ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Кто и как изучает природу
Цели: повторить, кого называют учёными; познакомить с приборами, необходимыми для исследований; углубить знания об этапах проведения эксперимента; формировать интерес к изучению окружающего мира.
Оборудование: термометр, лупа, весы, фотоаппарат, бинокль, колбы, карточки с представленными заданиями.
Ход урока
I. Введение в тему.
Учитель читает стихотворение.
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.
II. Работа по учебнику.
– Знаете ли вы, кого называют учёными?
– Каких учёных вы знаете?
– Что изучают биологи? (Биологи изучают живую природу.)
– Что изучают географы? (Географы изучают и описывают Землю – планету, на которой мы живём.)
– Что изучают астрономы? (Астрономы изучают звёзды и другие космические тела.)
– Что изучают экологи? (Экологи исследуют взаимосвязи между живой и неживой природой.)
– Что изучают учёные-генетики? (Генетики исследуют способы лечения наследственных болезней.)
– Как изучают окружающий мир учёные? (Учёные наблюдают за природными объектами, явлениями. Затем проводят эксперименты.) Назовите приборы, которыми пользуются учёные. (Телескоп, термометр и т. д.)
Задание 1.
– Рассмотрите рисунки. Предположите, о чём хотят узнать ребята. (О свойствах воды, растениях, возрасте дерева, о Солнце и звёздах.)
– Какие способы изучения окружающего мира они выбрали? (Наблюдение, проведение эксперимента.) Какие приборы они могут использовать для своих исследований? (Термометр, лупу, телескоп, фотоаппарат, весы.)
Задание 2.
– Предположите, в каких учебных кабинетах проводят свои исследования эти ученики. (В кабинетах химии, физики, биологии, истории.) Прочитайте выводы в учебнике.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 1.
– Как называется эта группа изделий человека? (Это приборы.)
– Что можно ими мерить? (Весы – для измерения массы. Часы – для определения времени. Мензурка – для измерения объёма жидкостей. Рулетка – для измерения длины. Термометр – для измерения температуры.)
Задание 2.
– Прочитайте текст. Назовите явления, которые происходят в неживой природе.
(Образуются облака, сверкает молния, замерзает вода в реке.) Назовите явления, происходящие в живой природе. (Созревают ягоды, желтеют листья, птицы улетают в тёплые края.)
IV. Рассказ учителя об инструментах и приборах.
– Ни один опыт нельзя поставить без какого-либо оборудования – инструментов и приборов. При помощи инструментов обычно проводятся ручные работы. Приборы люди придумывают для измерения чего-либо, для нагревания или охлаждения чего-либо, для увеличения или уменьшения изображения.
– Назовите изображенные на рисунке (с. 72) инструменты, приборы. Для чего они служат?
Есть приборы простые, напримерфлюгер (в переводе обозначает «крыло»). Это металлический флажок, который поворачивается под давлением ветра. Он показывает, в каком направлении дует ветер. Обычно флюгер устанавливают на какой-то высокой точке. А есть приборы очень сложные, такие как телескоп.
Важным для нас прибором является термометр – он служит для измерения температуры.
V. Итог урока.
– Кто изучает природу? Как изучают природу учёные?
Урок 15
Тема: Природные тела и явления
Цели: учить отличать природные тела и природные явления; обобщить знания о природных явлениях; развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: загадки о природных телах и явлениях; фотографии и рисунки с изображением природных тел и явлений.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град.)
Что за чудо-красота! Расписные ворота
Показались на пути. В них ни въехать, ни войти! (Радуга.)
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце. И зовут тебя все… (солнце).
Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)
– Что объединяет слова-отгадки? (Это природные тела и явления.)
II. Работа по учебнику.
– Наблюдали ли вы когда-нибудь небо? Какие изменения в нём вас заинтересовали?
– Бывали ли вы в лесу? Что изменилось в нём с приходом осени?
– Приходилось ли вам наблюдать ледоход на реке? Что можете рассказать о ледоходе?
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Какие природные явления изображены на них?
(Радуга, листопад, иней, ураган.)
– Когда можно увидеть радугу? листопад?
– Составьте список явлений, которые вам приходилось наблюдать в природе.
– О вечерней или утренней заре сложена пословица «Зорьку прозевать – рубля не видать»? (Об утренней заре.) Объясните ее смысл.
Задание 1.
– Рассмотрите и прочитайте первую схему. (Все тела можно разделить на две группы: любые тела и живые существа.)
