Файл: Практикум 9е издание, исправленное Издательство Михаила Рыбакова Москва 2017 Серия Порядок в бизнесе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 443

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

284
Михаил Рыбаков.
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   51

Как навести порядок в своем бизнесе

Пирамида делится на
два более крупных уровня.
– Базовые + Безопасность можно объединить в «Избегание неудач». Люди, которые живут в нем, в основном озабочены тем, как бы не стало еще хуже. Они как буд- то постоянно чего-то боятся (голода, всевозможных проблем, обмана и т. д.).
– Социальные + Почет + Самореализация образуют группу «Стремление к успеху».
Люди, которые живут на этих уровнях, ставят перед собой цели (хотя не всегда осознанно) и стремятся их достичь.
Вы больше хотите работать с какими людьми: избегания или стремления?
Практика показывает, что для большинства должностей люди стремления подходят больше.

Чем больше уровней вы как руководитель задействуете, тем сильнее ваше влияние
на сотрудника. Поскольку он получает максимальный выигрыш от работы с вами. Одно дело, если он:
«работает за еду» (базовый уровень).
И совсем другое, если он у вас:
чувствует, что работает в стабильной компании, уверен в своем завтраш-
нем дне, получает медицинскую страховку и т. д.;
общается с интересными для него людьми (коллеги, клиенты), чувствует
себя частью профессионального сообщества (нефтяники, строители и т. д.),
ему комфортно физически (удобное рабочее место, машина и т. д.) и душевно
(работа интересная, в компании здоровая атмосфера);
ощущает уважение: как человека, сотрудника компании и профессионала;
знает, что работа компании полезна для мира (вспомним миссию компании),
офис, символика и продукция компании красивы, он развивается професси-
онально и личностно.
Тот, кто работает только ради выживания, легко «продаст» вас и вашу компанию даже не за «30 серебряников», а за 100 лишних баксов в месяц. А вот тот, кто получает у вас все вышеописанное, будет счастлив с вами и не пойдет к конкуренту даже на гораздо бо´льшую зарплату. Вы получите лояльных высокоэффективных сотрудников, которые обходятся
не сильно дорого. Что и ставили своей целью.
Один из наших клиентов в самый разгар кризиса был вынужден временно на 30 %
сократить оклады всем своим сотрудникам. Он честно поговорил с коллективом, по-
обещав, что как только появится возможность, вернет оклады на прежний уровень.
Поскольку людям нравится работать в этой компании и они знают, что слова шефа
не расходятся с делом, не уволился никто. Кстати, работают там по пять лет и более.



Деньги – универсальный мотиватор. То есть с их помощью человек может удовлет- ворять самые разные потребности. А значит, они могут быть на любом уровне пирамиды.
Кому-то они нужны на еду, а кому-то – на то, чтобы купить новенький «Хаммер»:
чтобы все вокруг уважали.
Ваша задача как руководителя – уметь связать в голове сотрудника те деньги, которые вы готовы ему платить, с теми благами, которые он на них сможет приобрести.

285
Глава 6. Персонал
Как использовать пирамиду Маслоу в своей повседневной работе?

Разрабатывая систему мотивации, задействуйте как можно больше уровней (см.
практическое задание ниже).

Когда мотивируете сотрудника сделать что-либо, свяжите эту работу с удовлетво- рением нескольких его потребностей. Тут полезно знать, кому из работников что важно.
Одному – быть уверенным в завтрашнем дне. Другому – чувствовать себя профессионалом.
Третьему – помогать миру.
Например, «Делая то-то и то-то, ты сможешь подняться на новый профессио-
нальный уровень».

При продаже своих услуг клиентам также мотивируйте их через потребности.
Например, «Покупая нашу продукцию, вы получаете пожизненную гарантию».

То же касается и рекламы.

Аналогично – переговоры с поставщиками.

И так далее: люди-то везде.
Практическое задание 103
Возьмите лист А4 и выпишите, что ваша компания может дать сотрудникам на каждом из пяти уровней.
Потренируйтесь:
а) убеждать сильного кандидата работать у вас, основываясь на том, что вы
только что написали;
б) давать различные задания работникам, основываясь на их потребностях.
Рекомендую вам сначала отрепетировать свои речи не при сотрудниках. Со временем такой стиль общения входит в привычку, но поначалу требует некоторых усилий.
Теория Херцберга
Еще одну полезную классификацию предложил Фредерик Херцберг. Согласно его теории все факторы, связанные с отношением людей к работе, делятся на две категории
1

Гигиенические:
– политика компании;
– формы контроля;
– условия труда;
– межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчиненными;
– уверенность в стабильности работы;
– отсутствие негативного влияния работы на личную и семейную жизнь;
– величина постоянной части заработной платы.

Мотиваторы:
– достижения (квалификация);
– признание заслуг и успеха;
1
Я привожу слегка исправленную классификацию факторов.


