Файл: Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 9 классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.1 Творческие подходы к обучению в современной школе…………...6
1.2 Формы, методы и приёмы нетрадиционного обучения……………13
2.1 Виды нестандартных уроков литературы……………………….…26
2.2 Организация нетрадиционных уроков литературы в 5 – 9 классах..38
Во-первых, учащимся предлагается с помощью красок показать мир таким, каким он виден в тексте, используя цветовую символику и художественные особенности произведения. Затем моделирование включает в себя диаграмму мира произведения с помощью символов. Самое сложное – выявить особенности художественного мира художника и отразить их в общей модели. Таким образом, вы можете увидеть взаимосвязь между характеристиками вымышленного мира и реального мира.
Примерные темы уроков лепки: Почему нельзя жить с «холодным» сердцем? (По рассказу К. Г. Паустовского «Теплый хлеб») (5 класс).
Урок-конференция. Поскольку он является исходным для самостоятельного изучения группы учащихся или детей (тема сообщения или доклада), вопрос (или блок вопросов) формулируется как конкретный вопрос, относящийся к основному вопросу. Тот же вопрос используется для организации чтения во время подготовки дома для всего класса, а не только для человека, проводящего презентацию. На лекционных занятиях преподаватель становится ведущим коллективного обсуждения. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить определенную степень согласованности в работе учащихся на разных уровнях содержания.
Ориентировочная тема конференции-совещания: Н.А. Некрасова «Русские женщины» (8 класс).
Урок симпозиума. Этот вид урока является наиболее сложным с организационной точки зрения и требует высокой степени подготовки от учащихся, уже имеющих опыт работы в данной модальности. Необходимым условием реализации предлагаемой игры является создание научно-творческой среды, подходящей для полноценной образовательной деятельности.
Ориентировочная тема конференции-симпозиума: Роды и литературный жанр (класс 5-11).
Третий урок имитации.
Такие уроки показывают тесное взаимодействие литературы и театра как вида искусства. Поведение, имитирующее роль или вид человеческой деятельности, включает в себя незаменимые воспитательные функции и в конечном итоге способствует социализации будущих граждан.
Урок-суд. Ролевые игры в форме доказательств как разновидность имитационной игры могут быть использованы для изучения литературного материала, требующего отрицательного нравственно-этического и эстетического осмысления с точки зрения общечеловеческой морали, жизненных явлений. Человеческих пороков и безнравственных поступков. Такие уроки несут, прежде всего, огромные воспитательные функции: они в игровой форме вовлекают подростков в близкие жизненные ситуации, с серьезным нравственным анализом и самоанализом, оценкой и всем прочим, требуют самооценки со стороны человека.
Урок литературный ринг. Эта игра представляет собой соревнование, которое не требует запуска роли и используется для проверки и обновления ваших знаний на уроках, а также на общих итерационных этапах. Опросы, проводимые в форме викторин, аукционов, конкурсов экспертов или игр в телепередачах, проводятся в форме литературных рингов между командами или отдельными игроками.
Примерная тема урока: литературного ринга. Тест на классицизм, сентиментальность, романтизм, реализм по русской литературе «Умники и Умницы (9 класс).
Встреча PR-агентства. Хотя эта форма урока направлена на современное студенческое мышление, мы рекомендуем, чтобы технология использовалась аудиторией студентов, подготовленных к этой форме. При этом постарайтесь сохранить романтическую атмосферу художественного текста.
Примерные темы для встреч PR-агентства: А. Грин «Алый парус» (7 класс).
Урок - литературная композиция. На первый взгляд литературное сочинение не является нестандартной формой обучения. При этом он остается самым популярным видом нестандартного урока для любой аудитории.
Общая тема урока – литературное композиция. «Ты пришел из просторных степей…» (литературная композиция, посвященная творчеству П.Н Васильева) (9 класс).
Урок-литературная гостиная. Эта форма чтения настолько популярна, что оригинальное литературное содержание начало утрачиваться. Такая форма урока дает не только информацию, но и праздничную атмосферу о том, как складывается обстановка времени и духовное состояние поэта.
Поддержание литературного пребывания требует целенаправленного видения со стороны педагога, четкого определения целей и задач мероприятия.
Основная цель таких уроков – понять самоценность его творческой личности на протяжении столетий, через среду художника, а позже через осознанное понимание глубинного содержания его творчества.
IV. Урок анализа.
Это разнообразие представлено уроками, основанными на тренировке навыков и умений работы с художественными текстами. Первая аналитика, в свою очередь, способствует приобретению умения систематизировать материалы и развитию творческого мышления от работы со словом и художественными текстами в целом.
Аналитический урок-беседа. Занятия в форме аналитической беседы предполагают использование индивидуальных навыков передового знания. Главной воспитательной задачей таких уроков является самостоятельное исследование, «приобретение» знаний учащимися.
По сути, глубокое понимание произведения – это умение понять и прочесть роль деталей в образном овеществлении эстетических понятий.
Примерная тема аналитической беседы урока: Мифический мир в повести братьев Стругацких «Малыш» (8 класс).
Урок аналитического чтения. Это урок познания художественного мира поэта. Техника медленного аналитического чтения позволяет сформировать рационального читателя, способность глубоко проникать в художественный мир произведения, от накопленных впечатлений к его осмыслению.
