Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Коммерческая деятельность в розничных предприятиях).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческая деятельность в розничных предприятиях
1.1. Понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле
1.2. Особенности коммерческой работы на розничном рынке
1.3. Задачи коммерческой деятельности в розничных предприятиях на современном этапе
2. Состояние коммерческой деятельности в ООО «Мираж»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Коммерческая работа в ООО «Мираж»
2.3. Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия
Наиболее ответственным является завершающий этап коммерческой работы, который осуществляется на стадии розничной купли-продажи товаров. При этом розничное торговое предприятие по договору розничной купли-продажи обязуется передавать покупателю товар, предназначенный для
личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с коммерческой деятельностью.
Договор розничной купли-продажи является публичным договором. Это означает, что торговое предприятие обязано продавать товары каждому, не оказывая предпочтение одному покупателю перед другим. Он считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю
кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. В то же время отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий [7, c. 115].
Публичной офертой заключения договора розничной купли-продажи является реклама товаров в различных ее формах. Выложенные в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.д.) товары, другие способы демонстрации образцов рекламируемых товаров, предоставление сведений о продаваемых товарах (описание, каталоги) в месте их продажи - все это признается публичной офертой независимо оттого, указаны ли цены и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.
Розничное торговое предприятие обязано предоставить покупателю необходимую достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Покупатель вправе до покупки осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации его использования, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность за недостатки товара, переданного покупателю, если покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
Покупатель с продавцом вправе определить срок, в течение которого товар не может быть продан другому покупателю.
Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом. В этом случае он считается исполненным с момента доставки товара по месту жительства покупателя.
Если продажа товаров производится через автоматы, то владелец автоматов должен донести до покупателя сведения о продавце товаров (фирменном наименовании продавца, месте его нахождения, режиме работы), а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. Эти сведения должны быть нанесены на автоматы или вывешены в месте, где расположены автоматы.
Розничная купля-продажа может осуществляться с условием о доставке товаров покупателям. В этом случае договор считается исполненным с момента вручения товара покупателю или любому лицу, предъявившему квитанцию либо иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара.
Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи. Если договором предусмотрена предварительная оплата товара, отказ от оплаты покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от договора.
Договором розничной купли-продажи может быть предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товаров в кредит).
Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара (если более длительный срок не объявлен продавцом) обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене соответствующий перерасчет с продавцом.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить продавцу приобретенный товар, получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Следует также иметь в виду, что отношения по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина регулируются не только ГК РФ, но и Законом РФ «О защите прав потребителей».
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:
- Самообслуживание.
- Через прилавок обслуживания.
- По образцам.
- С открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам.
- По предварительным заказам.
Помимо данных методов розничной продажи товаров, в последнее время получили развитие такие методы, как торговля по почте, торговля через автоматы, «электронная торговля» через Интернет и т.д. [13, c. 174].
Одной из важнейших задач коммерческой деятельности розничной торговой сети является обеспечение своей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи является предложение покупателям товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ассортименте, в необходимые сроки и на более выгодных условиях, чем у конкурентов.
Поэтому, оценивая свою конкурентоспособность и конкурентные позиции на розничном рынке, торговое предприятие должно выявить, сколько реальных и потенциальных конкурентов оно имеет, информацию о них, их позицию на рынке и т.д.
Для того чтобы обеспечить высокую эффективность работы торгового предприятия, а также увеличение объемов продажи товаров, необходимо использовать различные формы активизации и стимулирования продажи товаров. В частности, активизации продажи товаров способствует торговля
через мелкорозничные предприятия, автомагазины, суда-магазины, магазины-вагоны, а также организация и проведение ярмарок, выставок-продаж.
В розничной торговле можно выделить ценовые и неценовые средства стимулирования продажи товаров. К неценовым средствам относятся высококачественная упаковка и рекламное оформление, рациональное размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина, предложение разнообразных дополнительных услуг покупателям.
1.3. Задачи коммерческой деятельности в розничных предприятиях на современном этапе
Цели коммерческой деятельности определяют ее сущность и содержание:
- Установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка.
