Файл: Складывавшиеся веками приемы и методы банковской деятельности усложняются, приобретают новые черты.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, где (15)
12. Коэффициент стабильности ресурсной базы: оптимально 70 %
(16)
13. Показатель прибыли на активы (ROA) определяется отношением чистой прибыли (ЧП после налогообложения) к средней стоимости общих активов (А):
, где (16)
ROA - прибыльность активов;
П - прибыль;
А - итог актива баланса за период
ROA может применяться как показатель эффективности работы руководства банка.
14. Мировая практика показывает, что определяющий показатель эффективности банковского капитала — максимизация стоимости акционерного капитала при сохранении приемлемого уровня риска. Наряду с рыночной ценой акций банка важным показателем оценки деятельности банка является соотношение чистой прибыли к акционерному капиталу (ROE в зарубежной практике). Этот показатель характеризует, насколько эффективно использовались средства собственников в течение года, т.е. это измеритель доходности для акционеров банка. Он устанавливает приблизительный размер чистой прибыли, получаемой акционерами от инвестирования своего капитала.
15. В отечественной практике прибыльность капитала рассчитывается по формуле (12):
, где (17)
ПК - прибыльность капитала;
П - прибыль за период;
СК - объем собственного капитала в периоде.
Показатель прибыльности капитала характеризует способность собственных средств приносить прибыль и позволяет оценить возможность обеспечения реального роста собственного капитала в размерах, адекватных росту деловой активности.
16. Банк России для оценки качества расходов банка использует показатель структуры расходов банка, который рассчитывается по следующей формуле (13):
, где (18)
где Рау - административно-управленческие расходы, включающие в себя расходы на содержание аппарата, эксплуатационные расходы, расходы на аудит, арендную плату, расходы по публикациям; ЧОД - чистые операционные доходы, представляющие собой сумму финансового результата банка (прибыль за отчетный период + налог на прибыль) и административно-управленческих расходов.
17. Рентабельность (доходность) коммерческого банка - один из основных относительных показателей эффективности банковской деятельности. Уровень рентабельности банка характеризуется коэффициентом рентабельности.
Общий уровень рентабельности банка (Rобщ) позволяет оценить общую прибыльность банка, а также прибыль, приходящуюся на 1 руб. дохода (доля прибыли в доходах), %:
, где (19)
Данный показатель может быть уточнен с помощью ряда коэффициентов, характеризующих степень прибыльности активных и кредитных операций.
Управление доходностью включает в себя мониторинг определенных типов статистических показателей. Прибыли банка можно оценивать по четырем направлениями — по организационным подразделениям, по продуктам, по счетам (клиентам), и (в некоторых случаях) по каналам сбыта.
Прибыльность подразделений — наиболее известный и понятный показатель, так как он присутствует в любой банковской отчетности, отражая эффективность всех организационных единиц. Однако качественная система управления доходностью должна оценивать доходность продуктов, клиентов и каналов. Этот четырехмерный подход очень важен, если банк стремится к реализации скоординированных планов, нацеленных на максимальное повышение показателей и сохранение приемлемых границ рисков.
Имея абсолютную величину процентных доходов, руководство банка может точнее планировать проведение конкретных активных операций, обоснованно изменять структуру активов и эффективно организовать работу структурных подразделений. Структурный анализ показателей прибыльности банка дает возможность сделать выводы относительно причин осложнения в сфере банковских доходов и выявить проблемные аспекты деятельности, которые требуют повышенного внимания.
Показатели прибыльности организационных подразделений необходимы для высшего руководства — для распределения ресурсов, выявления проблем, выполнения контроля расходов, а также для мониторинга эффективности работы управленцев высшего звена. Оценка прибыльности продуктов, клиентов и каналов сбыта, в свою очередь, является базисом для выявления проблем, для решения задач ценообразования, а также помогает в расчете эффективности услуг и менеджеров по работе с клиентами.
Базисом для экономической оценки должны быть долгосрочные (3-5 лет) тенденции и сравнение с фактической (отчетной) доходностью, а также годовыми показателями прибыли и отклонениями от бюджета.
