Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вам нужно сказать заклинание три раза, и тогда она к. вам выйдет. Расскажите ей про меня и попросите ее передать мне волшебного молока. Не забудьте заклинание! А то птица Рух не поверит вам, и может быть беда... Повторите его для верности три раза. (Дети повторяют.) Теперь я за вас спокоен. Счастливого пути! Спасибо каждому из вас за помощь. Торопитесь, а то...»

Пока Ворон объясняет ребятам, как идти, ведущий убирает (незаметно) "родник" и снова кладет на пол "лесную дорожку". Дети, попрощавшись с Вороном, осторожно идут по лесной дорожке, на пяточках, на носочках, на внешней стороне стопы, ступают полной стопой. Наконец, они приходят к болоту.

По болоту идти тяжело, ноги засасывает тина, — вместе с ведущим дети идут, с трудом вытаскивая из болота ноги. Но вот, наконец, и кончилось болото. Все выходят на лесную опуппсу, садятся отдохнуть. Но долго отдыхать нельзя — Ворон ждет. Надо идти дальше через дремучий лес.

Дети вместе с ведущим входят в лес, руками раздвигают ветки, перелезают через воображаемые буреломы. Но вот лес кончился, и показалось большое озеро. Ведущий быстро убирает с пола "лесную дорожку" и кладет на пол голубую ткань. Дети переправляются через озеро, показывая, как они умеют плавать.

Пока дети плавают, ассистент в другом конце комнаты переодевается в костюм Птицы Рух, ставит стул, накидывает на него розовую ткань и прячется за стул (или ширму). Когда дети выходят из "озера", они обращают внимание на розовую ткань. Они догадываются, что это и есть дом Птицы



138__________Элементы практической сказкотерапии

Рух. Дети вместе с ведущим осторожно подходят поближе и начинают вспоминать слова заклинания. Оказывается, что трудности сказочных дорог заслонили в их памяти слова заклинания. Но постепенно (иногда с небольшими наводящими подсказками ведущего) им удается восстановить текст заклинания. И когда все вместе они произносят его три раза, перед ними появляется Птица Рух.

Птица Рух: "Кто зовет меня? Кому нужна моя помощь? Здравствуйте, сказочные существа". Дети рассказывают Птице Рух, что произошло с ее другом Вороном (для ведущего важно запомнить, как они рассказывают и что им больше всего запомнилось), и просят у Птицы Рух ее волшебного молока. Птица Рух приносит молоко и говорит: "Кто отважится нести мое молоко через весь нелегкий путь? (Если кто-то один из детей вызывается, ему отдается молоко, если вызывается одновременно несколько человек
, то Птица Рух загадывает загадку. Кто первый ее отгадает, тот и понесет молоко.)"

Загадка Птицы Рух:

"Отважное сердце,

Острый клюв,

На помощь летит,

Когда его ждут" (Ворон) Получив молоко, ребята прощаются с Птицей Рух и отправляются в обратный путь. После того как они приносят Ворону молоко, он выпивает его, раны заживают. Он встает, полный сил.

Ворон: "Спасибо вам, добрые существа! Если бы не вы, погиб бы я здесь! Не побоялись вы дороги трудной. И теперь, когда вам нужна будет моя помощь, — зовите. Я прилечу. А теперь прощайте, мне пора. Позади вас сказочное волшебное озеро, которое даст вам силы перед дорогой домой. Искупайтесь в нем! Прощайте!" Ворон улетает.

Пока Ворон говорил, ведущий накинул на пол голубую ткань. После того как Ворон улетел, дети бросаются в "воду", резвятся в ней вместе с ведущим, брызгаются. Ассистент в это время переодевается в Волшебника, снимает чехол с Цветка и садится рядом с ним.

Сценарии занятий_______________________________139

Нарезвившись в воде, дети замечают Волшебника и подходят к нему. Они рассказывают ему, как они путешествовали, как помогали Ворону и пр. Ведущему важно зафиксировать или запомнить, что они говорят, кто и что говорит, т.к. все это свидетельствует о том, что было наиболее значимо для детей.

После того как дети рассказали о своих приключениях, Волшебник хвалит их и говорит: "Да, не ошибся я в вас! После таких приключений вы стали сильнее и умнее. Но теперь вам пора домой. Подойдите к Цветку, протяните над ним руки и превращайтесь в самих себя. Счастливого пути!"

