Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– Вы выполняете эти советы? Прочитайте советы по охране зрения, данные в учебнике. Какие ещё советы вы дадите ученикам?

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 23.

– Соедините линиями слова и рисунки. Объясните своё решение.



IV. Фронтальная работа.

– Как человек воспринимает окружающий мир?

– Почему говорят «Дороже алмаза свои два глаза»? Что такое алмаз? (Драгоценный камень.) Почему глаза сравнивают с алмазами? (Для человека глаза являются самым необходимым органом чувств.)

– Ребята, знаете ли вы, кто из птиц самый зоркий? (Орёл. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу.)

– Кто из животных лучше всех видит в темноте? (Лучше всех в темноте видит сова. Она легко отыщет ночью даже мышь.)

– Человек не такой зоркий, как орёл, и в темноте не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Как вы думаете, почему? (Они помогают видеть и узнавать всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)

– Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы нашего тела. С их помощью мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

– Каким органом являются глаза? (Органом зрения.) Посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глазки!

– Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, добрые и т. д.) Каким бывает цвет глаз?

– Давайте рассмотрим строение глаза. Цветное колечко – это радужная оболочка, или радужка. От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка – роговица. В центре глаза мы видим чёрную точку. Это зрачок.

Проведите опыт в парах: один закрывает глаза и на счёт 5 открывает, второй в это время смотрит, что происходит со зрачками. Затем поменяйтесь ролями.

Вывод: при ярком свете зрачок сужается, при слабом – расширяется.

Зрачок регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

– Как защищены глаза? (Их защищают веки, ресницы.)

– Что ещё оберегает глаза? Отгадайте загадку:

 Под мостом-мостищем, под соболем-соболищем два соболька разыгрались.
(Брови и глаза.)

– Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Давайте за это их погладим.

– А зачем человеку слёзы? (Защищают глаза от пыли.)

– К какому врачу мы обращаемся, если у нас возникли проблемы с глазами, со зрением? (К окулисту.)

– Послушайте одну историю. К окулисту пришёл ученик, плакал горько, совета просил.

Ученик. Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел. Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил. Видел всё! А теперь не могу!

Врач(ответил). Я вам помогу.

Учитель. Но при этом с досадой сказал...

Врач. Вам беречь надо было глаза! Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!

Игра «Полезно – вредно».

Учащиеся должны ответить «можно» или «нельзя».

Читать лёжа; смотреть на яркий свет; смотреть телевизор на близком расстоянии; тереть глаза грязными руками; читать при хорошем освещении; читать и есть; наклоняться близко при письме и чтении; соблюдать правила работы на компьютере; смотреть телевизор в темноте; читать в движущемся транспорте; подносить огонь близко к глазам; носить очки, если они прописаны врачом; при ухудшении зрения обратиться сразу к врачу; ежедневно делать гимнастику для глаз; оберегать глаза от попадания инородных предметов.

Помни истину простую:

Лучше видит тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

Памятка «Берегите зрение»

Смотри телевизор не Ближе, чем с расстояния 2,5 метра

НЕ ешь, когда читаешь

Не смотри телевизоР при ярком свете

При чтении и письмЕ свет должен быть слева

БереГи глаза от ударов

РасстоянИе от глаз до текста – 30–35 см

Употребляй досТаточное количество витаминов

Не смотри на яркий свЕт




Не три глаза гряЗными руками

Два брата через доРогу живут, друг друга не видят

ДЕлай гимнастику для глаз

Соблюдай гигиеНу глаз

ЧИтать лёжа нельзя

Я хорошее зрение бЕрегу, сам себе я помогу


– О каких правилах охраны зрения здесь шла речь?

V. Итог урока.

– Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружён –

Стенкой гладкой, белой,

Назвали её склерой.

Впереди кружочек тонкий –

Роговица словно плёнка,

Вся прозрачна, как стекло, –

В мир чудесное окно.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый.

Впереди, пред белой склерой,

Яркой радужки кружок

Украшает глаз-домок.

В центре радужки – зрачок,

Чёрный маленький кружок.

