Файл: 1 семестр Тема1 Задача 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 4329

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.При комфортной температуре окружающей среды нагрузка на физиологические системы будет менее действенной, чем при высокой температуре, т.к. при высокой температуре запускается испарение, и организм будет терять вес (жидкость)

Тема2.22

Задача 1

Два спортсмена одного возраста имели на тренировке одинаковую нагрузку. У одного ЧСС повысилось с 65 до 110/мин, а у другого – с 65 до 80/мин. Сделайте заключение о результатах тренировки.

1.     Объясните причину разных изменений ЧСС.

2.     Какой вариант изменения ЧСС предпочтительнее? Почему? При каком условии изменения ЧСС будут примерно одинаковыми у обоих?

3.     Предположите, как при этом у обоих спортсменов изменится частота и глубина дыхания, потоотделение, энерготраты?

4.     Какие показатели при этом будут одинаковыми у обоих спортсменов? Почему?

5.     За счёт каких механизмов будут стабилизированы названные Вами показатели у одного и другого спортсменов?

 1.Повышение ЧСС у спортсменов, это следствие адаптационных процессов в их организмах. Причиной различных показателей у спортсменов является то, что различные люди с разной скоростью и полнотой адаптируются к одним и тем же условиям труда. Скорость и полнота адаптации зависит от множества факторов: состояния здоровья, эмоциональной устойчивости, физической тренированности, типологический особенностей, пола, а так же от возраста конкретного человека.

2.Предпочтительнее ЧСС у второго спортсмена(80/мин), т.к. адаптация к нагрузке у него происходит быстрее(показатель быстрее приближается к значению нормы).Показатели могут стать примерно одинаковыми, если 1 спортсмен так же адаптируется к условиям и определенной нагрузке.

3.Частота и глубина дыхания, потоотделение, энерготраты будут больше у первого спортсмена, так как он меньше адаптирован к этой нагрузке.

4.У спортсменов в данной ситуации не может быть одинаковых показателей, так как у них различные возможности к адаптации( один адаптируется лучше(2), другой хуже(1)

5.Показатели одного и другого спортсмена будут стабилизированы за счет адаптационных механизмов.

  Задача 2

В 80-е годы 20-го столетия в США были осуществлена масштабная научная программа, в ходе которой добровольцев изолировали на долгое время от общества в пещерах без доступа солнечного, лунного света. Обязательное условие – отсутствие всякого рода хронометров. Цель – изучение биоритмов человека. Предположите, какие были получены результаты.


1.        Какие бывают разновидности биоритмов? Приведите примеры.

2.        Что такое биологические часы? Что измеряют биологические часы?

3.        Назовите несколько относительно стабильных по скорости циклических незатухающих химических процессов, лежащих в основе механизма водителя ритма в живой клетке.

4.        Как оценивается время в сознании человека?

5.        Назовите и охарактеризуйте пейсмекеры биологических ритмов.

1.Биоритмы классифицируют :

  • По происхождению:

-Экзогенные(четко отражают периодические процессы, протекающие биологической и социальной среде. Например: ритмичность процесса фотосинтеза в растениях определяется соотношением и интенсивностью светлого и темного времени суток.

-Эндогенные(истенные, физиологические) их обнаруживают при отсутствии периодический процессов в окружающей среде. Например: ритмические изменения обмена веществ, изменение функциональной активности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем и так далие.

  • По периоду:

-Циркадные( ритмы с приодом около суток) Пример: чередование сна и бодрствования, суточные изменения температуры тела, мочеобразования, АД и др.

-Инфрадианные(цикл повторяется меньше одного раза в сутки, период ритма больше суток). Например: менструальный цикл у женщин, зимняя спячка у некоторых животных, зимняя депрессия у человека.

-Ультрадианные(частота больше одного раза в сутки, период ритма больше суток). Например:фазы нормального сн, ритмы дыхания, периоды деятельности ЖКТ и др.

3.К относительно стабильным по скорости циклическим незатухающим химическим процессам, лежащих в основе механизма водителя ритма в живой клетке относятся: процессы транспорта ионов через мембраны, скорость воздействия молекул ДНК и РНК в клетке.

4.Время в сознании человека оценивается по биологическим часам(ритмам).Они заложены у человека при рождении, сообщаются они с переменами дня и ночи, а так же с временем года. Что и позволяет человеку ориентироваться во времени.

5.Пейсмекеры биологических ритмов-это клетки, которые отвечают за циркадную ритмичность физиологических процессов. К примеру: проводящая система сердца, пейсмекеры дыхательного центра продолговатого мозга, пейсмекеры перистальтики и сегментации тонкой кишки, пейсмекер, вырабатывающий мышечную дрожь.

 Задача 3


Каждому из нас хорошо известно чувство усталости, которое появляется у нас в конце трудового дня, под вечер или после тяжёлой работы. Объясните физиологические механизмы развития такого утомления.

1.     Дайте определение работоспособности. Опишите динамику суточной и недельной работоспособности.

2.     Дайте определение утомления. Перечислите признаки утомления (в чём оно проявляется).

3.     Какие бывают виды утомления? Дайте характеристику первичного и вторичного утомления.

4.     Какие вам известны теории утомления, объясняющие его причины и сущность? Какова биологическая роль утомления?

5.     Предложите меры профилактики утомления и борьбы с ним. Что такое активный и пассивный отдых?

1.Работоспособность- это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течении заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Динамика суточной работоспособности практически полностью формируется физиологически механизмами. Наибольшая работоспособность наблюдается утром 8:00-12:00, наименьшая-2:00-4:00. Динамика недельной работоспособности определяется в основном психологическими механизмами. В понедельник-вторник происходит врабатывание, среда-четверг- устойчивая работоспособность, пятница-суббота- период снижения работоспособности.

