ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Знак «Движение пешеходов запрещено».
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати вниманье, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено.
Знак «Велосипедная дорожка».
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.
Знак «Пешеходный переход».
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похож на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Знак «Остановка автобуса».
Ожидаешь ты посадки
На положенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место – остановка.
Знак «Переезд со шлагбаумом».
Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Шоссе закрыто на запор?
Появляется Регулировщик (с жезлом, в фуражке) под музыку «Песенка Свистулькина» В. Шаинского.
Встаю я вместе с солнышком и позже всех ложусь.
Я на посту ответственном все время нахожусь.
Старайся быть внимательным, спеши, не торопясь,
Чтоб случая несчастного не числилось у нас.
Идут спокойно граждане, течет машин поток.
И если все по правилам, не слышен мой свисток.
– Регулировщик управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя, с жезлом в правой руке, определенные жесты.
Ученик-постовой демонстрирует жесты, а учитель поясняет их.
1. Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует красному сигналу светофора.
2. Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре желтый сигнал.
3. Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение. Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора.
III. Итог урока.
– Назовите сигналы светофора. Что они обозначают?
– Назовите дорожные знаки.
Урок 13
Тема: Обобщение по теме «Человек»
Цели: обобщить знание о режиме дня; воспитывать культуру здорового образа жизни; развивать наблюдательность и внимательность.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Объясните смысл пословицы «Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита».
– Что такое режим?
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать!
II. Фронтальная работа.
– Какого человека называют воспитанным? (Который соблюдает правила поведения, опрятно одет, не употребляет грубых слов, никуда не опаздывает и т. д.) Для чего быть воспитанным? (Чтобы тебя любили, уважали и т. д.К опрятно одетому, вежливому, доброму человеку окружающие относятся всегда по-доброму. Такого человека все любят и уважают. У него есть верные и надежные друзья, и ему никогда не бывает скучно.)
– Послушайте историю о мальчике Алеше. Можно ли его назвать воспитанным?
«Жил-был мальчик Алеша. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя. Они его любили-обожали. Поэтому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался. Зевал, широко разинув рот. И тетя Лиза тотчас же вливала ему в рот какао. А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время старался развеселить ребенка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алеше какой-нибудь подарок.
У этого мальчишки было очень много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, что Алеша стал бросать их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за сына домашнее задание.
В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому – от скуки – он дергал за косы девочек, бил малышей, кидал камнями в птиц, толкал прохожих».
– Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу? Почему Алеше было скучно и дома, и в школе?
– «Режим» – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем, но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.
У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок, то есть режим дня. Режим дня – это определенное время утреннего подъема, зарядки, часов отдыха и занятий в школе и дома. Режим помогает выработать привычный, четкий ритм жизни – работы и отдыха, занятий и игр.
«Режим дня – это основа нормальной жизнедеятельности человека» – так говорят ученые. При этом учитывается еще одно очень важное обстоятельство. Всей живой природе присуще чувство времени, ритм. Наши «биологические часы» помогают нам чередовать время покоя и сна, труда и отдыха. Именно они «подсказывают» нам время,
когда нужно вставать и когда ложиться, когда обедать. Если ритм выдерживается – наш организм работает без сбоев. Например, вы сможете без будильника подняться утром.
А если ритм жизни нарушается? Если человек ложится спать то в 9, то в 11 часов, его нервная система не успевает подготовиться ко сну, и он спит плохо, беспокойно, а встает с трудом. Если обедать то в два часа, то в три, желудок не успевает выработать желудочный сок, и пища плохо переваривается. Нарушая режим, человек наносит серьезный удар своему здоровью.
При несоблюдении режима ребята ничего не успевают, все время в тревоге. Из-за этого они становятся невнимательными, рассеянными, у них портится настроение, появляются вялость и переутомление, да и оценки в дневнике не радуют. Правильно организованный режим поможет нам сохранить хорошую работоспособность, бодрость и жизнерадостность. У нас все будет получаться без особого напряжения.
Задание. Расположите по порядку режимные моменты: зарядка, обед, одевание, ужин, подъем, умывание, сон, свободное время, приготовление уроков, подготовка ко сну, прогулка, завтрак, застеливание постели, занятия в школе.
