Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 466
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как правило, психологи и психотерапевты "ставят" пси-хокоррекционные, терапевтические сказки, а также истории, придуманные самими "актерами". Педагоги и родители чаще выбирают известные сказки, или пишут их сами.
Особое место в сказочных постановках занимают сказ-ки-экспромпты. Это сказки, которые рождаются "здесь и сейчас", без "домашних заготовок", их источником является интуитивное "прочувствование" ведущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и конец такой сказки не известны даже ведущему-сочинителю. Любой экспромт требует особого состояния от сочинителя, и это создает серь-
Направления сказкотерапии______________________101
езные ограничения в применении этого приема. Однако эффект психологического воздействия подобных постановок огромен. Сами актеры могут подсказывать ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс СОТВОРЧЕСТВА.
Кроме того, актеры, не зная, как повернется сюжет и когда их выход, вынуждены постоянно удерживать свое внимание. Во-вторых, ведущий сознательно "зашифровывает" в сказке важные для "актеров" проблемы и варианты их разрешения. В-третьих, такая форма сказки очень гибкая: ведущий может в процессе постановки менять сюжет в зависимости от состояния участников постановки и, если в процессе игры возникают интересные (с психологической точки зрения) ситуации, обыгрывать их в своем повествовании. Такой прием позволяет недирективно регулировать поведение "актеров" (в случае необходимости).
Постановка сказки — всегда праздник для ее участников. Если ее умело организовать, она поможет в терапии даже самых сложных психоэмоциональных состояний.
Создание домашнего кукольного театра, проигрывание с помощью кукол сложных семейных ситуаций, может способствовать сплочению и укреплению семьи.
7. Сказочная имидж-терапия
В жизни каждый из нас играет множество ролей. Мы можем быть одновременно женой и матерью, мужем и отцом, начальником и подчиненным, творческой личностью и педантом. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом. Психологи такое явление называют "соответствие образу". Негибкое соответствие, как известно, лишает человека спонтанности. И вновь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа, или экстериорезировать свою потенциальную часть. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ — вот смысл сказочной имидж-терапии. Помните, как изменился Иванушка, когда он искупался в кипятке, молоке и студеной воде?
102
Истоки волшебства
Недостаточно здоровый в психологическом и соматическом смысле человек привыкает, зачастую, к одной роли — роли больного. И только реальное, а не воображаемое изменение образа, реальное переодевание может помочь ему найти альтернативные ипостаси самого себя.
Родоначальником сказочной имидж-терапии явился удивительный человек, петербургский Сказочник и Волшебник — Андрей Владимирович Гнездилов. Все началось с самодеятельного психотерапевтического театра, который назывался "Комтемук" — Компанейский театр музыкальных картинок. Первые актеры этого театра — онкологические больные, перенесшие хирургическое вмешательство. В театре был создан большой гардероб старинных костюмов (гардероб постоянно пополняется). Спектакли возникали спонтанно: переодевшись, люди жили жизнью нового образа. Облачившись в костюм, каждый подходил к большому сказочному зеркалу и создавал ту картину, какую навевала ему звучащая в данный момент музыка. "Незаданность ситуации, представление себя в каком-либо образе (принца ли, принцессы в роскошных шелках и бархате), волшебная музыка, сказки, где смерть спрятана в сюжете или является не чем иным, как сменой образа, маски, костюма, — позволили нам увидеть эффект мгновенного преображения. Коснувшись красоты сказочного мира, в пациенте ликовал ребенок. Расставаясь со сказкой, Взрослый в нем благодарил за помощь и поддержку, заявляя, что понял все так, как надо, и в свои последние часы он вспомнит происшедшее с ним сегодня, и это, несомненно, его поддержит" (А.В.Гнездилов "Путь на Голгофу").
Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. С другой стороны, человек, накопивший внутри огромный потенциал и не знающий, как его реализовать, облачаясь в специально подбираемый сказочный костюм, "материализует ' скрытые доселе личностные тенденции и способности. Ведь часто для нового самоощущения не годится старый костюм — процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку человека, каждую струну его Души и, конечно же, внешность.
Направления сказкотсрапии______________________103
С новым имиджем человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он приобретает дополнительную силу. Как мы бессознательно опираемся на свой Род, также мы можем найти новую опору в прожитой нами жизни сказочного существа.
В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни. Хрупкая, застенчивая девушка с сутулой спиной и неуверенным взглядом, преображаясь в сказочную Королеву, проявляет совершенно не свойственный ей стиль поведения. Ее осанка исправляется, подбородок горделиво приподнимается, в голосе появляются грудные ноты, движения становятся уверенными и мягкими. Мельчайший полужест отражает в зеркале повелительницу. Выйдя из образа, она говорит, что никогда не ощущала такого прилива сил откуда-то из глубины ее самой. Наблюдая за ней, я начинаю замечать, что "королевские" ноты проскальзывают в ее общении с другими, плечи расправляются, теплеет взгляд.
Бесшабашный молодой человек, преображаясь в Стража Волшебной страны, на глазах приобретает основательность. Жеманная женщина, переодеваясь Художником, становится трогательно-романтичной.
Часто новый образ подчеркивает "естество" человека, то, что тщательно скрывается, ибо это и есть "самое трепетное и ранимое". Смотрясь в большое зеркало, человек общается со своим альтернативным "Я". Если представить, что внутри нас живет целое сказочное королевство, то, безусловно, в зеркале можно увидеть и поговорить с одним из его жителей. Иногда только у "Волшебного Зеркала" человек начинает понимать, как, в сущности, он мало о себе знает. "Свет мой, зеркальце, скажи!.." Что оно нам скажет, какую тайну приоткроет?.. Наша фантазия и воображение дорисуют то, чего мы не увидели...