2.Утомление-состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением количественных и качественных показателей работы.ь Это нормальный физиологический процесс, который выполняет определенную защитную функцию в организме, предохраняя его от перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения.

3. Утомление бывает первичным и вторичным.

Первичное развивается в начале смены, является причиной недостаточного упрачения трудовых навыков, оно преодаляема в процессе работы, в результате чего возникает так называемое «второе дыхание»

Вторичное- истинное утомление, оно развивается медленно, примерно через 2,5- 3 чса от начала работы, для его снятия необходим отдых.

  1. Имеется ряд теорий, считающих одной из причин возникновения утомления следующие:

  • Накопление молочной кислоты и других продуктов обмена в мышцах

  • Снижение работоспособности периферических нервных аппаратов.

  • Утомление центрального(коркового) звена нервной сисемы.


Биологическая роль утомления, заключается в защите организма от перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения.

5.Для профилактики утомления и борьбы с ним следует соблюдать режим труда и отдыха. Время отдыха необходимо использовать правильно.

Пассивный отдых- это относительный покой и отсутствие активной двигательной деятельности ( лучше подходит для пожилых людей и при тяжелой физической работе).

Активный отдых- это активная деятельность, которая отличается от предыдущей ( для людей с преобладающей умственной работой).

Тема2.23

Задание №1.  Оцените анализ крови женщины, 32 лет. Вычислите расчётные показатели (ЦП, ИЯС), охарактеризуйте полученный результат. Как должен выглядеть анализ здоровой женщины данного возраста, заполните, расставив значения показателей (не допустимые диапазоны, а конкретные цифры).

Нb – 122г\л

Эритроциты – 4,7*10^12

Нt - 50%

Ретикул – 1,7%

Тромбоциты - 480*10^9

Лейкоциты - 13*10^9

- ю – 3%

- п – 8%

- с – 60%

- э\ф - 1%

- б\ф – 0%

- л - 22%

- м – 6%

СОЭ – 35 мм\ч

Нb –130г/л

Эритроциты –4.0*10^12

Нt -41,2%

Ретикул –0,8%

Тромбоциты -230*10^9

Лейкоциты -7*10^9

- ю –0,5%

- п –3%

- с –57%

- э\ф -2,5%

- б\ф –0,5%

- л -20%

- м –4%

СОЭ –7мм/ч

Задание №2. Опишите методику определения группы крови при помощи стандартных сывороток. Изобразите, с какими из них произойдет агглютинация, если у пациента III группа крови

 

 

 

Задание №3. Опишите методику определения уровня гемоглобина крови. Назовите нормативные показатели.

Задание №4. Опишите метод измерения давления по Рива-Роччи

Задание №5 Изобразите схему формирования малого экспериментального желудочка по Павлову.

Задание №6. Изобразите основные зубцы и сегменты ЭКГ, напишите их нормативные значения.

Задание №7. Опишите метод оценки фильтрационной способности почек, какие вещества используются, приведите расчетные формулы и нормативные показатели.


Задание №8 Изобразите на спирограмме ДО, РОвд, РОвыд, назовите их нормативные значения



1.

Нb – 122г\л

Эритроциты – 4,7*10^12

Нt - 50%

Ретикул – 1,7%

Тромбоциты - 480*10^9

Лейкоциты - 13*10^9

- ю – 3%

- п – 8%

- с – 60%

- э\ф - 1%

- б\ф – 0%

- л - 22%

- м – 6%

СОЭ – 35 мм\ч

Нb –130г/л

Эритроциты –4.0*10^12

Нt -41,2%

Ретикул –0,8%

Тромбоциты -230*10^9

Лейкоциты -7*10^9

- ю –0,5%

- п –3%

- с –57%

- э\ф -2,5%

- б\ф –0,5%

- л -20%

- м –4%

СОЭ –7мм/ч

ЦП=3*Нв /3 первые цифры числа эритроцитов=3*122/470=0,77

У пациентки данный показатель ниже нормы(0,85-1,05), это говорит о том, что у нее гипохромная анемия.

ИЯС=м+ю+п/с=0+3+8/60=11/60=0,18

м-миелоциты(в норме=0%)

ю-юные

п-палочкоядерные

с-сегментоядерные

У пациентки ИЯС превышает норму(0,06-0,09), это свидетельствует о «сдвиге влево»- повышение незрелых нейтрофилов крови.

2.Основой методики определения группы крови является наличие или отсутствие в определенной группе крови агглютининов и агглютиногенов. Существуют А и В агглютиногены и а и в агглютинины. Суть определения групп крови заключается в воссоздании реакции агглютинации(склеивание агглютининов и агглютиногенов), при помощи стандартных сывороток. Произойдет или нет реакция агглютинации с определенной сывороткой зависит от наличия в данной группе крови определенных агглютининов и агглютиногенов.

Так в 1-й группе крови есть только а и в агглютинины в плазме и нет агглютиногенов А и В на эритроцитах.

Только:

2-я группа крови- в плазме в агглютинины

на эритроцитах А агглютиногены

3-я группа крови- В плазме а агглютинины

на эритроцитах В агглютиногены.

4-я группа крови- в плазме нет

на эритроцитах А и В агглютиногены и а и в агглютинины.

Есть 3 стандартных сыворотки:

В 1 – а и в агглютинины;

2- в агглютинин;

3- а агглютинин.



Данная картина свидетельствует о том, что у пациента 3-я группа крови.

3.Определение содержания гемоглобина в крови проводится калориметрическими способами, один из которых- гемотиновый метод Сали.