III. Закрепление изученного материала.
Тест «Здоровье человека».
1. Что является возбудителями болезней?
A) Бактерии; Б) сладости; B) одиночество.
2. Слово «вакцина» происходит от латинского:
А) «коза»; Б) «орёл»; В) «корова».
3. Иммунитет – это:
A) название популярной книги;
Б) защитная реакция организма;
B) болезнь.
4. Кто такие «моржи»?
A) Люди, купающиеся зимой в проруби;
Б) чемпионы по поднятию тяжестей;
B) гимнасты.
5. Родина Олимпийских игр:
A) Китай; Б) Греция; B) Россия.
6. Почему погиб «золотой» мальчик?
A) От переохлаждения;
Б) от одиночества;
B) у него были нарушены защитные функции кожи.
7. Какие образования кожи растут всю жизнь?
А) Волосы; Б) ногти; В) рога.
8. Какие меры необходимо применять при обморожении?
A) Растереть обмороженное место снегом;
Б) сделать тёплый компресс;
B) подуть.
9. Гигиена – это:
A) наука о здоровье;
Б) название животного;
B) диагональ в прямоугольнике.
– Послушайте рассказ «Молодой старичок» и выделите главную мысль. Кто из вас по названию может определить, о ком пойдёт речь?
«Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я
всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта; только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.
А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.
А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья. А он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк и он себя плохо чувствует. Вот так он и стал молодым старичком».
– Как вы понимаете слово «увильнуть»? (Вилять, обманывать, избегать, изворачиваться.)
Главная мысль: Если не давать мышцам работу, организм слабеет, тело становится хилым. Необходимо с раннего детства следить за правильной осанкой, заниматься физическим трудом, бороться с ленью.
– Что такое режим? (Режим – это распорядок дня.)
– Каким же должен быть распорядок дня для школьника? Посмотрите на режим дня. Сколько раз в день мы садимся есть? Учащимся следует принимать пищу 5 раз в день:
Первый завтрак дома – в 7.00–7.15.
Второй, тоже горячий, в школе – в 9.40.
Обед – по возвращении из школы, в 13.00–14.00.
Полдник – в перерыве между приготовлением домашних заданий – в 16.00.
Ужин – в 19.00, не позже чем за 1,5–2 часа до сна.
Основные требования гигиены питания – прием пищи в строго определенное время. Благодаря этому пища лучше усваивается, меньше вероятность развития желудочно-кишечных заболеваний. В промежутках между основными приемами пищи детям разрешаются только фрукты. Для того чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать еду с тех блюд, которые оказывают наиболее выраженное действие на выделение желудочного сока.
Задание. На обед предложены блюда: суп, чай, куриная котлета с рисом, винегрет. В какой последовательности нужно их есть? (Обсуждение в парах.)
– Как правильно принимать пищу? Во время еды не следует отвлекаться, заниматься каким-либо посторонним делом, так как это снижает аппетит и ухудшает усвоение питательных веществ. Не следует непосредственно перед завтраком, обедом или ужином есть что-нибудь сладкое
, так как при этом аппетит тоже снижается. Питание преимущественно бутербродами вредно, так как эта пища неполноценна по составу и к тому же раздражает желудок. При нерегулярном питании, когда человек периодически пропускает приемы пищи, у него выделяется в привычное время желудочный сок, скапливается в желудке и раздражает его стенки, что может вести к воспалению.
Какой по температуре должна быть пища? Слишком горячая пища (температура свыше 50 °С) раздражает, обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка, печень.
Прием пищи на ночь нарушает сон. Кроме того, при этом усиливается склонность к накоплению избыточной массы тела. Поэтому ужин должен включать преимущественно легко перевариваемую молочно-растительную пищу, с малым содержанием белка и жира.
Графический диктант «Верно – неверно».
1. Ученик должен есть 5 раз в день. (+)
2. Принимать пищу надо в строго определенное время. (+)
3. В промежутках между основными приемами пищи можно есть все, что захочешь. (–)
4. Для того чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать обед со сладкого чая. (–)
5. Во время еды можно читать книгу. (–)
6. Ужин должен быть за 1,5–2 часа до сна. (+)
IV. Итог урока.
– Что такое режим дня? Почему важно выполнять его?