Показатели прибыльности играют важную роль в деятельности банка, поскольку достижение удовлетворительного уровня прибыли позволяет пополнять капитал, формирует основу жизнедеятельности и роста банка, а также обеспечивает приемлемый уровень дивидендных выплат акционерам.
ГЛАВА 2. Оценка состояния собственных средств в динамике ПАО «Росбанк» отделение «Проспект мира»
2.1. Краткая организационная экономическая характеристика ПАО «Росбанк» отделение «Проспект мира»
ПАО «Росбанк» - российский коммерческий банк. Полное наименование - Публичное акционерное общество Акционерный коммерческий банк «Росбанк». Штаб-квартира находится в Москве.
Росбанк входит в международную финансовую группу Société Générale. 1 июля 2011 года был завершен процесс консолидации российских активов Группы Societe Generale, к Росбанку был присоединён другой российский банк этой группы - «Банк Сосьете Женераль Восток».
Основан в 1993 году как АКБ «Независимость» (АОЗТ), впоследствии несколько раз менял организационно-правовую форму (1994 год - ТОО, 1996 год - ЗАО). В сентябре 1998 года ХК «Интеррос» приобрела банк и переименовала его в АКБ «РОСБАНК» (ЗАО). В 1999 году Росбанк получил организационно-правовую форму открытого акционерного общества.
Банк является многопрофильным финансовым институтом, оказывает весь перечень банковских услуг как физическим, так и юридическим лицам. Банк имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций, лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами и др. Клиентами Росбанка являются более 3 млн. частных клиентов, 73 тыс. корпоративных клиентов.
В рейтинге крупнейших банков по размеру капитала первого порядка, составленном журналом The Banker (июль 2013 года) Росбанк занимает 5 место среди банков России и 1 место среди частных банков страны.
Для координации деятельности подразделений банка сформирована многоуровневая система управления: головной офис в Москве, 10 региональных дирекций (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Красноярск, Владивосток, Липецк, Ярославль), а также операционные офисы, дополнительные офисы и операционные кассы. На начало 2014 года у Росбанка насчитывалось более 600 отделений, 1200 точек продаж в 340 городах и поселках России.
Основными конкурентами ПАО «Росбанк» являются такие банки как Сбербанк, Альфа-Банк, Ситибанк, Райфайзенбанк.
Организационная структура ПАО «Росбанк», отделение «Проспект мира» представлена на рисунке в приложении 1.
Возглавляет отделение управляющий дополнительного офиса. В непосредственном подчинении у него находится заместитель управляющего отделением.
В целом в обязанности управляющего дополнительным офисом входят: осуществление руководства деятельностью отделения; распределение обязанностей между сотрудниками отделения; организация и контроль исполнения внутрибанковских нормативных и организационно-распорядительных документов, в том числе, решений Правления Банка, уполномоченных подразделений и должностных лиц Банка и Филиала.
Заместитель управляющего рукодит деятельностью главного клиентского менеджера, старшего специалиста по обслуживнию клиентов.
Кассир и клиентский менеджер подчиняется непосредственно старшему специалисту по обслуживанию.
Обязанности заместителя управляющего включают: Руководство деятельностью Операционного офиса; принятие решений о совершении сделок в рамках предоставленных полномочий; решение кадровых вопросов; осуществление представительских функций; привлечение клиентов на банковское обслуживание и их сопровождение по банковскому обслуживанию; организация работы по бизнес-планированию, текущему контролю и определению результатов работы.
Главный клиентский менеджер занимается расширением клиентской базы; привлечением на банковское обслуживание в офис клиентов – физических лиц; работой с клиентами – физическими лицами: работой с кредитованием (все виды, в том числе ипотечное), счетами физических лиц, с вкладами физических лиц. Специалист по обслуживанию клиентов осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов; проводит операций со всеми видами банковских карт, денежной наличностью и ценностями. В свою очередь кассир отвечает за осуществление операций со всеми видами банковских карт, денежной наличностью и ценностями.
ПАО «Росбанк» является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая:
-обслуживание частных и корпоративных клиентов;
-инвестиционный банковский бизнес;
-торговое финансирование;
-управление активами.
