Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Коммерческая деятельность в розничных предприятиях).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческая деятельность в розничных предприятиях
1.1. Понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле
1.2. Особенности коммерческой работы на розничном рынке
1.3. Задачи коммерческой деятельности в розничных предприятиях на современном этапе
2. Состояние коммерческой деятельности в ООО «Мираж»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Коммерческая работа в ООО «Мираж»
2.3. Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия
Где Тф − фактический товарооборот;
Тб − базовый товарооборот;
п – количество анализируемых периодов.
% (в действующих ценах)
% (в сопоставимых ценах)
Из таблицы видно, что за последние три года розничный товарооборот увеличился на 33679 тыс. руб., что составляет 50% к фактическому товарообороту 2010 года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 39,0%, что составило 24494,27273 тыс. руб. (91847,27273-67353), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 7366,7 тыс. руб. (101032-93665,3).
Розничный товарооборот фирмы за 2012 год в сопоставимых ценах составил 91847,27273 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2010 году составил всего 36%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных товаров увеличилось в 2011 году на 21,343%, в 2012 году на 23,6198%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.
Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.
Таблица 2.4
Сезонность продажи товаров по кварталам года за 2010 -2012 гг.
Квартал |
2010 год Сумма, руб. |
2011 год Сумма, руб. |
2012 год Сумма, руб. |
итого за три года Сумма, руб. |
средний за три года Сумма, руб. |
Коэффициент сезонности, % |
I |
14867 |
18993 |
24360 |
58220 |
19406,667 |
93,10915 |
II |
14307 |
21917 |
22014 |
58238 |
19412,667 |
93,138702 |
III |
15678 |
20198 |
26328 |
62204 |
20734,667 |
99,481435 |
IV |
22501 |
20620 |
28330 |
71451 |
23817 |
114,26995 |
Итого за год |
67353 |
81728 |
101032 |
250113 |
83371 |
400 |
Сред.кварт.т/от |
16838,25 |
20432 |
25258 |
62528,25 |
20842,75 |
- |
По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию в IV квартале (114%), а наименьший в I квартале (93%). Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2013 года.
Проведем анализ структуры товарооборота. Под структурой товарооборота понимается удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме товарооборота.
Удельный вес группы товаров определяется по следующей формуле:
(2.2)
Где Тгр – товарооборот группы товаров;
То – товарооборот общий.
Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в 7 товарных групп. Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы.
Таблица 2.5
Анализ структуры товарооборота
Товарные группы |
2011 год |
2012 год |
Изменения в динамике структуры товарооборота, % |
Темп отклонения (%) |
||||
Сумма, руб. |
Уд. вес, % |
В действующих ценах |
В сопост. ценах |
В действ. ценах |
В сопост. ценах |
|||
Сумма, руб. |
Уд. вес, % |
|||||||
Замороженные продукты |
12365 |
15,12945 |
15963 |
15,79994 |
14511,82 |
0,670491 |
129,098261 |
117,362056 |
Молочные продукты |
6523 |
7,981353 |
8512 |
8,425053 |
7738,182 |
0,443701 |
130,492105 |
118,629186 |
Бакалея |
15698 |
19,20762 |
20145 |
19,93923 |
18313,64 |
0,731612 |
128,32845 |
116,66223 |
Алкогольная продукция |
10289 |
12,58932 |
13279 |
13,14336 |
12071,82 |
0,55404 |
129,06016 |
117,32742 |
Соки, напитки |
13947 |
17,06514 |
16845 |
16,67294 |
15313,64 |
-0,39221 |
120,77866 |
109,79878 |
Рыбная гастрономия, Мясная гастрономия |
13697 |
16,75925 |
14250 |
14,10444 |
12954,55 |
-2,65481 |
104,03738 |
94,579437 |
Кондитерские изделия |
9209 |
11,26786 |
12038 |
11,91504 |
10943,64 |
0,647173 |
130,71995 |
118,83632 |
итого |
81728 |
100 |
101032 |
100 |
91847,27 |
- |
123,61981 |
112,38165 |
Розничная реализация всех товаров в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.
Товарооборот изменился под действием следующих факторов: влияние цен, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние и эффективность использования материально - технической базы предприятия.
