Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Кто и как изучает природу

Цели: повторить, кого называют учёными; познакомить с приборами, необходимыми для исследований; углубить знания об этапах проведения эксперимента; формировать интерес к изучению окружающего мира.

Оборудование: термометр, лупа, весы, фотоаппарат, бинокль, колбы, карточки с представленными заданиями.

Ход урока

I. Введение в тему.

Учитель читает стихотворение.

В микроскоп учёный смотрит,

Видно, опыты проводит.

Дела нет ему до скуки –

Весь в работе, весь в науке.

II. Работа по учебнику.

– Знаете ли вы, кого называют учёными?

– Каких учёных вы знаете?

– Что изучают биологи? (Биологи изучают живую природу.)

– Что изучают географы? (Географы изучают и описывают Землю – планету, на которой мы живём.)

– Что изучают астрономы? (Астрономы изучают звёзды и другие космические тела.)

– Что изучают экологи? (Экологи исследуют взаимосвязи между живой и неживой природой.)

– Что изучают учёные-генетики? (Генетики исследуют способы лечения наследственных болезней.)

– Как изучают окружающий мир учёные? (Учёные наблюдают за природными объектами, явлениями. Затем проводят эксперименты.) Назовите приборы, которыми пользуются учёные. (Телескоп, термометр и т. д.)

Задание 1.

– Рассмотрите рисунки. Предположите, о чём хотят узнать ребята. (О свойствах воды, растениях, возрасте дерева, о Солнце и звёздах.)

– Какие способы изучения окружающего мира они выбрали? (Наблюдение, проведение эксперимента.) Какие приборы они могут использовать для своих исследований? (Термометр, лупу, телескоп, фотоаппарат, весы.)

Задание 2.

– Предположите, в каких учебных кабинетах проводят свои исследования эти ученики. (В кабинетах химии, физики, биологии, истории.) Прочитайте выводы в учебнике.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 1.

– Как называется эта группа изделий человека? (Это приборы.)

– Что можно ими мерить? (Весы – для измерения массы. Часы – для определения времени. Мензурка – для измерения объёма жидкостей. Рулетка – для измерения длины. Термометр – для измерения температуры.)

Задание 2.

– Прочитайте текст. Назовите явления, которые происходят в неживой природе.
(Образуются облака, сверкает молния, замерзает вода в реке.) Назовите явления, происходящие в живой природе. (Созревают ягоды, желтеют листья, птицы улетают в тёплые края.)

IV. Рассказ учителя об инструментах и приборах.

– Ни один опыт нельзя поставить без какого-либо оборудования – инструментов и приборов. При помощи инструментов обычно проводятся ручные работы. Приборы люди придумывают для измерения чего-либо, для нагревания или охлаждения чего-либо, для увеличения или уменьшения изображения.

– Назовите изображенные на рисунке (с. 72) инструменты, приборы. Для чего они служат?

Есть приборы простые, напримерфлюгер (в переводе обозначает «крыло»). Это металлический флажок, который поворачивается под давлением ветра. Он показывает, в каком направлении дует ветер. Обычно флюгер устанавливают на какой-то высокой точке. А есть приборы очень сложные, такие как телескоп.



Важным для нас прибором является термометр – он служит для измерения температуры.

V. Итог урока.

– Кто изучает природу? Как изучают природу учёные?

Урок 15
Тема: Природные тела и явления

Цели: учить отличать природные тела и природные явления; обобщить знания о природных явлениях; развивать умение анализировать и обобщать.

Оборудование: загадки о природных телах и явлениях; фотографии и рисунки с изображением природных тел и явлений.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град.)

Что за чудо-красота! Расписные ворота

Показались на пути. В них ни въехать, ни войти! (Радуга.)

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце. И зовут тебя все… (солнце).

Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)

– Что объединяет слова-отгадки? (Это природные тела и явления.)

II. Работа по учебнику.

– Наблюдали ли вы когда-нибудь небо? Какие изменения в нём вас заинтересовали?

– Бывали ли вы в лесу? Что изменилось в нём с приходом осени?

– Приходилось ли вам наблюдать ледоход на реке? Что можете рассказать о ледоходе?

– Рассмотрите рисунки в учебнике. Какие природные явления изображены на них?

(Радуга, листопад, иней, ураган.)

– Когда можно увидеть радугу? листопад?

– Составьте список явлений, которые вам приходилось наблюдать в природе.

– О вечерней или утренней заре сложена пословица «Зорьку прозевать – рубля не видать»? (Об утренней заре.) Объясните ее смысл.

Задание 1.

– Рассмотрите и прочитайте первую схему. (Все тела можно разделить на две группы: любые тела и живые существа.)

