Файл: Лекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
странах разное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии - приравнена к коррупции, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ - несколькими законодательными актами, в России пока отсутствует.
Лоббизм в России — не регламентированная в Российской Федерации на федеральном уровне специальным законодательством практика воздействия физических лиц и организаций на органы государственной власти и местного самоуправления с целью склонения их к принятию тех или иных решений
В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское влияние) выделяют парламентский, президентский, правительственный лоббизм.
Относительно политической системы классифицируют лоббизм на внешний (давление осуществляется на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп - депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент - «вписаны» в политические институты).
Наиболее активно к тактике лоббирования прибегает на крупный, так средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Важная задача,
стоящая перед ними ,- всемерное воздействие на формирование политической стратегии правительства. Особую настойчивость в этом направлении проявляют руководители корпораций, которые проникают в политические круги, используя личные дружеские и партийно-политические связи, участие в предпринимательских и профессиональных ассоциациях и в различных подкомиссиях.
Вопрос 3. Политические партии и партийные системы.
Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене,
наиболее влиятельными являются партии. Именно они наиболее эф выражают групповые интересы.
Наличие партий и избирательных систем – это демократического государства.
Партии и избирательная система составляют единый механизм завоевания власти. Они являются главными субъектами политических отношений и в этом качест ве без них невозможно представить себе современную демократию.
Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти составляют единую партийную систему.
большинство современных определений неизменно подчеркивает следующие
моменты: партии есть добровольные политические организации граждан, стремящиеся к завоеванию и /или осуществлению публичной политической власти с целью реализации в политике своих групповых интересов. Все ученые акцентируют внимание на том факте,
что партии создаются в целях борьбы за власть и/или участия во власти.
То, что организованная действие более эффективна, чем индивидуальные устремления, было замечено давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями (лат. Рагt - часть чего-либо). Они представляли собой временные объединения для поддержки конкретной личности.
Группируясь вокруг какого-либо политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей.
Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов.
Партии в современном понимании начали формироваться с XVIII века в
Великобритании и США. Но на начальных этапах отношение к ним было негативным.
Защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его, были постоянным источником конфликтов.
Не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки,
отличающие партию от других политических сил, сформулировали современные американские политологи Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие».
Лоббизм в России — не регламентированная в Российской Федерации на федеральном уровне специальным законодательством практика воздействия физических лиц и организаций на органы государственной власти и местного самоуправления с целью склонения их к принятию тех или иных решений
В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское влияние) выделяют парламентский, президентский, правительственный лоббизм.
Относительно политической системы классифицируют лоббизм на внешний (давление осуществляется на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп - депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент - «вписаны» в политические институты).
Наиболее активно к тактике лоббирования прибегает на крупный, так средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Важная задача,
стоящая перед ними ,- всемерное воздействие на формирование политической стратегии правительства. Особую настойчивость в этом направлении проявляют руководители корпораций, которые проникают в политические круги, используя личные дружеские и партийно-политические связи, участие в предпринимательских и профессиональных ассоциациях и в различных подкомиссиях.
Вопрос 3. Политические партии и партийные системы.
Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене,
наиболее влиятельными являются партии. Именно они наиболее эф выражают групповые интересы.
Наличие партий и избирательных систем – это демократического государства.
Партии и избирательная система составляют единый механизм завоевания власти. Они являются главными субъектами политических отношений и в этом качест ве без них невозможно представить себе современную демократию.
Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти составляют единую партийную систему.
большинство современных определений неизменно подчеркивает следующие
моменты: партии есть добровольные политические организации граждан, стремящиеся к завоеванию и /или осуществлению публичной политической власти с целью реализации в политике своих групповых интересов. Все ученые акцентируют внимание на том факте,
что партии создаются в целях борьбы за власть и/или участия во власти.
То, что организованная действие более эффективна, чем индивидуальные устремления, было замечено давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями (лат. Рагt - часть чего-либо). Они представляли собой временные объединения для поддержки конкретной личности.
Группируясь вокруг какого-либо политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей.
Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов.
Партии в современном понимании начали формироваться с XVIII века в
Великобритании и США. Но на начальных этапах отношение к ним было негативным.
Защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его, были постоянным источником конфликтов.
Не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки,
отличающие партию от других политических сил, сформулировали современные американские политологи Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие».
