Файл: Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 9 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-первых, учащимся предлагается с помощью красок показать мир таким, каким он виден в тексте, используя цветовую символику и художественные особенности произведения. Затем моделирование включает в себя диаграмму мира произведения с помощью символов. Самое сложное – выявить особенности художественного мира художника и отразить их в общей модели. Таким образом, вы можете увидеть взаимосвязь между характеристиками вымышленного мира и реального мира.

Примерные темы уроков лепки: Почему нельзя жить с «холодным» сердцем? (По рассказу К. Г. Паустовского «Теплый хлеб») (5 класс).

Урок-конференция. Поскольку он является исходным для самостоятельного изучения группы учащихся или детей (тема сообщения или доклада), вопрос (или блок вопросов) формулируется как конкретный вопрос, относящийся к основному вопросу. Тот же вопрос используется для организации чтения во время подготовки дома для всего класса, а не только для человека, проводящего презентацию. На лекционных занятиях преподаватель становится ведущим коллективного обсуждения. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить определенную степень согласованности в работе учащихся на разных уровнях содержания.

Ориентировочная тема конференции-совещания: Н.А. Некрасова «Русские женщины» (8 класс).

Урок симпозиума. Этот вид урока является наиболее сложным с организационной точки зрения и требует высокой степени подготовки от учащихся, уже имеющих опыт работы в данной модальности. Необходимым условием реализации предлагаемой игры является создание научно-творческой среды, подходящей для полноценной образовательной деятельности.

Ориентировочная тема конференции-симпозиума: Роды и литературный жанр (класс 5-11).

Третий урок имитации.

Такие уроки показывают тесное взаимодействие литературы и театра как вида искусства. Поведение, имитирующее роль или вид человеческой деятельности, включает в себя незаменимые воспитательные функции и в конечном итоге способствует социализации будущих граждан.

Урок-суд. Ролевые игры в форме доказательств как разновидность имитационной игры могут быть использованы для изучения литературного материала, требующего отрицательного нравственно-этического и эстетического осмысления с точки зрения общечеловеческой морали, жизненных явлений. Человеческих пороков и безнравственных поступков. Такие уроки несут, прежде всего, огромные воспитательные функции: они в игровой форме вовлекают подростков в близкие жизненные ситуации, с серьезным нравственным анализом и самоанализом, оценкой и всем прочим, требуют самооценки со стороны человека.


Урок литературный ринг. Эта игра представляет собой соревнование, которое не требует запуска роли и используется для проверки и обновления ваших знаний на уроках, а также на общих итерационных этапах. Опросы, проводимые в форме викторин, аукционов, конкурсов экспертов или игр в телепередачах, проводятся в форме литературных рингов между командами или отдельными игроками.

Примерная тема урока: литературного ринга. Тест на классицизм, сентиментальность, романтизм, реализм по русской литературе «Умники и Умницы (9 класс).

Встреча PR-агентства. Хотя эта форма урока направлена ​​на современное студенческое мышление, мы рекомендуем, чтобы технология использовалась аудиторией студентов, подготовленных к этой форме. При этом постарайтесь сохранить романтическую атмосферу художественного текста.

Примерные темы для встреч PR-агентства: А. Грин «Алый парус» (7 класс).

Урок - литературная композиция. На первый взгляд литературное сочинение не является нестандартной формой обучения. При этом он остается самым популярным видом нестандартного урока для любой аудитории.

Общая тема урока – литературное композиция. «Ты пришел из просторных степей…» (литературная композиция, посвященная творчеству П.Н Васильева) (9 класс).

Урок-литературная гостиная. Эта форма чтения настолько популярна, что оригинальное литературное содержание начало утрачиваться. Такая форма урока дает не только информацию, но и праздничную атмосферу о том, как складывается обстановка времени и духовное состояние поэта.

Поддержание литературного пребывания требует целенаправленного видения со стороны педагога, четкого определения целей и задач мероприятия.

Основная цель таких уроков – понять самоценность его творческой личности на протяжении столетий, через среду художника, а позже через осознанное понимание глубинного содержания его творчества.

IV. Урок анализа.

Это разнообразие представлено уроками, основанными на тренировке навыков и умений работы с художественными текстами. Первая аналитика, в свою очередь, способствует приобретению умения систематизировать материалы и развитию творческого мышления от работы со словом и художественными текстами в целом.



Аналитический урок-беседа. Занятия в форме аналитической беседы предполагают использование индивидуальных навыков передового знания. Главной воспитательной задачей таких уроков является самостоятельное исследование, «приобретение» знаний учащимися.

По сути, глубокое понимание произведения – это умение понять и прочесть роль деталей в образном овеществлении эстетических понятий.

Примерная тема аналитической беседы урока: Мифический мир в повести братьев Стругацких «Малыш» (8 класс).

Урок аналитического чтения. Это урок познания художественного мира поэта. Техника медленного аналитического чтения позволяет сформировать рационального читателя, способность глубоко проникать в художественный мир произведения, от накопленных впечатлений к его осмыслению.

