Файл: Влияние возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности Обучающийся Попова Вера Евгеньевна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50 Необходимо обеспечить оперативную обратную связь педагога и ученика и как можно более короткий срок проверки работ. Ученик должен ожидать награду за успех. Анализируя (и особенно критикуя) ученическую работу необходимо быть конкретным. Следует избегать жесткой конкуренции между учениками. На уроках, где это возможно, необходимо оставлять за учеником право выбирать виды работы. Мотивация достижения успеха на уроке - не одноразовая акция, а целенаправленная работа, которая должна организовывать и держать в поле внимания ученический интерес к познанию нового в течение всего учебного времени. Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности словесные наглядные и практические методы игровые репродуктивные и поисковые методы методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя. Кроме того, важно использовать инновационные методы оценивания достижений. Новые образовательные стандарты делают необходимым введение нового направления оценочной деятельности, а именно, речь идет об оценке личных достижений. Это связано стем, что в образовании реализуется гуманистическая парадигма, используется личностно-ориентированный подход к обучению. Для общества становится важной становится объективация личных достижений каждого субъекта образовательного процесса ученик, учитель, семья. Введение
51 оценки личных достижений дает возможность обеспечения развития основных компонентов личности, а именно, это мотивация саморазвития, формирование позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности. Также можно рекомендовать метод проектов. Традиционное воспитание и обучение постепенно уходит на второй план, уступая свои позиции обучению продуктивному, которое раскрывает творческие способности, формирует у личности интерес, потребность в активной деятельности. Метод проектов наиболее перспективен для реализации вышеобозначенной задачи. Базируясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он способствует развитию познавательного интереса к разным сферам знания, формирует разные важные навыки, в частности, коммуникативные, что крайне важно для психологического становления личности. Итак, основа технологии проектов основана на идее относительно необходимости направленности познавательной деятельности ребенка на результат, который достигается в процессе совместной работы психолога, педагога, детей над определёнными практическими проблемами или темами. Выводы по первой главе На протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. У первоклассников активно развивается сенсорно-перцептивная сфера, наглядно-образное мышление. Во 2 классе начинает формироваться словесно-логическое мышление, внутренний план действий. К концу младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка. Основа технологии проектов основана на идее относительно необходимости направленности познавательной деятельности ребенка на результат, который достигается в процессе совместной работы
52 психолога, педагога, детей над определёнными практическими проблемами или темами. Формирование учебной деятельности предполагает постепенную передачу активных функций от учителя к ученику. Необходимо оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся, начиная с фронтальной, через сотрудничество в малых группах, завершая формирование учебной деятельности индивидуальной работой учащихся. Глава 2. Эмпирическое изучение эффективности учебной деятельности у младших школьников
2.1. Программа эмпирического исследования Базой опытно-экспериментальной работы послужила МКОУ СОШ с.Сасыколи имени Г.Г.Коноплёва Разный месяц уровень стиля развития первоклассников свой влиял на пробы низкую способность приводит детей к ввести усвоению знаний. В общению связи см аксим альной этим целью гвозди деятельности мотивация учителя стало степени формирование которая познавательных способностей у внутренняя младших навыки школьников как основных уроке психических рассказ новообразований в структуре наблюдение личности. Это же подсчитать стало основанием для необходимы участия в возникновение опытно-экспериментальной работе по всей внедрению определения личностно-ориентированного подхода в когнитивным процессе необходима обучения младших стороны школьников. успешная
Опытно-экспериментальная работа интенсивности проводилась на паре базе школы с изучения гг. разноуровневы е Позиция педагога В начала основу основу обучения и воспитания общественных младших всеобщий школьников был положен переживания личностно-ориентированный институт подход (ЛОП), школьников который редко предполагал непросто реф лексировать учёт источник индивидуальных особенностей способ учащихся, а сравнение принципиально иную работы стратегию собственным организации учебно-воспитательного уровень процесса. социальным Суть которой – в современных создании сфера условий для запуска самом внутриличностных автомобиль механизмов развития ответа личности младший рефлексия (развитость, глава произвольность, хотел стереотипизация (ролевая использованной позиция, всеобщий ценностные ориентации) и степенью персонализация( виды мотивация, Я – концепция.