Банк достаточно успешно работает на рынке ценных бумаг, специалистами разработаны технологии работы по всем видам операций, существующих на рынке. Клиентам банк предлагает: депозитарные услуги, брокерское обслуживание, консультационные услуги, услуги по организации выпуска ценных бумаг. Опыт и достаточный объём собственных операций банка на рынке позволяют предложить контрагентам широкий спектр возможностей для взаимовыгодного сотрудничества в сфере ценных бумаг: торговля акциями, облигациями, номинированными в рублях и валюте; операции прямого и обратного РЕПО с использованием обширного набора ценных бумаг; сложные многошаговые сделки с любыми инструментами.
Банк является участником системы страхования вкладов и имеет лицензию на осуществление сделок на рынке ценных бумаг.
ПАО «Росбанк» является принципиальным членом международной платёжных систем Visa International и MasterCard, ассоциированным членом международной платеёжной системы Europay и сублицензиатом Diners Club.
2.2. Анализ показателей собственных средств банка
Уставной фонд ПАО «Росбанк» сформирован за счет взносов его акционеров – уставный капитал, а также части прибыли банка, остающейся в его распоряжении. Кроме того, при расчете капитала банка учитывается имущество, безвозмездно полученное банком в собственность от организаций и физических лиц, эмиссионный доход от размещения банком своих акций по цене, превышающей их номинальную стоимость, а также отдельные виды резервов банка и полученных им долгосрочных кредитов.
В связи с возрастающей ролью банковской системы региона в обслуживании экономических субъектов, расширением внешнеэкономических и межрегиональных связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков возрастает роль и значение анализа финансового состояния банка, составной частью которого выступает анализ доходов и расходов коммерческого банка.
Величина и уровень прибыли банка зависят от ряда факторов:
- степени использования кредитной организацией ресурсов;
- соблюдения сроков платежей по договорам и контрактам, в том числе и со стороны контрагентов;
- изменения ситуации на финансовых рынках и т.д.
В свою очередь величина полученной в отчетном периоде прибыли определяет доходы собственников банка, вознаграждение работников, налоговые поступления в бюджет. Таким образом, финансовый результат является индикатором привлекательности кредитной организации для партнеров по бизнесу, кредиторов и инвесторов.
12. Коэффициент стабильности ресурсной базы: оптимально 70 %
(16)
13. Показатель прибыли на активы (ROA) определяется отношением чистой прибыли (ЧП после налогообложения) к средней стоимости общих активов (А):
, где (16)
ROA - прибыльность активов;
П - прибыль;
А - итог актива баланса за период
ROA может применяться как показатель эффективности работы руководства банка.
14. Мировая практика показывает, что определяющий показатель эффективности банковского капитала — максимизация стоимости акционерного капитала при сохранении приемлемого уровня риска. Наряду с рыночной ценой акций банка важным показателем оценки деятельности банка является соотношение чистой прибыли к акционерному капиталу (ROE в зарубежной практике). Этот показатель характеризует, насколько эффективно использовались средства собственников в течение года, т.е. это измеритель доходности для акционеров банка. Он устанавливает приблизительный размер чистой прибыли, получаемой акционерами от инвестирования своего капитала.
15. В отечественной практике прибыльность капитала рассчитывается по формуле (12):
, где (17)
ПК - прибыльность капитала;
П - прибыль за период;
СК - объем собственного капитала в периоде.
Показатель прибыльности капитала характеризует способность собственных средств приносить прибыль и позволяет оценить возможность обеспечения реального роста собственного капитала в размерах, адекватных росту деловой активности.
16. Банк России для оценки качества расходов банка использует показатель структуры расходов банка, который рассчитывается по следующей формуле (13):
, где (18)
где Рау - административно-управленческие расходы, включающие в себя расходы на содержание аппарата, эксплуатационные расходы, расходы на аудит, арендную плату, расходы по публикациям; ЧОД - чистые операционные доходы, представляющие собой сумму финансового результата банка (прибыль за отчетный период + налог на прибыль) и административно-управленческих расходов.
17. Рентабельность (доходность) коммерческого банка - один из основных относительных показателей эффективности банковской деятельности. Уровень рентабельности банка характеризуется коэффициентом рентабельности.
