, а, значит, и стабильность общества зависят от многих факторов, в том числе от отношений народа и власти, личности и государства.
Основная литература
1.
Сытников, А. Ф. Политология : учебное пособие / А. Ф. Сытников. — М. :
Издательский Дом МИСиС, 2018. — 82 c. — ISBN 978-5-907061-31-6. — Текст :
электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru/84417.html
Дополнительная литература:
1.
Политология. Схемы, таблицы : учебно-методическое пособие для студентов вузов / В. Ю. Бельский, А. Н. Бороздин, А. И. Сацута, Д. В. Шикунов ; под редакцией В.
Ю. Бельский, А. И. Сацута. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 304 c. — ISBN
978-5-238-02391-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR
BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66288.html
2.
Основы государственной культурной политики (Утверждены Указом
Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 г.) // Официальный портал


Президента
Российской
Федерации
[Электронный ресурс].

URL:
htpp://kremlin.ru/acts/bank/37088.
Интернет-ресурсы
globalaffairs.ru/ - Россия в глобальной политике;
mir-politika.ru/ - Мир и политика;
ria.ru/ - Россия и мир сегодня;
http://www.philosophy.ru/phil/lib/philyaz/index.htm. - Электронная библиотека ИФ
РАН
http://www.gumer.info/ - библиотека гуманитарных наук;
http://www.ras.ru - официальный сайт Российской академии наук;
1   2   3   4   5   6   7