Файл: 1Теоретические основы и особенности бухгалтерского учёта денежных средств 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Счет 57 бухгалтерского учета — это активный балансовый счет «Переводы в пути», служит для учета сведений о движении ещё не зачисленных по назначению денежных средств или переводов в пути в валютах РФ и иностранных государств, внесённых для зачисления на счёт предприятия в:

— кассы кредитных организаций;

— сберегательные кассы;

— кассы почтовых отделений.

Наличие переводов в пути объясняется возникновением временного разрыва между моментом документально подтвержденного списания или сдачей денежных средств и моментом их зачисления на расчетные и другие счета в кредитных организациях[24, с. 416].

В основном, речь идёт о денежных суммах, являющихся выручкой от продажи товаров предприятий, которые осуществляют торговую деятельность.

На основании Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат обязательному зачислению на счет в банке.

Денежные средства, переводы в иностранной валюте учитываются на 57 счёте бухгалтерского учёта обособленно.

Таблица 2.5 — Типовые хозяйствующие операции по учету денежных средств на счёте 57 «Переводы в пути»

№ п/п

Содержание операции

Основание
для записи

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Внесение выручки на р/с в банке в конце месяца

Квитанция банка, выписка банка по р/счёту

57.1

50

2

Денежные средства «в пути» поступили в кассу/банк

Банковская выписка

50, 51,52

57

3

Передача выручки в банк через инкассаторскую службу

КО-2, квитанция к сумке, сопроводительная ведомость (копия)

57.2

50

4

Денежные средства зачислены на счёт (инкассация)

Выписка банка по р/счёту

51

57.2

5

Перечисленные денежные средства на покупку/продажу иностранной валюты

Платёжное поручение/Банковская выписка

57.3, 57.4

51,52

6

Ещё не зачисленный денежный перевод по погашению задолженности от покупателя/дебитора.

Платёжное поручение/Банковская выписка

57

62, 76



Счет 58 бухгалтерского учета — это активный счет «Финансовые вложения». На синтетическом счёте 58 организован учет инвестиций организации.

К финансовым вложениям организации относятся:

— государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);

— вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

— предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретена на основании уступки права требования.

В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации — товарища по договору простого товарищества[28].

Таблица 2.6 — Типовые хозяйствующие операции по учету денежных средств на счёте 58 «Финансовые вложения»

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Ценные бумаги приобретены за валюту

58.1

52

2

Облигации оплачены с расчетного рублевого счета

58.2

51

3

Выдан займ сторонней организации (материалами)

58.3

10

4

По акту простого товарищества основное средство было отдано, как взнос в уставный капитал

58.4

01

5

Отражение разницы между начальной и рыночной стоимостью облигаций

58.2

91

6

Стоимость купленных акций пересмотрена с учетом рыночных показателей

91

58/1


Для отдельного учета сумм, поступивших в разных валютных единицах, бухгалтер предприятия может открыть к счету 58 дополнительные субсчета:



58.1 — паи и акции;

58.2 — долговые ценные бумаги;

58.3 — предоставленные займы;

58.4 — вклады по договору простого товарищества.

Число субсчетов не ограничивается указанными, поскольку по каждой группе объектов необходимо вести аналитический учет. Бухгалтер может открывать и другие субсчета, если это прописано в учетной политике организации.

Счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» — это пассивный счет, по которому формируются необходимые для предприятия резервы по инвестициям. Текущая рыночная стоимость денежных вложений не определяется, но бухгалтер обязан периодически проверять инвестиции на предмет обесценивания.

Таблица 2.7 — Типовые хозяйствующие операции по учету денежных средств на счёте 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Создан резерв под обесценивающиеся инвестирования

91/2

59

2

Уменьшена величина созданного резерва, в т.ч. при выбытии обесценившихся фин. вложений

59

91/1


У некоторых предприятий имеются вклады, рыночную стоимость которых невозможно определить. Причина в том, что стоимость вложений часто меняется. Бухгалтер, ведущий учет по таким операциям, обязан проследить, чтобы вложения не обесценились. Когда проверка выявляет, что произошло понижение стоимости — по инвестициям создается резерв.

Резервная сумма определяется из разницы межу начальной и расчетной стоимость денежных вкладов. Порядок создания резервной суммы должен быть прописан в учетной политике предприятия.

На счете 59 отображаются суммы далеко не по всем инвестиционным вложениям. Если речь идет о предоставленных займах, то резерв формируется на счете 63.

Бухгалтерский учет денежных средств в рамках хозяйственной деятельности и развития предприятия является естественным и объективным процессом в современной экономике, так как основу хозяйственной деятельности любого производственного предприятия составляют операции, связанные с поступлением и расходованием денежных средств. Таким образом, полное, точное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по поступлению и использованию денежных средств является необходимым условием для формирования достоверной информационной картины для руководства предприятия.


Значимость данного участка бухгалтерского учета обусловлена фундаментальным значением хозяйственных операций, связанных с денежными средствами, с которыми сопряжены все внутрихозяйственные процессы. Цели и задачи бухгалтерского учета денежных средств связаны с контролем, достоверностью и формализацией хозяйственных операций по поступлению и расходованию денежных средств.

Таким образом, отражение денежных средств в бухгалтерском учете организации сопряжено с рядом аспектов, которые имеют существенное значение для раскрытия информации об их движении в бухгалтерской отчетности — в форме №4 «Отчет о движении денежных средств».
    1. 1   2   3   4   5   6

Оценка типовых нарушений в учёте денежных средств, выявляемых при осуществлении контроля со стороны правоохранительных органов


Деньги являются наиболее мобильным и ценным ресурсом предприятия, поэтому аудит их наличия и движения дает возможность выявить резервы рационального использования, новые тенденции, изменения источников поступления и направлений расходования, маневрировать средствами с наибольшей эффективностью.

Проверка денежных средств дает возможность детализировать сводные данные по источникам их поступления и расходования, определить целесообразность расходования, структуру и динамику в расходовании денег, их влияние на эффективность хозяйствования. А также в ходе аудиторской проверки могут быть выявлены всевозможные ошибки и нарушения при ведении учёта денежных средств, которые непосредственно ведут к искажению бухгалтерской отчётности предприятия.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.)[14].

Особое внимание проверяющих должно быть сосредоточено на правильности оформления кассовых документов. Во время исследования отчета кассира и приложенных к нему документов проверяющий сопоставляет номера последних приходных и расходных кассовых ордеров с записями в журнале регистрации для проверки полноты учета последних кассовых операций. Результаты проверки правильности и своевременности оформления кассовых документов оформляют с помощью рабочего документа проверяющего.

На службу внутреннего контроля организации возложено выполнение следующих функций:

— контроль за эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению;

— контроль за достоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;