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже,

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик.

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Оболочкой гладкой –

Тоненькой сетчаткой.

А внутри лежит большое

Тело стекловидное,

Всё прозрачное такое

И почти невидное.

– Какое строение имеют глаза?

Очень хрупок этот дом!

Тонки, нежны стенки в нём.

Если тронешь роговицу,

Глаз сейчас же разболится.

Если ранится хрусталик,

Помутнеет чудный шарик,

Станет тёмным дом навек,

И ослепнет человек.

– Почему надо беречь глаза?

Глаз поранить очень просто,

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лёжа книгу не читай!

На яркий свет смотреть нельзя,

Тоже портятся глаза!

Телевизор в доме есть –

Упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не пиши, склонившись низко,

Не держи учебник близко.

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра, –

От стола до самых глаз

Должно быть 30 сантиметров.

Мы хотим предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

Урок 8

Тема: Как беречь органы чувств

Цели: составить советы по охране слуха; учить выполнять правила гигиены; развивать умение рассуждать и обобщать; формировать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: загадка; карточки с представленным заданием.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

 Один говорит, двое глядят, два слушают. (Язык, глаза, уши.)

– Какое значение имеет орган слуха для человека?

II. Работа по учебнику.

Задание 2.

– Прочитайте текст в учебнике. О чём этот текст? (Об органе слуха.) Почему важен орган слуха?

Задание 3.

– Рассмотрите рисунки. Что проверяют ребята на этих рисунках? (Слух.)

– Что может стать причиной ухудшения слуха? (Громкая музыка, простуда, насморк.) Что бы вы посоветовали ребятам? Прочитайте в учебнике советы по охране слуха.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 24.

– Напишите, что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств.

Предмет

Глаза

Уши

Нос

Руки

Ландыш

Цвет, размер,

форму листьев

и цветов

Шелест

листьев

Запах

цветов

Размер

и форму

цветов

Сосулька

Размер

сосулек

Капель

Запах

талого снега

Температуру сосулек

Задание 25.

– Какой орган чувств предупреждает вас в каждом из перечисленных случаев об опасности?

а) Вы идёте по дороге, сзади движется трактор. (Слух.)

б) В соседней квартире начался пожар. (Обоняние.)

IV. Фронтальная работа.

Учащиеся показывают сценку.

– Здравствуй, тётя Катерина!

– У меня яиц корзина.

– Как поживают домашние?

– Яйца свежие, вчерашние.

– Ничего себе вышла беседа…

– Авось распродам до обеда.

– Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

– Почему мы заговорили об ушах? (Уши относятся к органам чувств.) Если глаза – орган зрения, то ухо – орган…
(Слуха.)

Слух – большая ценность для человека. Ухо является вторым по важности органом чувств. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны через ухо поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там определенным образом: мы слышим различные звуки, в том числе и слова. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит, потом начинает понимать речь, а затем уже учится сам говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, сужает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке, с помощью мимики и жестов.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То что мы называем «ушами» – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является колебанием воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пленочкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

Уши – не только орган слуха. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми «ниточками» связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и т. д.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.

– Послушайте и скажите, отчего у малыша заболели уши:

Малыш однажды в школу пришёл:

Было малышу нехорошо.

– Что случилось с тобой, малыш?

– Советов не слушал, ушки простудил.

– От чего ещё могут заболеть уши?

– Вы умеете правильно мыть уши?

– Что вы будете делать, если в уши попала вода? Покажите.

Если заболело ухо, если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач.

– К какому врачу мы посоветуем обратиться больному? (К ЛОРу – оториноларингологу.)

– Представьте себя в роли оториноларинголога, пропишите, что малышу разрешается, а что запрещается.

Разрешается

Запрещается

Защищать уши от ветра

Ковырять в ушах

Защищать уши от сильного ветра

Сильно сморкаться

Правильно чистить уши

Кричать друг другу в ухо

Мыть уши каждый день

Слушать громкую музыку

Каждое утро разминать ушные раковины

Не чистить уши