Файл: 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
72. Руководящие начала по уголовному праву 1919 г
Руководящие начала по уголовному праву РСФСР от 12 декабря 1919 г. – основной уголовный закон в период установления советской власти на территории РСФСР.
Источники руководящих начал: практика судов и трибуналов.
Главный принцип уголовного права: целесообразность. Он противопоставлялся принципу законности). Принцип разрешения дел судами: «социалистическое правосознание» судов. Допускался принцип применения судами аналогии права при отсутствии в законе конкретной нормы, разрешающей конкретное дело.
Цель уголовного права – уничтожение классовых противников пролетариата и согласование общих его действий, направленных на достижение этой цели.
Структура руководящих начал включала введение и разделы:
1) об уголовном праве;
2) об уголовном правосудии;
3) о преступлении и наказании;
4) о стадиях осуществления преступления;
5) о соучастии;
6) о видах наказания;
7) об условном осуждении;
8) о пространстве действия уголовного права.
Руководящие начала не делились на общую и особенную части.
Уголовное право (по руководящим началам) – это «система правовых норм, нацеленных на защиту общественных отношений, отвечающих принципам трудящихся масс в переходный от капитализма к коммунизму период, посредством применения к преступникам репрессивных мер».
Преступление – это нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным законодательством.
Общий репрессивный характер руководящих начал обусловил отсутствие в нем упоминания о формах вины, необходимой обороне, крайней необходимости как обстоятельств, влияющих на характер и степень ответственности лица.
Наказание – это меры принудительного воздействия, которые обеспечивают законный порядок общественных отношений от его нарушителей.
Принцип назначения уголовного наказания: суд в этом случае должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника, а также социальную принадлежность преступника («принадлежащий к имущему классу» или «неимущий») и социальную направленность деяния («в интересах угнетающего класса»), т. е. уголовное законодательство было классовым.
Руководящие начала содержали и классовые смягчающие ответственность обстоятельства:
1) принадлежность к «неимущему классу»;
2) состояние голода, нужды;
3) невежество;
4) несознательность.
На меру наказания также влияли:
1) политический или личный характер мотивов преступления;
2) степень осознания преступником своего деяния;
3) соучастие;
4) профессионализм преступника;
5) применение насилия;
6) объект преступления;
7) отягчающие обстоятельства: мотивы жестокости, злобы, коварства, хитрости, запальчивости, легкомыслия и небрежности.
Система наказаний (по руководящим началам): внушение; общественное порицание; принудительное изучение курса политграмоты; бойкот; исключение из коллектива; возмещение ущерба; отстранение от должности; конфискация имущества; лишение политических прав; объявление «врагом народа»; принудительные работы; лишение свободы; объявление вне закона; расстрел.
Меры уголовного наказания могли применяться и в административном, и внесудебном порядке органами ВЧК.
73. Национально-государственное устройство СССР в 1920–1940 гг
СССР – федеративное государство, юридически оформившееся в 1923 г. подписанием Договора о создании СССР.
Система национально-государственного устройства СССР:
1) Союз ССР;
2) равноправные (вначале – суверенные) республики.
Обсуждение проекта объединения советских республик (1922 г.) явилось первым этапом образования национально-государственного устройства СССР. Предложения о форме государственного устройства:
1) конфедеративное (В. И. Ленин);
2) унитарное (И. В. Сталин).
В августе 1922 г. оргбюро ЦК РКП из своего состава сформировало специальную комиссию для разработки возможной формы объединения. Таковой была признана федеративная, объединяющая равноправные суверенные республики (СССР).
Специальная комиссия ЦК РКП подготовила проект Договора об образовании СССР. После длительного обсуждения проекта «Основные пункты Конституции» были приняты и в ноябре 1922 г. разосланы в республики на обсуждение.
Вторым этапом образования национально-государственного устройства СССР явилось обсуждение проекта Договора о создании СССР и его подписание. Съезды Советов советских республик приняли решение об образовании СССР и избрали своих полномочных делегатов на I съезд Советов СССР. 23–29 декабря состоялся последний Х Всероссийский съезд Советов
, на котором присутствовали делегаты республик I Всесоюзного съезда. Х Всероссийский съезд Советов принял решение о создании СССР и о вхождении в его состав РСФСР.
30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР. Он окончательно принял решение об объединении советских социалистических республик в СССР. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, которые позднее послужили основой первой Конституции СССР 1924 г.
Договор о создании СССР первоначально подписали РСФСР, БССР, ЗСФСР, УССР.
Принцип федеративного устройства СССР: открытость Договора о создании СССР для вступления новых республик.
