Файл: Учебнометодическое пособие для студентов, обучающихся по специальности спо 31. 02. 05 Стоматология ортопедическая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1507
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №6
Тема занятия: Параллелометрия. Приборы, методы паралеллометрии.
Цель занятия: Познакомиться с техникой параллелометрии, изучить приборы, используемые для нее. Изучить различные методики параллелометрии.
По окончании изучения темы практического занятия у студента должны быть сформированы следующие компетенции: ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 11 ОК 13 ОК 14 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5. Для формирования указанных компетенций студент должен:
Знать:
1.Устройства параллеллометра
2. Классификацию параллелометров
3. Методы параллелометрии
Уметь:
1.Определять показания к параллелометрии.
2. Использовать аппарат на практике
3. Изучать модели в парралелометре
4. Определять длинные оси опорных зубов и определять выбор метода параллелометрии.
Владеть:
1.Методом определения длинных осей зубов
2.Методами параллелометрии
3. Определением путей введения и выведения протеза.
4. Нахождением общей обзорной и межевой линиями.
Контрольные вопросы по теме занятия:
1. Методы парралелометрии.
2. Устройство параллелометра.
3. Классификация параллелометров.
4. Путь введения и выведения протеза.
Аннотация:
Параллелометром называется аппарат, предназначенный для определения параллельности стенок опорных зубов, нанесения на них межевой линии и определения вида и места расположения элементов кламмеров, что обеспечивает надежную фиксацию протеза и свободное введение и выведение его из полости рта.
Этот аппарат позволяет получить контакт зуба с вертикальной плоскостью или ее практическим эквивалентом — угольным отметчиком.
Параллелометр состоит из основания, на котором укреплена стойка, вокруг оси ее вращается кронштейн с подвижными звеньями, приспособленными для укрепления в них сменных инструментов, с помощью которых определяют параллельность контуров опорных зубов и срезают воск. В одних конструкциях шарнирный столик для фиксации модели неподвижно соединен со станиной, в других — кронштейн со стойкой соединен неподвижно, а подвижным в вертикальном направлении является фиксатор. В этих конструкциях модели укрепляют на шарнирном подвижном столике.
Известны три метода выявления пути введения протеза:
1) произвольный
2) метод определения среднего наклона длинных осей опорных зубов
3) метод выбора
Произвольный метод.
Модель, отлитую из высокопрочного гипса, устанавливают на столике параллелометра так, чтобы окклюзионная плоскость зуба была перпендикулярна стержню грифеля. Затем к каждому опорному зубу подводят грифель параллелометра и чертят межевые линии. Межевая линия при данном методе параллелометрии может не совпадать с анатомическим экватором зуба, так как её положение будет зависеть от естественного наклона зуба.
Поэтому на отдельных зубах условия для расположения кламмеров будут неблагоприятными. Данный метод показан только для параллельности вертикальных осей зубов, незначительном наклоне их и при минимальном числе кламмеров.
Метод выявления среднего наклона длинных осей опорных зубов.
Грани цоколя модели обрезают так, чтобы они были параллельны между собой. Модель укрепляют на столике параллелометра, после чего находят вертикальную ось одного из опорных зубов. Столик с моделью устанавливают так, чтобы анализирующий стержень параллелометра совпадал с длинной осью зуба. Направление последней чертят на боковой поверхности цоколя модели. Далее определяют вертикальную ось второго опорного зуба, расположенного на той же стороне зубного ряда, и переносят её на боковую поверхность модели. Затем полученные линии соединяют параллельными горизонтальными линиями и делят последние пополам – получают среднюю ориентировочную ось опорных зубов. Таким же образом определяют средние оси зубов на другой стороне модели.
Полученные «средние» переносятся при помощи анализирующего стержня параллелометра на свободную грань цоколя модели и между ними определяют «среднюю» всех опорных зубов. По найденной средней опорных зубов окончательно устанавливают столик с моделью в параллелометре. Аналитический стержень меняют на графитный и очерчивают межевую линию на каждом опорном зубе, при этом конец графитного стержня должен располагаться на уровне шейки зуба. Недостаток метода заключается в том, что он не учитывает эстетических требований и кламмеры, расположенные на передних зубах, могут искажать внешний вид больного.
Метод выбора.
Модель укрепляют на столике параллелометра. Затем столик устанавливают так, чтобы окклюзионная поверхность зубов модели была перпендикулярна анализирующему стержню (нулевой наклон). Последний подводят к каждому опорному зубу по очереди и изучают наличие и величину опорной и удерживающих зон. Может оказаться, что на одном или нескольких зубах определяются хорошие условия для расположения элементов кламмера, а на других – неудовлетворительные. Тогда модель должна быть рассмотрена под другим углом наклона. Из нескольких
вероятных наклонов модели выбирают такой, который обеспечивает лучшую удерживающую зону на всех опорных зубах. Существует четыре основных вида наклона модели:
-передний
-задний (задний край модели расположен выше переднего)
-правый боковой (левая половина модели расположена выше правой)
-левый боковой.
