Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 467

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Направления сказкотерапии______________________107

К третьей серии рисунков относятся: "Человек", "Человек под дождем", "Дождь в Сказочной стране". В данном случае важен сравнительный анализ рисунков "Человек" и "Человек под дождем", ибо таким образом выявляются скрытые защитные и адаптативные механизмы, реализуемые в сложных ситуациях. "Дождь в сказочной стране" требует дополнительного рассказа, сказки на эту тему. Как правило, в нем раскрываются потенциальные адаптативные механизмы и адекватное отношение к жизненным трудностям, "внутренние помощники" и пр.

Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными "волшебными красками", в состав которых входит и мука, и масло, и многое другое. В настоящее время "волшебный" состав получил достаточно большое распространение, благодаря нашим семинарам. В книге я сознательно не привожу состав красок и технологию их изготовления, ибо процесс приготовления волшебных красок нужно хотя бы один раз "прожить". Сколько я не пыталась передать устно или письменно этот состав коллегам, каждый раз они говорили: "Ты что-то, наверное, забыла сказать — у нас так не получилось"...

9. Медитации на сказку

Медитация есть погружение в какой-либо процесс. Очень хорошо способствует погрркению сказка.

Сказочные медитации можно разделить на две группы: статические и психодинамические.

В процессе статических медитаций наш пациент (или группа) находится в расслабленном (лежачем или сидячем) состоянии, психолог просто неторопливо читает медитативную сказку под специальную музыку (определение медитативных сказок можно найти в разделе "Многообразие сказочных форм"). Наша цель — снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия и "зарядиться" энергией.

Процесс статической медитации состоит в следующем. Ведущий приводит детей (или взрослых) на поляну Сказок.

108

Истоки волшебства

Здесь он предлагает детям лечь, закрыть глаза, послушать свое дыхание. Если в комнате прохладно, необходимо укрыть детей одеялами, т.к. холод вызывает непроизвольное сокращение мышц, и тело не может расслабиться. Далее, ведущий включает спокойную музыку и, не спеша, начинает рассказывать сказку, делая небольшие паузы после каждой фразы. Для медитаций используются не только сказки, но и рассказы о том, что можно увидеть на поляне, в лесу, на берегу моря и в других местах, свободных от шума и суеты. Говоря под музыку, ведущий сам может закрыть глаза, чтобы лучше представить ситуацию, о которой рассказывает. Так, голос ведущего спокойно и уверенно льется под музыку.



Примеры сказок для медитаций

1. Медитативная сказка, создающая позитивный

образ семьи, детско-родительских

взаимоотношений, самоактуализации:

«Давным-давно, в одной далекой Волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она понялч, что у них с Королем будет ребенок.

Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во Дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.

Шло время, Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир. Увидеть, какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о желании сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар: "Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам". Принц

Направления сказкотерапии

109

поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.

И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.

Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что через их поле едет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда Принц вошел во Дворец, он был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.


Сейчас и мы с вами тоже находимся в Прекрасном Дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...»

Через 7—10 минут можно постепенно выводить детей из медитации, например, так: "Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться... А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам". Комментарий к сказке.

Сказка имеет три этапа: жизнь Принца в родном доме в любви и доверии, путешествие Принца и свободная прогулка по fifJopiiy. Каждый из этапов имеет большое значение. Рассказ о жизни Принца в родном доме создает для ребенка образ позитивных детско-родительских отношений. Образ Золотого Шара как символа любви и энергии родного дома оказывает на человека сильное положительное воздействие. Идентифицируя себя с Принцем, ребенок чувствует себя

по

Истоки волшебства

любимым, (а это одно из основных условий для нормального его развития). Любимый, принимаемый без каких-либо условий ребенок дарит окружаюгцим радость и чутко чувствует окружающий его мир. Таким образом, эта часть сказки создаап у ребенка позипшвный образ семьи. Лаже если в реальности у ребенка другие взаимоотношения в семье, через сказку он узнает и почувствует алыперншпивные семейные отношения.

