Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 462

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для изготовления куклы-марионетки потребуются следующие материалы:

1. Небольшой камешек или красивая бусинка

2. Капсула от "Киндер-сюрприза"

3. Вата (или синтепон)

4. Чулки или трикотаж телесного цвета

5. Белая ткань 50 х 50 см

6. Цветная ткань на верхнее платье 52 х 52 см

7. Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос)

8. Нитки, иголки, ножницы

9. Толстая длинная игла

10. Толстая нить (лучше ирис)

11. Украшения.

Занятие по изготовлению кукол-марионеток проводится совместно с родителями. Это, с одной стороны, поможет улучшить взаимодействие между родителями и детьми, а с другой стороны, укрепит (или нормализует) взаимоотношения между воспитателем и родителями. Часто воспитатели жалуются на то, что им не хватает участия родителей в процессе воспитания. С помощью шитья кукол, изготовления кукольного театра для группы можно увлечь родителей этим важным процессом. В процессе изготовления куклы

Направления сказкотерапии_________________________89_

очень важно, чтобы ребенок активно принимал участие в создании образа куклы: давал советы, комбинировал материалы, может быть, он даже что-то пришил сам.

Ведущий рассаживает родителей и детей за большим общим столом и просит разложить на нем все те материалы, которые родители принесли из дома. Затем ведущий включает спокойную музыку, предлагает родителям и детям зажать в кулачке бусинки, закрыть глаза, загадать желание и представить себе, что оно рке сбылось. Далее бусинка помещается в капсулу от "Киндер-сюрп-риза", и ведущий просит представить образ куклы, которая сегодня будет вызвана из Сказочной страны. Затем ведущий предлагает родителям обсудить со своим ребенком образ того, кого они будут шить: мужской это или женский персонаж; он будет "королевской" или "простой" крови; какой у него будет характер и т.д. Далее ведущий объясняет родителям и детям, как шьется кукла.

1. Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от "Киндер-сюрприза" (с начинкой) плотно оборачивается ватой или синтепоном. Если у куклы должна быть большая голова, значит нужно сделать "кокон" побольше (использовав больше ваты или синтепона). После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на "затылке" куклы. Затем поверх облицованной основы снова обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т.д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался "хвостик;" из ткани или чулка не менее 5 см. Итак;, голова готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.


2. Изготовление "нижнего платья". Для этого возьмите белую ткань 50 х 50 см, найдите середину кусочка. На середине нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в нее "хвостик;", который остался на голове куклы. Далее необходимо пришить "нижнее платье" к "шее" куклы.



90

Истоки волшебства

3. Одевание. Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани размером 52 х 52 см. В кусочке ткани надрезается середина и вдевается "нижнее платье". Далее ткань расправляется и также пришивается к "шее" куклы. По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма. Все, что подскажет воображение изготовителей куклы. На этом этапе важно, чтобы ребенок принимал особенно деятельное участие в процессе.

4. Когда кукла будет полностью готова, можно ее "подвязать". Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12—15 см (для того, чтобы ребенку было удобно ее "водить"). Концы нити (иглу к этому времени нужно вытащить) связываются. Для того чтобы "подвязать" руки, потребуется еще одна толстая длинная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки куклы, а другой конец нити привязывается к левому запястью куклы.

Итак, кукла готова, осталось только ее "оживить": взять в руки и начать "водить". Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую руку — нить, управляющую руками куклы. На этом этапе родитель помогает ребенку учить "ходить" куклу.

Можно придумать специальные ритуалы "оживления".

Изготовление куклы-марионетки (без отделки) занимает примерно 50 минут. Если родители не успели дошить куклу или хотят сделать особую отделку или прическу, они могут сделать это дома. Важно только договориться с родителями, чтобы на следующее занятие ребенок пришел с го-

Направления сказкотерапии



91

товой куклой. По взаимному желанию родителей и ведущего можно договориться о создании кукольного театра, в работе которого принимали бы участие и родители, и дети.

Знакомство с куклой

Общение с куклой-марионеткой предполагает выполнение трех важных правил:

1. Кукловождение осуществляется двумя руками. Это важно для координации правой и левой руки.

2. Кукла ходит по "земле", а не летает по воздуху (некоторые

куклы, конечно, могут летать, но с перерывами).

3. Поскольку в кукле мгновенно отзывается каждое движение кукловода, он должен внимательно следить за движениями куклы (оживляя куклу, нельзя, например, смотреть в окно).

Несколько занятий можно посвятить обучению ребенка тому, как управлять куклой. Детям 4,5 лет уже доступно самостоятельно водить куклу, если они будут внимательно наблюдать за тем, что они делают. Важно, чтобы ребенок не просто "дергал" за нитки, но и чувствовал "реакцию" куклы на свои действия. Для того чтобы ребенок был более внимательным и лучше водил куклу, можно предложить ему "проиграть" через куклу различные эмоциональные состояния.

