Файл: 1Теоретические основы и особенности бухгалтерского учёта денежных средств 5.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бухгалтерский учет как информационная система дает возможность формировать объективную информацию о хозяйствующем субъекте и предоставляет пользователям информацию о реальном положении финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. От качества ведения бухгалтерского учета денежных средств напрямую зависит экономическая безопасность предприятия. Эффективная организация бухгалтерского учета позволяет во многом снизить угрозы экономической безопасности. Одним из важнейших элементов экономической безопасности организации можно назвать внутренний контроль, который определяет законность, рациональность и результативность процедур хозяйственной деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что слаженная система бухгалтерского учета (включая учет денежных средств) дает возможность своевременно определять проблемы и, соответственно, изменять функционирование предприятия, пока возникающие проблемы не перешли в кризисную ситуацию и негативно не отразились на экономической безопасности предприятия. Составление подлинной и полноценной бухгалтерской информации содействует обеспечению экономической безопасности на уровне хозяйствующего субъекта. Соответственно, получение некачественной информации по учёту денежных средств может привести к принятию необоснованных экономических решений, что может негативно сказаться на экономической безопасности предприятия.
-
Методические основы бухгалтерского учёта денежных средств
Учет денежных средств должен осуществляться в соответствии с действующим законодательством и нормами бухгалтерского учета. Вместе с тем, с точки зрения экономического содержания хозяйственные операции по использованию денежных средств нуждаются в особом внимании со стороны бухгалтерии предприятия.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники[3].
Вопросы организации расчетов между предприятием и поставщиками, покупателями и его сотрудниками, относятся к важным аспектам учета, так как четкая организация и правильное ведение учета денежных средств и расчетов оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств, что напрямую влияет на стабильность работы предприятия и увеличение доходности от хозяйственной деятельности.
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Регулирования учета денежных средств касается ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"[7], в котором указаны основополагающие аспекты данного участка бухгалтерского учета, и ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств", в котором закреплены правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями[13].
На третьем уровне регулирования наиболее важными документами является План счетов и Инструкция по его применению.
Четвертый уровень – это, прежде всего, внутренние документы организации. На данном уровне учет денежных средств регулируется рабочим планом счетов, который составляется на основе единого Плана счетов, и учетная политика организации. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств[12].
Каждая хозяйственная операция, возникающая в процессе хозяйственной деятельности и представляемая в денежной форме, независимо от её содержания и объёма оформляется первичным учетным документом. Первичный учётный документ представляет письменное разрешение на совершение хозяйственной операции и письменное доказательство факта её существования.[25, с. 68]. Для учета денежных средств применяются следующие первичные документы:
— Приходный кассовый ордер (форма N КО-1). Применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным[17].
— Расходный кассовый ордер (форма N КО-2). Применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным,
регистрируется в тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениях, счетах и др.) имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна[17].
— Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3). Применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно - платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно - платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи[17].
— Кассовая книга (форма N КО-4). Применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись "В этой книге пронумеровано и прошнуровано листов". Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Записи кассовых операций начинаются на лицевой стороне неотрывной части листа после строки "Остаток на начало дня"[17].
— Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5). Применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям[17].
— Авансовый отчет (форма N АО-1). Применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно - хозяйственные расходы. Составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии. Авансовый отчет может составляться на бумажном и машинном носителях информации. На оборотной стороне формы подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним[18].
— Объявление на взнос наличными (Форма 0402001). Применяется для передачи в обслуживающий банк юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которые хотят вносить на свой расчетный счет наличные средства для расчета с контрагентами, оплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды и других целей. Объявление заполняется либо бухгалтером организации, либо сотрудником банка.
С 1 января 2013 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)[2].
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами[6].
Расчёты могут осуществляться в наличной и безналичной формах. Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами[5].
Согласно действующим нормативным документам и Инструкции по применению Плана счетов учет денежных средств осуществляется на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»[16].
На счетах учета денежных средств обобщается информации о наличии и движении денежных средств, хозяйственных операций, связанных с денежными средствами организации.
Oдним из наибoлee главных отчетов который использует предприятия, является oтчет о движении денежных средств[15], который имеет главное значение для контролирования за финансовой деятельностью организации.
Отчет о движении денежных средств является пояснением к строке 1250 "Денежные средства и денежные эквиваленты" бухгалтерского баланса. При заполнении этой строки Бухгалтерского баланса используются данные о дебетовом сальдо по счетам 50, 51, 52, 55 (кроме субсчета 55-3 в части депозитных вкладов, не являющихся денежными эквивалентами) и 57, а также о дебетовых остатках по счетам 58 и 76 в части аналитических счетов учета денежных эквивалентов. Oтчет о движении денежных средств включает данные oбo всех поступлениях и платежах организации, а также остатках средств на начало и конец года (п. 6 ПБУ 23/2011)[13].
- 1 2 3 4 5 6