Файл: 1Теоретические основы и особенности бухгалтерского учёта денежных средств 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников;

— контроль за деятельностью различных звеньев управления;

— контроль за эффективностью механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных процедур в филиалах и структурных подразделениях экономического субъекта;

— контроль за сохранностью и состоянием имущества экономического субъекта;

— контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

— проведение мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований;

— разработка рекомендаций и мероприятий по устранению выявляемых недостатков и повышению эффективности управления.

В число общих задач отдела внутреннего аудита также входит проверка:

— достоверности и правильности информации, а также источников информации;

— систем, предназначенных для реализации задач и планов, и соблюдения процедур, законодательных актов и инструкций, а также их выполнения сотрудниками компании и т.д.

Рассмотрим расчетные операции, по которым наиболее часто возникают ошибки у бухгалтеров при отражении их бухгалтерскими проводками и оформлении документами. В соответствии со ст. 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 06 ноября 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами[2].

Учитывая указанное, для проверки соблюдения целевого использования денежных средств проверяющий сверяет данные отчетов кассира, кассовой книги, выписок банка, расходных и приходных кассовых ордеров, а также другие документы, которые отражают расходование наличных по назначению. По результатам проверки устанавливают факты нецелевого использования наличных и выясняют их причины.

Во время проверки оприходования поступлений наличности осуществляется анализ кассовых оборотов поступления наличных из банка. Оприходование должно быть полным и своевременным, что подтверждается сверкой данных кассовой книги, банковских выписок (по суммам и датам денежных средств, полученных со счетов в банке), приходных кассовых ордеров (по суммам и датам денежных средств) и др.


В процессе проверки денежных средств в кассе обращают внимание на соблюдение порядка выдачи предприятиями наличных под отчет (соблюдение требований, установленных сроков представления в бухгалтерию авансовых отчетов и своевременности возврата неиспользованных остатков авансовых сумм, целевое их расходование).

На практике, зачастую, возникают ошибки и нарушения в учёте денежных средств в ходе проведения кассовых и расчётных операций, выявленные при проверке. Рассмотрим типичные ошибки по учёту денежных средств представленные в таблице 2.8.

Таблица 2.8 — Типичные ошибки и нарушения по ведению бухгалтерского учёта движения денежных средств



Ошибки и нарушения

Нормативно-законодательная
база

Примеры

1.

Отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением нормативно-законодательных актов

ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Выдача денежных средств из кассы, не подтвержденных распиской получателя в расходном кассовом ордере.

2.

Несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами

п. 4 Указания Банка России от 09.12.2019 N 5348-У "О правилах наличных расчетов"

Не предоставление расчёта на установление лимита кассы организацией в обслуживающие учреждения банка.

3.

Излишнее списание денег путём завышения или занижения итоговых оборотов по кассе с повторным использованием одних и тех же документов или фиктивных документов

ст. 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ

Перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров можно обнаружить при сплошном просмотре кассовых документов, прикреплённых к отчёту кассира.  Данные факты отражаются в рабочей документации проверяющего.

4.

Некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах; формальное проведение инвентаризации кассы

ст. 10 Федерального за-кона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"

В следствии чего, могут быть выявлены арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах.

5.

Отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом

Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П (ред. от 11.10.2018) "О правилах осуществления перевода денежных средств"

Хозяйственная операция по которой составлено платёжное поручение, но не отсутствует банковская выписка, считается не действительной

6.

Несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 28.04.2020) –Статья 864. Прием к исполнению банком платежного поручения

Отражены ложные показатели, то есть несоответствии дат и сумм по денежным операциям

7.

Некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций

ст. 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ

Ошибочное занесение сумм на тот или иной счёт. В конце отчётного периода несоответствие данных фактическому значению корректируется



Объектами проверки денежных средств на текущем счете в банке и банковских операций являются: наличие у предприятия текущих и других счетов в банках; законность операций, которые осуществляются на этих счетах; правильность документального оформления банковских операций; полнота и соответствие уплаченных средств по выставленным счетам; соответствие сумм, указанных в выписках банка суммам, отраженным в первичных документах; достоверность и целесообразность осуществления банковских операций; правильность отражения банковских операций на бухгалтерских счетах.

