Файл: Практикум 9е издание, исправленное Издательство Михаила Рыбакова Москва 2017 Серия Порядок в бизнесе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 471

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

231
Глава 6. Персонал
Также важна роль
секретаря, его задачи я опишу позже.

Освободить
два помещения: для проведения конкурсных заданий и для ожидания кандидатами своей очереди.

Подготовить необходимые
материалы и чай-кофе-плюшки для ожидающих.
Затем – собрать кандидатов
За пару дней до конкурса, когда резюме накопится достаточно много, будущий
руко-
водитель просматривает их и сортирует, принимая решение о том, кого он хочет увидеть на конкурсе. После чего секретарь обзванивает кандидатов. Одних – приглашает и напо- минает о дате и времени. Другим сообщает, что приходить не нужно. Увы, кто-то из при- глашенных прийти не сможет. Ему можно предложить другое время, если вы планируете проводить конкурс повторно. Однако некоторые пообещают, но все равно не придут. Так что людей надо приглашать с запасом.
Собственно провести конкурс
Вот возможный сценарий. Конечно, он зависит от должности и т. д.
1.
Кандидаты приходят в заранее назначенное время. Вы фиксируете, кто во сколько пришел: это говорит о пунктуальности, а она нужна практически на любой должности.
Кандидатов должно быть много, более 10 человек. Эта важно. Иначе это и не конкурс. Если кандидатов мало – приглашайте в дополнение к ним тех, кого по резюме вы бы вряд ли взяли, или используйте своих «подсадных» участников.
2. Всех кандидатов
размещают в одной комнате (позаботьтесь о ней заранее). Можно дать им чай-кофе, материалы о компании, а при необходимости – анкеты и тесты (тут скорее личностные, а не профессиональные). Все время в этой комнате присутствует ваш человек («секретарь»). Он занимается организацией (раздает анкеты и т. п.), немного разговаривает с участниками, «вливается в их среду», но лишнего о компании не гово- рит. Главная его задача – слушать, что люди «за глаза» говорят о вас, о конкурсе: это очень показательно. Ведь именно так люди раскрываются. Кстати, именно в эту комнату кандидаты будут возвращаться после каждого этапа конкурса, который будет проходить в другом помещении.
3. Когда собралось достаточное количество кандидатов, представитель руководства компании (возможно, директор) говорит
вступительное слово, где кратко и зажигательно описывает достоинства компании, ее великие планы и т. п. При этом он также рассказы- вает о сложностях будущей работы, чтобы люди не рассчитывали на халяву. Зачем вам слабаки и лентяи?
4. Затем – этап
кратких предварительных собеседований. Вы по очереди по одному вызываете кандидатов в комнату, где «заседает» комиссия. За пару минут вам надо со- ставить общее впечатление о человеке и отсеять самых непригодных.
Ключевые вопросы: Почему хотите работать именно у нас? Какие ваши основные
достижения? На какую форму и размер оплаты рассчитываете? Как относитесь
к оплате по результатам?


232
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
По итогам краткой беседы вы благодарите участника, а когда он вышел – голосованием принимаете решение, прошел он этот этап или нет.
Когда вы «отсобеседовали» всех кандидатов, представитель руководства выходит к ним и оглашает решение: кто прошел на следующий этап, а кто может быть свободен. Искренне пожелайте им удачи.
5. Наступает
время деловых игр и сложных профессиональных тестов. Здесь вы про- водите от 3 до 7 раундов в зависимости от важности той позиции, на которую хотите взять сотрудника или руководителя. Для топ-менеджеров порой вообще устраивают многодневные соревнования. Для оценки полезно пригласить
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   51