Путешествие Принца символизирует самостоятельное познания Мира. Закон жизни таков, что ребенок вырастает и начинает жить самостоятельно. Если он в самостоятельную жизнь приносит покой и любовь, ему многое удается. Небольшой рассказ о путешествии Принца важен для усиления в ребенке чувства автономности, уверенности и самостоятельности.

Свободная прогулка по Дворцу позволяет ребенку (так же как и взрослому) достать, освободить из внутренних тайников те силы или образы, которые необходимы ему сегодня. Образ Дворца — это символ внутреннего мира человека. Это его внутренний Дом, в котором живет Душа. Т.к. в сказке не были использованы негативные символы и ситуации, свободная прогулка по своему внутреннему Дому стабилизирует состояние ребенка и дает ему большой позитивный энергетический заряд.

Погрркая детей в медитацию, ведущему необходимо соблюдать меры предосторожности. Основное условие — уравновешенное стабильное эмоциональное состояние ведущего. Во время медитации мысли и чувства ведущего должны быть свободны от житейских проблем. В противном случае это может негативно отразиться на общей "атмосфере" и тех образах, которые увидят дети. Важно, чтобы сказка рассказывалась в спокойном темпе. Позитивный (свободный от проблем) настрой ведущего помогает детям разрешать свои ситуации.


Следующий важный момент — музыка. Музыка для медитации не должна содержать тревожных тяжелых звуков. Она должна быть спокойной, прозрачной и радостной. Можно использовать некоторые композиции Ки-

Направления сказкотерапии______________________111

таро, Стива Халперна "Спектральную сюиту", композиции Анугама, Клифорда Вайфа, Вайкмана и Мишеля Пэпэ.

Еще один важный момент — отсутствие во время медитации посторонних звуков и шумов (хлопанье дверей в соседних комнатах, громкие голоса и пр.). Медитация обычно занимает 15—20 минут, поэтому полезно на это время заранее договориться с коллегами о тишине. Любой посторонний шум препятствует погружению, отвлекает внимание и может вызвать раздражение. А это прямо противоположно целям медитации.

Перед тем как погрузить детей в медитацию, важно позаботиться о том, чтобы детям было тепло и удобно лежать. Можно на пол постелить одеяла или маты. Когда дети лягут на пол, важно, чтобы они не мешали друг другу и лежали в удобных расслабленных позах.

При соблюдении этих условий медитация даст существенный позитивный эффект.

2. Другой пример текста для медитации — прогулка по Волшебному лесу

"В одной далекой стране есть Волшебный лес Ему уже очень много лет. Он многое видел и очень многое знает. Тому, кто в него входит, он дает силу и мудрость. И сейчас мы входим в этот Волшебный лес В лесу свежо и хорошо. В лесу много полян с удивительными цветами и волшебными ягодами. Погуляйте по Волшебному лесу и найдите для себя самое лучшее место. Может быть, вы познакомитесь с птицами, может быть, вы познакомитесь с животными и другими обитателями Волшебного леса. А может быть, вы будете собирать ягоды или цветы. Что бы вы ни делали — Волшебный лес охраняет вас и дает вам силу..."

Выводить детей из медитации можно так же, как и в первом случае.

Вы сами можете придумать тексты и сказки для медитаций. Главное, чтобы то, о чем Вы рассказываете, было наполнено покоем, светом и радостью. Потому что именно эти чувства и состояния оказывают позитивное терапевтическое воздействие.

112

Истоки волшебства

Примером медитативной сказки может служить сказка, приведенная в самом начале этой книги.

Психодинамические медитации

Этот вид медитаций связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением позитивного двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта (от эмбрионального состояния до настоящего момента). А тагоке этот вид медитаций направлен на общую энергетизацию тела и связан с использованием телесноориентированных приемов.