Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1-я группа приемов связана с перевоплощением.
1) Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.
Время перевоплощения 8—12 минут. Для занятия необходима подвижная музыка. Комментарий.
Депш хорошо чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Это упражнение хорошо "разряжает" детей, дает им возможность снять эмоциональное, интеллектуальное и телесное напряжение. Перевоплощение в животных развивает воображение ребенка. Кроме того, такое упражнение можно использовать и как зарядку, т.к. изображая животных, депш. тренируют различные группы мышц. Если в группе много гиперактивных детей, этот прием поможет "разрядить" их. Если в группе достаточно детей застенчивых и замкнутых, такой прием поможет им почувствовать себя более свободными. Важно, чпюбы ведущий принимал непосредственное участие в перевоплощениях — это улучшит взаимодействие с детьми. Jbemu не проспю поиграют "в животных", а начнут лучше чувствовать их мир и свое тело.
2) Превращение в камень. Дети могут бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы — т.е. актив-
Направления сказкотсрапии
113
но двигаться. По сигналу ведущего (это может быть хлопок в ладоши или звуковой сигнал) дети замирают, превращаясь в камень. При этом они принимают либо эмбриональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле. Этот прием хорошо применять в сказочном путешествии, когда неожиданно появляется Дракон. Комментарий.
Упражнение развивает у ребенка умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. Такой прием может "нормировать" гиперактивных детей. Интересную и важную информацию может дать наблюдение за тем, как дети проявляют свою активность, какую стратегию они выбирают. Осторожные дети полностью не включаются в активную игру. Они могут стоять и ждать сигнала, по которому им нужно будет замереть, Дети, которым трудно произвольно регулировать процессы возбуждения и торможения, будут егце некоторое время после сигнала бегать, вмеапо пюго, чпюбы превратиться в камень. Эпю упражнение развивает произвольное внимание и способность регулировать процессы возбуждения и торможения. Аля того чтобы дети чувствовали себя более свободно, ведущий тоже может принимать участие в игре.
3) Превращение в дом. Добрый персонаж сказки рассказывает детям, как можно победить злое сказочное существо (например, Дракона, Кощея, Злого Колдуна и пр.). Когда дети подойдут к месту, где живет злое существо, им нужно превратиться в крепкий Волшебный Дом. Делается это так. Дети становятся спиной друг к другу в круге, соприкасаясь головами. Дети берутся за руки и крепко сжимают руки друг друга. Злое существо увидит этот Дом около своего логова, выйдет и начнет дуть для того, чтобы Волшебный Дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко держась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет. Комментарий.
Этот прием хорошо сплачивает детей, создает ощущение общего важною дела. Таким образом формируется групповая
114
Истоки волшебства
энергия. Образ общего дома, копюрый выдерживает натиск злою существа, позитивно влияет на бессознательное ребенка, создавая у нею чувство уверенности и защищенности. Кроме тою, такое превращение развивает у ребенка чувство ответспувенности за общее дело и ощущение себя частью щлого. Чувство единства, которое испытывают дети, все вместе превращаясь в дом и выдерживая натиск врага, помогает группе в дальнейшем эффективно работать. Ведущий может играть роль злою персонажа, который дует на дом, испытывает ею на прочность.
Можно придумать еще множество персонажей и существ, в которые могут превращаться дети. Важно внимательно наблюдать за реакциями детей и вовремя переключать их внимание с одною превращения на другое.
2-я группа приемов связана с погружением в различные стихии.
1) Земля. "Мы в сказочном лесу. Мы идем по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки, и даже стекло. А в волшебном лесу все постоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но вдруг выпал снег. И мы идем по мягкому пушистому, но холодному снегу. И снова все изменилось в лесу. Теперь мы идем по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат осенние листья. И вот мы вышли к лесному болоту. И теперь мы идем по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из болота и побежали по теплым лужам... А сейчас мы снова идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги".
Комментарий.
В эпюм упражнении важно дать детям возможность представить и "пройти" по разным видам почвы. Это упражнение способствует уравновешиванию психики, общей энер-гетизации тела и развивает воображение. Опыт хождения
Направления сказкотерапии______________________115
по разным типам почвы помогает человеку "заземлиться", сбалансировать свои чувства.
2) Вода "Мы вышли к сказочному озеру. И в сказке, и в жизни вода тоже бывает разная. Бывает она теплая и холодная, прозрачная и мутная... Сейчас вдруг пошел дождь. Это сказочный дождь, он дает силу и смывает усталость. А теперь мы с разбегу бросаемся в озеро. Ныряем под воду. Брызгаемся. А сейчас мы выходим из озера и подходим к роднику. И умываемся чистой водой из родника. Но вот озеро превращается в волшебную бурную реку. И мы переплываем через нее".