– Рассмотрите и прочитайте вторую схему. (Радуга и ледоход – природные явления.) Приведите примеры тел, явлений. Найдите карточки с изображением тел и явлений природы. Распределите их по группам.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 3 (работа со схемой).
Задание 4 (наклеивание отгадок).(1. Облако. 2. Туча. 3. Молния. 4. Туман.)
IV. Фронтальная работа.
– Кто определяет погоду на следующий день?
Метеоролог – одна из самых романтических и экзотических профессий. И самых знаменитых тоже. О результатах работы метеослужб ты слышишь по радио каждый день. Ведь именно метеорологи в любую погоду, в дождь и метель, под палящим солнцем или в ураган, ведут наблюдения на метеорологических станциях. Потом они передают данные синоптикам, а те определяют, какая ожидается погода, и сообщают нам.
Главный в нашей стране научный центр, изучающий погоду, – Гидрометцентр России – в 2005 году отметил 75 лет со дня основания. А вообще наблюдения за погодой в нашей стране ведутся уже несколько веков. Первым вести такие наблюдения постановил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, – отец Петра I. Он велел вести записи наблюдений за погодой в журнале Тайного приказа. Поскольку никаких приборов у тогдашних «метеорологов» не было, то записи были примерно такие: «Декабрь. Сегодня день был дурён, а вечер тёпл, как в сентябре».
Сейчас работе метеоролога помогают не только традиционные вертушки для определения направления и скорости ветра или баночки, по которым определяется количество выпавших осадков, но и сложные компьютеры, на которых выстраиваются математические модели. Поэтому метеоролог обязан отлично знать математику, физику и, желательно, географию. Кроме того, метеоролог должен обладать выносливостью. Ведь в любую погоду каждые 3 часа надо снимать показания с датчиков.
Сейчас метеорологи могут спрогнозировать погоду примерно на 3–6 дней вперёд. А еще лет 20 назад точные прогнозы возможны были только на ближайшие сутки. Но вот смерчи никто до сих пор не научился предсказывать. Возможно, именно вам когда-нибудь удастся справиться с этой задачей.
Работа метеоролога очень ответственная. От правильности прогноза иногда зависит жизнь людей – летчиков, альпинистов, моряков. Надо уметь вовремя распознать приближающуюся бурю или грозу.
– Отгадайте загадки, а отгадки разделите на две группы: 1) природные тела; 2) природные явления.
V. Итог урока.
– Назовите природные явления, природные тела.
Урок
16
Тема: Небесные странники
Цели: учить определять виды облаков; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к изучению природы родного края.
Оборудование: стихотворения, загадки, схема «Облака».
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
(Небо.)
II. Работа по учебнику.
– Что можно наблюдать на небе? Всегда ли можно увидеть Солнце, радугу, молнию?
– Приходилось ли вам наблюдать за облаками? Какой формы они бывают? Как быстро они меняются?
Задание 1.
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Какие тела и явления природы на них изображены? (Природные тела: птицы, Солнце, облака. Природные явления: заря.)
– Почему облака можно назвать «небесными странниками»?
– Как вы думаете, что означает выражение «безоблачное настроение»?
Задание 2.
– Прочитайте текст о видах облаков. Рассмотрите фотографии. Определите, где и какие облака изображены.
Задание 3.
– Рассмотрите, какие явления изображены на картинках. (Снегопад, туман.) В чём сходство и в чём различие снегопада и тумана?
– Из чего состоят облака и туман? (Из водяного пара.)
– В слоистых облаках или в грозовой туче капли воды более крупные? (В грозовой туче.)
– Капельки воды или кристаллики льда находятся в перистых облаках? (Капельки воды.)
– Если облака рассеялись, куда исчезла вода?
– Почему в тумане водителям машин необходимо снизить скорость движения?
Задание 4.
– Рассмотрите, какие облака изобразили ученики. На что они похожи?
– Из бумаги и ваты сделайте модели перистых облаков.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 5.
– Вставьте попущенные слова. (Снежная; белая; град.)
Задание 6.
– Соотнесите рисунки и условные знаки, которыми изображают состояние неба.
Ясно Снег
Переменно
Цели: повторить, кого называют учёными; познакомить с приборами, необходимыми для исследований; углубить знания об этапах проведения эксперимента; формировать интерес к изучению окружающего мира.
Оборудование: термометр, лупа, весы, фотоаппарат, бинокль, колбы, карточки с представленными заданиями.
Ход урока
I. Введение в тему.
Учитель читает стихотворение.
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.
II. Работа по учебнику.
– Знаете ли вы, кого называют учёными?
