Файл: 1 семестр Тема1 Задача 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 4324

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Он основан на образовании устойчивого раствора коричневого цвета при взаимодействии гемоглобина и НСl.Принцип данного метода заключается в том, что если исследуемый раствор путем разбавления довести до окраски, одинаковой со стандартным раствором, то концентрация растворенных веществ будет одинакова, а количество веществ будет соотноситься как их объемы. В стандартном растворе гемоглобина содержится 167 г/л

Ход работы: в среднюю пробирку гемометра наливают 0,1 % раствор HCl до нижней кольцевой метки . Из пальца обычным способом набирают кровь до метки(0,02). После выдувают кровь на дно пробирки из капилляра так, чтобы верхних слой кислоты остался неокрашенным. Не вынимая капилляр, его промывают раствором HCl из верхнего слоя пробирки гемометра. Содержание пробирки перемешивают стеклянной палочкой и помещают в гемометр на 5-10 минут. Это время необходимо до полного превращения гемоглобина в солянокислый гемотин. После к содержимому пробирки по каплям добавляют дистиллированную воду и перемешивают стеклянной палочкой, пока раствор не станет одинаковым со цветом стандартного раствора боковых ампул гемометра. Цифра стояща на уровне нижней границы мениска полученного раствора отражает содержание гемоглобина в исследуемой крови в грамм – процентах.

  1. Пальпаторный метод Риво – Роччи Позволяет определить только систолитическое давление. Для этого необходим специальный прибор для измерения АД сфигмоманометр. На плечо накладывается резиновая надувная манжета, которая при нагнетании в нее воздуха сжимает плечевую артерию, прекращая в ней кровоток. Пульс лучевой артерии исчезает. Выпуская воздух из манжеты следят за появлением пульса, регистрируя в момент его появления величину давления с помощью манометра.

5.

6.

7. Для определения фильтрационной способности почек используют фильтрационный клиренс – это объем плазы крови, который полностью очищается почками от нереабсорбируемого и нескретируемого вещества за минуту. Для определения клиренса вводятся вещества которые физиологически инертны и не связываются с белками плазмы крови, легко фильтруются и нереабсорбируются (инсулин, креатинин).


Клиренс = концентрации вещества в моче * количество мочи в миллилитрах за минуту / концентрация вещества в плазме крови

В Норме должен составлять 125мл/мин .

8.


Задачи Лизы

1 задача: У животного, с целью установления локализации дыхательного центра, выполняли перерезку мозга на различных уровнях. Охарактеризуйте возможные результаты эксперимента

1. Где расположен дыхательный центр? Из каких отделов он состоит?

2. С активации каких рецепторов начинается спокойный вдох?

3. С активации каких рецепторов начинается спокойный выдох?

4. Охарактеризуйте роль ирритантных рецепторов в регуляции дыхания.

5.Что произойдёт с дыханием при перерезке между спинным и продолговатым мозгом? 

Ответ:

  1. Выделяют анатомический и физиологический дыхательный центр. Анатомический расположен в головном мозге: продолговатый мозг (дно 4 желудочка) и Варолиев мост. Его делят на инспираторный и экспираторный отделы.
    Физиологический ДЦ многоуровневый: мотонейроны спинного мозга, продолговатый мозг, мост, гипоталамус.

  2. С активации проприорецепторов дыхательных мышц.

  3. С активации механорецепторов в тканях лёгких и дыхательных путях, которые реагируют на растяжение. (Рефлекс Гелинга-Брейера)

  4. Ирритантные рецепторы в одно время являються ка механо-, так и хеморецепторами. Они раздражаются при достаточно сильных изменениях объема легких и воздействии некоторых в-в (никотин, гистамин, аммиак, простогландин, пыль). Данный рецепторы имеют очень высокий порог раздражения, поэтому работают в экстраординарных случаях и их ещё называют быстро адаптирующимися. Они отвечают за формирование защитных дыхательных рефлексов (вздох, кашель, чихание и т.п.)

  5. Дыхание остановится

2 задача: Проголодавшийся ученик пошел в столовую поесть перед экзаменом. Через 15 минут он испытал чувство сытости.

Вопросы:

1. Опишите роль различных структур ЦНС в регуляции процесса пищеварения.
2. Дайте определение «сенсорному» и «истинному» насыщению и назовите их физиологические механизмы.
3. Опишите сенсорную функцию ротовой полости в процессе пищеварения и ее роль в организации рефлексов пищеварительного аппарата.
4. Опишите, какие виды моторики желудка отмечаются в течение этих 15 минут после приема пищи.


Ответ:

  1. Гипоталамус – ядро «пищевого центра: латеральные ядра – центр голода, вентромедиальные ядра – центр насыщения. Любная кора и лимбическая система обеспечивают связь с эмоциями и социализацию пищеварения. Базальные ганглии отвечают за формирование движений пищевого поведения. Ретикулярная формация ствола координирует простые рефлексы в сложные рефлекторные акты.