Далее можно придумать другие образы, связанные с водой.
3) Воздух. "Сказочный воздух наполнен разными запахами. Принюхайтесь — чем пахнет в волшебном лесу? Но сказочный воздух тоже бывает разным. Сейчас он теплый... даже горячий. А вдруг подул холодный колючий ветер, и нам стало холодно. Снова выглянуло солнышко, и мы загораем, а легкий ветерок обдувает нас. Теперь мы сами превращаемся в ветер. Он кружится над волшебным лесом. Мы превращаемся в сильный ветер, настоящий ураган... Вдруг ураган стихает, и мы превращаемся в легкий теплый нежный ветерок". Комментарий.
В этом упражнении особенно важно непосредственное участие ведущею в медитации, а также интонации и эмоции в его голосе.
4) Огонь. "В Сказочной стране живет и огонь. И он тоже может быть разным. Сейчас мы с вами превращаемся в маленькие уголечки. Огонек на них маленький-маленький. Но вот подул ветер — и из уголечков раздувается огонь. Сначала он небольшой, а потом он становится все больше и больше. И вот мы становимся большим красивым пламенем. Комментарий.
Для этою упражнения полезно иметь прозрачную ткань (например, тюль) розовою или красною цвета. Когда происходит превращение в пламя, можно накинуть на детей ткань, для пюго чпюбы они изобразили язычки пламени.
116
Истоки волшебства
3-я группа приемов связана с изображением растений.
Для того чтобы выйти из медитации, нужно сделать 2—3 глубоких вдоха и выдоха.
Волшебный Цветок.
Дети сидят на корточках. Ведущий говорит: "В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные Цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала Цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные Цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раафывают руки и чуть откидывают голову назад). Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь Добрая Волшебница наделила Цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время, Цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные Цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место".
Комментарий.
Медитации с превращением в растения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Кроме пюго, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают ею добрее и восприимчивее.
4-я группа приемов: упражнения с тканью
Волшебная паутинка. Для занятий необходима прочная прозрачная ткань разных цветов. Можно использовать прочный трикотаж или тюль. Размер ткани не менее 1,5 х 1,5 метра.
Ведущий говорит детям: "В нашей сказке есть волшебная Паутинка. Ее сплела для нас Добрая Фея, хозяйка этой страны. С помощью Паутинки можно делать удивительные превращения. Тому, кто по ней пройдет, она подарит сильные и крепкие ноги".
Дети вместе с ведущим встают вокруг ткани, берут ее двумя руками и туго натягивают. Ткань поднимается над
Направления сказкотерапии______________________117
полом на 15—20 см. Дети, поочередно меняясь, по одному по ней ходят, преодолевая сопротивление ткани. Такое упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом.
После ходьбы Паутинка может покачать ребенка. Кто-то из детей оказывается в центре Паутинки, садится на нее, и остальные дети вместе с ведущим начинают медленно поднимать и покачивать его. Это упражнение помогает ребенку ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, это сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга. По очереди все дети могут покачаться на Паутинке, и она им подарит силу и радость.
Брыкание. Для этого упражнения потребуется ассистент. Ткань натягивается между ведущим и ассистентом как сетка на теннисном столе. Играет подвижная музыка. Ткань располагается близко к ногам детей. Их задача — оттолкнуть от себя ткань ногами, "отбрыкаться". После того как они "отбрыкались" ногами, они "брыкаются" руками, головой, плечами, всем телом. Дети могут при этом кричать, ругаться. Важно, чтобы они вкладывали в "брыкание" всю свою силу. Ведущий подбадривает их эмоционально и голосом, "подливает масла в огонь". Ведущий может сказать: "Представьте, что вы волшебные лошадки, которых заперли в загоне. Они брыкаются и хотят ногами сломать стены загона". Комментарий.
Это упражнение очень эффективно для отыгрывания подавленных отрицательных эмоций и агрессии. Если дети чересчур возбуждены, они могут таким образом выплеснуть свое возбуждение, и дальше с ними можно будет спокойно работать. Опыт "брыкания" позволяет найти мирный путь проявлению детской агрессии.
Паутинка может быть натянута и над ребенком. Ребенок садится на корточки под натянутую Паутинку. Он говорит детям и ведущему, как Паутинка должна себя "вести".