– Каких учёных вы знаете?
– Что изучают биологи? (Биологи изучают живую природу.)
– Что изучают географы? (Географы изучают и описывают Землю – планету, на которой мы живём.)
– Что изучают астрономы? (Астрономы изучают звёзды и другие космические тела.)
– Что изучают экологи? (Экологи исследуют взаимосвязи между живой и неживой природой.)
– Что изучают учёные-генетики? (Генетики исследуют способы лечения наследственных болезней.)
– Как изучают окружающий мир учёные? (Учёные наблюдают за природными объектами, явлениями. Затем проводят эксперименты.) Назовите приборы, которыми пользуются учёные. (Телескоп, термометр и т. д.)
Задание 1.
– Рассмотрите рисунки. Предположите, о чём хотят узнать ребята. (О свойствах воды, растениях, возрасте дерева, о Солнце и звёздах.)
– Какие способы изучения окружающего мира они выбрали? (Наблюдение, проведение эксперимента.) Какие приборы они могут использовать для своих исследований? (Термометр, лупу, телескоп, фотоаппарат, весы.)
Задание 2.
– Предположите, в каких учебных кабинетах проводят свои исследования эти ученики. (В кабинетах химии, физики, биологии, истории.) Прочитайте выводы в учебнике.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 1.
– Как называется эта группа изделий человека? (Это приборы.)
– Что можно ими мерить? (Весы – для измерения массы. Часы – для определения времени. Мензурка – для измерения объёма жидкостей. Рулетка – для измерения длины. Термометр – для измерения температуры.)
Задание 2.
– Прочитайте текст. Назовите явления, которые происходят в неживой природе.
(Образуются облака, сверкает молния, замерзает вода в реке.) Назовите явления, происходящие в живой природе. (Созревают ягоды, желтеют листья, птицы улетают в тёплые края.)
IV. Рассказ учителя об инструментах и приборах.
– Ни один опыт нельзя поставить без какого-либо оборудования – инструментов и приборов. При помощи инструментов обычно проводятся ручные работы. Приборы люди придумывают для измерения чего-либо, для нагревания или охлаждения чего-либо, для увеличения или уменьшения изображения.
– Назовите изображенные на рисунке (с. 72) инструменты, приборы. Для чего они служат?
Есть приборы простые, напримерфлюгер (в переводе обозначает «крыло»). Это металлический флажок, который поворачивается под давлением ветра. Он показывает, в каком направлении дует ветер. Обычно флюгер устанавливают на какой-то высокой точке. А есть приборы очень сложные, такие как телескоп.
Важным для нас прибором является термометр – он служит для измерения температуры.
V. Итог урока.
– Кто изучает природу? Как изучают природу учёные?
Урок 15
Тема: Природные тела и явления
Цели: учить отличать природные тела и природные явления; обобщить знания о природных явлениях; развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: загадки о природных телах и явлениях; фотографии и рисунки с изображением природных тел и явлений.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град.)
Что за чудо-красота! Расписные ворота
Показались на пути. В них ни въехать, ни войти! (Радуга.)
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце. И зовут тебя все… (солнце).
Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)
– Что объединяет слова-отгадки? (Это природные тела и явления.)
II. Работа по учебнику.
– Наблюдали ли вы когда-нибудь небо? Какие изменения в нём вас заинтересовали?
– Бывали ли вы в лесу? Что изменилось в нём с приходом осени?
– Приходилось ли вам наблюдать ледоход на реке? Что можете рассказать о ледоходе?
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Какие природные явления изображены на них?
(Радуга, листопад, иней, ураган.)
– Когда можно увидеть радугу? листопад?
– Составьте список явлений, которые вам приходилось наблюдать в природе.
– О вечерней или утренней заре сложена пословица «Зорьку прозевать – рубля не видать»? (Об утренней заре.) Объясните ее смысл.
Задание 1.
– Рассмотрите и прочитайте первую схему. (Все тела можно разделить на две группы: любые тела и живые существа.)
– Рассмотрите и прочитайте вторую схему. (Радуга и ледоход – природные явления.) Приведите примеры тел, явлений. Найдите карточки с изображением тел и явлений природы. Распределите их по группам.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 3 (работа со схемой).
Задание 4 (наклеивание отгадок).(1. Облако. 2. Туча. 3. Молния. 4. Туман.)
IV. Фронтальная работа.
– Кто определяет погоду на следующий день?