Урок представляет собой совместный аналитический обзор. Задача подготовки итогового занятия по изучению творчества писателя состоит в том, чтобы на основе большого фактического и творческого материала найти методическую форму наиболее продуктивного занятия. Это задание выполняется в формате, который организует уроки как совместный аналитический обзор. Этот урок можно назвать обзорным, так как в принципе здесь рассматривается последний период творчества художника, и каждое рассматриваемое произведение оказалось результатом более раннего исследования.
Принцип наглядности, то есть экстенсивного исследования, а не интенсивного исследования, предполагает знакомство с произведением искусства, без необходимости медленно читать или глубоко погружаться в текст. Уроки-обзоры являются не только итоговыми уроками, но и вводными уроками по темам, и время их обучения невелико.
Поверхность изучения материала осуществляется через множество методических приемов, таких как точная дозировка выбранного для анализа текста, конкретность вопроса для обеспечения домашней подготовки, конкретная подготовка на уроке. В зависимости от характера изучаемого материала и степени погружения в текст работы повтор приближается к беседе, лекции или дискуссии.
Примерный обзор темы урока и совместного анализа: A. A. Фета Лирический автопортрет (9 класс).
Урок-сборка. Применяя понятие «редактирование» к композиции литературного урока, его можно рассматривать как основу термина: Учителю нужна технология, уточняющая процесс организации урока, которая является точкой отсчета этого процесса. (Р.Ф. Брандесов. Уроки моделирования по литературе). И композиция художественного произведения, и его узнаваемость основаны на принципах редактирования.
Внимательный подход к проблемам редактирования урока позволяет учителям реализовать свои планы уровня письма, мышление учащихся идет в подготовленном направлении, и возникают эффекты их открытий, эмпатии и сопереживания. Восприятие материала наполнено эмоциями, которые подкрепляют логические выводы.
Понятие «монтаж», связанное с литературным уроком, можно использовать двояко: конструктивные принципы, составляющие весь урок, и конструктивные приемы, соединяющие отрывки урока. Это позволяет нам думать о сборке не как о механическом «клее» компонента, а как о расположении шагов урока, определяемых их типом и формой. Это отражает заговор. (Бесконечный лабиринт Л.И. Стрелец: Искусство уроков литературы). В этом случае целостность урока создается пересечением осевых линий.
Именно эффект монтажа позволяет учащимся стать активными участниками процесса понимания языковых искусств.
Примерная тема урока сборки: А.А. Фета «Жизнь и творчество» (9 класс).
Общая тема урока – анализ цветовой палитры работы. «Когда люди находят правду...» (О.Н. Бондаренко «Половина истории о Красной Шапочке») (5 класс).
Современная концепция преподавания литературы в вузе предусматривает совершенствование содержания и методов обучения.
Среди основных направлений обновления образовательного процесса в качестве приоритетных можно назвать следующие:
- личностная направленность образования: развивать индивидуальные способности учащихся с учетом их интересов и склонностей в выборе индивидуальной образовательной траектории;
- закрепление методологических элементов в структуре знаний студентов: владение системой методов исследования, используемых в фундаментальных науках. (А.В. Губская. Исследовательская деятельность старшеклассников как психолого-педагогическая проблема).
- учебное творчество: содержание формируется самими учащимися в виде творческих образовательных продуктов.
- закрепить содержание и практическую направленность элементов деятельности как основных видов и методов учебной деятельности.
В современной познавательно-творческой модели урока знания являются лишь средством развития творческих способностей учащегося.
Поэтому возможны и другие формы литературных уроков, требующие своеобразных сюжетных решений, например, сопоставления уроков на основе сопоставлений художественного мира писателя. Ретроспективный урок, который включает в себя изучение того, как индивидуальность и творчество отражаются в творчестве других писателей, художников и музыкантов.
-
Организация нетрадиционных уроков литературы в 5 – 9 классах
Для целенаправленного и планомерного развития интеллекта и творческого мышления учащихся во внеклассных организациях используются современные педагогические методики, такие как развивающее обучение, игры, задачи, дифференциация, информация, проекты, сделать их можно с помощью нетрадиционных уроков.
В связи с этим нами было проведено практическое исследование нетрадиционных литературных уроков в 5-9 классах Саха политехнического лицея г. Якутска.
Выборку опроса составили учащиеся 5-9 классов, всего в опросе приняли участие 70 детей.
Для проведения опроса мы решили взять три нетрадиционных урока.
- Нетрадиционный урок - беседа;
- Нетрадиционный урок - спектакль;
-Нетрадиционный урок - квест.
В научно-методической литературе подчеркивается, что перцептивный механизм художественного произведения достаточно сложен.
Нетрадиционные уроки имеют свою структуру и проходят на разных этапах нашей реальной работы.
Первый этап – мотивация. Цель – акцентировать внимание учащихся 5-9 классов Саха Политехнического лицея на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме урока.
Способ обучения на этом этапе – через уроки или беседы. Здесь вы будете обсуждать персонажей, размышлять над историей, выполнять задание и морально разогревать учеников.
Второй этап. Объявление тем урока: сообщение ожидаемой успеваемости и результатов обучения. Цель состоит в том, чтобы убедиться, что учащиеся понимают, в чем заключается их образовательная деятельность, каковы должны быть их образовательные результаты и чего учителя ожидают от них.