Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 465

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пальчиковые куклы

Таких кукол дети 5,5-6 лет могут изготовить самостоятельно, а детям 4-5 лет нужна Ваша помощь. Для того чтобы сделать куклу, потребуется: плотный цветной или белый картон, не очень плотный картон (или бумага для рисования), ножницы, цветные карандаши или фломастеры, быстро сохнущий клей или прозрачная липкая лента (скотч).

Когда дети приходят в Сказку, ведущий объявляет им, что сегодня они будут сами придумывать и творить сказочных героев. На полу расстилается большая клеенка или ставится большой общий стол. Дети занимают места за столом или вокруг клеенки. Место ведущего — это ширма или стул с высокой спинкой, накрытый темной тканью. Когда дети займут свои места, ведущий прячется за ширмой или стулом. Теперь из-за ширмы (или спинки стула) на детей смотрит пальчиковая кукла (предварительно изготовленная ведущим). Кукла говорит: "Привет, маленькие волшебники! Меня зовут... (Кукла называет свое имя.) Я знаю, что вы рке умеете творить чудеса. Мне так грустно жить одному в кукольном театре. Я вас очень прошу — придумайте и сделайте мне друзей. А как их делать, я вам сейчас покажу. Но сначала закройте глаза и представьте себе того героя, которого вы будете делать". После этого ведущий выходит к детям и ставит куклу на стол.

Каждый ребенок кладет около себя ножницы, клей (или скотч), фломастеры, лист плотного и тонкого картона. Ведущий показывает, как сделать голову куклы. Сначала дети рисуют голову на листе плотного картона. У всех кукол длинная шея. Длина "шеи" чуть меньше длины указательного пальца ребенка, примерно 4,5 см. Ширина "шеи" примерно 1-1,5 см. Дети рисуют только голову куклы: тот образ, который они себе представили.

Если детям сложно нарисовать то, что они задумали, — ведущий помогает им.

Когда кукла с длинной "шеей" вырезана, необходимо изготовить "держатель" для куклы. Его ребенок потом наденет на указательный палец. Для этого каждый ребенок берет лист тонкого картона (или бумаги для рисования). Ведущий

Направления сказкотерапии

95

помогает каждому ребенку отмерить прямоугольник 5x6 см. Дети вырезают прямоугольник. Для маленьких детей лучше заготовить "держатели" заранее. Прямоугольный кусочек картона сворачивается в трубочку (большей стороной) и скрепляется либо клеем, либо скотчем. Получается трубочка, которую ребенок может надеть на указательный палец.


В надетую на палец "трубочку-держатель" ребенок вставляет голову куклы. "Шея" куклы оказывается между пальцем и "трубочкой-держателем".

По желанию ребенка куклу можно обогатить дополнительными элементами. Например, сделать кукле одежду из картона или ткани, корону, шляпу, усы и т.д.

Когда все дети сделали куклы, каждый по очереди заходит за ширму или стул и представляет свою куклу: как ее зовут, что ей нравится, где она живет и т.д. За ширмой дети учат куклу "ходить", поворачиваться в разные стороны и т.п.

Некоторые дети могут захотеть сделать две или три куклы.

Опыт показывает, что даже самые подвижные, "непоседливые" дети увлекаются процессом изготовления кукол и после этого становятся более уравновешенными.

Варианты изготовления кукол

Кроме изготовления "друзей для куклы" ведущего, дети могут изготовить таким образом:

— своих помощников в сказочном путешествии и в других делах

— кукол для постановки сказки. (В этом случае каждый выбирает себе персонаж конкретной сказки и изготавливает его.)

— декорации к спектаклю. (Важно, чтобы декорации были не больше самих кукол, иначе детям сложно будет их удержать.)

Теневые куклы Куклы для теневого театра изготавливаются из черного или темного картона. Они используются преимущественно для работы над детскими страхами. Работу с теневыми куклами хорошо проводить в середине курса сказкотерапии, когда дети "освоятся" в Сказке, получат положительный опыт.

96

\Лстоки волшебства

Занятие по изготовлению теневых кукол начинает ведущий с короткого вступления.