Качественным показателем валового дохода от реализации является уровень валового дохода.
Уровень валового дохода показывает размер доходов на один рубль товарооборота.
Таблица 2.6
Динамика показателей по валовому доходу
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Отклонение (-), (+) |
Темп отклонения (%) |
Товарооборот |
81728 |
101032 |
19304 |
123,61981 |
∑ валового дохода |
19589 |
24635 |
5046 |
125,75935 |
Уровень валового дохода (%) |
23,96852976 |
24,383364 |
0,4148339 |
101,73074 |
Товарооборот на 1 рубль валового дохода |
4,172137424 |
4,1011569 |
-0,0709805 |
98,298701 |
∑ валового дохода на 1 рубль т/та |
0,239685298 |
0,2438336 |
0,0041483 |
101,73074 |
Уровень валового дохода рассчитывается по формуле:
=
=
Т/от на 1 рубль ВД = = 81728 / 19589 = 4,1721
Т/от на 1 рубль ВД = = 101032 / 24635 = 4,1012
∑ВД на 1 рубль Т/та = = 19589 / 81728 = 0,2397
∑ВД на 1 рубль Т/та = = 24635 / 101032 = 0,2438
В связи с увеличением товарооборота на 23,62% сумма валового дохода возросла на 5046 тыс. руб. Данные таблицы свидетельствуют о росте суммы валового дохода над товарооборотом: 125,75935% и 123,61981% соответственно. В результате такого соотношения увеличился уровень валового дохода, который показывает долю валового дохода в товарообороте. Его доля повысилась с 23,96852976% до 24,383364%. Относительное увеличение этого показателя составило 0,4148339%, а темп повышения составил 101,73074%. Показателем эффективности формирования валового дохода является величина товарооборота на 1 рубль валового дохода. Этот показатель увеличился с 3,78563 тыс. руб. до 4,2735925 тыс. руб. Абсолютный рост этого показателя составил 0,4879609 тыс. руб., т.е на каждый рубль валового дохода объем товарооборота увеличился на 0,4879609 тыс. руб. Сумма валового дохода на 1 рубль товарооборота также увеличилась, так как это обратный показатель предшествующему.
Расчеты показали, что на каждый рубль товарооборота сумма валового повысилась на 1,73074%. Таким образом, повысилась ресурсоотдача, что говорит об эффективном формировании валового дохода.
На валовой доход влияют следующие факторы: Изменение цен; Изменение объема товарооборота; Средний уровень валового дохода.
Для изучения влияния факторов на сумму валового дохода составляют следующие расчеты:
Таблица 2.7
Расчет влияния факторов на сумму валового дохода
Фактор |
Расчет |
Влияние на динамику товарооборота |
Влияние товарооборота |
(Тф - Тпл)*УВДпл/100 (101032-81728)* 23,96852976/100 |
4626,884984 |
за счет изменения цен |
(Тф - Тс)*УВДпл/100 (101032-91847,27273)* 23,96852976/100 |
2201,444089 |
за счет изменения физического объема товарооборота |
(Тс - Тпл)*УВДпл/100 (91847,27273-101032)* 23,96852976/100 |
2425,440895 |
Изменение уровня валового дохода |
(УВДф - УВДпл)*Тф/100 (24,383364-23,9685297)*101032/100 |
419,1150157 |
Итого |
5046 |
Таким образом, за счет общего товарооборота сумма валового дохода возросла на 4626,885 тыс. руб. В том числе за счет изменения цен валовой доход вырос на 2201,444 тыс. руб., за счет изменения физического объема товарооборота – повысился на 2425,4409 тыс. руб. Изменение уровня валового дохода увеличило сумму валового дохода на 419,115 тыс. руб.
В общем, сумма валового дохода за счет влияния установленных факторов возросла на 5046 тыс. руб.
