Файл: 1Теоретические основы и особенности бухгалтерского учёта денежных средств 5.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Счет 57 бухгалтерского учета — это активный балансовый счет «Переводы в пути», служит для учета сведений о движении ещё не зачисленных по назначению денежных средств или переводов в пути в валютах РФ и иностранных государств, внесённых для зачисления на счёт предприятия в:
— кассы кредитных организаций;
— сберегательные кассы;
— кассы почтовых отделений.
Наличие переводов в пути объясняется возникновением временного разрыва между моментом документально подтвержденного списания или сдачей денежных средств и моментом их зачисления на расчетные и другие счета в кредитных организациях[24, с. 416].
В основном, речь идёт о денежных суммах, являющихся выручкой от продажи товаров предприятий, которые осуществляют торговую деятельность.
На основании Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат обязательному зачислению на счет в банке.
Денежные средства, переводы в иностранной валюте учитываются на 57 счёте бухгалтерского учёта обособленно.
Таблица 2.5 — Типовые хозяйствующие операции по учету денежных средств на счёте 57 «Переводы в пути»
№ п/п | Содержание операции | Основание для записи | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | |||
1 | Внесение выручки на р/с в банке в конце месяца | Квитанция банка, выписка банка по р/счёту | 57.1 | 50 |
2 | Денежные средства «в пути» поступили в кассу/банк | Банковская выписка | 50, 51,52 | 57 |
3 | Передача выручки в банк через инкассаторскую службу | КО-2, квитанция к сумке, сопроводительная ведомость (копия) | 57.2 | 50 |
4 | Денежные средства зачислены на счёт (инкассация) | Выписка банка по р/счёту | 51 | 57.2 |
5 | Перечисленные денежные средства на покупку/продажу иностранной валюты | Платёжное поручение/Банковская выписка | 57.3, 57.4 | 51,52 |
6 | Ещё не зачисленный денежный перевод по погашению задолженности от покупателя/дебитора. | Платёжное поручение/Банковская выписка | 57 | 62, 76 |
Счет 58 бухгалтерского учета — это активный счет «Финансовые вложения». На синтетическом счёте 58 организован учет инвестиций организации.
К финансовым вложениям организации относятся:
— государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);
— вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);
— предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретена на основании уступки права требования.
В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации — товарища по договору простого товарищества[28].
Таблица 2.6 — Типовые хозяйствующие операции по учету денежных средств на счёте 58 «Финансовые вложения»
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | ||
1 | Ценные бумаги приобретены за валюту | 58.1 | 52 |
2 | Облигации оплачены с расчетного рублевого счета | 58.2 | 51 |
3 | Выдан займ сторонней организации (материалами) | 58.3 | 10 |
4 | По акту простого товарищества основное средство было отдано, как взнос в уставный капитал | 58.4 | 01 |
5 | Отражение разницы между начальной и рыночной стоимостью облигаций | 58.2 | 91 |
6 | Стоимость купленных акций пересмотрена с учетом рыночных показателей | 91 | 58/1 |
Для отдельного учета сумм, поступивших в разных валютных единицах, бухгалтер предприятия может открыть к счету 58 дополнительные субсчета:
58.1 — паи и акции;
58.2 — долговые ценные бумаги;
58.3 — предоставленные займы;
58.4 — вклады по договору простого товарищества.
Число субсчетов не ограничивается указанными, поскольку по каждой группе объектов необходимо вести аналитический учет. Бухгалтер может открывать и другие субсчета, если это прописано в учетной политике организации.
Счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» — это пассивный счет, по которому формируются необходимые для предприятия резервы по инвестициям. Текущая рыночная стоимость денежных вложений не определяется, но бухгалтер обязан периодически проверять инвестиции на предмет обесценивания.
Таблица 2.7 — Типовые хозяйствующие операции по учету денежных средств на счёте 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | ||
1 | Создан резерв под обесценивающиеся инвестирования | 91/2 | 59 |
2 | Уменьшена величина созданного резерва, в т.ч. при выбытии обесценившихся фин. вложений | 59 | 91/1 |
У некоторых предприятий имеются вклады, рыночную стоимость которых невозможно определить. Причина в том, что стоимость вложений часто меняется. Бухгалтер, ведущий учет по таким операциям, обязан проследить, чтобы вложения не обесценились. Когда проверка выявляет, что произошло понижение стоимости — по инвестициям создается резерв.
Резервная сумма определяется из разницы межу начальной и расчетной стоимость денежных вкладов. Порядок создания резервной суммы должен быть прописан в учетной политике предприятия.
На счете 59 отображаются суммы далеко не по всем инвестиционным вложениям. Если речь идет о предоставленных займах, то резерв формируется на счете 63.
Бухгалтерский учет денежных средств в рамках хозяйственной деятельности и развития предприятия является естественным и объективным процессом в современной экономике, так как основу хозяйственной деятельности любого производственного предприятия составляют операции, связанные с поступлением и расходованием денежных средств. Таким образом, полное, точное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по поступлению и использованию денежных средств является необходимым условием для формирования достоверной информационной картины для руководства предприятия.
Значимость данного участка бухгалтерского учета обусловлена фундаментальным значением хозяйственных операций, связанных с денежными средствами, с которыми сопряжены все внутрихозяйственные процессы. Цели и задачи бухгалтерского учета денежных средств связаны с контролем, достоверностью и формализацией хозяйственных операций по поступлению и расходованию денежных средств.
Таким образом, отражение денежных средств в бухгалтерском учете организации сопряжено с рядом аспектов, которые имеют существенное значение для раскрытия информации об их движении в бухгалтерской отчетности — в форме №4 «Отчет о движении денежных средств».
- 1 2 3 4 5 6
Оценка типовых нарушений в учёте денежных средств, выявляемых при осуществлении контроля со стороны правоохранительных органов
Деньги являются наиболее мобильным и ценным ресурсом предприятия, поэтому аудит их наличия и движения дает возможность выявить резервы рационального использования, новые тенденции, изменения источников поступления и направлений расходования, маневрировать средствами с наибольшей эффективностью.
Проверка денежных средств дает возможность детализировать сводные данные по источникам их поступления и расходования, определить целесообразность расходования, структуру и динамику в расходовании денег, их влияние на эффективность хозяйствования. А также в ходе аудиторской проверки могут быть выявлены всевозможные ошибки и нарушения при ведении учёта денежных средств, которые непосредственно ведут к искажению бухгалтерской отчётности предприятия.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.)[14].
Особое внимание проверяющих должно быть сосредоточено на правильности оформления кассовых документов. Во время исследования отчета кассира и приложенных к нему документов проверяющий сопоставляет номера последних приходных и расходных кассовых ордеров с записями в журнале регистрации для проверки полноты учета последних кассовых операций. Результаты проверки правильности и своевременности оформления кассовых документов оформляют с помощью рабочего документа проверяющего.
На службу внутреннего контроля организации возложено выполнение следующих функций:
— контроль за эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению;
— контроль за достоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;