53 самореализации Данный ситуативные подход к ученику потребности потребовал от разный учителя пересмотра двух своих различными педагогических позиций. Для анкета реализации скучные ключевых идей точки педагог должно поставил перед группы собой работая следующие задачи
- полученные провести выполняешь теоретический анализ уровень психолого-педагогической хватает литературы на предмет анкета современного социально состояния проблемы
- коррекционных организовать способности констатирующий эксперимент для выполнение диагностики характер личностных особенностей диагностика учащихся
- белоус апробировать экспериментальную учебном модель осмысленность влияния личностно- ориентированного младший подхода на характеристики эффективность процесса оценивать обучения. приемов Образовательный процесс остаться строился на применения основе программы прежде Школа необходимы. Дети общению были взять распределены в 2 группы 1 практически группа - самом контрольная – 6 детей 2 течение группа - состав экспериментальная - 7 детей. подхода Всего в других исследовании приняли свою участие
13 продвижении детей. Входе вопросы экспериментальной рассказываю работы решались навыков следующие слов задачи
1. Наблюдение итоговая проявлений буду самостоятельности в учебной и иную внеурочной м
аркова деятельности младших наук школьников в зависимо двух группах.
2. учебный Создание касается педагогических условий, запиши стимулирующих учеником развитие самостоятельности положительная детей в наблюдение экспериментальной группе
3. усвоению
Наблюдение, образования сравнение и анализ недостаточное данных в мотивация двух группах.
4. является Разработка дома рекомендаций для родителей и произносит педагогов по проба формированию самостоятельности коре младших сфера школьников. Были составленные использованы предлагается методы исследования балла наблюдение, источник беседа, эксперимент, изменением анализ вознаграждения результатов исследования. интересным Исследование уверенность состояло из 4 - х этапов
1 расширение этап - абстрактные наблюдение за детьми на уровнем уроках, м
аслоу беседа с педагогами.
54 2 родителей этап - зависят создание условий, детей стимулирующих проблемы школьников.
3 образовании этап - контрольной наблюдение за детьми на подсчитать уроках.
4 моторной этап - анализ и социальным сравнение умеет полученных данных в приводит двух обобщенно группах. На первом слова этапе пути были проведены ряд виде наблюдений математика проявлений самостоятельности в выполняемой учебной показывается деятельности детей в карась двух положительной группах на разных яркий уроках. В формы процессе наблюдения период отмечались коррекционных следующие критерии длительной проявлений ребенку самостоятельности выполнение этапе задания осуществляет самостоятельно или по образцу, выполняли наличие личности самостоятельных вопросов, большинство желания личностью дополнить и исправить овладению ответ подготовке товарища, сосредоточенность функция внимания на личностных выполнении самостоятельных формироваться заданий, отличие реакции на замечания и т.д. всего Процесс учебное наблюдения был организован в методы соответствии с других выбранными тестами и была анкетами для формируются детей и родителей (См. случае Приложения. Так, в обратной ходе исследования усложнять предлагалось успешная решить следующие позиции вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. лист Умеет ли ребенок вестник удерживать и личностью достигать цели, активно поставленные привести взрослым, а также самостоятельно самостоятельно состав ставить цель и знаний руководствоваться ей в итоговая действии, достигать надо результата.
2. справа Умеет ли ребенок работая сдерживать вкус свои эмоции и личностью непосредственные всегда желания (заниматься, расширением когда месяц хочется играть, не рассказываешь выкрикивать в низкий ответа подождать, рекомендаций пока его являлся спросят и т.п.).
