Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети становятся вместе с ведущим внутрь кольца, равномерно распределяясь по окружности, и, облокотившись на ткань, расслабляются. Круг поддерживается за счет веса тела каждого. Каждый находит для себя в круге удобное положение и точку опоры. Комментарий.

С помощью такого приема формируется групповая энергия, сплоченность, чувапЗо поддержки и доверия.

Далее ведущий может сказать: "А сейчас мы превращаемся в сказочное море. В море волна накатывает и откатывает". Звучит спокойная музыка, "А теперь мы водоросли. Волна играет водорослями, они колышутся и трепещут". Можно задавать детям различные образы, которые помогли бы им расслабиться и испытать чувство общности и взаимного доверия.

С такой тканью можно проводить различные подвижные игры. Например, один из детей — водящий. Он выходит за пределы круга и пытается вновь в него войти, а дети его не пускают. Если это ребенок застенчивый и неуверенный в себе, ведущему необходимо подыграть ему и дать возможность быстро войти в круг. Это укрепит у него чувство уверенности.

Важно наблюдать за тем, какую стратегию выбирает ребенок для того, чтобы войти в круг. Он может быть агрессивен; может стараться перехитрить всех, усыпив их бдительность; может пробиваться, как танк, все время в одно место; может исследовать весь круг, ища слабое место; может играть в "игрока", прорываясь на участке того ребенка, который не сможет его не пропустить. То, как ребенок действует, какой стиль поведения выбирает, во многом определяет его стратегию преодоления трудных ситуаций в жизни. Чем впоследствии будет "брать" человек: умом, вежливостью, силой, терпением и пр. Эти наблюдения важны для того, чтобы лучше понять внутренний мир ребенка, его скрытые качества. В эту игру можно играть и чуть изменив условия. Водящий должен будет не войти в круг, а выйти из него.

120

Истоки волшебства

Путаница. Все стоят в кругу и держатся за ткань. Задача детей, не выпуская ткань из рук, запутаться — сделать не круг, а другую неструктурированную комбинацию. Когда все несколько раз "запутывались и распутывались", ведущий люжет спросить, как детям было лучше, когда они были запутанными или распутанными.

Комментарий. Эта игра не только снимает напряжение, но и имеет символическое значение, Аети стоят в кругу, и их связывает ткань. Ткань
это символ той невидимой связи, которая существует между людьми в жизни. Любое действие каждого ребенка немедленно отражается на общем состоянии круга. Меспю каждого стоящего в круге важно и незаменимо. Так же, как и меспю каждого человека в жизни незаменимо (любой человек имеет свои особенности, копюръгми он "раскрашивает" свое меспю). Когда круг находится в спокойном соспюянии, важно, чтобы дети ощутили гармонию, сбалансированность взаимодействия внутри круга. Этот прием помогает ощутить, прожить детям сбалансированное и разбалансироваиное взаимодействие (путангща). Игра в путаницу эпю символ пюго, чпю происходит со связью между людьми в ситуации конфликта. Связь порвать невозможно, как нельзя выходить из круга, и поэпюму человек оказывается в очень неудобном для себя положении. Связь перестает дарить чувство гармонии.

Упражнения с зеркалом. Страна Зеркалия

Рассматривание себя в зеркале формирует у ребенка адекватные представления об образе и возможностях своего тела. Попав в волшебную страну Зеркалию, ребенок может рассматривать, ощупывать, исследовать возможности своего тела (для таких занятий необходима либо зеркальная стена, либо большие зеркала, в которых ребенок мог бы видеть себя целиком).

В волшебной стране Зеркалии каждый ребенок может увидеть себя со стороны. Он может посмотреть, как он выглядит, когда гримасничает, высоко тянется, встает на цыпочки, садится на корточки, разюдит руки, поднимает ноги, бежит на месте и т.д. Важно, чтобы ребенок хорошо рассмотрел себя в различных позах и движениях. При этом

Направления сказкотерапии______________________121

ведущий не дает никакой оценки его действиям (он не говорит — "гримасничать плохо" и пр.).

Танцы

Танец — это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок или взрослый начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Для танцев потребуется подвижная, зажигательная, веселая музыка. Ведущий может сказать: "Сегодня мы с вами попали в Сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало гоюрят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. Представьте себе, как они здороваются, покажите, как это происходит (дети вместе с ведущим показывают, как можно поздороваться в танце). А теперь мы превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной страны и начинаем танцевать!"