Таблица 2.8
Анализ издержек обращения по данным 2011-2012 года
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Отклонение (-), (+) |
Темп отклонения (%) |
Товарооборот в действующих ценах |
81728 |
101032 |
19304 |
123,6198121 |
в сопоставимых ценах |
81728 |
93665,3 |
11937,3 |
114,6061325 |
∑ издержек обращения |
16840,5 |
19623,6 |
2783,1 |
116,5262314 |
Уровень издержек обращения (%) в действующих ценах |
20,60554522 |
19,42315306 |
-1,182392163 |
94,26177687 |
в сопоставимых ценах |
20,60554522 |
20,95076832 |
0,345223098 |
101,6753893 |
Затратоотдача в действующих ценах |
4,853062558 |
5,14849467 |
0,295432112 |
106,0875397 |
в сопоставимых ценах |
4,853062558 |
4,773094641 |
-0,079967916 |
98,35221748 |
Затратоемкость |
0,206055452 |
0,194231531 |
-0,011823922 |
94,26177687 |
∑ валового дохода |
19589 |
24635 |
5046 |
125,7593547 |
Удельный вес издержек обращения в валовом доходе |
85,96916637 |
79,65739801 |
-6,311768358 |
92,65810217 |
В действующих ценах план товарооборота предприятием перевыполнен на 23,6198%, а сумма издержек обращения сократилась по сравнению с планом на 5,7382% (100% - 94,2618%). В сопоставимых же ценах товарооборот увеличился на 14,6061%, а сумма издержек обращения также увеличилась на 1,6754%. Это говорит о том, что издержки увеличиваются медленнее, чем товарооборот. Уровень издержек обращения снизился на 5,7382% (100-94,26177687). А в сопоставимых ценах этот показатель увеличился на 1,6753893%. Следовательно, управление издержками в магазине не вполне эффективно.
Из таблицы видно, что в действующих ценах за отчетный период увеличилась затратоотдача на 6,0875397%. Увеличение затратоотдачи является положительной тенденцией, так как увеличивается сумма товарооборота, а значит и сумма прибыли предприятия. Однако, большое влияние на затратоотдачу оказывает изменение розничных цен. При повышении розничных цен растет товарооборот, а, следовательно, и затратоотдача. Для измерения влияния этого фактора за затратоотдачу мы определили ее размер за отчетный год в сопоставимых ценах, она составила 4,7731 тыс. руб. Таким образом, повышение розничных цен на товары привело к росту затратоотдачи всего на 0,3754 тыс. руб. (5,1485-4,7731).
В процессе дальнейшего анализа следует установить причины выявленных отклонений путем факторного анализа издержек обращения.
Рассчитаем влияние факторов:
- За счет увеличения объема товарооборота
(Т/от ф – Т/от пл.) * УИО пл. / 100
(101032 - 81728) * 20,6555) / 100 = 3977,694 тыс.руб.
- За счет роста уровня издержек обращения
(УИО ф. – УИО пл.) * Т/от ф. / 100
(19,4232 – 20,6555) * 101032) / 100 = -1194,59 тыс.руб.
Итого: 3977,694 + (-1194,59) = 2783,1
Таким образом, оба фактора оказали влияние на рост суммы издержек обращения на 2783,1 тыс. руб.
Показатели прибыли и рентабельности торговой деятельности ООО «Мираж» показаны в табл. 2.9.
Таблица 2.9
Анализ прибыли рентабельности
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Отклонение (-), (+) |
Темп отклонения (%) |
Товарооборот |
81728 |
101032 |
19304 |
123,6198 |
Сумма валового дохода |
19589 |
24635 |
5046 |
125,7594 |
Уровень валового дохода |
23,96853 |
24,38336 |
0,414834 |
101,7307 |
Сумма издержек обращения |
16840,5 |
19623,6 |
2783,1 |
116,5262 |
Уровень издержек обращения |
20,60555 |
19,42315 |
-1,18239 |
94,26178 |
Внереализационные доходы |
123 |
145 |
22 |
117,8862 |
Прибыль от реализации |
2748,5 |
5011,4 |
2262,9 |
182,3322 |
Внереализационные расходы |
448 |
513 |
65 |
114,5089 |
Рентабельность от реализации |
3,362985 |
4,960211 |
1,597226 |
147,4943 |
Прибыль балансовая |
2423,5 |
4643,4 |
2219,9 |
191,5989 |
Налог |
581,64 |
1114,416 |
532,776 |
191,5989 |
Прибыль чистая |
1841,86 |
3528,984 |
1687,124 |
191,5989 |
Рентабельность чистая |
2,253646 |
3,492937 |
1,239291 |
154,9905 |