Она может туго и плотно прилегать к ребенку. Или, по его желанию, может быть над ним, не касаясь его. Он может
118
Истоки волшебства
сидеть под Паутинкой, ложиться, вставать. Паутинка может то плотно облегать его, то едва касаться. Когда ребенок захочет, он может выйти из-под Паутинки. Для сопровождения необходима тихая спокойная музыка. Ведущий должен быть спокойным и терпеливым. Он внимательно следит за действиями и желаниями ребенка. И своим примером показывает, демонстрирует детям уважение к чувствам и желаниям того, кто находится под Паутинкой. Комментарий.
Взаимодействие с Паутинкой символизирует взаимодействие ребенка с Миром. Если ребенок бездействует, Паупшнка может плотно сдавить ею, вынуждая проявлять активность. Ребенок может "ощупывать" Паутинку изнутри (как цыпленок, копюрьгй вылупляется из яйца). В эпюм упражнении оживляются и проявляются глубокие бессознательные модели поведения. Некопюрые дети ложатся под Паутинкой и больше ничего не хотят делать. Этому не нужно препятствовать и мотивирова)пь ребенка на какие-либо действия. Так ребенок проживает чува?гво покоя и доверия, которого ему не хватает в жизни. Другие дети, наоборот, требуют, чпюбы Паупшнка их плотно облегала, а когда их желание исполняется, они начинают с силой ее отталкивать. Так ребенок освобождается от подавленной агрессии и выражает свой протест психологическому давлению на нею (такое давление он может ощущать дома или в детском саду). Есть дети, для копюрых важно, чтобы Паупшнка их не касалась. Правда, такая peaxijuz встречается редко. Она может быть вызвана какими-либо бессознательными переживаниями или ранними впечатлениями.
Упражнение с Паутинкой можно использовать и в индивидуальной работе с ребенком. Интерпретация действий ребенка требует от ведущего особого такта, опыта и осто-рожноспш, пстюму чпю в эпюм упражнении затрагиваются очень глубокие пласты бессознательного. Приемы с эластичной тканью, сшитой в кольцо Для занятий потребуется эластичный прочный трикотаж или ткань на лосины. Кусочки ткани сшиваются таким
Направления еказкотсрапии______________________119
образом, чтобы получилось полотно длиной 3 метра, шириной 40 см. Затем концы полотна сшиваются. Получается кольцо из ткани шириной 40 см.
1) Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.
Время перевоплощения 8—12 минут. Для занятия необходима подвижная музыка. Комментарий.
Депш хорошо чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Это упражнение хорошо "разряжает" детей, дает им возможность снять эмоциональное, интеллектуальное и телесное напряжение. Перевоплощение в животных развивает воображение ребенка. Кроме того, такое упражнение можно использовать и как зарядку, т.к. изображая животных, депш. тренируют различные группы мышц. Если в группе много гиперактивных детей, этот прием поможет "разрядить" их. Если в группе достаточно детей застенчивых и замкнутых, такой прием поможет им почувствовать себя более свободными. Важно, чпюбы ведущий принимал непосредственное участие в перевоплощениях — это улучшит взаимодействие с детьми. Jbemu не проспю поиграют "в животных", а начнут лучше чувствовать их мир и свое тело.
2) Превращение в камень. Дети могут бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы — т.е. актив-
Направления сказкотсрапии
113
но двигаться. По сигналу ведущего (это может быть хлопок в ладоши или звуковой сигнал) дети замирают, превращаясь в камень. При этом они принимают либо эмбриональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле. Этот прием хорошо применять в сказочном путешествии, когда неожиданно появляется Дракон. Комментарий.
Упражнение развивает у ребенка умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. Такой прием может "нормировать" гиперактивных детей. Интересную и важную информацию может дать наблюдение за тем, как дети проявляют свою активность, какую стратегию они выбирают. Осторожные дети полностью не включаются в активную игру. Они могут стоять и ждать сигнала, по которому им нужно будет замереть, Дети, которым трудно произвольно регулировать процессы возбуждения и торможения, будут егце некоторое время после сигнала бегать, вмеапо пюго, чпюбы превратиться в камень. Эпю упражнение развивает произвольное внимание и способность регулировать процессы возбуждения и торможения. Аля того чтобы дети чувствовали себя более свободно, ведущий тоже может принимать участие в игре.
3) Превращение в дом. Добрый персонаж сказки рассказывает детям, как можно победить злое сказочное существо (например, Дракона, Кощея, Злого Колдуна и пр.). Когда дети подойдут к месту, где живет злое существо, им нужно превратиться в крепкий Волшебный Дом. Делается это так. Дети становятся спиной друг к другу в круге, соприкасаясь головами. Дети берутся за руки и крепко сжимают руки друг друга. Злое существо увидит этот Дом около своего логова, выйдет и начнет дуть для того, чтобы Волшебный Дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко держась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет. Комментарий.