Ведущий включает музыку и дает детям различные задания:

♦ сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело. Мы веселимся

♦ а сейчас мы танцуем, как будто мы грустим

♦ а теперь мы на что-то сильно рассердились и танцуем, как будто мы очень сердитые. Мы злимся, топаем ногами и машем руками

♦ но вот злость наша прошла, и мы танцуем радостно

♦ а теперь нам дали волшебный воздушный шарик, и мы тянемся и взлетаем вслед за ним

♦ а сейчас мы танцуем, как будто сильно хотим в туалет

♦ а теперь мы танцуем свободно и легко

♦ а сейчас мы танцуем, как солнечные лучики на лесной поляне

♦ а теперь мы танцуем, как легкий ветерок

♦ вот мы превращаемся в ручеек и танцуем, как маленькие ручейки



122

Истоки волшебства

Ведущий может давать детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет детям отыграть подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. И самое важное, танцы с различными эмоциональными и образными установками помогают детям находить адекватное телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям. Дети учатся владеть своим телом, становятся более свободными и уверенными в себе.

Наблюдение за тем, как дети танцуют, дает богатую информацию об их внутреннем мире. Есть дети, которые постоянно следят за ведущим или другими детьми, как те двигаются. Таким детям сложно самим найти адекватное телесное выражение чувствам. Такое явление может наблюдаться и у замкнутых детей, и у гиперактивных. В этом случае задача ведущею — показать детям пример выражения различных состояний через танец.

Есть дети, которые живут в танце. Они могут закрывать глаза, когда танцуют. Они ни на кого не смотрят. Такая реакция может ггроявляться не только у открытых детей, но и у внешне замкнутых отстраненных детей. Таким образом, в танце ребенок может раскрыться с совершенно новой, неожиданной стороны. Для некоторых детей танец, телесный язык — единственная дорожка, по которой можно подойти к их внутреннему миру.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий — любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать... Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.





Глава 2. Элементы практической сказкотерапии

Создание сказочной среды. Введение ребенка в Сказочную страну

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает "сказочные законы" — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама "сказочная жизнь" побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушение — сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого.

124__________Элементы практической сказкотерапии

Поэтому для сказкотерапевтических занятий необходима особая среда защищенности и тайны. Это облегчит процесс "переноса" в Сказочную страну.

Для занятий желательно иметь зал не менее 20 кв. метров (чем больше зал, тем больше возможностей передвижения).

Ведущий может стать Волшебником и создать вокруг себя Волшебную страну. Для начала надо сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себе, каким должен стать зал после того, как Вы превратите его в уголок Волшебной страны. Когда у Вас сформируется образ зала, приступайте к его оформлению, помня о том, что:

1) занятия лучше проводить при неярком освещении. Лучше, если верхний свет будет выключен. На окнах хорошо иметь плотные портьеры, не пропускающие свет. С помощью них Вы сможете регулировать освещенность зала в зависимости от тех событий, которые будут разворачиваться в Вашей Волшебной стране. В углу комнаты можно поставить небольшую лампу. На стенах зала появятся тени, которые создадут ореол тайны и волшебства Однако, если Вы собираетесь проводить занятия с маленькими детьми (2,5 — 4,8), понаблюдайте за их реакцией: есть дети, которые вначале боятся приглушенного света. В этом случае занятие лучше проводить при привычном им освещении,

2) зал для занятий лучше осюбодить от привычной детям мебели и игрушек. Если обычную обстановку невозможно изменить, то лучше закрыть, задрапировать ее ширмами и тканями. Дети, входя в привычную комнату и не узнавая ее, уже настроены на восприятие нового и необычного,

3) в оформлении зала должны присутстювать сказочные элементы. Хорошо использовать блестящие, легкие ткани, декорации. Сказочные элементы, которые Вы внесете при оформлении, являются не только деталью интерьера, но и непосредственными действующими лицами. Если дети увидят картинку с изображением сказочного города, то желательно им там побывать. Важно, чтобы этот город не остался только условной частью оформления. Если на стене появился рисунок Жар-Птицы, это определяет ее участие

Создание сказочной среды________________________125

в сказочном путешествии. Каждый предмет, который дети увидят в зале, может принимать участие в сказочном процессе. В зале не должно быть лишних предметов и игрушек, для того чтобы не отвлекать и не рассеивать внимание детей. Кроме того, важно, чтобы все сказочные предметы или герои появлялись перед детьми постепенно, дети не должны видеть их сразу. Если по сценарию Вашего занятия запланирован поход в конкретное сказочное государство и Вы уже установили в зале соответствующие декорации, спрячьте их до того времени, пока дети по "сказочной дорожке" не подойдут к этому государству ("спрятать" декорации молено, накрыв их тканью). Таким образом, дети, входя в зал, видят ряд "холмиков", накрытых тканью — Волшебная страна еще "спит". Ребенок попал в ситуацию новизны и тайны. А это, в свою очередь, усиливает его интерес. Даже самые отстраненные дети будут заинтригованы. Обогатит сказочное впечатление специально подобранная медитативная, уравновешивающая, расслабляющая музыка. 4) костюм ведущего. Важно, чтобы Ваш костюм чем-то отличался от обычного. Можно надеть корону, накидку, сказочное платье, или что-то, делающее непривычным Ваш обычный костюм (в этом Вам поможет глава об имидж-терапии). Среди вспомогательных предметов ведущего могут быть волшебный посох, корзина, клубок и другие предметы (в зависимости от сценария занятия). Ведущий может проводить занятия и от имени куклы. Например, куклы-марионетки. Итак, зал подготовлен. Но Волшебная страна "оживет" только тогда, когда в нее войдут дети. И это будет происходить таинственно и необычно.