Факт нарушений выясняют по результатам проверки отчетов кассира, расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов подотчетных лиц и приложенных к ним подтверждающих документов. Денежные средства, которые не возвращены своевременно подотчетным лицом в кассу предприятия, арифметически добавляются к остатку наличности в кассе за каждый день[19].

Типичными нарушениями, которые выявляются во время проверки денежных средств:

— отсутствие приказа руководителя о выполнении функций кассира другим работником;

— отсутствие заключенного договора о полной материальной ответственности с кассиром;

— нарушение установленного порядка проведения инвентаризации;

— отсутствие подписей руководителя, главного бухгалтера, кассира;

— выдача наличных денег под отчет лицам без полного отчёта за предыдущий аванс;

— недостаток или избыток денежных средств или денежных документов;

— несоответствие сумм в кассовом ордере и в отчёте кассира;

— неточности в вычислениях[9].

Во время проверки необходимо удостовериться в наличии всех выписок банка со счетов предприятия. Если окажется, что определенное количество выписок в делах предприятия отсутствует, необходимо получить в банке заверенные копии. Достоверность выписок определяют, как по их внешним признакам (наличие необходимых реквизитов, подписей, штампов банка и тому подобное), так и встречной проверки, на всех выписках должен быть штамп банка. Исправления в выписках удостоверяется подписью главного бухгалтера и гербовой печатью. Встречной проверке обязательно подлежат выписки с подчистками и исправлениями, не подтвержденными банком.

Важно проверить полноту и достоверность банковских выписок и приложенных к ним документов. Полноту устанавливают по их нумерации по страницам и переносом остатка средств на счете.


Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке. Кроме того, следует убедиться, что все осуществленные через банк операции являются достоверными и подтверждены соответствующими документами. Бывают случаи, когда их подделывают или прикладывают не полностью, что дает возможность, применяя неправильную корреспонденцию счетов, скрывать в учете злоупотребления на определенные суммы.

Итак, целью проверки операций с денежными средствами является получение достаточных доказательств уверенности в эффективности их использования, достоверности отражения и раскрытия информации в соответствии с действующими принципами и утверждениями представления финансовой отчетности, подтверждения достаточности свободных денежных средств для дальнейшей деятельности предприятия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Цель курсовой работы состояла в изучении бухгалтерского учета денежных средств и выявлении угроз экономической безопасности.

Изучив в рамках данной курсовой работы понятие денежных средств, рассмотрев нормативно-правовую базу, регулирующую учет денежных средств, были сделаны следующие выводы.

Денежные средства представляют собой аккумулированные в денежной форме активы организации, находящиеся в ее кассе в виде наличных денег и денежных документов, на банковских расчетных, валютных и специальных счетах, выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и пр. Объемом имеющихся у организации денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется платежеспособность организации – одна из важнейших характеристик ее финансового положения.

Денежные потоки организации классифицируются в зависимости от характера операций, с которыми они связаны, а также от того, каким образом информация о них используется для принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности организации.

Представляя собой высоколиквидные актив, к денежным средствам относятся:

— средства на банковских счетах;

— наличность в кассе;

— выданные подотчет денежные средства;

— прочие активы с высокой степенью ликвидности.

Для успешного выполнения задач бухгалтерского учета денежных средств необходима ритмичная работа предприятия, своевременное документальное оформление хозяйственных операций, что в свою очередь дает возможность своевременно определять проблемы и, соответственно, изменять функционирование предприятия, пока возникающие проблемы не перешли в кризисную ситуацию и негативно не отразились на экономической безопасности предприятия.

Учет денежных средств на предприятии формируется с использованием счетов:

—50 «Касса»;

—51 «Расчетные счета»;

—52 «Валютные счета»;

—55 «Специальные счета в банках»;

—57 «Переводы в пути»;

—58 «Финансовые вложения»;

—59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

На счетах учета денежных средств обобщается информации о наличии и движении денежных средств, хозяйственных операций, связанных с денежными средствами организации.