Выбрав наиболее рациональный наклон модели, анализирующий стержень заменяют грифелем и на опорных зубах очерчивают межевую линию. Данный метод позволяет учитывать при конструировании дугового протеза требования эстетики и одновременно помогает выбрать рациональный в данных условиях путь введения его.
Темы рефератов:
1. Произвольный метод параллелометрии. Клинические примеры использования произвольного метода параллелометрии.
2. Метод выявления среднего наклона длинных осей опорных зубов.
3.Анатомические ориентиры. Экватор зуба, межевая линия, опорная поверхность, ретенционная поверхность.
Тестовые задания:
1. Аппарат, предназначенный для определения параллельности стенок опорных зубов:
а) артикулятор
б) функциограф
в) гнатодинамомстр
г) параллелометр
д) эстезиометр
2. Параллелометрия осуществляется:
а) моделирование литой культевой вкладки
б) при изготовлении литого каркаса на модели в лаборатории
в) при изготовлении пластмассовой коронки
г) при припасовке бюгельной коронки
Д) при фиксации бюгельного протеза
3. Наиболее выпуклая часть коронки зуба:
а) межевая линия
б) опорная поверхность
в) экватор
г) ретенционная поверхность
д) пришеечная часть
4. Линия, разделяющая поверхность зуба на опорную и удерживающую:
а) линия А
б) срединная линия
в) экватор
г) межевая линия
д) окклюзионная линия
5. Клинический экватор зуба на гипсовой модели определяют с помощью:
а) копировальной бумаги
б) параллелометрии
в) рентгенографии
г) ортопантомографии
д) реографии
6. Общую линию, проведенную по коронковой части зубов на рабочей модели при параллелографии, называют:
а) линией поднутрения
б) линией анатомического экватора
в) линией обзора
г) линией десневого края
д) линией жевательной поверхности и режущей поверхности
7. Место расположения фиксирующей части плеча кламмера определяется с помощью следующего штатного стержня параллелометра:
а) аналитического стержня
б) графитового стержня
в) указательного стержня
г) фиксирующего стержня
д) измерителя степени ретенции
8. Универсальность прибора отражает термин:
а) параллелометр
б) параллелограф
в) параллелизатор
г) аналитический разметчик
д) бюгелеразметчик
9. Прибор, используемый для определения частей каркаса бюгельного протеза на альвеолярном гребне:
а) артикулятор
б) окклюдатор
в) параллелометр
г) аксиограф
д) курвиметр
10. После окончания параллелографии рабочую модель необходимо:
а) снять со столика
б) изолировать зоны поднутрения
в) обрезать цоколь
г) снять нанесенные линии на цоколе
д) пропитать водой
Основная литература:
1. Дойников А.И. Зуботехническое материаловедение: учебник / А.И.Дойников, В.Д.Синицын. – 2-е изд., прераб. И доп. – М.:Альянс, 2017. – 208с.: ил.
2. Основы технологии зубного протезирования: в 2 т. Т. 1: учебник / С.И. Абакаров [и др.] ; под ред. Э.С. Каливраджияна - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.
3. Основы технологии зубного протезирования: в 2 т. Т. 2: учебник / Е.А. Брагин [и др.]; под ред. Э.С. Каливраджияна - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.
4. Зубопротезная техника: учебник / под ред. М. М. Расулова, Т. И. Ибрагимова, И. Ю. Лебеденко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.
Практическое занятие №7
Тема занятия: Моделирование. Штамповка, ковка.
Цель занятия: Изучить основные методы обработки металла давлением: ковка и штамповка. Познакомиться с принципами воскового моделирования зубов. По окончании изучения темы практического занятия у студента должны быть сформированы следующие компетенции: ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 11 ОК 13 ОК 14 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5. Для формирования указанных компетенций студент должен:
Знать:
-
Основные техники воскового моделирования зубов и зубных рядов. -
Этапы моделирования зубов и зубных рядов. -
Физические и механические свойства моделировочных материалов, используемых для моделирования зубов и зубных рядов. -
Оборудование и инструменты, применяемые для моделирования зубов и зубных рядов, а также технику безопасности работы с ним. -
Основные этапы обработки металла -
Оборудование и инструменты, применяемые для ковки и штамповки, а также технику безопасности работы с ним.
Уметь:
-
Получать различные гипсовые модели для различных целей. -
Вырезать из воска разные геометрические элементы. -
Подготавливать штампик к моделировке каркаса коронки -
Осуществлять подбор гильзы штампованной коронки
Контрольные вопросы по теме занятия:
1. Восковое моделирование передней группы зубов.
2. Восковое моделирование боковой группы зубов.
3. Обработка металлов давлением. Изменение в структуре металла.
4. Ковка и штамповка, описание методов, различия.
5. Вальцевание и прокатка. Применение.
Аннотация:
Нормальная функция жевательных зубов имеет жизненноважное значение и обеспечивает механическую обработку пищи. Ослабление этой функции ведет к серьезным нарушениям здоровья.