Этот прием хорошо сплачивает детей, создает ощущение общего важною дела. Таким образом формируется групповая
114
Истоки волшебства
энергия. Образ общего дома, копюрый выдерживает натиск злою существа, позитивно влияет на бессознательное ребенка, создавая у нею чувство уверенности и защищенности. Кроме тою, такое превращение развивает у ребенка чувство ответспувенности за общее дело и ощущение себя частью щлого. Чувство единства, которое испытывают дети, все вместе превращаясь в дом и выдерживая натиск врага, помогает группе в дальнейшем эффективно работать. Ведущий может играть роль злою персонажа, который дует на дом, испытывает ею на прочность.
Можно придумать еще множество персонажей и существ, в которые могут превращаться дети. Важно внимательно наблюдать за реакциями детей и вовремя переключать их внимание с одною превращения на другое.
2-я группа приемов связана с погружением в различные стихии.
1) Земля. "Мы в сказочном лесу. Мы идем по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки, и даже стекло. А в волшебном лесу все постоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но вдруг выпал снег. И мы идем по мягкому пушистому, но холодному снегу. И снова все изменилось в лесу. Теперь мы идем по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат осенние листья. И вот мы вышли к лесному болоту. И теперь мы идем по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из болота и побежали по теплым лужам... А сейчас мы снова идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги".
Комментарий.
В эпюм упражнении важно дать детям возможность представить и "пройти" по разным видам почвы. Это упражнение способствует уравновешиванию психики, общей энер-гетизации тела и развивает воображение. Опыт хождения
Направления сказкотерапии______________________115
по разным типам почвы помогает человеку "заземлиться", сбалансировать свои чувства.
2) Вода "Мы вышли к сказочному озеру. И в сказке, и в жизни вода тоже бывает разная. Бывает она теплая и холодная, прозрачная и мутная... Сейчас вдруг пошел дождь. Это сказочный дождь, он дает силу и смывает усталость. А теперь мы с разбегу бросаемся в озеро. Ныряем под воду. Брызгаемся. А сейчас мы выходим из озера и подходим к роднику. И умываемся чистой водой из родника. Но вот озеро превращается в волшебную бурную реку. И мы переплываем через нее".
Далее можно придумать другие образы, связанные с водой.
3) Воздух. "Сказочный воздух наполнен разными запахами. Принюхайтесь — чем пахнет в волшебном лесу? Но сказочный воздух тоже бывает разным. Сейчас он теплый... даже горячий. А вдруг подул холодный колючий ветер, и нам стало холодно. Снова выглянуло солнышко, и мы загораем, а легкий ветерок обдувает нас. Теперь мы сами превращаемся в ветер. Он кружится над волшебным лесом. Мы превращаемся в сильный ветер, настоящий ураган... Вдруг ураган стихает, и мы превращаемся в легкий теплый нежный ветерок". Комментарий.
В этом упражнении особенно важно непосредственное участие ведущею в медитации, а также интонации и эмоции в его голосе.
4) Огонь. "В Сказочной стране живет и огонь. И он тоже может быть разным. Сейчас мы с вами превращаемся в маленькие уголечки. Огонек на них маленький-маленький. Но вот подул ветер — и из уголечков раздувается огонь. Сначала он небольшой, а потом он становится все больше и больше. И вот мы становимся большим красивым пламенем. Комментарий.
Для этою упражнения полезно иметь прозрачную ткань (например, тюль) розовою или красною цвета. Когда происходит превращение в пламя, можно накинуть на детей ткань, для пюго чпюбы они изобразили язычки пламени.
116
Истоки волшебства
3-я группа приемов связана с изображением растений.
Для того чтобы выйти из медитации, нужно сделать 2—3 глубоких вдоха и выдоха.
Волшебный Цветок.
Дети сидят на корточках. Ведущий говорит: "В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные Цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала Цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные Цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раафывают руки и чуть откидывают голову назад). Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь Добрая Волшебница наделила Цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время, Цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные Цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место".
Комментарий.
Медитации с превращением в растения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Кроме пюго, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают ею добрее и восприимчивее.
4-я группа приемов: упражнения с тканью
Волшебная паутинка. Для занятий необходима прочная прозрачная ткань разных цветов. Можно использовать прочный трикотаж или тюль. Размер ткани не менее 1,5 х 1,5 метра.
