ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Вы выполняете эти советы? Прочитайте советы по охране зрения, данные в учебнике. Какие ещё советы вы дадите ученикам?
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 23.
– Соедините линиями слова и рисунки. Объясните своё решение.
IV. Фронтальная работа.
– Как человек воспринимает окружающий мир?
– Почему говорят «Дороже алмаза свои два глаза»? Что такое алмаз? (Драгоценный камень.) Почему глаза сравнивают с алмазами? (Для человека глаза являются самым необходимым органом чувств.)
– Ребята, знаете ли вы, кто из птиц самый зоркий? (Орёл. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу.)
– Кто из животных лучше всех видит в темноте? (Лучше всех в темноте видит сова. Она легко отыщет ночью даже мышь.)
– Человек не такой зоркий, как орёл, и в темноте не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Как вы думаете, почему? (Они помогают видеть и узнавать всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
– Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы нашего тела. С их помощью мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.
– Каким органом являются глаза? (Органом зрения.) Посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глазки!
– Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, добрые и т. д.) Каким бывает цвет глаз?
– Давайте рассмотрим строение глаза. Цветное колечко – это радужная оболочка, или радужка. От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка – роговица. В центре глаза мы видим чёрную точку. Это зрачок.
Проведите опыт в парах: один закрывает глаза и на счёт 5 открывает, второй в это время смотрит, что происходит со зрачками. Затем поменяйтесь ролями.
Вывод: при ярком свете зрачок сужается, при слабом – расширяется.
Зрачок регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
– Как защищены глаза? (Их защищают веки, ресницы.)
– Что ещё оберегает глаза? Отгадайте загадку:
Под мостом-мостищем, под соболем-соболищем два соболька разыгрались.
(Брови и глаза.)
– Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Давайте за это их погладим.
– А зачем человеку слёзы? (Защищают глаза от пыли.)
– К какому врачу мы обращаемся, если у нас возникли проблемы с глазами, со зрением? (К окулисту.)
– Послушайте одну историю. К окулисту пришёл ученик, плакал горько, совета просил.
Ученик. Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел. Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил. Видел всё! А теперь не могу!
Врач(ответил). Я вам помогу.
Учитель. Но при этом с досадой сказал...
Врач. Вам беречь надо было глаза! Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!
Игра «Полезно – вредно».
Учащиеся должны ответить «можно» или «нельзя».
Читать лёжа; смотреть на яркий свет; смотреть телевизор на близком расстоянии; тереть глаза грязными руками; читать при хорошем освещении; читать и есть; наклоняться близко при письме и чтении; соблюдать правила работы на компьютере; смотреть телевизор в темноте; читать в движущемся транспорте; подносить огонь близко к глазам; носить очки, если они прописаны врачом; при ухудшении зрения обратиться сразу к врачу; ежедневно делать гимнастику для глаз; оберегать глаза от попадания инородных предметов.
Помни истину простую:
Лучше видит тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
Памятка «Берегите зрение»
Смотри телевизор не Ближе, чем с расстояния 2,5 метра |
НЕ ешь, когда читаешь |
Не смотри телевизоР при ярком свете |
При чтении и письмЕ свет должен быть слева |
БереГи глаза от ударов |
РасстоянИе от глаз до текста – 30–35 см |
Употребляй досТаточное количество витаминов |
Не смотри на яркий свЕт |
Не три глаза гряЗными руками |
Два брата через доРогу живут, друг друга не видят |
ДЕлай гимнастику для глаз |
Соблюдай гигиеНу глаз |
ЧИтать лёжа нельзя |
Я хорошее зрение бЕрегу, сам себе я помогу |
– О каких правилах охраны зрения здесь шла речь?
V. Итог урока.
– Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружён –
Стенкой гладкой, белой,
Назвали её склерой.
Впереди кружочек тонкий –
Роговица словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло, –
В мир чудесное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый.
Впереди, пред белой склерой,
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.
В центре радужки – зрачок,
Чёрный маленький кружок.
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже,
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик.
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
А внутри лежит большое
Тело стекловидное,
Всё прозрачное такое
И почти невидное.
– Какое строение имеют глаза?
Очень хрупок этот дом!
Тонки, нежны стенки в нём.
Если тронешь роговицу,
Глаз сейчас же разболится.
Если ранится хрусталик,
Помутнеет чудный шарик,
Станет тёмным дом навек,
И ослепнет человек.
– Почему надо беречь глаза?
Глаз поранить очень просто,
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя,
Тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра, –
От стола до самых глаз
Должно быть 30 сантиметров.
Мы хотим предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Урок 8
Тема: Как беречь органы чувств
Цели: составить советы по охране слуха; учить выполнять правила гигиены; развивать умение рассуждать и обобщать; формировать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: загадка; карточки с представленным заданием.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Один говорит, двое глядят, два слушают. (Язык, глаза, уши.)
– Какое значение имеет орган слуха для человека?
II. Работа по учебнику.
Задание 2.
– Прочитайте текст в учебнике. О чём этот текст? (Об органе слуха.) Почему важен орган слуха?
Задание 3.
– Рассмотрите рисунки. Что проверяют ребята на этих рисунках? (Слух.)
– Что может стать причиной ухудшения слуха? (Громкая музыка, простуда, насморк.) Что бы вы посоветовали ребятам? Прочитайте в учебнике советы по охране слуха.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 24.
– Напишите, что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств.
Предмет | Глаза | Уши | Нос | Руки |
Ландыш | Цвет, размер, форму листьев и цветов | Шелест листьев | Запах цветов | Размер и форму цветов |
Сосулька | Размер сосулек | Капель | Запах талого снега | Температуру сосулек |
Задание 25.
– Какой орган чувств предупреждает вас в каждом из перечисленных случаев об опасности?
а) Вы идёте по дороге, сзади движется трактор. (Слух.)
б) В соседней квартире начался пожар. (Обоняние.)
IV. Фронтальная работа.
Учащиеся показывают сценку.
– Здравствуй, тётя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие, вчерашние.
– Ничего себе вышла беседа…
– Авось распродам до обеда.
– Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
– Почему мы заговорили об ушах? (Уши относятся к органам чувств.) Если глаза – орган зрения, то ухо – орган…
(Слуха.)
Слух – большая ценность для человека. Ухо является вторым по важности органом чувств. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны через ухо поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там определенным образом: мы слышим различные звуки, в том числе и слова. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит, потом начинает понимать речь, а затем уже учится сам говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, сужает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке, с помощью мимики и жестов.
Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То что мы называем «ушами» – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является колебанием воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пленочкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.
Уши – не только орган слуха. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми «ниточками» связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и т. д.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.
– Послушайте и скажите, отчего у малыша заболели уши:
Малыш однажды в школу пришёл:
Было малышу нехорошо.
– Что случилось с тобой, малыш?
– Советов не слушал, ушки простудил.
– От чего ещё могут заболеть уши?
– Вы умеете правильно мыть уши?
– Что вы будете делать, если в уши попала вода? Покажите.
Если заболело ухо, если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач.
– К какому врачу мы посоветуем обратиться больному? (К ЛОРу – оториноларингологу.)
– Представьте себя в роли оториноларинголога, пропишите, что малышу разрешается, а что запрещается.
Разрешается | Запрещается |
Защищать уши от ветра | Ковырять в ушах |
Защищать уши от сильного ветра | Сильно сморкаться |
Правильно чистить уши | Кричать друг другу в ухо |
Мыть уши каждый день | Слушать громкую музыку |
Каждое утро разминать ушные раковины | Не чистить уши |