Дети превращаются в самих себя. Волшебный Цветок гаснет. И ребята потихонечку выходят из зала. Занятие закончено.

Комментарий к занятию.

Продолжительность занятия 37 минут (при желании время занятия можно сократить или увеличить).

Первое занятие всегда связано с психодиагностикой, а в нашем случае — с наблюдением за поведением детей. Даже если Вы очень хорошо знаете ребенка, можете предсказать любой его шаг, в "сказочной" ситуации он может повести себя самым неожиданным образом. Занятие построено таким образом, чтобы задачи, возникающие перед ребенком, постепенно усложнялись.

Первое упражнение "Ходьба по разным типам почвы" направлено на общую энергетизацию организма, "заземление" и развитие воображения. Наблюдая за детьми в этом упражнении, важно обратить внимание на следующие моменты:

♦ степень "включенности" ребенка в процесс,

♦ сам ребенок представляет себе разные виды почвы или смотрит, как делают другие (т.е. насколько ребенок "включает" свое воображение),



♦ ребенок выполняет задание или просто совершает произвольные движения,

♦ насколько быстро ребенок переключается с одного задания на другое (скорость реакции внимания).

140__________Элементы практической сказкотерапии

Следующий этап — знакомство с раненым Вороном. При первой встрече с Вороном дети могут проявлять различные реакции: они могут долго стоять, не решаясь подойти, или наоборот — сразу кинуться ему на помощь. Некоторые дети, видя, как все помогают раненому Ворону, сами ложатся на пол, требуя к себе внимания. При этом они могут сказать, что яд из стрелы попал и в них. Из этой ситуации можно выходить по-разному. Например, можно сказать, что яд, попавший не в Ворона, а в другое сказочное существо (каким, собственно, и является ребенок), выйдет только тогда, когда ребенок найдет в себе силы (а он их обязательно найдет!) и отправится вместе со всеми в поход за молоком. Яд не действует, когда ребенок активно движется и совершает доброе дело, но если же он будет продолжать лежать, тогда никто не знает, что может случиться... В том случае, если такая ситуация возникла потому, что ребенок "проверял" Вас (несознательно исследовал Вашу реакцию), такого объяснения достаточно. Если причины у подобной реакции другие (боль, существенный недостаток внимания в семье, усталость), Ваша реакция должна быть другой (в зависимости от ситуации).

Для сплочения группы важно упражнение с общей "чашей воды". В этом упражнении ребенок учится соотносить свой внутренний ритм и желания с ритмом и желаниями других. "Чаша воды" становится символом сбалансированности внутренних ритмов нескольких человек.

Для проверки уровня развития произвольной памяти и внимания Ворон дает детям запомнить заклинание. Особенно важно, чтобы воспроизведение текста было отсрочено как по времени, таге и эмоционально (после других эмоционально насыщенных переживаний: переход через болото, лес, озеро). Чем больше занятий проводится с детьми, тем более сложные тексты можно давать им для запоминания.

Особенно ценный материал для анализа дадут рассказы детей о своих приключениях (это то, что они рассказывают Волшебнику в конце занятия). Ребенок прежде всего расскажет о том эпизоде, который для него наиболее эмоцио-

Сценарии занятий_______________________________141

нально насыщен. И Вы, таким образом, поймете, что для него наиболее важно и актуально.

Превращение у Цветка в самих себя тоже может показать интересные моменты. Некоторые дети ншсак не могут или не хотят превращаться в самих себя. Это может происходить по следующим причинам:


♦ для ребенка в данный момент его развития очень важно перенять свойства и манеру поведения сказочного персонажа, в которого он превратился. В этом случае с ним нужно поговорить индивидуально (после занятий) о том, что его сказочный герой может жить только в сказке, потому что там всем понятен язык и действия этого героя. Если он попадет на улицы нашего города, то ему придется туго — ведь он не знает, как себя вести в нашей жизни. Он не сможет узнать маму и папу, чем их очень расстроит. Но у Волшебного Цветка этот герой может подарить ребенку те качества, которые ему особенно нужны. Кроме того, в следующем сказочном путешествии ребенок снова может, если захочет, превратиться в этого же героя,

♦ ребенок не хочет, чтобы заканчивалось занятие. В этом случае полезно переключить его внимание на что-нибудь интересное,

♦ ребенку явно не хватает дома внимания, эмоционального тепла и принятия. В этом случае потребуется серьезная и квалифицированная психологическая работа с родителями. Возможно — семейная терапия.