За минуту до начала занятий включается музыка, чтобы стоящие за дверью дети услышали первые сказочные звуки. Затем Вы можете выйти к детям и сказать: "Ребята, сейчас мы с вами пойдем в сказочную Волшебную страну. Вы слышите эти звуки — Сказка ждет вас. Но войти в Волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит юкруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко,

126__________Элементы практической сказкотерапии

не нарушая покоя в Волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в Волшебную страну, оглядимся вокруг и прислушаемся (пауза). А теперь... (шепотом) — пошли!.."

Инструкцию желательно говорить тихим и мягким голосом. Однако нужно следить за тем, чтобы все дети ее услышали. Через инструкцию ведущий передает детям определенный настрой, вводит детей в "режим" активного восприятия. Подобное состояние сонастроенности с внешним миром важно для человека. Находясь в нем, он хорошо чувствует, что происходит вокруг, и может гибко и своевременно корректировать свои действия в соответствии с изменениями во внешнем мире.

Итак, до начала занятия ведущий настраивает детей на сказочное путешествие, открывает дверь и тихо-тихо (чтобы не "вспугнуть" сказку) вместе с детьми заходит в зал. Когда все вошли, ведущий может незаметно надеть свой сказочный костюм (корону или накидку). В зале тихо играет музыка, верхний свет выключен, светит только лампа из угла (важно, чтобы свет от нее не падал детям в глаза), и благодаря этому на стенах могут мягко двигаться тени. Пару минут никто ничего не говорит — дети только прислушиваются к тому царству звуков, в которое они попали. Потом ведущий может спросить у детей, что они слышат и о чем им рассказывают сказочные звуки. После короткого обсуждения (не больше 3—5 минут) сказочных звуков ведущий приглашает детей к Месту превращений.

Вот пример стихотворного приветствия от имени Папы Карло (стихи Д.Фролова):

Я вас приветствую! Входите! И не стесняйтесь, проходите! Хоть я друзьями и богат, Но вас я видеть очень рад!

Меня, конечно, вы узнали? Я — Папа Карло. Вы читали И про меня, про Буратино, О милой девочке Мальвине?

Создание сказочной среды

127

У нас — Волшебная страна! Мы приглашаем вас, друзья! Вы очень кстати прибежали, Мы вас давно уж поджидали!

Сегодня мы, ребята, с вами Пойдем волшебными путями По нашей сказочной стране И побываем там — везде!

В волшебной Книге потайной Найдем мы Ключик Золотой И с ним пересечем порог По карте сказочных дорог.

Все сказки мира здесь живут! И их герои — тоже тут. Вы попадете в их владенья, И вам должно хватить уменья Все испытания пройти, Не сбившись с верного пути!

Здесь есть колдуньи и драконы, Они по сказкам вам знакомы? Хитрющие есть существа, Вы знаете их имена?

Вы бедных встретите зверей, Принес им горе злой злодей. Вы помогайте им везде, Они не бросят вас в беде!

Вы к добрым феям попадете, В гостях немного отдохнете, Они откроют вам секреты И верного пути приметы.

Пусть каждый выберет себе Свой путь по Сказочной стране, У нас, ведь, Пушкин здесь бывал, Вот как об этом он писал:

128__________Элементы практической сказкотерапии

"Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей"...

Хочу я вас благословить И напоследок всех спросить: "Готовы вы пройти везде? Друг другу помогать в беде?

Готовы с силой зла сразиться?

И за несчастных заступиться?"

Тогда — вперед!

Все — заодно!

Цветок Волшебный ждет давно!

Монолог, безусловно, можно сокращать, дополнять, делать после вопросов паузы, чтобы дети могли ответить.

Место превращений.

Для того чтобы ребенок лучше "воспринимал" то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал ВХОЖДЕНИЯ в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать "превращение" ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращений.

В одном из углов располагается задрапированный темной тканью стул. На него можно поставить "Волшебный цветок" (светильник из световолокна в виде цветов) или "Волшебный камень" (какой-нибудь красивый блестящий достаточно большой кристалл), или что-то другое (что подскажет Вам фантазия). Если Вы выбрали "Волшебный цветок", то можно рассказать о нем детям так: "В этой Волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Когда к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки. Если подойти к этому цветку, протянуть над ним руки (но не дотрагиваться до него) и закрыть глаза, то можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь. Сейчас мы можем тихонечко подойти к

Создание сказочной среды

129

Волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протя1гуть над ним руки, закрыть глаза и превратиться в тех существ, которых вы задумали". Или:

Страна чудес и добрых фей Не место для простых людей. Но вы проникните туда Как сказочные существа.