Немаловажен процесс сказочной имидж-терапии и для детей. Кто из солидных ньше женщин не переодевался в невесту или принцессу, мастеря костюм из старых вещей? Кто из важных ныне мужчин не перевоплощался в индейца, солдата или Тома Сойера? Сам контекст сюжетно-ролевых игр предполагает
104
Истоки волшебства
метаморфозу. Это легкой естественно укладывается в идею имидж-терапии. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для переюплощения любой персонаж. Можно предложить им ряд аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, игрушечные шпаги и мечи, корзинки, платочки, веера, украшения, ткани и пр.) для того, чтобы они, переодеваясь, перед зеркалом "собрали" сюй образ. Прекрасно, если у Вас есть большая коробка, из которой можно сделать Волшебный Сундук. Находясь в Сказочной стране, дети могут вынимать из него различные предметы, примерять их перед зеркалом, создавая сюй образ. Когда ребенок подберет себе костюм
, можно пригласить его к большому "Сказочному Зеркалу". "Если бы сказочный художник рисовал твой портрет, в какой позе ты бы застыл?" — спрашивает ведущий. Преображенному ребенку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр. Если сказочная имижд-терапия проводится с подростками, можно расспросить о персонаже более подробно: счастлив ли герой (или героиня), какие у него планы на будущее, какова его история (откуда он родом, что предшестювало его появлению здесь и сейчас, что он намерен делать дальше, нуждается ли он в помощи и пр.). Задача ведущего — собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился человек. Таким образом выявляются личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может, с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения. Безусловно, в этом контексте поклонники психодрамы найдут для себя новые творческие перспективы.
Изменение образа, переодевание, во многом может помочь и самому специалисту (психологу, психотерапевту, педагогу, воспитателю), а также родителям. Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может "отнормировать" расшалившегося, капризного или перевозбужденного ребенка. Для этих целей подходят образы Короля, Королевы, Рыцаря,
Направления сказкотерапии
105
Воина — тех, кто мудро повелевает и кому подчиняются. Обычно дети охотно воспринимают эту игру, выполняют поручения и начинают контролировать свое поведение. Бывают ситуации, когда взрослый чувствует внутри себя накопившееся раздражение, желание поворчать или огрызаться, сказать колкость и пр. Это состояние легко может быть спроецировано на ребенка, вызвав в нем ответный негативный импульс. С другой стороны, если мы оставим это состояние в себе, просто "подавим" внутреннюю "бурю", в нашей душе начнутся разрушительные процессы. Что же делать, как "безболезненно" отыграть сложное состояние? Попробуйте превратиться в Бабу-Ягу, Кикимору, Кощея, Ворчуна и пр. Это образы, которые позволяют быть адекватными сложному внутреннему состоянию, не проецировать дискомфорт на окрркающих. Одна замечательная психологиня, ведя детскую сказкотерапевтическую группу, пришла на очередное занятие сильно раздраженной. Причем ее состояние оказалось настолько деструктивным, что она даже хотела отменить занятие. Ей было предложено перевоплотиться в Бабу-Ягу. Под этой маской она могла ворчать и критиковать, не боясь быть обвиненной в нарушении психологической этики. Интересно, что дети в конце занятия
были исполнены сочувствия к Бабе-Яге, а она, "отыграв" свое состояние, смягчилась и рассказала детям, отчего и почему стала злой и вредной. Если Вы ощущаете в себе избыток сил, желание отдавать, дарить, нести разумное, доброе, Вечное — можно преобразиться в Волшебника, Фею и пр. Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только пациенту, но и специалисту, не только ребенку, но и взрослому.
8. Сказочное рисование
Конечно, сказки можно еще и рисовать. Многие психологи и педагоги часто дают своим ученикам такие задания: "Нарисуй сказочную страну", "Нарисуй иллюстрацию к любимой сказке", "Нарисуй любимого сказочного героя" и пр. Безусловно, это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используется метафора и идея превращения.
106
Истоки волшебства
Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов:
1. Проективное диагностическое рисование.
2. Спонтанное рисование.
В первую группу методов входят "сказочные" проективные серии рисунков. Надо сказать, что сегодня все больше практических психологов обращается к проективным графическим методам (как их иногда называют между собой психологи "рисуночные тесты").
Проективные графические методы с помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность.
Всем известны такие проективные графические методы как "Дом", "Дерево", "Человек", "Рисунок семьи", "Несуществующее животное". Предложенные ниже методы значительно расширят имеющийся список.
Сказкотерапевтические графические методы можно разделить на три серии: первая исследует отношение человека к самому себе, самовосприятие, вторая — отражает отношение человека к семье и своему месту в ней, третья — направлена на исследование психологической резистентности, жизненной стойкости человека, его отношения к сложным ситуациям.
В первую серию могут входить такие рисунки как: "В какое сказочное существо я бы превратился у входа в Сказочную страну", "Во что бы меня заколдовали", "Волшебная страна чувств", "Мой маскарадный костюм". Каждый рисунок выполняется на отдельном листе и сопровождается рассказом пациента.
Во вторую серию включены три рисунка, выполняемых последовательно на разных листах бумага (за один раз): "Моя семья", "Моя семья в образах животных", "Моя семья в образах сказочных героев". Все три рисунка иллюстрируют различные аспекты внутрисемейных отношений. Причем рисунок "Моя семья в образах сказочных героев" часто отражает потенциальные взаимоотношения в семье, желаемое распределение ролей и пр.