  2. Сенсорное насыщение – возбуждение центра насыщение посредством раздражения рецепторов ротовой полости и желудка при контакте с пищей. Возникающие под воздействием пищи на рецепторы этих органов афферентные импульсы стремятся к нейронам вентромедиальных ядер гипоталамуса, происходит торможение работы латеральных ядер. В следствие исчезает пищевая мотивация.
    Истинное насыщение – наступает при обогащении крови питательными веществами, поступившими посредством всасывания из кишечника. Эта фаза включает в себя метаболизм принятой пищи в пищеварительном тракте под действием ферментов, всасывание его продуктов и поступление их в кровь.

  3. Рецепторы ротовой полости определяют качество, вкус и температуру пищи, участвуют в формировании сенсорного насыщения, регулируют рефлексы слюноотделения, жевания, глотания. Регулируют секрецию желудочного сока, являясь элементом мозговой фазы.

  4. В первые 15 минут после приёма пищи наступает фаза рецептивной релаксации: нижний сфинктер пищевода открыт, а давление в желудке 0. Это способствует депонированию пищи в желудке и его секреции. Далее следует фаза перистальтических сокращений.

3 задача: ве порции одной и той же крови поместили в пробирки (№1, № 2 и №3), смешали в соотношении 1: 10 с раствором NaCl различной концентрации 0,01% (№ 1) и 1,0 % (№ 2) и 5%

Вопросы

1. Дайте определение и границы осмотической резистентности эритроцитов.

2. Какое явление происходит при изменении концентрации солей в среде, в которой находятся клетки? Дайте определение данным явлениям

3.Сравните состояние эритроцитов в пробирках. Аргументируйте свой ответ.

4. Сравните вязкость жидкости в пробирках № 1 и № 2.

5.Объясните результат исследования.

Ответ:

  1. Осмотическая резистентность эритроцитов – устойчивость эритроцитов к гемолизу в гипотонических растворах. Границы:
    минимальная – 0,46 -0,48%
    максимальная – 0,32 -0,34%

  2. При нахождении в гипотоническом растворе клетка подвергается гемолизу, в гипертоническом – плазмолизу.
    Гемолиз – разрыв эритроцитарных оболочек с выходом гемоглобина в среду.
    Плазмолиз _- обезвоживание эритроцитов, в следствии чего они сморщиваются.

  3. В пробирке №1 набухают и лопаются из-за малой концентрации соли (подвергаются гемолизу), в пробирке №2 эритроциты в норме, в пробирке №3 сморщиваются из-за высокой концентрации соли (подвергаются плазмолизу).

  4. В пробирке №2 более вязкая жидкость, чем в пробирке №1.

  5. При погружении эритроцитов в гипотонический раствор хлорида натрия (т.е. концентрация соли значительно ниже нормы), они подвергаются гемолизу, уменьшается вязкость жидкости из-за снижения количества эритроцитов в ней.


4 задача: В эксперименте по регистрации состояния миокарда были зарегистрированы ПД, имеющие фазу плато продолжительностью 270мс

1. Какие клетки сердца имеют способность генерировать такие ПД? Где они находятся?

2. Как указанная характеристика данных клеток влияет на их физиологические свойства?

3. Опишите ионный механизм возникновения самой продолжительной фазы.

4. Соотнесите периоды возбудимости данной клетки с фазами ПД

Ответ: тема 10 №3

5 задача: По медицинским показаниям пациенту необходимо переливание крови. При определении групповой принадлежности крови моноклональными антителами видна агглютинация в 2 ячейках (см рисунок). Больному было перелито 120 мл крови IV группы. Через 30 минут после переливания у него возникли гемотрансфузионные реакции: повысилась температура до 38,0°С, ЧДД – 25 в мин, ЧСС – 94 в мин, одышка, озноб, головная боль, боли в пояснице.

Вопросы.



1. Какая группа крови у пациента?

2. С какими сыворотками произойдет агглютинация крови пациента при определении группы крови методом стандартных сывороток?

3. Каковы вероятные причины гемотрансфузионных реакций? Почему отказались от понятия «универсальный донор» и «универсальный реципиент»

4. Перечислите разновидности сильных и слабых антигенов, как это влияет на диагностику и совместимость крови?

5. Что необходимо было сделать на каждом этапе проверки на совместимость, чтобы предотвратить подобную реакцию организма?

Ответ:

  1. У пациента группа крови В (3-ая) .

  2. Агглютинация крови пациента произойдёт при контакте с сыворотками 1, 2 и 4 группы.

  3. В данном случае переливание несовместимой по АВ0 фактору крови, возможно, из-за ошибочного определения группы крови донора. Из-за слабой формы антигена А в 4 группе, она может быть ошибочно принята за 3.
    В крови «универсального донора» содержаться антитела АВ и при переливании в большом количестве они могут среагировать на эритроциты реципиента с антигенами А и В. Этот же принцип действует и с «универсальным реципиентом».

  4. Чаще встречаются слабые антигены А (А2, А3 и т.д) и реже антигены В. Это отрицательно влияет на диагностику к совместимости крови, так как слабые антигены могут не вступить в реакцию с одноимёнными антителами.

  5. Чтобы предотвратить подобную реакцию нужно досконально определить совместимость крови донора и реципиента. Для этого выполняют: контрольное определение группы крови донора и реципиента, пробу на совместимость на плоскости при комнатной температуре, пробу на совместимость с применением 10% желатина, пробу на скрытый гемолиз, биологическую пробу.