– Рассмотрите и прочитайте вторую схему. (Радуга и ледоход – природные явления.) Приведите примеры тел, явлений. Найдите карточки с изображением тел и явлений природы. Распределите их по группам.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 3 (работа со схемой).



Задание 4 (наклеивание отгадок).(1. Облако. 2. Туча. 3. Молния. 4. Туман.)

IV. Фронтальная работа.

– Кто определяет погоду на следующий день?

Метеоролог – одна из самых романтических и экзотических профессий. И самых знаменитых тоже. О результатах работы метеослужб ты слышишь по радио каждый день. Ведь именно метеорологи в любую погоду, в дождь и метель, под палящим солнцем или в ураган, ведут наблюдения на метеорологических станциях. Потом они передают данные синоптикам, а те определяют, какая ожидается погода, и сообщают нам.

Главный в нашей стране научный центр, изучающий погоду, – Гидрометцентр России – в 2005 году отметил 75 лет со дня основания. А вообще наблюдения за погодой в нашей стране ведутся уже несколько веков. Первым вести такие наблюдения постановил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, – отец Петра I. Он велел вести записи наблюдений за погодой в журнале Тайного приказа. Поскольку никаких приборов у тогдашних «метеорологов» не было, то записи были примерно такие: «Декабрь. Сегодня день был дурён, а вечер тёпл, как в сентябре».

Сейчас работе метеоролога помогают не только традиционные вертушки для определения направления и скорости ветра или баночки, по которым определяется количество выпавших осадков, но и сложные компьютеры, на которых выстраиваются математические модели. Поэтому метеоролог обязан отлично знать математику, физику и, желательно, географию. Кроме того, метеоролог должен обладать выносливостью. Ведь в любую погоду каждые 3 часа надо снимать показания с датчиков.


Сейчас метеорологи могут спрогнозировать погоду примерно на 3–6 дней вперёд. А еще лет 20 назад точные прогнозы возможны были только на ближайшие сутки. Но вот смерчи никто до сих пор не научился предсказывать. Возможно, именно вам когда-нибудь удастся справиться с этой задачей.

Работа метеоролога очень ответственная. От правильности прогноза иногда зависит жизнь людей – летчиков, альпинистов, моряков. Надо уметь вовремя распознать приближающуюся бурю или грозу.

– Отгадайте загадки, а отгадки разделите на две группы: 1) природные тела; 2) природные явления.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.

(Роса.)

Зимой – звезда,

Весной – вода.

(Снежинка.)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья.

(Метель.)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака.)

Говорю я брату: «Ох,

С неба сыплется горох!»

«Вот чудак, – смеется брат, –

Твой горох – ведь это… »

(Град.)

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.

(Туман.)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния.)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан... (иней).

Вода по воде плавает.

(Лед.)

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!»

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост, и щепок нет.

(Радуга.)

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

(Ветер.)

Как по небу с севера,

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля-озёрушки

Белый пух да перышки.

(Снеговая туча.)

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Туча.)

V. Итог урока.

– Назовите природные явления, природные тела.

Урок
16
Тема: Небесные странники

Цели: учить определять виды облаков; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к изучению природы родного края.

Оборудование: стихотворения, загадки, схема «Облака».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий!

(Небо.)

II. Работа по учебнику.

– Что можно наблюдать на небе? Всегда ли можно увидеть Солнце, радугу, молнию?

– Приходилось ли вам наблюдать за облаками? Какой формы они бывают? Как быстро они меняются?

Задание 1.

– Рассмотрите рисунки в учебнике. Какие тела и явления природы на них изображены? (Природные тела: птицы, Солнце, облака. Природные явления: заря.)

– Почему облака можно назвать «небесными странниками»?

– Как вы думаете, что означает выражение «безоблачное настроение»?

Задание 2.

– Прочитайте текст о видах облаков. Рассмотрите фотографии. Определите, где и какие облака изображены.

Задание 3.

– Рассмотрите, какие явления изображены на картинках. (Снегопад, туман.) В чём сходство и в чём различие снегопада и тумана?

– Из чего состоят облака и туман? (Из водяного пара.)

– В слоистых облаках или в грозовой туче капли воды более крупные? (В грозовой туче.)

– Капельки воды или кристаллики льда находятся в перистых облаках? (Капельки воды.)

– Если облака рассеялись, куда исчезла вода?

– Почему в тумане водителям машин необходимо снизить скорость движения?

Задание 4.

– Рассмотрите, какие облака изобразили ученики. На что они похожи?

– Из бумаги и ваты сделайте модели перистых облаков.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 5.

– Вставьте попущенные слова. (Снежная; белая; град.)

Задание 6.

– Соотнесите рисунки и условные знаки, которыми изображают состояние неба.
Ясно Снег
Переменно