Первый признак заключается в том, что партия - это организация, то есть объединение людей, достаточно длительное по времени.
Второй признак - существование конкретной цели завоевания и осуществления власти. Стремление к власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее с помощью работы депутатов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь вне ее сферой.
Третий признак партии - обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в ней. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.
Четвертый признак - идеологический: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия (организованная в систему совокупность идей в форме социально-экономических моделей, установок, лозунгов, программных документов партий, философских концепций и т.п.
Современный французский политолог Р.-Ж. Шварценбергер: «Политическая партия
- это непрерывно действующая организация, которая существует как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремится с этой целью к народной поддержки ».
Политические партии существенно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть.
Согласно классификации Морис Дюверже — французский социолог, политолог,
юрист выделял кадровые и массовые партии.
Деятельность партии осуществляется на основе добровольных пожертвований,
доходов от продажи партийных изданий. Большинство кадровых партий составляют европейские либеральные и консервативные партии.
Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элиты из народа, партия существует за счет членских взносов.
М.
Дюверже выделил три типа массовых партий:
социалистическая, коммунистическая и фашистская.
Классификация Дюверже сегодня дополнена новым типом партии - партии избирателей. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой-то идеологией, они отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса.
Политические партии функционируют в разных политических системах.
Обычно в конкретной стране существует несколько партий. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему.
Партийная система - это совокупность политических объединений, связанных с другими элементами политической системы государства и общества, и между собой.
По количеству парламентских фракций, степени влияния партий среди электората
(избирателей) принято разделять несколько типов партийных систем:
При
монопартийной
системе
единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов.
Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.
В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой,
бюрократизацию.
Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.
Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных;
обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку
победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии.
Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.
Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов,
поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические,
национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий.
Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии –
более 5 и т.д.
В России существует многопартийная система. В то же время после создания партии «Единая Россия» и выборов в Госдуму 2003 года в стране фактически сложилась
партийная система с доминирующей партией, при которой только одна партия («Единая
Россия») обладает реальной политической властью, имея большинство, как в федеральном парламенте, так и в представительных органах власти регионального и местного уровня, а также контролируя исполнительную власть почти во всех регионах, городах и районах.
По состоянию на октябрь 2017 года в РФ официально зарегистрировано 66
политические партии
Вопрос 4. Политическая элита.
Элита в переводе с французского, в социальном контексте, означает отборный слой общества, его «верхушку», избранный круг людей.
Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие
позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших
решений, связанных с использованием власти.
Политическую элиту образует наиболее активная в политическом отношении часть экономически господствующего класса.
Политическая элита состоит из должностных лиц властных органов представительных и исполнительных, правоохранительных, военных и информационных учреждений, функционеров общественно-политических организаций.
Часть совокупной политической элиты,
осуществляющая функцию непосредственного государственного управления, называется правящей элитой.
Функции политической элиты:
изучение и анализ интересов различных социальных групп;
субординация этих интересов; отражение интересов в политических установках;
выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов); создание механизма воплощения политических замыслов: назначение кадрового аппарата органов управления; создание и коррекция институтов политической системы; выдвижение политических лидеров.
В
политологии под политической элитой понимается относительно привилегированная и интегрированная группа общества, обладающая высоким статусом и влиянием, которое обусловлено ее непосредственным участием в принятии важнейших политических решений. Это понятие отражает неравномерность влияния граждан на власть, соревновательность и конкуренцию в политической жизни, ее иерархичность и динамизм.
Политическая элита является важнейшей составной частью правящей элиты,в которую входят различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных отношениях (экономическая, военная, научная, культурная и другие элиты).
Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.
Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов,
поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические,
национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий.
Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии –
более 5 и т.д.
В России существует многопартийная система. В то же время после создания партии «Единая Россия» и выборов в Госдуму 2003 года в стране фактически сложилась
партийная система с доминирующей партией, при которой только одна партия («Единая
Россия») обладает реальной политической властью, имея большинство, как в федеральном парламенте, так и в представительных органах власти регионального и местного уровня, а также контролируя исполнительную власть почти во всех регионах, городах и районах.
По состоянию на октябрь 2017 года в РФ официально зарегистрировано 66
политические партии
Вопрос 4. Политическая элита.
