Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 475
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В первую графу по вертикали Вы записываете даты занятий. Во вторую графу Вы вписываете имя персонажа, в которого превратился ребенок. В третью графу Вы записываете
132__________Элементы практической сказкотерапии
краткую характеристику, которую дал ребенок своему герою (если ребенок демонстрировал походку своего героя — запишите характер этой походки: мягкая, тяжелая, неуверенная и т.д.). В последнюю графу Вы заносите наблюдаемые Вами в процессе занятия наиболее типичные (в конкретном занятии) реакции ребенка. Например: "Был очень активным, помогал другим", или "Старался держаться в стороне, наблюдал" и т.д.
Для количественного анализа и систематизации своих наблюдений Вы можете использовать "Протокол сказкоте-рапевтического занятия". Систематизируя свои наблюдения, Вы получаете возможность проанализировать серию занятий и понять внутренний мир каждого ребенка. Кроме того, Вы сможете сделать выводы относительно того, как влияют на ребенка занятия по сказкотерапии.
Итак, Вы познакомились с персонажами, в которые превратились дети (а после занятий сделали по этому поводу соответствующие выводы). Второй момент, на который важно обратить внимание в общении у Волшебного Цветка — это
2) рассказать детям о том, что они будут сегодня делать в Сказочной стране. В процессе каждого занятия по сказкотерапии Вы будете решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания. Или: сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или: развитие памяти, коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и пр. Вы подберете хорошие упражнения, которые позволят Вам успешно решить поставленные задачи. Теперь важно связать все задуманные Вами упражнения в единый сказочный сюжет и сделать для каждого упражнения сказочную "упаковку". В этом случае дети почувствуют, что они не просто играют "в сказку" или выполняют интересные упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. И упражнения, которые они выполняют, это не развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране.
Сказочный герой, который встречает детей у Цветка, знакомится с ними и может просить у детей помощи. Он может рассказать детям о беде, которая с ним приключилась незадолго до того, как они пришли. И гоюрит, как
Создание сказочной среды________________________133
-^•■—■ИИ!^— I III .....«И........ ■'"■II I ""™^—"™ ' " ' " " " " ' ......——— I II II.....«■■■-■
можно ему помочь. Он обязательно предупреждает детей об опасностях и трудностях, которые их могут ожидать, если они по его просьбе отправятся в путь. Он рассказывает им, куда и как надо идти, что нужно делать и пр. Напутствуя детей, сказочное существо может дать им различные волшебные предметы в помощь: золотой клубочек, волшебную палочку и пр., но при этом он определенно и твердо оговаривает правила использования этих волшебных предметов и ситуации, в которых они могут быть использованы (иначе дети могут не захотеть из трудных ситуаций выбираться самостоятельно, уповая на волшебные предметы).
Таким образом, сказочный герой, встречающий детей у цветка, рассказывает детям о том, что они будут сегодня делать в Сказочной стране. Либо это будет прогулка по Волшебной стране; либо помощь сказочному существу; либо знакомство с жителями Волшебного Города, которые умеют делать что-то необычное (например, сочинять или рисовать сказки, придумывать кукол, ставить спектакли).
Итак, дети вошли в сказку, превратились в кого хотели, получив задание от сказочного существа, почувствовали себя полезными и незаменимыми. Следующая часть занятия — путешествие, приключения, задания — согласно предварительно составленному сценарию. Но об этом далее.
Можно "ввести" ребенка в сказку и другим способом. Если у Вас нет сказочного Волшебного Цветка, или Вам просто не нравится такой способ "посвящения" в сказку (у каждого из нас свой стиль работы), можно "войти" в сказку через "Волшебный Тоннель". Для этого нужно:
1. Небольшие дуги-воротики или детские стулья (примерно
12 штук).
2. Плотная длинная ткань или одеяла.
3. Маленькая лампа.
4. Небольшой кусок неплотной ткани, для того чтобы закрыть лампу.
Дуги-воротики расставляются друг за другом, образуя тоннель. Сверху они ншфываются одеялами или плотной тканью. Итак, у нашего тоннеля есть вход и выход. На расстоянии примерно 60 см от выхода помещается на полу или
134__________Элементы практической сказкотерапии
на низкой подставке небольшая лампа. Лампа устанавливается так, чтобы свет от нее был виден ребенку, только когда он заползет в тоннель. Чтобы свет не бил в глаза ребенку, сверху лампа накрывается тканью. Таким образом, ребенок может "войти" в сказку через "Волшебный Тоннель". Важно, чтобы по окончании занятия дети "вышли" из сказки тем же способом, каким и вошли. Если они "вошли" через Волшебный Цветок, то они через него и "выходят". Если они "вошли" через "Волшебный Тоннель" (или через другой волшебный "лаз"), то они "выходят" через него из сказки. В сказку и из сказки есть только одна "дверь". Это некоторый "сказочный" закон, который определенным образом нормирует ребенка.
В ходе курса сказкотерапии можно комбинировать способы "введения" в сказку в зависимости от целей занятий. Важно, чтобы ребенок вышел из сказки после окончания занятия тем же способом, что и вошел.