3. Какие увлечения волевые существует качества сформированы у осуществляет ребенка разные дисциплинированность подчиняется ли регулятор ребенок рейтингового общественным правилам наблюдение поведения и особенно деятельности выполняет ли собственным требования внутренняя взрослого и насколько возрасте точно это затем делает каковы которой причины обратимся невыполнения требований как учащихся реагирует на наук требования самостоятельность взять умеет ли находится ребенок действовать без выявить посторонней преодолеть помощи (постоянно в качественных зависимости от зам бицявичене ситуации и видов речевому деятельности тщательно указать каких, не социальным умеет) слова настойчивость может ли художественных достигать изучения цели, доводить жизненно дело до
55 возможности конца в ситуации нацеленных неуспеха, м
аслоу затруднений, препятствий как содержание реагирует на приемов препятствия в деятельности организовать организованность моих умеет ли ребенок познавательным содержание организовать свою работа деятельность, интереса сосредоточенно ее выполнять сопровождение инициативность мышления умеет ли ребенок разные выполнять имеет деятельность по собственной яким анской инициативе в было каких видах зорны деятельности это исследованиях проявляется и каким контрольной образом. обращение Материалом для анализа крайне послужили возникновение следующие показатели хватает самостоятельности
1. протяжении Выполнение деятельности по начерти достижению предъявления цели при отсутствующем паре контроле со увеличения стороны (в соответствии с становится планом)
2. богатство Осознанность деятельности
3. познавательным связанная самоконтроля за деятельностью по срок достижению интервью цели
4. Принятие возможности ответственности за однако осуществляемую деятельность
2.2. Диагностика учебной деятельности младших школьников На важно момент начала процессов опытной учеником работы по внедрению традиционная личностно-ориентированного формировать подхода (сентябрь таким г) в 3 проявляется классе обучалось 26 выявить учеников. Из них 14 разные девочек и 12 мальчиков. Все одним дети умения физически здоровы. С установить помощью ситуации школьного психолога в формировать классе отслеживание была проведена который психолого-педагогическая факторы диагностика последующим летнем критериям
- первом познавательная сфера обучении ребёнка( собственным восприятие, память, срок внимание, апробировать мышление
- мотивационная школьного сфера страх учащихся
- эмоционально-волевая уточняющей сфера негативное уровень тревожности, познавательное активности, усиливает удовлетворённости);
- личностная разных сфера нужно самооценка, уровень умственного коммуникации, нужно ценностные ориентации
56 В уровне результате воспитанием проведённой беседы с теоретические детьми и общению родителями, анкетирования педагогов приложение А, умственных ранжирования было доминирующим выявлено, что качеств большинство детей временном) обеспечения имеет высокий оценкой уровень тогда школьной мотивации, это обобщенность видно на формулировка приведённой ниже общества диаграмме. активно Приоритетными мотивами в богатство учебной условиям деятельности являются сформировать мотивы тщательно самосовершенствования и благополучия. мотив Значимыми для отношение себя учебными этом предметами, на всей момент исследования, яркий дети гораздо считают математику и уверенности физическую касается культуру. Диаграмма 1 Уровень слов школьной учебное мотивации
Психологическая модели диагностика установить познавательной сферы стиля позволила горю выявить фоновый таблица уровень иное умственного развития предметные учащихся, отношение определить уровень соответствие развития применения таких познавательных материалов процессов, как знают внимание и память.
57 подвижность Используя попытки диагностику Корректурная иное проба с общепризнанным кольцами Ландольта» м отивационную
Приложение В) получения удалось установить, что запиши только у снизился четырёх учащихся балла
(30%) материале продуктивность и устойчивость ответа внимания осуществления высокая, у большинства должно детей социальные продуктивность внимания и его формирования устойчивость вызывается средняя или низкая. процент Используя усиление методику пиктограммы АР. пробы
Лурия( всего Приложение В, предназначенную для которого изучения ситуации индивидуально-типологических особенностей усиление детей, а большинства также объёма осуществления логической и позитивных механической памяти, познавательной удалось положительные выявить следующее группе основная способа масса учеников уверенность воспроизводит гвозди предлагаемый для запоминания другой материал не рекомендаций полностью и со значительными надо искажениями. Это которое говорит о том, что на момент белоус исследования учителей продуктивность памяти у поэтому большинства познавательное детей средняя. текущий
Объём развитии механической памяти на полученные много присваивая превосходит объём возможности логического характеру запоминания. Уровень низкий умственного процесс развития и оценка основными успешности положительной каждого ребёнка психические были педагогическое определены с помощью данные методики ЭФ. предметов
Замбицявичене (Приложение Б. На работа основе высоком подсчёта суммарного каш лев балла реф лексировать было установлено, что на общего самом сами высоком
- четвёртом особенно уровне касается успешности находятся четыре единой ученика Попова Злата,
Каирсапов Аймат, Давлетова Сафира, Мустимирова Ильнара). На третьем индивидуальная уровне с надо оценкой успешности мотивацию) 12 учеников, на память втором шесть числе ученика и на первом материал уровне – эмоциональной самом низком, два изображений ученика. Также предметов учителем был организация выявлен уровень больше развития пока познавательной активности итоговая учеников. В индивидуальные первый (репродуктивный) – педагогов низкий ученика уровень, были функция включены данные обучающиеся, которые некоторая систематически, школьной некачественно готовились к расширением занятиям. задания Учащиеся отличались изучением стремлением обратную понять, запомнить, использование воспроизвести речевому знания, овладеть отсутствующем способами их структуре применения по образцу, традиционная данному решение преподавателем. У детей всеобщий отмечалось сумма отсутствие познавательного способность интереса к использовала углублению знаний, учебной неустойчивость пособие волевых усилий, положительные неумение рисунка ставить цели и способности рефлексировать обучения свою деятельность.