Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Коммерческая деятельность в розничных предприятиях).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческая деятельность в розничных предприятиях
1.1. Понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле
1.2. Особенности коммерческой работы на розничном рынке
1.3. Задачи коммерческой деятельности в розничных предприятиях на современном этапе
2. Состояние коммерческой деятельности в ООО «Мираж»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Коммерческая работа в ООО «Мираж»
2.3. Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия
Данные таблицы показывают, что в 2011 году балансовая прибыль превышала прибыль от реализации на 325тыс. руб.; в 2012 году прибыль от реализации была больше балансовой на 368 тыс. руб. Такие изменения произошли в результате доходов и убытков, полученных от внереализационной деятельности. В 2011 году эти доходы составили 123 тыс. руб., а в 2012 году 145 тыс. руб., в то же время убытки в 2012 году составили 513тыс. руб., а в предыдущем году 448 тыс. руб.
Рентабельность – основной показатель эффективности работы предприятия. В ООО «Мираж» рентабельность в 2012 году по сравнению с 2011 повысилась на 1,239291тыс. руб. В результате превышения доходов над расходами, в предприятия увеличилась рентабельность с 2,253646 до 3,492937.
На размер прибыли влияют следующие факторы:
- Влияние товарооборота
(Тф. – Тпл.) * Рот реализ.пл. / 100
(101032 – 81728) * 3,362985 / 100= +649,1905345%
- Влияние уровня валового дохода
(Увдф – Увдпл.) * Тф / 100
(24,38336 - 23,96853) * 101032 / 100 = +419,115 %
- Влияние уровня издержек обращения
(Уиоф. – Уиопл.) * Тф / 100
(20,60555-19,45315) * 101032 / 100 = +1194,59%
- Внереализационные доходы = +22 тыс. руб.
- Внереализационные расходы = +65 тыс. руб.
Итого: 649,1905345 + 419,115 + 1194,59 + 22 + 65 = 2219,9 тыс. руб.
За счет увеличения товарооборота на 19304 тыс. руб. прибыль выросла на 5046 тыс. руб. За счет увеличения уровня валового дохода повысился размер прибыли на 2219,9 тыс. руб.
Таким образом, на предприятии соблюдено «Золотое правило предпринимательской деятельности», при котором индексная цепочка показателей имеет вид: Јn > Јт/об > Јио, т. е. 1,915989 > 1,236198 > 1,165262.
Основное влияние на прибыль оказывают такие факторы, как товарооборот, уровень валового дохода, и издержки обращения. Причем резкое изменение одного фактора может изменить всю картину в целом. Совокупное влияние факторов вызвало увеличение прибыли на 2219 тысяч рублей.
Наибольшее влияние на рост прибыли оказало снижение соотношение затраты/ товарооборот: относительная экономия составила 1194,59 тыс. руб. Динамика самого товарооборота повлияла на рост прибыли незначительно (+649,1905345 тыс. руб.). Под влиянием изменения доли валового дохода в товарообороте прибыль выросла на 419,115 тыс. руб., такой рост был достигнут за счёт эффективного управления торговой надбавкой как основным элементом валового дохода.
Проведенный на основе полученных данных анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его приемлемы в данных условиях, 23,6198%;
2. достигнут рост товарооборота практически по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
3. прирост товарооборота, в основном, достигнут в основном за счет влияния цен, а также за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.;
4. средние запасы магазина увеличились на 16,56%.
5. произошло увеличение суммы издержек обращения предприятия, самое крупное увеличение произошло по расходам на оплату труда и по складским издержкам;
6. предприятие в 2012 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков;
7. показатели общей рентабельности продукции и рентабельность продаж по чистой прибыли увеличились, по сравнению с 2011 годом;
8. увеличилась сумма валового дохода предприятия, это было достигнуто в основном за счет увеличения товарооборота.
3. Пути улучшения коммерческой деятельности в ООО «Мираж»
Для получения максимального эффекта от деятельности ООО «Мираж» важно постоянно проводить работу по совершенствованию коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы по всем ее направлениям.
Базовыми должны стать мероприятия по совершенствованию информационной обеспеченности ООО «Мираж», так как эффективное осуществление коммерческой деятельности невозможно без подробной, достоверной и своевременной информации. С этой целью в ООО «Мираж» целесообразно вести компьютерный учет товаров на складе, контрагентов, иметь информационные базы данных (правовых, бухгалтерских и др.). Важно иметь возможность оперативно получать информацию для принятия управленческих решений относительно направлений коммерческой деятельности. В данном случае эффективным будет создание связанных баз данных по всем направлениям коммерческой деятельности ООО «Мираж».
Для обеспечения эффективной договорной работы в ООО «Мираж» необходимо грамотное составление договоров, как с поставщиками, так и с покупателями, т.е. заключение договоров на наиболее выгодных для фирмы условиях. Выгодными условиями договора могут выступать следующие:
- осуществление доставки/вывоза товара силами другой стороны, т.е. когда транспортные расходы берет на себя поставщик/покупатель;
- выгодное распределение риска в случае форс-мажорных обстоятельств;
- в договорах с поставщиками: фиксированные цены в течение некоторого периода, на срок действия договора; отсрочка платежа за товар;
- в договорах с покупателями: предоплата за товар; минимальный размер приобретаемой партии за определенный период и т.д.
Также необходимо вести контроль исполнения договоров отдельно по каждому контрагенту, в том числе и контроль за выполнением своих договорных обязательств. Данная работа позволит в ООО «Мираж» оперативно проводить мероприятия по ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности, снижению кредиторской задолженности, а также избежание штрафов и пени за просроченные обязательства. Одно из таких мероприятий - предоставление скидок при предоплате за товар. Таким образом, ООО «Мираж» высвобождает свои оборотные средства, что дает возможность погасить свои обязательства перед кредиторами.