Сценарии занятий. Ива первых путешествия
Сценарий первый
Задачи занятия:
♦ познакомиться с детьми
♦ отработать позитивное взаимодействие детей друг с другом
♦ проработать мотив взаимопомощи и ответственности
♦ определить уровень произвольной памяти и внимания
Необходимые материалы:
♦ костюм Волшебника (накидка, шляпа, борода)
♦ костюм Ворона (темная накидка, маска или картонный клюв)
♦ костюм Птицы Рух (блестящая накидка и корона)
♦ тюль разных цветов (голубой, желтый, зеленый, красный)
♦ сказочная бутылочка с молоком (можно в корзинке)
♦ детские стульчики.
Сценарии занятий_______________________________135
Занятия можно проводить с ассистентом, который будет играть поочередно: Волшебника, Раненого Ворона, Птицу Рух.
Добрый Волшебник: "Я вижу, что в мою сказку пришли сегодня удивительные существа: добрые, смелые, готовые помочь друг другу, которые наверняка умеют внимательно слушать и наблюдать за тем, что происходит вокруг них. Таких существ я с радостью пущу в свой Сказочный лес. Но знаете ли вы, что прогулка по Сказочному лесу может быть не только приятной, интересной, но и опасной? (Дети кивают головой.) Значит, не растеряетесь в Волшебном лесу? Тогда идите. Но помните, что в Сказочном лесу все добрые существа помогают друг другу. И еще: будьте внимательны — ведь в сказке иногда все изменяется очень быстро..."
Дети прощаются с Волшебником и выходят на "Лесную дорожку". Ведущий расстилает на полу зеленую ткань, включает музыку и говорит:
"И вот мы вошли в Волшебный лес. Слышите, как переговариваются друг с другом птицы? О чем они говорят? (^4ета придумывают, о чем говорят птицы Аруг с другом.) Посмотрите — у нас под ногами волшебная лесная дорожка. Помните, Волшебник говорил, что в сказке может все быстро изменяться? Вот и эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке (дети, сняв тапочки, изображают, как они идут по мягкой травке); а сейчас мы с вами идем по песку, он становится все горячее и горячее... ой! он просто обжигает ноги!., а вот волна накатилась на песок и скрыла его — мы с вами идем по теплой воде... и вот мы вышли на лесную тропинку, мы идем по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам..."
Пока дети увлечены ходьбой по "живой" лесной тропинке, незаметно для них (но заметно для ведущею) появляется Раненый Ворон {ассистент). Он ложится в стороне, откидывает одну руку — "крыло" и потихонечку начинает стонать. Дети замечают его и останавливаются. Некоторое время они не решаются подойти. Тогда Ворон начинает сильнее стонать: "Пить, пить!". Наконец, самый смелый из ребят подходит к Ворону, а за ним и все остальные. Кто-то из ребят спрашивает: "Кто ты? Что с тобой случилось?" Ворон
136__________Элементы практической сказкотерапии
тихим голосом отвечает: "Я Ворон Воронович. Подстрелил меня злой колдун стрелой заговоренной. Стрелу-то я клювом вытащил, а рана осталась... Нет сил лететь дальше... пить..."
Пока Ворон это говорит, Ведущий в другом конце комнаты ставит стульчик и накидывает на него голубую ткань. Дети оглядываются в поисках источника воды и замечают "родник" (стульчик под голубой тканью). Все бегут к нему. Если все бросили Раненого Ворона и побежали за водой, ведущий может сказать: "Как же так?! — нельзя Ворона бросать одного. Кому-нибудь нужно остаться!" Кто-нибудь из детей остается у Ворона (для последующего анализа интересно — кто). Остальные дети подходят к "роднику", складывают лодочкой руки и набирают в них воду. Ведущий говорит: "Да-а, нелегко воду в ладонях унести, она вся сквозь пальцы проходит!.. Что же делать? Но раз в сказке вы первый раз, подскажу я вам средство верное. Чтобы волшебная вода не выливалась, нужно сделать общую чашку. Встаньте в кружок, протяните ручки вперед, сложите их лодочкой и сделайте общую чашу из ваших рук. А теперь наберите в нее воды. И тихонечко, так чтобы не повредить чашу, отнесите Ворону воду. Дети, неся общую чашу, должны сдерживать свое желание побыстрее добежать до Ворона и напоить его. Если кто-то будет торопиться первым напоить Ворона, чаша сломается, и придется снова идти к "роднику"... а раненый Ворон все это время будет ждать...
Когда Ворон напился, ему стало лучше, но рана его так быстро зажить не может. Ворон говорит: "Спасибо вам, добрые существа! Кабы не вы, не миновать мне смерти. Но чтобы рану от стрелы заговоренной мне заживить, нужно молоко Птицы Рух. А самому мне к ней сейчас не добраться... слаб я". Дети переглядываются между собой, а потом кто-то говорит: "А давай, Ворон, мы сходим к Птице Рух". Другие дети подхватывают это ггредложение.
Ворон: "Спасибо вам, мои дорогие. Да только труден путь к Птице Рух". Дети говорят, что они не боятся. Ворон: «Пойдете вы вон по той тропинке и выйдете к болоту, перейдете через болото — лес дремучий начнется. Перелезете через буреломы — к озеру выйдете. Переплывете через озеро —
Сценарии занятий
137
увидите розовый свет. Пойдете туда/Там Птица Рух и живет. Да только не любит она гостей непрошеных. Поэтому запомните волшебное заклинание, которое вы должны сказать все вместе (иначе оно силу не имеет). Слушайте и запоминайте:
"Птица Рух, Птица Рух, — Ранен твой любимый друг!"