Общий уровень рентабельности банка (Rобщ) позволяет оценить общую прибыльность банка, а также прибыль, приходящуюся на 1 руб. дохода (доля прибыли в доходах), %:
, где (19)
Данный показатель может быть уточнен с помощью ряда коэффициентов, характеризующих степень прибыльности активных и кредитных операций.
Управление доходностью включает в себя мониторинг определенных типов статистических показателей. Прибыли банка можно оценивать по четырем направлениями — по организационным подразделениям, по продуктам, по счетам (клиентам), и (в некоторых случаях) по каналам сбыта.
Прибыльность подразделений — наиболее известный и понятный показатель, так как он присутствует в любой банковской отчетности, отражая эффективность всех организационных единиц. Однако качественная система управления доходностью должна оценивать доходность продуктов, клиентов и каналов. Этот четырехмерный подход очень важен, если банк стремится к реализации скоординированных планов, нацеленных на максимальное повышение показателей и сохранение приемлемых границ рисков.
Имея абсолютную величину процентных доходов, руководство банка может точнее планировать проведение конкретных активных операций, обоснованно изменять структуру активов и эффективно организовать работу структурных подразделений. Структурный анализ показателей прибыльности банка дает возможность сделать выводы относительно причин осложнения в сфере банковских доходов и выявить проблемные аспекты деятельности, которые требуют повышенного внимания.
Показатели прибыльности организационных подразделений необходимы для высшего руководства — для распределения ресурсов, выявления проблем, выполнения контроля расходов, а также для мониторинга эффективности работы управленцев высшего звена. Оценка прибыльности продуктов, клиентов и каналов сбыта, в свою очередь, является базисом для выявления проблем, для решения задач ценообразования, а также помогает в расчете эффективности услуг и менеджеров по работе с клиентами.
Базисом для экономической оценки должны быть долгосрочные (3-5 лет) тенденции и сравнение с фактической (отчетной) доходностью, а также годовыми показателями прибыли и отклонениями от бюджета.
Показатели прибыльности играют важную роль в деятельности банка, поскольку достижение удовлетворительного уровня прибыли позволяет пополнять капитал, формирует основу жизнедеятельности и роста банка, а также обеспечивает приемлемый уровень дивидендных выплат акционерам.
ГЛАВА 2. Оценка состояния собственных средств в динамике ПАО «Росбанк» отделение «Проспект мира»
2.1. Краткая организационная экономическая характеристика ПАО «Росбанк» отделение «Проспект мира»
ПАО «Росбанк» - российский коммерческий банк. Полное наименование - Публичное акционерное общество Акционерный коммерческий банк «Росбанк». Штаб-квартира находится в Москве.
Росбанк входит в международную финансовую группу Société Générale. 1 июля 2011 года был завершен процесс консолидации российских активов Группы Societe Generale, к Росбанку был присоединён другой российский банк этой группы - «Банк Сосьете Женераль Восток».
Основан в 1993 году как АКБ «Независимость» (АОЗТ), впоследствии несколько раз менял организационно-правовую форму (1994 год - ТОО, 1996 год - ЗАО). В сентябре 1998 года ХК «Интеррос» приобрела банк и переименовала его в АКБ «РОСБАНК» (ЗАО). В 1999 году Росбанк получил организационно-правовую форму открытого акционерного общества.
Банк является многопрофильным финансовым институтом, оказывает весь перечень банковских услуг как физическим, так и юридическим лицам. Банк имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций, лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами и др. Клиентами Росбанка являются более 3 млн. частных клиентов, 73 тыс. корпоративных клиентов.
В рейтинге крупнейших банков по размеру капитала первого порядка, составленном журналом The Banker (июль 2013 года) Росбанк занимает 5 место среди банков России и 1 место среди частных банков страны.
Для координации деятельности подразделений банка сформирована многоуровневая система управления: головной офис в Москве, 10 региональных дирекций (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Красноярск, Владивосток, Липецк, Ярославль), а также операционные офисы, дополнительные офисы и операционные кассы. На начало 2014 года у Росбанка насчитывалось более 600 отделений, 1200 точек продаж в 340 городах и поселках России.