В направлении формирования ассортимента повысить эффективность деятельности можно путем расширения и углубления ассортимента. Однако прежде необходимо изучить спрос покупателей, их желание и готовность приобретать данные товары. В ООО «Мираж» целесообразным будет замена неходовых товаров новыми.
Для обеспечения эффективности деятельности по управлению товарными запасами в ООО «Мираж» целесообразно применение логистических принципов при определении потребности в закупаемых товарах, использование различных систем контроля состояния запасов (системы оперативного управления, равномерной поставки, пополнения запаса до максимального уровня, с фиксированным размером заказа при периодической или непрерывной проверке фактического уровня запаса и др.).
Эффективное управление товарными запасами предполагает минимизацию расходов на транспортировку и хранение товаров. В случае, когда по договору организация-покупатель является заказчиком транспорта, ей необходимо определить, что выгоднее: привлечь для перевозки груза стороннюю организацию либо использовать собственный транспорт? При принятии решения по данному вопросу, фирма должна учитывать размер партии, периодичность заказов, а также сравнительный анализ затрат при использовании обоих вариантов. Если фирма все же осуществляет доставку товаров собственным транспортом, она должна вести работу по оптимизации маршрутов с целью экономии топлива и времени пребывания автомобиля в пути.
Повышению эффективности коммерческой деятельности по закупкам товара ООО «Мираж» будет способствовать эффективный выбор поставщиков, сотрудничество с которыми обеспечивает максимальную выгоду и минимальный риск. С этой целью коммерческая служба ООО «Мираж» должна проводить сравнительную характеристику поставщиков по наиболее важным критериям (для каждой организации они могут быть разные). Необходимо также определить: закупать товар у производителя или у посредника. Естественно, что цена у производителя будет ниже, тогда главным критерием будут выступать затраты.
Таким образом, разработка мероприятий по совершенствованию базируется на результатах оценки эффективности коммерческой работы ООО «Мираж» по всем ее направлениям.
Заключение
Итак, коммерческая деятельность - неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей-продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.
Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности.
На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается операций, следующих за оптовыми закупками товаров.
Коммерческая деятельность на предприятиях розничной торговли имеет свою специфику, которая проявляется на всех ее этапах. Это связано с тем, что розничный рынок - это потребительский рынок, где покупатели приобретают товары и услуги для личного потребления. Здесь представлено огромное
количество отличающихся друг от друга по уровню доходов и потребления, социальному положению, образованию и другим признакам покупателей.
Коммерческая деятельность в магазине ООО «Мираж» состоит из следующих взаимосвязанных операций: изучение и анализ спроса покупателей; формирование ассортимента товаров; установление и регулировка цен в соответствии с рыночной ситуацией; управление товарными запасами; рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров; установление хозяйственных связей с поставщиками товаров; организация закупки товаров; организация договорной работы.
Проведенный анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мираж» позволяет сделать следующие выводы: розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его приемлемы в данных условиях, 23,6198%; достигнут рост товарооборота практически по всем товарным группам которыми торгует предприятие; прирост товарооборота, в основном, достигнут в основном за счет влияния цен, а также за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.; средние запасы магазина увеличились на 16,56%; произошло увеличение суммы издержек обращения предприятия, самое крупное увеличение произошло по расходам на оплату труда и по складским издержкам; показатели общей рентабельности продукции и рентабельность продаж по чистой прибыли увеличились, по сравнению с 2011 годом; увеличилась сумма валового дохода предприятия, это было достигнуто в основном за счет увеличения товарооборота.
Для получения максимального эффекта от деятельности ООО «Мираж» важно постоянно проводить работу по совершенствованию коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы по всем ее направлениям.
Список литературы
1. Аванесов, Ю. А. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: учеб. для вузов / Ю. А. Аванесов, А. Н. Клочко, Е. В. Васькин. - М.: Люкс-арт, 2005. - 176 с.
2. Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность организация и управление: учебник / Р. И. Бунеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 365 с.
3. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учеб. для высш. учеб. заведений / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2012. - 689 с.
4. Дашков, Л. П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц; Изд.-торг. корпорация "Дашков и К". - М., 2005. - 1047 с.
5. Киселева, Е. Н. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учеб. пособие / Е. Н. Киселева, О. Г. Буданова. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 190 с.
6. Короткова, Т. Л. Коммерческая деятельность: учеб. по специальности "Маркетинг" / Т. Л. Короткова; под ред. Н. К. Моисеевой; Рос. междунар. акад. Туризма. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 414 с.
7. Круглова, Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учеб. для высш. учеб. заведений по специальности "Антикризисное управление" / Н. Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2010. - 542 с.
8. Минько, Э. В. Основы коммерции: учеб. пособие для высш. учеб. заведений по специальности 080301 "Коммерция (торговое дело)" / Э. В. Минько, А. Э. Минько. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 511 с.
9. Основы коммерческой деятельности: учеб. пособие для сред. проф. образования / Б. И. Герасимов, А. Л. Денисова, Н. В. Молоткова, Т. М. Уляхин. - М.: ФОРУМ, 2008. - 270 с.
10. Памбухчиянц, О. В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О. В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2012. – 445 с.
11. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов. - М.: Дашков и К, 2009. - 499 с.
12. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. П. Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 246 с.
13. Предпринимательство: учеб. экон. специальностей вузов / [А. Н. Романов и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 735 с.
14. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 479 с.