Файл: Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 9 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Решить эти проблемы традиционными методами обучения невозможно. Только переход к новому типу образования – «инновационному» – может способствовать ее решению.


ГЛАВА II. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

    1. Виды нетрадиционных уроков литературы


Уроки нестандартного стиля – это всегда уроки. Каникулы, когда все ученики активны, когда у каждого есть возможность проявить себя, когда класс становится командой. Нестандартные занятия привносят общую культуру и культуру мнений, умение эффективно вырабатывать собственную активную и высоконравственную позицию.

Нетрадиционные уроки характеризуются серьезными изменениями в структуре. Он основан на творчестве, импровизации, взаимодействии ученика и учителя и увлеченности совместной творческой деятельностью.

Для целенаправленного и планомерного развития интеллекта и творческого мышления учащихся во внеклассных организациях используются современные педагогические методики, такие как развивающее обучение, игры, задачи, дифференциация, информация, проекты. А сделать их можно с помощью нетрадиционных уроков.

Таблица 4

Классификация нетрадиционных уроков литературы



Нетрадиционные формы обучения и регулярные виды уроков имеют объективную составляющую в центре классификации. Поэтому их удобнее рассматривать как отдельные подтипы традиционных типов уроков. Это можно увидеть в следующей таблице.

Таблица 5

Формы обучения


Нетрадиционные формы обучения должны, прежде всего, найти учителей, чтобы разнообразить форму уроков. Приветствуется любой запрос, но имейте в виду, что дешевые поиски случаются редко. Однако сложно подготовить разные виды уроков по изучению поэзии. На мой взгляд, философские тексты требуют особого внимания. Хорошо структурированные дискуссии не только побуждают учащихся к размышлению над проблемами, но и помогают им развивать свое человеческое, гражданское и жизненное состояние. Под правильным руководством учителя на таких уроках вырабатываются нравственные принципы учащихся.

Уроки нетрадиционной литературы можно условно разделить на четыре блока.



- Позиционный урок;

- Исследовательские уроки;

- Имитационный урок;

- Уроки анализа.

Таблица 6

Блочная классификация уроков литературы


I. Позиционные уроки.

Урок - дебаты. Приемы преподавания дебатов появились относительно недавно и уже завоевали определенную популярность среди преподавателей и учащихся. Дискуссии, которые относятся к формату урока, известному с демократической эпохи Древней Греции, сравнимы с теми, которые широко используются в противоречивых и спорных современных образовательных практиках. Сегодня уроки дебатов не только создают проблемные ситуации и вдохновляют на поиск решений. Однако они также развивают логическое и синхронное критическое мышление, приобретают умение и навыки спорить с оппонентами, воспитывают толерантность к разным точкам зрения, переживают предметы или явления с разных позиций методом проб и ошибок.

Уроки-дебаты представляют собой форму интеллектуальной игры, которая требует предварительной подготовки и не может использоваться часто, что делает их особенно подходящими для этапа обобщения того или иного учебного периода. С другой стороны, вполне допустимы регулярные лекции, включающие в себя элементы «дебатных» методик обучения и постепенно развивающие умение выражать собственное мнение, коммуникативные навыки и грамотные монологи.

Алгоритм проведения уроков-дискуссий:

1. Учащиеся одного или двух классов образуют две команды по четыре человека, одна из которых является капитаном-координатором.

2. Обсуждение заданной темы в форме диссертации, требующей доказательства каждой из двух противоположных позиций:

A) Команда должна привести аргументы в пользу этого положения.

В) Наоборот, другие команды приводят доказательства для опровержения позиции противника и правильно и последовательно показывают ошибки и слабые стороны рассматриваемой позиции.

3. Жеребьевка непосредственно перед началом дебатов определяет, какая команда будет защищать команду. Решите, положительное оно или отрицательное.


4. Процесс обсуждения проходит по взаимно согласованному регламенту (например, каждому выступающему дается 3-4 минуты), а последовательность выступлений контролируется экспертом.

5. Цель выступлений участников дискуссии – приобретение навыков построения увлекательной системы дискуссии.

В отличие от дебатов на конференциях и споров, в стиле дебатов включают более подробные действия. Воссоздавая полемическую модель, обсуждение урока состоит в выходе на категорию видения мира: различия в поведении персонажа, оценка некоторых поступков литературного героя и, наконец, частичная оценка.

Примерные темы для дискуссионных уроков: Гений и Зло – две несовместимые вещи? (По трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сольери»). (9класс)

Информативный урок. Уроки с элементами технологии обсуждения сочетают в себе создание ситуаций и стратегии действий для представления позиционного выбора. В его основе лежит оценка позиции героя, поступка, образа и автора.

Предлагаемый вариант нетрадиционного урока конкретен и направлен на интеграцию пройденных тем. По желанию преподавателя может использоваться как самостоятельный урок или как часть урока путем интеграции материалов по всему разделу.

Определение термина «брифинг» имеет сходство с пресс-конференцией (отличие: нет презентационной части). После мероприятия, как правило, проводится брифинг для журналистов.

II. Уроки исследования

Эти уроки не только предусматривают обязательную исследовательскую работу, но и точно воспроизводят формат исследовательской работы на предварительном этапе (сбор материалов) или при представлении результатов исследования (выступление на конференциях, симпозиумах и т. д.).

Примеры тем из практического занятия: Обман автора в «Повести Белкина». Вот потому. Пушкин: автор или издатель.

Творческий урок-лаборатория. Инновационные методики творческой мастерской основаны на идее французской группы «Новое образование», разработанной по российской методике в 90-е годы в совместном проекте «Развитие демократии через образование».

Методика проведения семинара стимулирует сотворчество учителей и учеников, дарит им радость открытия нового о мире и его возможностях, создает условия для познавательной и творческой свободы. Выделяют следующие виды мастер-классов: творческое письмо, построение знаний, построение отношений, управление ценностями, самопознание, дизайн и др. Существенным условием лаборатории является проблема материала,


План работы урока-творческая мастерская:

- Создание эмоционального настроя, двигатель творческой деятельности.

- Создание неожиданных нестандартных действий.

- Восстанавливать поэтические образы из хаоса слов, связывая семантику и звуки, создавая художественные тексты.

- Чтение и обсуждение текста с последующими исправлениями.

- Осознание ограниченности прежних представлений, мотивация новых открытий собственных способностей и новых форм творческой самореализации.

Уроки-синквейн и Уроки-кластер используются как контекстуальные синонимы. Этот метод построения уроков предполагает самостоятельное получение информации о произведении и, прежде всего, о конкретной постановке. На интригующем этапе, например, можно написать сочинение на определенную тему.

Важно научить друг друга слушать, обсуждать и подчеркивать удачные варианты. Синквейны эффективны при сборе, обработке, анализе, систематизации информации, формировании понятийных аппаратов и словарного запаса учащихся.

Примерная тема урока-синквейна: Образ Мцыри: Двойственность главного героя (по мотивам поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова) (8 класс).

Дизайн урока. Методы проектов предназначены как совокупность учебно-познавательных методов для решения конкретных задач. В основе этого метода лежит добровольная активность студента, а также обязательна презентация результатов работы.

Методы проектов могут быть реализованы в коллективном, групповом и индивидуальном форматах.

Примерные темы для уроков дизайна: Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди» (9 класс).

Урок -моделирование. Одним из эффективных методов анализа в пятом классе является моделирование художественного мира произведения при изучении нескольких произведений писателя, художественного мира писателя.

Пространственно-временные параметры самого произведения и субъективный состав повествовательной структуры составляют характеристику художественного мира.