Основными конкурентами ПАО «Росбанк» являются такие банки как Сбербанк, Альфа-Банк, Ситибанк, Райфайзенбанк.
Организационная структура ПАО «Росбанк», отделение «Проспект мира» представлена на рисунке в приложении 1.
Возглавляет отделение управляющий дополнительного офиса. В непосредственном подчинении у него находится заместитель управляющего отделением.
В целом в обязанности управляющего дополнительным офисом входят: осуществление руководства деятельностью отделения; распределение обязанностей между сотрудниками отделения; организация и контроль исполнения внутрибанковских нормативных и организационно-распорядительных документов, в том числе, решений Правления Банка, уполномоченных подразделений и должностных лиц Банка и Филиала.
Заместитель управляющего рукодит деятельностью главного клиентского менеджера, старшего специалиста по обслуживнию клиентов.
Кассир и клиентский менеджер подчиняется непосредственно старшему специалисту по обслуживанию.
Обязанности заместителя управляющего включают: Руководство деятельностью Операционного офиса; принятие решений о совершении сделок в рамках предоставленных полномочий; решение кадровых вопросов; осуществление представительских функций; привлечение клиентов на банковское обслуживание и их сопровождение по банковскому обслуживанию; организация работы по бизнес-планированию, текущему контролю и определению результатов работы.
Главный клиентский менеджер занимается расширением клиентской базы; привлечением на банковское обслуживание в офис клиентов – физических лиц; работой с клиентами – физическими лицами: работой с кредитованием (все виды, в том числе ипотечное), счетами физических лиц, с вкладами физических лиц. Специалист по обслуживанию клиентов осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов; проводит операций со всеми видами банковских карт, денежной наличностью и ценностями. В свою очередь кассир отвечает за осуществление операций со всеми видами банковских карт, денежной наличностью и ценностями.
ПАО «Росбанк» является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая:
-обслуживание частных и корпоративных клиентов;
-инвестиционный банковский бизнес;
-торговое финансирование;
-управление активами.
Банк достаточно успешно работает на рынке ценных бумаг, специалистами разработаны технологии работы по всем видам операций, существующих на рынке. Клиентам банк предлагает: депозитарные услуги, брокерское обслуживание, консультационные услуги, услуги по организации выпуска ценных бумаг. Опыт и достаточный объём собственных операций банка на рынке позволяют предложить контрагентам широкий спектр возможностей для взаимовыгодного сотрудничества в сфере ценных бумаг: торговля акциями, облигациями, номинированными в рублях и валюте; операции прямого и обратного РЕПО с использованием обширного набора ценных бумаг; сложные многошаговые сделки с любыми инструментами.
Банк является участником системы страхования вкладов и имеет лицензию на осуществление сделок на рынке ценных бумаг.
ПАО «Росбанк» является принципиальным членом международной платёжных систем Visa International и MasterCard, ассоциированным членом международной платеёжной системы Europay и сублицензиатом Diners Club.
2.2. Анализ показателей собственных средств банка
Уставной фонд ПАО «Росбанк» сформирован за счет взносов его акционеров – уставный капитал, а также части прибыли банка, остающейся в его распоряжении. Кроме того, при расчете капитала банка учитывается имущество, безвозмездно полученное банком в собственность от организаций и физических лиц, эмиссионный доход от размещения банком своих акций по цене, превышающей их номинальную стоимость, а также отдельные виды резервов банка и полученных им долгосрочных кредитов.
В связи с возрастающей ролью банковской системы региона в обслуживании экономических субъектов, расширением внешнеэкономических и межрегиональных связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков возрастает роль и значение анализа финансового состояния банка, составной частью которого выступает анализ доходов и расходов коммерческого банка.
Величина и уровень прибыли банка зависят от ряда факторов:
- степени использования кредитной организацией ресурсов;
- соблюдения сроков платежей по договорам и контрактам, в том числе и со стороны контрагентов;
- изменения ситуации на финансовых рынках и т.д.
В свою очередь величина полученной в отчетном периоде прибыли определяет доходы собственников банка, вознаграждение работников, налоговые поступления в бюджет. Таким образом, финансовый результат является индикатором привлекательности кредитной организации для партнеров по бизнесу, кредиторов и инвесторов.