Ведущий говорит детям: "В нашей сказке есть волшебная Паутинка. Ее сплела для нас Добрая Фея, хозяйка этой страны. С помощью Паутинки можно делать удивительные превращения. Тому, кто по ней пройдет, она подарит сильные и крепкие ноги".
Дети вместе с ведущим встают вокруг ткани, берут ее двумя руками и туго натягивают. Ткань поднимается над
Направления сказкотерапии______________________117
полом на 15—20 см. Дети, поочередно меняясь, по одному по ней ходят, преодолевая сопротивление ткани. Такое упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом.
После ходьбы Паутинка может покачать ребенка. Кто-то из детей оказывается в центре Паутинки, садится на нее, и остальные дети вместе с ведущим начинают медленно поднимать и покачивать его. Это упражнение помогает ребенку ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, это сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга. По очереди все дети могут покачаться на Паутинке, и она им подарит силу и радость.
Брыкание. Для этого упражнения потребуется ассистент. Ткань натягивается между ведущим и ассистентом как сетка на теннисном столе. Играет подвижная музыка. Ткань располагается близко к ногам детей. Их задача — оттолкнуть от себя ткань ногами, "отбрыкаться". После того как они "отбрыкались" ногами, они "брыкаются" руками, головой, плечами, всем телом. Дети могут при этом кричать, ругаться. Важно, чтобы они вкладывали в "брыкание" всю свою силу. Ведущий подбадривает их эмоционально и голосом, "подливает масла в огонь". Ведущий может сказать: "Представьте, что вы волшебные лошадки, которых заперли в загоне. Они брыкаются и хотят ногами сломать стены загона". Комментарий.
Это упражнение очень эффективно для отыгрывания подавленных отрицательных эмоций и агрессии. Если дети чересчур возбуждены, они могут таким образом выплеснуть свое возбуждение, и дальше с ними можно будет спокойно работать. Опыт "брыкания" позволяет найти мирный путь проявлению детской агрессии.
Паутинка может быть натянута и над ребенком. Ребенок садится на корточки под натянутую Паутинку. Он говорит детям и ведущему, как Паутинка должна себя "вести".
Она может туго и плотно прилегать к ребенку. Или, по его желанию, может быть над ним, не касаясь его. Он может
118
Истоки волшебства
сидеть под Паутинкой, ложиться, вставать. Паутинка может то плотно облегать его, то едва касаться. Когда ребенок захочет, он может выйти из-под Паутинки. Для сопровождения необходима тихая спокойная музыка. Ведущий должен быть спокойным и терпеливым. Он внимательно следит за действиями и желаниями ребенка. И своим примером показывает, демонстрирует детям уважение к чувствам и желаниям того, кто находится под Паутинкой. Комментарий.
Взаимодействие с Паутинкой символизирует взаимодействие ребенка с Миром. Если ребенок бездействует, Паупшнка может плотно сдавить ею, вынуждая проявлять активность. Ребенок может "ощупывать" Паутинку изнутри (как цыпленок, копюрьгй вылупляется из яйца). В эпюм упражнении оживляются и проявляются глубокие бессознательные модели поведения. Некопюрые дети ложатся под Паутинкой и больше ничего не хотят делать. Этому не нужно препятствовать и мотивирова)пь ребенка на какие-либо действия. Так ребенок проживает чува?гво покоя и доверия, которого ему не хватает в жизни. Другие дети, наоборот, требуют, чпюбы Паупшнка их плотно облегала, а когда их желание исполняется, они начинают с силой ее отталкивать. Так ребенок освобождается от подавленной агрессии и выражает свой протест психологическому давлению на нею (такое давление он может ощущать дома или в детском саду). Есть дети, для копюрых важно, чтобы Паупшнка их не касалась. Правда, такая peaxijuz встречается редко. Она может быть вызвана какими-либо бессознательными переживаниями или ранними впечатлениями.
Упражнение с Паутинкой можно использовать и в индивидуальной работе с ребенком. Интерпретация действий ребенка требует от ведущего особого такта, опыта и осто-рожноспш, пстюму чпю в эпюм упражнении затрагиваются очень глубокие пласты бессознательного. Приемы с эластичной тканью, сшитой в кольцо Для занятий потребуется эластичный прочный трикотаж или ткань на лосины. Кусочки ткани сшиваются таким
Направления еказкотсрапии______________________119
образом, чтобы получилось полотно длиной 3 метра, шириной 40 см. Затем концы полотна сшиваются. Получается кольцо из ткани шириной 40 см.