Урок 14
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Знак «Движение пешеходов запрещено».
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати вниманье, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено.
Знак «Велосипедная дорожка».
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.
Знак «Пешеходный переход».
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похож на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Знак «Остановка автобуса».
Ожидаешь ты посадки
На положенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место – остановка.
Знак «Переезд со шлагбаумом».
Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Шоссе закрыто на запор?
Появляется Регулировщик (с жезлом, в фуражке) под музыку «Песенка Свистулькина» В. Шаинского.
Встаю я вместе с солнышком и позже всех ложусь.
Я на посту ответственном все время нахожусь.
Старайся быть внимательным, спеши, не торопясь,
Чтоб случая несчастного не числилось у нас.
Идут спокойно граждане, течет машин поток.
И если все по правилам, не слышен мой свисток.
– Регулировщик управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя, с жезлом в правой руке, определенные жесты.
Ученик-постовой демонстрирует жесты, а учитель поясняет их.
1. Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует красному сигналу светофора.
2. Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре желтый сигнал.
3. Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение. Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора.
III. Итог урока.
– Назовите сигналы светофора. Что они обозначают?
– Назовите дорожные знаки.
Урок 13
Тема: Обобщение по теме «Человек»
Цели: обобщить знание о режиме дня; воспитывать культуру здорового образа жизни; развивать наблюдательность и внимательность.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Объясните смысл пословицы «Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита».
– Что такое режим?
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать!
II. Фронтальная работа.
– Какого человека называют воспитанным? (Который соблюдает правила поведения, опрятно одет, не употребляет грубых слов, никуда не опаздывает и т. д.) Для чего быть воспитанным? (Чтобы тебя любили, уважали и т. д.К опрятно одетому, вежливому, доброму человеку окружающие относятся всегда по-доброму. Такого человека все любят и уважают. У него есть верные и надежные друзья, и ему никогда не бывает скучно.)
– Послушайте историю о мальчике Алеше. Можно ли его назвать воспитанным?
«Жил-был мальчик Алеша. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя. Они его любили-обожали. Поэтому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался. Зевал, широко разинув рот. И тетя Лиза тотчас же вливала ему в рот какао. А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время старался развеселить ребенка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алеше какой-нибудь подарок.
У этого мальчишки было очень много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, что Алеша стал бросать их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за сына домашнее задание.
В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому – от скуки – он дергал за косы девочек, бил малышей, кидал камнями в птиц, толкал прохожих».
– Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу? Почему Алеше было скучно и дома, и в школе?
– «Режим» – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем, но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.
У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок, то есть режим дня. Режим дня – это определенное время утреннего подъема, зарядки, часов отдыха и занятий в школе и дома. Режим помогает выработать привычный, четкий ритм жизни – работы и отдыха, занятий и игр.
«Режим дня – это основа нормальной жизнедеятельности человека» – так говорят ученые. При этом учитывается еще одно очень важное обстоятельство. Всей живой природе присуще чувство времени, ритм. Наши «биологические часы» помогают нам чередовать время покоя и сна, труда и отдыха. Именно они «подсказывают» нам время,
когда нужно вставать и когда ложиться, когда обедать. Если ритм выдерживается – наш организм работает без сбоев. Например, вы сможете без будильника подняться утром.
А если ритм жизни нарушается? Если человек ложится спать то в 9, то в 11 часов, его нервная система не успевает подготовиться ко сну, и он спит плохо, беспокойно, а встает с трудом. Если обедать то в два часа, то в три, желудок не успевает выработать желудочный сок, и пища плохо переваривается. Нарушая режим, человек наносит серьезный удар своему здоровью.
При несоблюдении режима ребята ничего не успевают, все время в тревоге. Из-за этого они становятся невнимательными, рассеянными, у них портится настроение, появляются вялость и переутомление, да и оценки в дневнике не радуют. Правильно организованный режим поможет нам сохранить хорошую работоспособность, бодрость и жизнерадостность. У нас все будет получаться без особого напряжения.
Задание. Расположите по порядку режимные моменты: зарядка, обед, одевание, ужин, подъем, умывание, сон, свободное время, приготовление уроков, подготовка ко сну, прогулка, завтрак, застеливание постели, занятия в школе.