- Изучение и анализ источников закупки товаров.
- Согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированное на спрос покупателей.
- Осуществление купли и продажи с учетом рыночной среды.
- Расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товара.
- Сокращение издержек обращения товаров [9, c. 181].
Объектами коммерческой деятельности в сфере товарного обращения являются товары и услуги.
Основными принципами коммерческой деятельности являются: соблюдение действующего законодательства; высокая культура обслуживания потребителей; оптимальность коммерческих решений; доходность, прибыльность.
Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск.
Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант должен верить в бизнес, расценивая его как привлекательное творчество. Признавая необходимость конкуренции, он должен понимать и необходимость сотрудничества, а также доверять
себе и другим, уважать профессионализм и компетентность. Также коммерция должна строиться на основе принципов полного равноправия партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
Все это ставит перед коммерческими предприятиями ряд задач:
- Формирование отношений с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлечение в товарооборот продукции предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной деятельностью.
- Повышение эффективности и действенности договоров поставки, укрепление договорной дисциплины. При этом особое внимание должно быть уделено развитию длительных хозяйственных связей с поставщиками.
- Повышение уровня работы коммерческих служб по изучению и прогнозированию емкости рынков, развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности. Все это должно осуществляться на основе маркетингового подхода.
- Своевременное и адекватное реагирование на происходящие на рынке изменения, что требует постоянного совершенствования технологии коммерческой работы. При этом важную роль играет компьютеризация выполнения коммерческих операций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными запасами и формированием ассортимента товаров, контролем исполнения договоров и прочее [6, c. 119].
Таким образом, коммерческая деятельность - неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под
ней следует понимать процессы, связанные с куплей-продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.
2. Состояние коммерческой деятельности в ООО «Мираж»
2.1. Характеристика предприятия
Отрасль промышленности: розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами.
Местонахождение: Россия, Новосибирская область, Кольцово р. п., д. 12а.
Вид собственности: частная.
Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью.
Хозяйственная деятельность: ООО «Мираж» занимается розничной торговлей продуктов питания и сопутствующими товарами.
Дата основания организации – декабрь 1998 года.
Основные законодательные и нормативные акты регулирующие коммерческую деятельность: Конституция РФ, Гражданский кодекс, Закон о защите прав потребителей и другие законы, правила торговли, устав.
Политика организации: «Установление долгосрочных и взаимовыгодных отношений с партнерами, поддержание благоприятного имиджа компании в глазах покупателей и общественности, формирование доброжелательных и приверженных покупателей».
ООО «Мираж» заключает прямые контракты с лучшими поставщиками, исключая посредников. Это позволяет установить оптимальный уровень цен. Объемы продаж организации высоки, за счет чего организация может предоставлять партнерам выгодные условия работы (предоплата, отсрочка платежа), что дает им возможность эффективно распределять свои ресурсы. С крупными поставщиками организация работает на индивидуальных условиях.
Формой продажи товаров ООО «Мираж» является самообслуживание.
Общее руководство магазином осуществляется управляющим (рис. 1), который принимает решения по оперативному управлению магазином (в т.ч. вопросы управления персоналом). Он решает самостоятельно все вопросы деятельности магазина, представляет его интересы. Распоряжается в пределах компетенции имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками магазина. Управляющий несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность магазина, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества. Координирует совою работу с Генеральным директором фирмы и общим собранием учредителей.
Ген. директор
Гл. бухгалтер
Управляющий
Зав. Отдела 1
Зав. Отдела 2
Грузчики
Уборщицы
Продавцы
Кассиры
Продавцы
Кассиры
Рис. 2.1. Организационная схема магазина ООО «Мираж»
Таким образом, организационная структура ООО «Мираж» построена по линейно-функциональному признаку. С учетом того, что рассматриваемое нами предприятие является предприятием розничной торговли, распределение обязанностей по функциональному признаку и линейная подчиненность являются оптимальными. Прямое подчинение работников не нарушает нормативов и норм управляемости, так как все работники имеют большую степень самостоятельности в принятии решений и часть из них являются в полном смысле менеджерами: главный бухгалтер, управляющий.