286
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
– работа как таковая (интерес к работе и конкретному заданию);
– ответственность;
– возможности для карьерного и профессионального роста;
– часть заработной платы, связанная с результатами труда.
Гигиенические факторы не мотивируют сотрудника работать больше и лучше, однако их отсутствие вызывает неудовлетворение своей работой. Наоборот, мотиваторы сподви- гают человека к «трудовым подвигам», однако их отсутствие не расстраивает сотрудника.
Гигиенические факторы – в основном групповые, а мотиваторы – индивидуальные.
Как использовать теорию Херцберга в повседневной работе?
Обеспечить, чтобы все гигиенические факторы были в компании «по умолчанию».
А на мотиваторах – строить свою систему стимулирования работников.
Практическое задание 104
В системе мотивации вашей компании каких факторов больше?
Вы довольны результатами?
Хотите что‑нибудь изменить?
6.10.9.3. Сотрудники – какие они?
X, Y, Z
Во многом то, как мы управляем людьми, зависит от наших представлений о том, какие они есть. Дуглас МакГрегор сформулировал две противоположные точки зрения на по- ведение человека, участвующего в коллективном труде.

Теория Х предполагает, что люди сами по себе ленивы, безответственны и не любят трудиться. Следовательно, добиться от них дисциплинированной и результативной работы можно только принуждением, угрозами и обманом, лишь до некоторой степени сопрово- ждая этот процесс поощрением.

Теория Y противоположна первой. В соответствии с ней люди любят работать. Они хотят добиться успеха, получают удовлетворение от взятой на себя ответственности и от природы склонны находить радость в труде.
«Иксы» чем-то сродни «людям избегания» из Маслоу, «Игреки» – «людям достижения».
В Японии «выросла»
Теория Z Уильяма Оучи, согласно которой люди предпочитают работать в группе и иметь цели на длительную перспективу. Так, человек один раз вы- бирает себе компанию и потом работает в ней всю жизнь, переходя время от времени на новые должности – как по горизонтали, так и по вертикали. Компания для него – это большой «клан», «семья».
Я встречал в России коммерческие компании, где люди в среднем работают по семь
и более лет, а сотрудник, отработавший три года, считается еще новичком. Все эти
компании – очень успешные в своих отраслях.
Любопытно, что сотрудники стараются
оправдывать наши ожидания. Если вы ува- жаете каждого человека, пусть и подчиненного вам по работе, но равного как личность,


287
Глава 6. Персонал то и работать вам среди сильных, ярких людей. А если не цените – то, извините, среди быдла.
На эту тему есть анекдот.
Мужик едет в автобусе на работу. Стоит, хмурый такой, и думает: «Жизнь –
дерьмо, жена – стерва, люди – корыстные сволочи…» Сзади стоит ангел с блокнотом
и записывает: «Жизнь – дерьмо, жена – стерва, люди – сволочи… Как странно, опять
то же самое. Ну что ж, раз заказывает – надо исполнять».
Поэтому решите, какие люди вам ближе. Их и ищите на рынке, воспитывайте из новичков.
Практическое задание 105
Какого подхода к сотрудникам придерживаетесь вы?
Это в теории. А на практике?
Типажи
Полезная штука – классификация. Она позволяет нам «разложить жизнь по полочкам», сориентироваться во всем ее многообразии. Неудивительно, что и людей классифицируют часто: созданы сотни разных теорий.
Для практических целей полезна простая и наглядная классификация, предложенная бизнес-тренером и директором центра «Синтон» Ольгой Паратновой.
Сотрудников можно поделить на следующие шесть типов.

«Денежник». Активно ищет возможность заработать. Если может получить больше за лучшие результаты, всегда пользуется этой возможностью.

«Карьерист». Стремится сделать карьеру. Важна не сегодняшняя оплата труда, а от- ношение к нему руководства и связанные с этим перспективы карьерного роста.

«Бюджетник». Главное в работе – стабильность, спокойствие. Для него важны не столько деньги, сколько сохранение привычного образа жизни. Главное в жизни – дом, семья, хобби. А на работе он просто зарабатывает деньги. «Война войной, а обед обедом».

«Результатник». Его мотивируют сложные задачи, «вызовы», «непокоренные верши- ны». Девиз по жизни «Yes! Я сделал это!»

«Романтик». Для него важно, чтобы на работу тянуло, а на душе было комфортно.
Если интересно, работает с энтузиазмом, засиживается допоздна. Если скучно, впадает в апатию и быстро увольняется.
К этому типу относятся многие творческие люди, например дизайнеры. Из не-
скольких десятков, с которыми я знаком, лишь один всегда выполняет заказ каче-
ственно и в срок. Неудивительно, что большинство задач, связанных с графикой,
я поручаю ему.

Не работник – лентяй, разгильдяй, алкоголик, люмпен. Хвалить и ругать, премировать и штрафовать практически бесполезно. Премии тратит на выпивку. Если штрафовать – не хватает детям на молоко, однако на бутылку всегда находит.
Вам как руководителю полезно знать, к какому типу относится тот или иной ваш со- трудник. И когда вы его мотивируете, подбирать подходящие именно для него методы.