Последующее развитие СССР – третий этап образования его национально-государственного устройства. Первоначально Бухарская и Хорезмская не были советскими республиками, потому не вошли в состав СССР. Туркестанская АССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики. В сентября 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов разделили республики на Узбекскую ССР (присоединилась к СССР в 1925 г.), Туркменскую ССР (в 1925 г.), Таджикскую АССР (вошла в состав УССР в 1926 г.), Киргизскую АССР.
В Конституции СССР 1936 г. было закреплено вхождение новых республик: Азербайджанской, Армянской и Грузинской.
В ней же были преобразованы Казахская и Киргизская из автономных республик РСФСР в союзные.
21 июля 1940 г. Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственная Дума Эстонии провозгласили установление советской власти в Прибалтике, а указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1940 г. Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР вошли в состав СССР в качестве равноправных субъектов.
В 1940 г. окончательно оформился состав СССР (16 союзных республик): РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Карело-Финская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР и Молдавская ССР.
74. Общая характеристика новой экономической политики
Причины введения НЭПа: сложное экономическое и политическое положение, вызванное тотальной национализацией и политикой продразверстки. Возрастали крестьянские волнения (конец 1920 – начало 1921 гг.) – антоновское движение в Тамбовской губернии, Кронштадтский мятеж.
Основная сущность НЭПа – разрешение свободного обмена, продажи и покупки продуктов сельского хозяйства и кустарного промысла.
Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» от 21 марта 1921 г. установил, что разверстка продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом. От натурального налога освобождалась часть бедноты, середняки облагались умеренным налогом, а кулацкие хозяйства – в повышенном размере.
Порядок расчета налога: сумма, взимаемая с налогоплатильщика, тем больше, чем больше он произвел.
Все излишки продуктов после уплаты налогов переходили в полную собственность крестьян и могли ими использоваться в любой не запрещенной законом форме (для улучшения своего хозяйства, обмена и торговли через кооперацию на рынке).
В 1924 г. натуральные налоги были заменены денежными.
Налоги – главный источник финансирования государства и пополнения бюджета (1/5).
Налоговая система (1923 г.): сельскохозяйственный налог; промысловый налог; подоходный налог.
Декрет СНК от 24 мая 1921 г. «Об обмене» законодательно был разрешен свободный обмен продукцией сельского хозяйства и кустарной мелкой промышленности, т. е. была допущена частная торговля для граждан и кооперативных организаций.
Торговля в период НЭПа допускала свободный товарооборот. Частный капитал устремился в торгово-посреднический оборот, главным образом в розничную торговлю.
В селах частная торговля держала 8/10 или 9/10 розничной торговли. Однако свободную торговлю государство контролировало, для этого в 1924 г. был сформирован Наркомат торговли СССР, который направлял политику рынка.
Появились и коммерческие юридические лица (в форме государственных трестов). Они получали обособленное имущество от государства на праве хозяйственного ведения и могли самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией.
Допускалась передача промышленных предприятий гражданам и их кооперативным объединениям в аренду. Условия договора аренды в этом случае устанавливало только Советское государство. Корректировать их было нельзя.
Распространялись договоры концессии, т. е. сдача хозяйственных объектов в аренду иностранцам, по которым концессионеры выполняли условия Советского государства (в сфере оплаты труда и организации режима рабочего времени).
Денежная реформа в период НЭПа: появились денежные знаки образца 1924 г., которые обеспечивались золотом и товарной массой.
Государство обеспечивало снижение цен на промышленные товары и ликвидацию разрыва цен.
Окончание НЭПа (конец 20-х—начало 30-х гг.) ознаменовалось установлением политико-экономического курса страны на сворачивание НЭПа, на индустриализацию и коллективизацию.
С 1929 г. появляются командно-административные методы экономики. Увеличились темпы (по пятилетним планам) развития промышленности.
В декабре 1929 г. начался переход к политике ликвидации кулачества как класса.
75. Судебная реформа 1922 г
Положение «О судоустройстве РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на территории РСФСР «единую систему судебных учреждений»:
1) общие суды;
2) специальные суды:
а) военные трибуналы;
б) военно-транспортные трибуналы;
в) трудовые сессии народных судов;
г) земельные комиссии;
д) арбитражные комиссии.
Упразднялись революционные трибуналы и иные особые суды, созданные в связи с утверждением советской власти на местах.
Трехзвенная структура общих судов
1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:
1) единолично – несложные семейные и административные дела;
2) коллегиально – все остальные.
2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.
Его структура:
1) пленум;
2) уголовное отделение;
3) уголовное кассационное отделение;
4) гражданское отделение;
5) гражданское кассационное отделение;
6) дисциплинарная коллегия.
3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.
Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.
Его структура:
1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);
2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);
3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);
4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.
Судебная коллегия – суд первой инстанции.
После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.
В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.