Ведущий говорит: "Сегодня мы научим наших кукол ходить, говорить, играть друг с другом. Мы увидим, что куклы, так же как и люди, могут быть веселыми и грустными, радостными и сердитыми; они могут плакать и улыбаться. Куклы могут ходить медленно и быстро (при этом ведущий иллюстрирует свои слова действиями куклы), они могут бегать и прыгать, а когда кукла устанет, она может сесть или лечь. Мы с вами — волшебники. И от наших действий зависит то, что будет делать наша кукла. Чтобы нашей кукле было хорошо, мы будем внимательно следить за тем, что с ней происходит. И постараемся сделать так, чтобы ее движения были красивыми, чтобы ей было удобно и приятно жить в Сказочной стране, которую мы создадим для наших кукол".

Далее, очень важно отработать с детьми все движения куклы, когда она находится в различных эмоциональных состояниях. При этом ведущий "задает" то состояние, в котором

92

Истоки волшебства

находится кукла, а ребенок показывает, что делает кукла в этом состоянии, как она себя ведет. Например, ведущий говорит: "Вот наши герои-куклы пришли на солнечную полянку и стали собирать цветы... Они были очень веселые и радостные... они прыгали и танцевали". В это время дети показывают, как вели себя куклы. Если у кого-то не получается выразить через куклу предлагаемое состояние, ведущий помогает ему.

Ведущий может продолжать: "Вот налетел сильный ветер, и наши герои прижались друг к другу, чтобы им не было холодно... А в это время Лесное существо утащило корзинку с ягодами, которые собрали наши герои. Когда ветер стих, куклы обнарркили, что корзинки нет, и очень рассердились (дети показывают, как куклы сердятся). Они стали повсюду искать свою корзинку (дети показывают, как куклы ищут корзинку) и вдруг нашли ее под кустом. Они обрадовались и стали водить хоровод..."


Ведущий может придумывать всевозможные ситуации, в которых куклы могут "испытывать" различные чувства и действовать в соответствии с ними. "Проживая" вместе с куклой различные состояния, ребенок в значительной степени обогащает и свой мир чувств и эмоций. Кроме того, "оживляя" таким образом куклу, дети учатся лучше понимать внутренний мир другого человека. И самое главное, дети видят, как от их действий зависит жизнь их куклы. А это, в свою очередь, развивает у них чувство ответственности за свои действия перед собой и другими людьми.

"Оживляя" куклу, разные дети демонстрируют различные реакции. Подвижные, гиперактивные дети плохо следят за тем, как отражаются на кукле их действия. Они могут просто "дергать" за веревочки, и их кукла будет совершать хаотичные бессмысленные действия. Это может происходить потому, что ребенку еще сложно хорошо водить куклу, а он хочет быстро всему научиться, не прилагая больших усилий. В этом случае можно "присоединиться" к ребенку и вместе с ним некоторое время спокойно и внимательно водить куклу, пока Вы не почувствуете, что ребенок успокоился и понял, что нужно делать, чтобы у него получилось.

Направления сказкотерапии_______________________93

Иногда дети сами "играют" вместо кукол, при этом кукла просто висит у него на руке. Здесь важно переключить внимание ребенка с него самого на куклу. Своим примером показать, что играет только кукла, а помощь ей в этом оказывают Ваши руки. Необходимо отслеживать те моменты, когда ребенок "отключается" от куклы, "переключается" на самого себя, и возвращать его снова к вождению куклы. Постепенно ребенок поймет, что от него требуется, и начнет с интересом наблюдать за куклой, совершенствуя свои действия.

Есть дети, которые не сразу переключают внимание с одного действия куклы на другое. Они могут, несмотря на то что ситуация изменилась и кукла рке должна действовать по-другому, продолжать действовать по-старому. Это может происходить или из-за того, что они увлеклись и осваивают определенный тип движений куклы (при этом они могут Вас даже не слышать), или потому, что не знают, как, через какие действия можно выразить заданное состояние. Такому ребенку тоже необходимо помочь — показать, как кукла может двигаться в данной ситуации.

Научиться водить куклу, концентрировать на ней свое внимание не просто для ребенка. Поэтому ведущему потребуется много терпения, выдержки, такта и находчивости для того, чтобы научить детей "оживлять" кукол. Вы заметите, по мере того, как ребенок совершенствует язык взаимодействия с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными и уравновешенными, а малообщительные, замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными.


"Оживляя" куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он держит "себя в руках", учится адекватно выражать свои чувства.

Хочется отметить, что кукла-марионетка является хорошим средством самовыражения для чрезмерно застенчивых, склонных к аутизму детей. Также марионетки могут быть применимы в семейной терапии как; средство проигрывания конфликтных ситуаций и образов желаемого будущего.

94

Истоки волшебства