Элита в переводе с французского, в социальном контексте, означает отборный слой общества, его «верхушку», избранный круг людей.
Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие
позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших
решений, связанных с использованием власти.
Политическую элиту образует наиболее активная в политическом отношении часть экономически господствующего класса.
Политическая элита состоит из должностных лиц властных органов представительных и исполнительных, правоохранительных, военных и информационных учреждений, функционеров общественно-политических организаций.
Часть совокупной политической элиты,
осуществляющая функцию непосредственного государственного управления, называется правящей элитой.
Функции политической элиты:
изучение и анализ интересов различных социальных групп;
субординация этих интересов; отражение интересов в политических установках;
выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов); создание механизма воплощения политических замыслов: назначение кадрового аппарата органов управления; создание и коррекция институтов политической системы; выдвижение политических лидеров.
В
политологии под политической элитой понимается относительно привилегированная и интегрированная группа общества, обладающая высоким статусом и влиянием, которое обусловлено ее непосредственным участием в принятии важнейших политических решений. Это понятие отражает неравномерность влияния граждан на власть, соревновательность и конкуренцию в политической жизни, ее иерархичность и динамизм.
Политическая элита является важнейшей составной частью правящей элиты,в которую входят различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных отношениях (экономическая, военная, научная, культурная и другие элиты).
Происхождение и воспроизводство политической элиты обусловлено, как правило,
действием следующих факторов: неодинаковыми способностями, возможностями и желанием людей участвовать в
политике;
общественной потребностью в
профессиональном управленческом труде; широкими возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью; политической пассивностью и отчуждением широких слоев от политики.
Среди политических элит различают правящую, то есть непосредственно обладающую государственной властью,
и оппозиционную (контр-элиту);
открытую, рекрутируемую из всего общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды (например, дворянство). По уровню компетенции политическая элита делится на национальную, региональную, местную.
Политические элиты выполняют в обществе следующие функции: выражают совокупный интерес представляемых ими классов или слоев; формируют и реализуют политический курс на основе учета всех социальных интересов (общенационального интереса); ведут кадровую политику на высшем уровне, выдвигают политических лидеров; защищают ценности, характерные для данного общества; распределяют ценности и ресурсы в обществе; принимают конкретно-управленческие решения.
Механизм формирования политической элиты.
В мире существуют две основные системы рекрутирования элит – система гильдий и антрепренерская система. В реальной действительности они так или иначе сочетаются, и недостатки. В целом за последнее десятилетие политическая элита изменилась и структурно, и функционально, и сущностно. Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочисленные элитные группировки, находящиеся между собой в отношениях жесткой конкуренции. Возросла роль экономических факторов в управлении обществом,
проявилась необходимость поиска новых союзников и т.п. В целом же, несмотря на произошедшие изменения, уровень деловых и нравственных качеств нынешней элиты продолжает оставаться невысоким. Слабость современной элиты проявляется и в отсутствии у нее долговременной программы реформ. Все это позволяет сделать вывод,
что процесс формирования элиты еще далек от завершения. одной компенсируются достоинством другой.
Политическая элита делится на две основные категории. К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.
Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.
Политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.
Выводы
Основными субъектами власти выступают группы интересов, партии, правящая элита, они в своих программах и соответствующих действиях отражают главные потребности и интересы социальных групп, защищающих их создают условия для реализации
Основная литература
1.
Даниленко В.П. Введение в политологию [Электронный ресурс]: учебник/
Даниленко В.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 300
c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73602.html.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература:
2. Политология. Схемы, таблицы : учебно-методическое пособие для студентов вузов / В. Ю. Бельский, А. Н. Бороздин, А. И. Сацута, Д. В. Шикунов ; под редакцией В.
Ю. Бельский, А. И. Сацута. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 304 c. — ISBN
978-5-238-02391-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR
BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66288.html
Интернет-ресурсы
globalaffairs.ru/ - Россия в глобальной политике;
mir-politika.ru/ - Мир и политика;
ria.ru/ - Россия и мир сегодня;
http://www.philosophy.ru/phil/lib/philyaz/index.htm. - Электронная библиотека ИФ
РАН
http://www.gumer.info/ - библиотека гуманитарных наук;
http://www.ras.ru - официальный сайт Российской академии наук;
1 2 3 4 5 6 7