III. Закрепление изученного материала.
Тест «Здоровье человека».
1. Что является возбудителями болезней?
A) Бактерии; Б) сладости; B) одиночество.
2. Слово «вакцина» происходит от латинского:
А) «коза»; Б) «орёл»; В) «корова».
3. Иммунитет – это:
A) название популярной книги;
Б) защитная реакция организма;
B) болезнь.
4. Кто такие «моржи»?
A) Люди, купающиеся зимой в проруби;
Б) чемпионы по поднятию тяжестей;
B) гимнасты.
5. Родина Олимпийских игр:
A) Китай; Б) Греция; B) Россия.
6. Почему погиб «золотой» мальчик?
A) От переохлаждения;
Б) от одиночества;
B) у него были нарушены защитные функции кожи.
7. Какие образования кожи растут всю жизнь?
А) Волосы; Б) ногти; В) рога.
8. Какие меры необходимо применять при обморожении?
A) Растереть обмороженное место снегом;
Б) сделать тёплый компресс;
B) подуть.
9. Гигиена – это:
A) наука о здоровье;
Б) название животного;
B) диагональ в прямоугольнике.
– Послушайте рассказ «Молодой старичок» и выделите главную мысль. Кто из вас по названию может определить, о ком пойдёт речь?
«Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я
всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта; только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.
А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.
А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья. А он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк и он себя плохо чувствует. Вот так он и стал молодым старичком».
– Как вы понимаете слово «увильнуть»? (Вилять, обманывать, избегать, изворачиваться.)
Главная мысль: Если не давать мышцам работу, организм слабеет, тело становится хилым. Необходимо с раннего детства следить за правильной осанкой, заниматься физическим трудом, бороться с ленью.
– Что такое режим? (Режим – это распорядок дня.)
– Каким же должен быть распорядок дня для школьника? Посмотрите на режим дня. Сколько раз в день мы садимся есть? Учащимся следует принимать пищу 5 раз в день:
Первый завтрак дома – в 7.00–7.15.
Второй, тоже горячий, в школе – в 9.40.
Обед – по возвращении из школы, в 13.00–14.00.
Полдник – в перерыве между приготовлением домашних заданий – в 16.00.
Ужин – в 19.00, не позже чем за 1,5–2 часа до сна.
Основные требования гигиены питания – прием пищи в строго определенное время. Благодаря этому пища лучше усваивается, меньше вероятность развития желудочно-кишечных заболеваний. В промежутках между основными приемами пищи детям разрешаются только фрукты. Для того чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать еду с тех блюд, которые оказывают наиболее выраженное действие на выделение желудочного сока.
Задание. На обед предложены блюда: суп, чай, куриная котлета с рисом, винегрет. В какой последовательности нужно их есть? (Обсуждение в парах.)
– Как правильно принимать пищу? Во время еды не следует отвлекаться, заниматься каким-либо посторонним делом, так как это снижает аппетит и ухудшает усвоение питательных веществ. Не следует непосредственно перед завтраком, обедом или ужином есть что-нибудь сладкое
, так как при этом аппетит тоже снижается. Питание преимущественно бутербродами вредно, так как эта пища неполноценна по составу и к тому же раздражает желудок. При нерегулярном питании, когда человек периодически пропускает приемы пищи, у него выделяется в привычное время желудочный сок, скапливается в желудке и раздражает его стенки, что может вести к воспалению.
Какой по температуре должна быть пища? Слишком горячая пища (температура свыше 50 °С) раздражает, обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка, печень.
Прием пищи на ночь нарушает сон. Кроме того, при этом усиливается склонность к накоплению избыточной массы тела. Поэтому ужин должен включать преимущественно легко перевариваемую молочно-растительную пищу, с малым содержанием белка и жира.
Графический диктант «Верно – неверно».
1. Ученик должен есть 5 раз в день. (+)
2. Принимать пищу надо в строго определенное время. (+)
3. В промежутках между основными приемами пищи можно есть все, что захочешь. (–)
4. Для того чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать обед со сладкого чая. (–)
5. Во время еды можно читать книгу. (–)
6. Ужин должен быть за 1,5–2 часа до сна. (+)
IV. Итог урока.
– Что такое режим дня? Почему важно выполнять его?
Урок 14