Метеоролог – одна из самых романтических и экзотических профессий. И самых знаменитых тоже. О результатах работы метеослужб ты слышишь по радио каждый день. Ведь именно метеорологи в любую погоду, в дождь и метель, под палящим солнцем или в ураган, ведут наблюдения на метеорологических станциях. Потом они передают данные синоптикам, а те определяют, какая ожидается погода, и сообщают нам.
Главный в нашей стране научный центр, изучающий погоду, – Гидрометцентр России – в 2005 году отметил 75 лет со дня основания. А вообще наблюдения за погодой в нашей стране ведутся уже несколько веков. Первым вести такие наблюдения постановил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, – отец Петра I. Он велел вести записи наблюдений за погодой в журнале Тайного приказа. Поскольку никаких приборов у тогдашних «метеорологов» не было, то записи были примерно такие: «Декабрь. Сегодня день был дурён, а вечер тёпл, как в сентябре».
Сейчас работе метеоролога помогают не только традиционные вертушки для определения направления и скорости ветра или баночки, по которым определяется количество выпавших осадков, но и сложные компьютеры, на которых выстраиваются математические модели. Поэтому метеоролог обязан отлично знать математику, физику и, желательно, географию. Кроме того, метеоролог должен обладать выносливостью. Ведь в любую погоду каждые 3 часа надо снимать показания с датчиков.
Сейчас метеорологи могут спрогнозировать погоду примерно на 3–6 дней вперёд. А еще лет 20 назад точные прогнозы возможны были только на ближайшие сутки. Но вот смерчи никто до сих пор не научился предсказывать. Возможно, именно вам когда-нибудь удастся справиться с этой задачей.
Работа метеоролога очень ответственная. От правильности прогноза иногда зависит жизнь людей – летчиков, альпинистов, моряков. Надо уметь вовремя распознать приближающуюся бурю или грозу.
– Отгадайте загадки, а отгадки разделите на две группы: 1) природные тела; 2) природные явления.
Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет. (Сосулька.) | Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, Ищем, ищем – не найдем. (Роса.) |
Зимой – звезда, Весной – вода. (Снежинка.) | Рассыпала Лукерья Серебряные перья. (Метель.) |
Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака.) | Говорю я брату: «Ох, С неба сыплется горох!» «Вот чудак, – смеется брат, – Твой горох – ведь это… » (Град.) |
Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман.) | Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния.) |
Не колючий, светло-синий По кустам развешан... (иней). | Вода по воде плавает. (Лед.) |
Приказало солнце: «Стой, Семицветный мост крутой!» Тучка скрыла солнца свет – Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга.) | Бежал по тропке луговой – Кивали маки головой. Бежал по речке голубой – Речка сделалась рябой. (Ветер.) |
Как по небу с севера, Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, Вниз кидала-сыпала На поля-озёрушки Белый пух да перышки. (Снеговая туча.) | Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. (Туча.) |
V. Итог урока.
– Назовите природные явления, природные тела.
Урок
16
Тема: Небесные странники
Цели: учить определять виды облаков; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к изучению природы родного края.
Оборудование: стихотворения, загадки, схема «Облака».
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
(Небо.)
II. Работа по учебнику.
– Что можно наблюдать на небе? Всегда ли можно увидеть Солнце, радугу, молнию?
– Приходилось ли вам наблюдать за облаками? Какой формы они бывают? Как быстро они меняются?
Задание 1.
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Какие тела и явления природы на них изображены? (Природные тела: птицы, Солнце, облака. Природные явления: заря.)
– Почему облака можно назвать «небесными странниками»?
– Как вы думаете, что означает выражение «безоблачное настроение»?
Задание 2.
– Прочитайте текст о видах облаков. Рассмотрите фотографии. Определите, где и какие облака изображены.
Задание 3.
– Рассмотрите, какие явления изображены на картинках. (Снегопад, туман.) В чём сходство и в чём различие снегопада и тумана?
– Из чего состоят облака и туман? (Из водяного пара.)
– В слоистых облаках или в грозовой туче капли воды более крупные? (В грозовой туче.)
– Капельки воды или кристаллики льда находятся в перистых облаках? (Капельки воды.)
– Если облака рассеялись, куда исчезла вода?
– Почему в тумане водителям машин необходимо снизить скорость движения?
Задание 4.
– Рассмотрите, какие облака изобразили ученики. На что они похожи?
– Из бумаги и ваты сделайте модели перистых облаков.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 5.
– Вставьте попущенные слова. (Снежная; белая; град.)
Задание 6.
– Соотнесите рисунки и условные знаки, которыми изображают состояние неба.
Ясно Снег
Переменно