Ведущий: "Мы с вами рке бывали в Сказке, и нам встречались разные существа — и добрые, и злые. Одни нам помогали, а другие были опасны. Вам было страшно в наших путешествиях? А бывает так;, что вы чего-то испугались или боитесь?"

Обычно дети рассказывают о своих страхах. Одни говорят, что у них кто-то живет под кроватью и выходит только ночью. Другие говорят, что когда они остаются одни, кто-то невидимый начинает ходить по дому. Некоторые из детей конкретно говорят, кого они боятся: Бабы-Яги, цыган, злых тетенек, которые забирают непослушных детей. Часто конкретная боязнь (цыган, милиционера, лешего) формируется у детей с помощью "взрослых, которые таким образом стараются откорректировать" их поведение. Как правило, каждый ребенок чего-нибудь боится. Это естественно и нормально. Опасения (если они не охватывают личность целиком и не завладевают всеми мыслями человека) предохраняют человека от многих необдуманных поступков. Если страх владеет сознанием ребенка большую часть времени — необходима серьезная психотерапевтическая работа.



В обычных условиях, в условиях детского сада, работа с теневыми куклами — это профилактика страхов. Работая с теневой "куклой-страхом", ребенок получает опыт самостоятельного решения своей, пока еще небольшой, проблемы. Обычно "страх" невидим. Ребенок, как и взрослый, испытывает чувство страха, предвосхищая опасность. В ситуации, когда "страх" видим (в нашем случае это теневая кукла), ребенок легче владеет ею. Теневая кукла, таким образом, является материальным воплощением "страха". Он, материализуясь в кукле, лишается своей эмоционально пугающей составляющей. Ребенок может делать со своим "страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом психокоррекционный смысл теневых кукол. Психодиагностический смысл теневых кукол заключается в определении, конкретизации того, чего боится ребенок.

Направления сказкотерапии

97

Итак, после того, как дети расскажут, чего они боятся, ведущий дает каждому лист картона и ножницы. Ведущий говорит: "Сейчас вы можете вырезать или вырвать руками из этой волшебной бумаги то, чего вы боитесь". Дети вырезают разные "страхи". Одни имеют свое конкретное имя и четкую форму (некоторые дети даже могут захотеть сначала нарисовать свой страх- карандашом, а только потом вырезать его). Другие "страхи" не имеют четкой формы и названия. Важно, что ребенок вынес свой страх во вне. А это значит, что он в большей части его преодолел.

Сзади к вырезанной кукле прикрепляется липкой лентой толстая нить (15—20 см) для того, чтобы ребенку было удобно держать свою куклу. Психологический нюанс: таким образом мы взяли страх под контроль, "посадили на цепь".

Когда все куклы готовы (ребенок может сделать не одну, а несколько кукол- "страхов", если он захочет), ребенок может спроецировать свою куклу на экран. Экран делается из листа ватмана, укрепив его между двумя стульями, или из большой коробки, заменив дно коробки листом ватмана. За экраном ставится лампа. Каждый ребенок подходит к экрану и играет со своей куклой. Он видит, что кукла подвластна его движениям. Он чувствует, что кукла, с одной стороны, живая и, может быть, страшная, а с другой стороны, он управляет ею.

После того как дети исследуют возможности своей куклы и научатся управлять ею, можно посадить их вместе с куклами перед экраном. Это "зрительный зал". Дети по очереди выходят "на сцену", проецируют свою куклу на экран и рассказывают, проигрывают, показывают ее историю. Затем можно спросить у детей, кажутся ли им по-прежнему куклы такими страшными. Обычно к концу занятия изменяется отношение к кукле — "страх" перестает быть страшным.


Это важный момент для ребенка: сегодня он сам, своими средствами изменил отношение к тому, что его раньше пугало. Даже если страх не совсем исчез, важно то, что ребенок научился управлять своим чувством. Ведущий комментирует: "Все страшное уходит, когда мы перестаем его бояться. Наши куклы сделали свое дело — они показали нам нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами

4 «Сказкотерапия»

98

Истоки волшебства

себе придумали. И сейчас сделайте с этими страшилками то, что хотите".