Теперь глаза зажмурим все: Представьте каждый сам себе Родное существо из сказки — Предмет своей любви и ласки.

И образ вашего героя К вам в сердце сразу перейдет, И в путешествии по сказке Успех и радость принесет!

Пока ведущий это говорит, дети подходят к цветку, а ведущий (незаметно) включает светильник (кнопка включения светильника должна быть спрятана в складках материала).

Когда дети закрыли глаза и протянули руки над цветком, ведущий говорит: "Глубоко вдохните и полностью выдохните, Волшебный цветок дает нам волшебную силу, и мы превращаемся в тех сказочных существ, в которых задумали превратиться. Еще раз глубоко вдохните и выдохните. Тот, кто уже превратился, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи. Попробуйте начать двигаться как тот герой, в которого Вы превратились. Только делайте это так, чтобы не мешать превращаться другим. Ну как, все превратились?.. Тогда давайте знакомиться!" Ведущий и "сказочные существа" садятся на пол в кружок недалеко от цветка.

У ведущего может быть ассистент, переодетый в какого-либо сказочного персонажа. После превращения дети подходят и садятся около него в кружок. Ассистент представляется детям и расспрашивает их, icto они такие (что любит тот персонаж, в которого они превратились, какой у него характер, как он ходит, летает, прыгает и пр.). Если ассистента у ведущего нет, то он может сам взять на себя

5 «Сказкотерапия»

130__________Элементы практической сказкотерапии

функции сказочного существа, встречающего детей после превращения у цветка (или использовать для этого куклу-марионетку).

На этом этапе важны два момента:

1) Необходимо познакомиться с персонажами, в которых превратились дети. (Кто сегодня пришел в сказку? Какая история у персонажа: откуда он пришел, что он обычно делает, что любит, что не любит, какой у него характер и пр. Можно предложить ребенку пройтись, как ходит его персонаж и т.д.) Каждый ребенок говорит о своем персонаже примерно три фразы (важно не затягивать знакомство, чтобы не снизить интерес детей к происходящему). Этап знакомства с персонажами Очень важен. Обычно дети перевоплощаются в тех героев, характер и способ поведения которых для них наиболее значим в данный момент. Ребенок, познавая Мир, примеряет на себя многие модели поведения. Он может подражать взрослым (родителям, любимым педагогам, родственникам); может перенимать манеру поведения героев художественных или мультипликационных фильмов; а может подражать людям, которые являются носителями поведения различных профессий (космонавт, диктор телевидения, милиционер, солдат и т.п.); часто дети стремятся быть похожими на героев сказок (Принцесс, Принцев и др.). Чем больше моделей поведения "освоит", проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимодействия с окрркающими.

Многие дети каждое новое занятие придумывают разных героев для превращения (на одном занятии мальчик был Принцем, на следующем занятии он превратился в Волка (доброго и мудрого), потом он превращался в Лиса, Волшебника и других персонажей, которые ни разу не повторились) . Важно узнать у ребенка характер и предпочтения его героя. Потому что иногда дети выбирают для превращения таких персонажей, образ которых для нас, взрослых, может быть двусмысленным. Например, один мальчик превратился в Дракона. На первый поверхностный взгляд — образ не очень позитивный. Однако в представлении этого мальчика

Создание сказочной среды

131

Дракон был очень сильным и добрым, он мог кого угодно защитить от любых злых сил. Кроме того, Дракон, благодаря своей многоголовости, был очень умным и хитрым — он мог, не вступая в драку, перехитрить любого обидчика. Итак, тот образ, который ребенок выбирает для перевоплощения, расскажет нам, какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент. Если ребенок из занятия в занятие выбирает для превращения один и тот же образ — значит он, по каким-либо причинам, очень значим для ребенка. Может быть, таким образом ребенок тренирует важную для него манеру поведения; может быть, многократно проживая события под маской этого образа, ребенок освобождается от чего-то; а может, с помощью образа ребенок бессознательно сигнализирует мудрому взрослому о какой-то проблеме. Так или иначе, анализ персонажей, в которых превращаются дети, очень психодиагностичен. Если Вы ведете серию занятий по сказкотерапии и используете в своей работе превращения детей в различные персонажи, то имеет смысл результаты Ваших наблюдений систематизировать в таблице качественного анализа (таблица составляется на каждого ребенка на отдельных карточках):

Фамилия, имя


Дата

Персонаж

Характеристика

Реакции