внешнего консультанта.
По итогам каждой игры кандидат либо
выходит в следующий раунд, либо выбывает.
Если так, уверенно, корректно и доброжелательно сообщите об этом.
6. И вот у вас
остались лучшие. Какой это будет процент от общего числа канди- датов – неизвестно. Иногда 1 / 3, иногда 1 / 10 или 1 / 20. Увы, бывает, что никто не вышел в финал. Что ж, вам не повезло. Но было бы гораздо хуже, если бы вы взяли первого попавшегося кандидата и он приносил вам убытки и иные проблемы в течение многих месяцев или лет.
Недавно я проводил такой конкурс для своего клиента в Самарской области. Из 19
кандидатов взяли на испытательный срок троих: молодых, энергичных, позитивных.
А кандидатов с большим опытом пришлось отсеять, т. к. показать себя в деле они
не смогли.
Проверили и уже работающих продавцов. Один оказался совершенно несоответ-
ствующим занимаемой должности. Я и раньше говорил это хозяину компании: конкурс
подтвердил мои слова. Зато другой показал хорошие навыки, а значит, его низкие про-
дажи были связаны с непростроенными бизнес-процессами. Их отладкой и занимались
оставшееся время.
Если у вас есть «улов», то сейчас самое время
индивидуально поговорить с каждым героем. Заметим, что пока вы еще не приняли решение о его найме, поэтому не стоит сразу радовать его объявлением о победе. Проясните более глубоко интересующие вас моменты, расскажите подробнее о предстоящей работе. Если все устраивает обе стороны – самое время перейти к следующему этапу.
6.4.6. «Покупаем» кандидата
Расскажите ему систему мотивации. Надеюсь, это не просто оклад: изучите главу 6.10, где я пишу об этом подробно.
В переговорах есть аксиома:
тот, кто первым называет цену, всегда проигрывает. Поэтому сначала выясните ожидания кандидата. Какая сумма денег в месяц для него желательная, а какая – приемлемая. Это дает вам основание для дальнейшего торга. Лучше обещать оплату ближе к его нижней планке – тогда у вас будет запас для повышения в случае вы- дающихся результатов. Если же вы сразу пообещаете много, то потом при росте аппетитов сотрудника вам придется его уволить или сильно ему переплачивать.

233
Глава 6. Персонал
Обсудите условия на
испытательный срок. Он обязательно нужен: только так вы мо- жете проверить человека в деле. Потому что есть такая категория людей (их, к счастью, немного), которые идеально проходят конкурсы, а потом почти не работают. Скорее не хотят, чем не могут: типаж такой.
Напомните кандидату обо всех достоинствах компании и должности, но и о тяготах бу- дущей работы. После чего спросите его, готов ли он, понимая все вышесказанное, работать у вас. Если вы услышите твердое «ДА», то обсудите, когда он готов приступить к работе.
Чем быстрее, тем лучше: люди имеют свойства менять свои решения. Если сомневается, дайте 5–15 минут подумать. Желательно, чтобы из ваших стен он вышел с тем или иным решением.
Осудите все условия. Если необходимо, в течение нескольких дней подготовьте для него
job offer, т. е. официальное предложение о работе, которое включает в себя все ключевые моменты, в том числе зарплату.
Однако даже если вы все сделали правильно, кандидаты могут и отказаться. Как сразу, так и потом. Поэтому сохраните хорошие отношения со всеми, особенно с теми, кто занял в конкурсе второе–третье места, – возможно, вы примете на работу именно их. Если же вакансия массовая (например, торговый представитель), то нанимайте новичков с за- пасом: все равно некоторые «отпадут» по итогам испытательного срока.
Замечу, что тут описан сценарий, желательный для вас. В интересах кандидата – действовать прямо наоборот: не называть свою «цену» первым, не давать готового решения, а брать паузу на раздумья, ссылаться на то, что у него есть другие выгодные варианты. И тут происходят
переговоры, в которых у каждой стороны – свои задачи.
Чем опытнее кандидат, тем лучшим переговорщиком он является. Так что
подготовьтесь
заранее: продумайте, какие у вас цели в данной беседе, сколько есть времени, сколько денег вы готовы платить (чем меньше, тем лучше), как вы будете отвечать на сложные вопросы кандидатов. Конечно, действуйте из принципа Win-win
1
, но всегда помните свои интересы.
Практическое задание 90
Подготовьте, а желательно, и проведите конкурс по найму сотрудников.
Хочу напомнить, что его успех зависит не только от самого проведения. Он закладывается гораздо раньше: на этапе определения требований к должности, рекламы вакансии и т. д.
Так что вам будет полезно еще раз внимательно проработать материал этой главы.
В подготовке и проведении конкурсов – много нюансов. Если вы хотите научиться делать это действительно грамотно, выстроить эффективный процесс найма в своем биз- несе, можете
обратиться к нам. Мы часто проводим подобные мероприятия в компаниях
1
«Выиграл-выиграл»