Многие дети рвут "страхи". Но есть дети, которые уже "сроднились" со своими куклами и не хотят их уничтожать. Некоторые дети, имея несколько кукол, уничтожают их избирательно. Ведущий может предложить детям сложить оставшиеся куклы в Волшебный ларец (коробку). Ларец будет храниться в сказке, и из него никто не сможет выйти. Если ребенок не хочет уничтожить какую-либо куклу, это может быть связано с тем, что ему нужно еще некоторое время, чтобы преодолеть какой-то свой страх. Имеет смысл вернуться к этому на других индивидуальных или групповых занятиях.

6. Постановка (разыгрывание) сказок

Наверное, многие из Вас, милые читатели, любят театр. Хорошо разыгранное действие захватывает, создает ощущение сопричастности к событиям. В психотерапии даже есть специальное "театральное" направление — психодрама. Безусловно, "проживание" под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Сказкотерапия не могла обойти стороной прием драматизации.

На нынешнем этапе развития сказкотерапии мы используем несколько видов постановок сказок:

♦ спектакли, поставленные при помощи пальчиковых кукол,

♦ спектакли теневого театра,

♦ спектакли-экспромты, в которых участвуют куклы-марионетки,

♦ театрализованные игры,

♦ сказки на песке (с использованием метода "Sand-play").

Во всех случаях предполагается разыгрывание психокор-рекционных, психотерапевтических или обучающих сказок. Сказкотерапевтические постановки не допускают "мучительного выучивания" ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставится идея ЭКСПРОМТА. Ибо в нашей жизни, как известно, нет "черновиков"...

Направления сказкотерапии_______________________99

Постановка сказки с помощью ку кол-марио неток

"Оживляя" куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение. Ребенок, подросток, взрослый реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным, и как хорошо для нее.


Работа с куклой позволяет:

1. Совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений.

2. Нести ответственность за управление куклой.

3. Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движе-

ния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.

4. Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы.

5. Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

<>. Развивает произвольное внимание.

7. Позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру. В постановке сказки есть важный момент, связанный с организацией сцены. На этот этап следует обращать особое внимание. Психологическая постановка сказки не предусматривает наличие роскошных декораций. Наоборот, все декорации сводятся к минимуму. Для декораций обычно используются мягкие, натуральные, хорошо драпирующиеся ткани разных цветов. Каждая ткань — символ некоторого места действия, мизансцены.

Сцена имеет темный "задник;" — фон, на котором будут располагаться цветные ткани. Лучше если их будет не более 3—5. В противном случае, внимание актера и зрителя будет рассеиваться. Цветные ткани располагаются на "заднике" красивыми объемными складками. Организуя сцену, важно создать объем и уют, умело сочетая цвета и складки.

100

Истоки волшебства

Процесс организации сцены важен для проработки следующих психологических моментов:

1. Организация персонального пространства

♦ умение создавать комфорт вокруг и внутри себя

♦ умение создавать вокруг себя обстановку, максимально способствующую решению определенных задач.

2. Развитие чувства объема.

3. Развитие эстетического чувства.

4. Совершенствование коммуникативных навыков (т.к. для того, чтобы организовать сцену, необходимы четкие слаженные действия).

5. Наблюдение за спонтанным распределением ролей в про-

цессе организации сцены (кто-то автоматически берет на себя руководство, кто-то исполнитель, кто-то наблюдатель и т.д.). Сама процедура спектакля такова. Все "актеры" занимают места в "зрительном зале". Ведущий начинает рассказывать сказку. "Актеры" выходят на сцену, когда ведущий рассказывает об их персонаже. Когда его мизансцена заканчивается, актер превращается в зрителя (юзвращаегся в зрительный зал). Таким образом, "актеры" водят кукол молча — весь текст читает ведущий, как бы "за кадром". Это помогает "актерам" не тратить силы на запоминание текста, а все внимание посвятить кукле. Безусловно, актеры могут озвучивать сюих героев. Обычно процесс "озвучивания" сводится к эмоциональным восклицаниям и междометиям, но иногда актеры произносят и достаточно большие спонтанные монологи.