Ни один самый тщательный сценарий не выполним на 100%. Одно и то же занятие с разными детьми будет проходить по-разному. Сказкотерапия — это живой, творческий процесс, который будет обогащаться как детскими находками, так и Вашими озарениями. На этих страницах невозможно описать весь спектр реакций, возникающих в сказочных ситуациях. Также невозможно описать и все причины, которые пороясдают ту или иную ситуацию (для этого потребуется отдельная книга). Поэтому только Ваш жизненный и профессиональный опыт и, самое главное, интуиция подскажут Вам, как выходить из той или иной ситуации.

142__________Элементы практической сказкотсрапии

Однако есть основной принцип — не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не вписывать ребенка в сценарий занятия. Ведь сказка — это место, свободное от условностей. В Вашей власти неожиданно менять ситуацию, проявлять оригинальное поведение. Итак, если ребенок "не вписывается" в сценарий — предложите ему альтернативный выход из ситуации, переключите его внимание (ваше неожиданное "ку-ка-ре-ку" тоже может быть творческим решением ситуации). Главное помнить о том, что каждое занятие "живое" и в нем всегда есть место экспромту.

Сценарий второй

Задачи занятия:

♦ развитие воображения

♦ развитие произвольной памяти и внимания

♦ совершенствование коммуникативных навыков

Необходимые материалы:


♦ костюм Волшебника

♦ Волшебный Посох

♦ ткани: зеленая, голубая, черная

♦ ширма

♦ стулья

♦ костюм Ворона

♦ костюм охотника Нибумбума

♦ костюм Дракона.

Добрый Волшебник: "Здравствуйте, сказочные существа! Кто пришел сегодня в мою сказку? (Дети представляют своих персонажей.) Как хорошо, что пришли. У меня случилась беда: пока я прилег отдохнуть (возраст, знаете ли), прилетел Дракон из соседней Сказочной страны и унес мой Волшебный Посох. А Посох-то мой таков: в чьи руки попадет такие и дела делать будет. В добрых руках он помогает творить доброе волшебство, а в злых руках может и зла наделать. Представляете, что может наделать Дракон, имея мой Посох?! Беда еще и в том, что сам я не могу туда дойти без Посоха. Стар ведь я. Что делать — не знаю..."

Сценарии занятий143

Дети, ссылаясь на то, что у них рке есть опыт сказочного путешествия, предлагают свои услуги в походе за Посохом.

Волшебник: «Ну спасибо вам, добрые сказочные существа, что откликнулись на мою беду. А теперь послушайте, как идти в Драконово царство. Сейчас встанете вы на сказочную дорожку, возьметесь за руки, закроете глаза и сделаете 5 шагов вперед. Все вокруг вас изменится. А когда глаза откроете — окажетесь в Заколдованном лесу. Лес тот проверять вас станет — умеете ли вы ггревращаться в разных зверушек, обитателей лесных. Знаю я, что сможете вы превратиться и в лису, и в медведя, и в зайца, показать, как они ходят — поэтому я за вас спокоен. А из Леса выйдете вы к обрыву высокому — дальше дороги нет. Вот тогда, прямо и не знаю, как быть: ведь даже если вы умеете летать — крылья ваши не раскроются: гфопасть-то волшебная. Через нее может только сам Ворон Воронович перелететь... Да ведь вы с ним знакомы! А как позвать его на помощь, знаете?.. Подскажу я вам слова волшебные, запоминайте:

"Друг наш, Ворон, прилетай! Из беды нас выручай!"

Слова эти только всем вместе можно говорить, не то Ворон не услышит. Как дальше идти в Драконово царство — у Ворона Вороновича расспросите. Ну, в добрый пупЛ>

Дети прощаются с Волшебником, берутся за руки, закрывают глаза и делают 5 шагов. Ведущий тем временем набрасывает на пол "лесную дорожку".

В Заколдованном лесу дети под музыку (желательно подвижную) изображают разных животных: зайца, лису, юлка, медведя, лягушку, змею и других. Изображая животных, дети стараются говорить так же, как и они (ведущий участвует в превращениях