Урок представляет собой совместный аналитический обзор. Задача подготовки итогового занятия по изучению творчества писателя состоит в том, чтобы на основе большого фактического и творческого материала найти методическую форму наиболее продуктивного занятия. Это задание выполняется в формате, который организует уроки как совместный аналитический обзор. Этот урок можно назвать обзорным, так как в принципе здесь рассматривается последний период творчества художника, и каждое рассматриваемое произведение оказалось результатом более раннего исследования.

Принцип наглядности, то есть экстенсивного исследования, а не интенсивного исследования, предполагает знакомство с произведением искусства, без необходимости медленно читать или глубоко погружаться в текст. Уроки-обзоры являются не только итоговыми уроками, но и вводными уроками по темам, и время их обучения невелико.

Поверхность изучения материала осуществляется через множество методических приемов, таких как точная дозировка выбранного для анализа текста, конкретность вопроса для обеспечения домашней подготовки, конкретная подготовка на уроке. В зависимости от характера изучаемого материала и степени погружения в текст работы повтор приближается к беседе, лекции или дискуссии.

Примерный обзор темы урока и совместного анализа: A. A. Фета Лирический автопортрет (9 класс).

Урок-сборка. Применяя понятие «редактирование» к композиции литературного урока, его можно рассматривать как основу термина: Учителю нужна технология, уточняющая процесс организации урока, которая является точкой отсчета этого процесса. (Р.Ф. Брандесов. Уроки моделирования по литературе). И композиция художественного произведения, и его узнаваемость основаны на принципах редактирования.


Внимательный подход к проблемам редактирования урока позволяет учителям реализовать свои планы уровня письма, мышление учащихся идет в подготовленном направлении, и возникают эффекты их открытий, эмпатии и сопереживания. Восприятие материала наполнено эмоциями, которые подкрепляют логические выводы.

Понятие «монтаж», связанное с литературным уроком, можно использовать двояко: конструктивные принципы, составляющие весь урок, и конструктивные приемы, соединяющие отрывки урока. Это позволяет нам думать о сборке не как о механическом «клее» компонента, а как о расположении шагов урока, определяемых их типом и формой. Это отражает заговор. (Бесконечный лабиринт Л.И. Стрелец: Искусство уроков литературы). В этом случае целостность урока создается пересечением осевых линий.

Именно эффект монтажа позволяет учащимся стать активными участниками процесса понимания языковых искусств.

Примерная тема урока сборки: А.А. Фета «Жизнь и творчество» (9 класс).

Общая тема урока – анализ цветовой палитры работы. «Когда люди находят правду...» (О.Н. Бондаренко «Половина истории о Красной Шапочке») (5 класс).

Современная концепция преподавания литературы в вузе предусматривает совершенствование содержания и методов обучения.

Среди основных направлений обновления образовательного процесса в качестве приоритетных можно назвать следующие:

- личностная направленность образования: развивать индивидуальные способности учащихся с учетом их интересов и склонностей в выборе индивидуальной образовательной траектории;

- закрепление методологических элементов в структуре знаний студентов: владение системой методов исследования, используемых в фундаментальных науках. (А.В. Губская. Исследовательская деятельность старшеклассников как психолого-педагогическая проблема).

- учебное творчество: содержание формируется самими учащимися в виде творческих образовательных продуктов.

- закрепить содержание и практическую направленность элементов деятельности как основных видов и методов учебной деятельности.


В современной познавательно-творческой модели урока знания являются лишь средством развития творческих способностей учащегося.

Поэтому возможны и другие формы литературных уроков, требующие своеобразных сюжетных решений, например, сопоставления уроков на основе сопоставлений художественного мира писателя. Ретроспективный урок, который включает в себя изучение того, как индивидуальность и творчество отражаются в творчестве других писателей, художников и музыкантов.


    1. Организация нетрадиционных уроков литературы в 5 – 9 классах


Для целенаправленного и планомерного развития интеллекта и творческого мышления учащихся во внеклассных организациях используются современные педагогические методики, такие как развивающее обучение, игры, задачи, дифференциация, информация, проекты, сделать их можно с помощью нетрадиционных уроков.

В связи с этим нами было проведено практическое исследование нетрадиционных литературных уроков в 5-9 классах Саха политехнического лицея г. Якутска.

Выборку опроса составили учащиеся 5-9 классов, всего в опросе приняли участие 70 детей.

Для проведения опроса мы решили взять три нетрадиционных урока.

- Нетрадиционный урок - беседа;

- Нетрадиционный урок - спектакль;

-Нетрадиционный урок - квест.

В научно-методической литературе подчеркивается, что перцептивный механизм художественного произведения достаточно сложен.

Нетрадиционные уроки имеют свою структуру и проходят на разных этапах нашей реальной работы.

Первый этап – мотивация. Цель – акцентировать внимание учащихся 5-9 классов Саха Политехнического лицея на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме урока.

Способ обучения на этом этапе – через уроки или беседы. Здесь вы будете обсуждать персонажей, размышлять над историей, выполнять задание и морально разогревать учеников.

Второй этап. Объявление тем урока: сообщение ожидаемой успеваемости и результатов обучения. Цель состоит в том, чтобы убедиться, что учащиеся понимают, в чем заключается их образовательная деятельность, каковы должны быть их образовательные результаты и чего учителя ожидают от них.