234
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
и холдингах, помогаем нанимать людей на разные должности: от продавца до главного инженера и генерального директора. Вы не только получите качественных работников, но и – главное – на практике изучите всю технологию, сможете применять ее самостоя- тельно. Компетенция грамотного найма останется в вашей команде.
Это – живой пример того, о чем я говорил в конце п. 6.3 «Кого брать на работу».
Временно привлечь квалифицированного специалиста и вместе с ним пройти «за руку»
весь путь от начала до успешного результата. Обязательно вовлеките в это свою
управленческую команду – вскоре они смогут дать фору большинству горе-рекрутеров.
Аналогично – и в других областях вашего бизнеса: управление финансами, маркетинг, логистика и пр. Это разумный и эффективный подход к добавлению новых компетенций в ваш бизнес. Обращайтесь.
6.4.7. И все-таки – почему?
В конце раздела про наем персонала хочу поговорить еще вот о чем.
Хороших кандидатов действительно не очень много. Даже если вы тщательно соблюдаете технологию найма, то может быть так, что по итогам конкурса вы не примете на работу никого. Вот тогда и встает этот вопрос: «Ну почему же?..»
Почему в нашей стране так мало сильных ответственных работников? Причин несколько.
Во-первых, в России в течение столетий большая часть населения была крепостными, соответственно о каком партнерстве с «барином» может идти речь? При коммунистах работа «на благо колхоза» тоже не сильно вдохновляла умных людей.
Во-вторых, в течение 70 лет большинство ярких людей, кто хоть как-то показывал свою индивидуальность, ждала незавидная судьба: лагеря и, в основном, расстрел. Коммунисты уничтожили больше россиян, чем погибло в Великой Отечественной войне, причем самых лучших.
И в-третьих, война унесла жизни множества людей. Причем под танки бросались от- нюдь не трусы. Вот в такой неблагоприятной социальной ситуации вынужден развиваться современный российский бизнес.
Это вызов нам с вами. Мы справимся – да?..
6.5. Введение в должность
Нанять хороших сотрудников недостаточно. Важно еще сделать так, чтобы они при- жились в компании, а также достигли тех результатов в работе, ради которых, собственно, вы их и принимали.
Решающую роль в том, как человек будет работать в компании и относиться к ней, играют его первые дни на новом месте.


235
Глава 6. Персонал
Вы, наверное, сталкивались с ситуациями, когда выходит новичок на работу,
глаза у него горят, он стремится что-то сделать, улучшить. Но проходит не-
много времени, и он становится «как все», т. е. в меру апатичным, равнодушным
и ленивым.
Что произошло? Простая и, увы, распространенная вещь: новичка неправильно «ввели в должность», как говорят HR-ы, или не ввели вообще. Что же надо было сделать? Конечно, конкретный набор действий зависит от компании и должности (вряд ли нижеописанное относится к дворнику), но программа-максимум следующая.

Непосредственный руководитель плотно беседует с новичком: рассказывает ему цели и задачи должности, бизнес-процессы, в которых он будет участвовать, его место в организационной структуре, вертикальные и горизонтальные связи и т. п.

Новичка
представляют коллективу, знакомят его с будущими сослуживцами. Лучше, если непосредственный руководитель или HR лично пройдет с новичком по кабинетам, однако в большой компании всех не обойдешь (только свое подразделение), поэтому де- лают email-рассылку по компании с краткой информацией о новичке, его роли и прошлом опыте. Желательно с фотографией.

«Новобранцу» выдают
буклет, который порой так и называется: «Курс молодого бой- ца». Там изложена история компании, оргструктура, ключевые клиенты и многое другое: все то, что необходимо знать новому сотруднику. Конечно, выдают описания необходимых бизнес-процессов, должностную инструкцию. Если нужно –
каталоги продукции для из- учения. Это поможет новичку прояснить ключевые моменты и избавит коллег от типовых вопросов. Естественно, что информацию, которая представляет собой коммерческую тайну, давать на этом этапе преждевременно.

Новичку организуют внутреннее
обучение / стажировку.

Новому сотруднику назначают
наставника, который уделяет ему время, объясняет ему нюансы работы, знакомит с неписанными правилами коллектива.

Крупные компании проводят периодически специальные
тренинги для новичков
(new-hire training, kick-off training), причем если компания федеральная или иностранная, то в штаб-квартире. Там выступают топ-менеджеры, рассказывают о компании и ее до- стижениях, о требованиях к сотрудникам, о перспективах. Это очень сильно мотивирует:
«сам большой босс говорил с нами!» А также, что очень важно, позволяет напрямую транс- лировать ценности компании от высшего руководства к сотрудникам.

Через некоторое время новичку устраивают
экзамен на знание компании, своих задач и всего остального. Желательно проверять не только знания, но и
навыки, а еще лучше – их
применение в реальной работе. Конечно, о будущем экзамене человек должен знать с самого начала и готовиться к нему. По итогам принимают решение о прохождении ис- пытательного срока.

Если испытательный срок пройден, то молодого сотрудника важно
поздравить с этим фактом, можно провести некую процедуру «инициации». Это психологически очень важно.
Лучше публично, и без алкоголя. Идеально – торжественное поздравление первого лица или топ-менеджера компании с «успешным вступлением в ряды Сотрудников компании X»