Файл: Влияние возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности Обучающийся Попова Вера Евгеньевна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
81 вопросов акцентировать внимание младших школьников на практической значимости изучаемых предметов и получаемых знаний. К основным этапам формирования позитивной познавательной мотивации в младшем школьном возрасте относятся
1. Роль содержания учебного материала в мотивации учения
2. Этот этап выступает как та информация, которую дети получают от преподавателей и из учебной литературы. Но эта информация сама по себе не представляет ценности вне потребностей школьника, следовательно, не будет способствовать активизации его деятельности в будущем. Лишь те знания, которые соотносятся с потребностной сферой ребенка, находят в нем эмоциональный отклик, способны побудить ребенка к освоению этой предметной области. Данное положение подтверждает
А.К. Маркова, которая говорит о том, что «…мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материала лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличными вновь возникающим потребностям ребенка. В связи с этим преподавателю необходимо понимать потребности учащихся, их форму в настоящем, будущие возможные потребности, которые могут появиться при нормальном развитии в соответствующих условиях.
3. Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации. Суть данного учебного материала усваивается младшими школьниками входе учебной деятельности. От ее специфики и от особенностей учебных действий, выполняемых школьниками, зачастую зависит результат всего обучения. Успешность учебной деятельности
82 зависит также оттого, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти целина овладение учебным материалом как самостоятельной ценностью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, несвязанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.
4. Мотивационный этап. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению раздела, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
5. Операционально-познавательный этап. На этом самом длительном повремени этапе учащиеся усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом оттого, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступят ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач.
6. Рефлексивно-оценочный этап. Этот этап итоговый в процессе изучения темы (раздела, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с
83 поставленными основными и частными учебными задачами (целями. Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности. Таким образом, при помощи рекомендаций педагог - психолог сможет работать с младшими школьниками для формирования мотивации учебной деятельности.
1. Необходимо давать детям возможность заниматься различными видами деятельности, интересующими ребенка, в том числе теми, которые обычно не считаются подходящими для представителя определенного биологического пола. Нецелесообразно использовать гендерно-стереотипные фразы, способствующие формированию выученной беспомощности мальчики обычно (всегда) забивают гвозди лучше девочек, все девочки хорошо вышивают, мальчику труднее научиться мыть посуду, чем девочке. Важно делать акцент на индивидуальных особенностях ребенка, а не на его биологическом поле. Не стоит говорить Валя отлично вяжет и не умеет забивать гвозди, потому что она девочка. Лучше сказать Вале больше нравится вязать и у нее отлично получается, а забивать гвозди ей не очень интересно. Возможно, позже она захочет и этому научиться.
4. Стоит расширять жизненный опыт ребенка за счет наблюдения за окружающей действительностью. Если в реальной жизни затруднительно найти примеры, можно использовать художественные произведения, в которых мужчины и женщины заняты гендерно-нестереотипной деятельностью.
5. Желательно не оставлять без внимания гендерно-стереотипные высказывания детей (ты девочка, тыне сможешь отпилить, лучше дай я
84 отпилю и пр. Чаще подчеркивать возможность каждого ребенка, независимо от биологического пола, научиться различным видам деятельности.
6. Необходимо давать детям возможность заниматься различными видами деятельности, интересующими ребенка, в том числе теми, которые обычно не считаются подходящими для представителя определенного биологического пола.
7. Нецелесообразно использовать гендерно-стереотипные фразы, способствующие формированию выученной беспомощности мальчики обычно (всегда) забивают гвозди лучше девочек, все девочки хорошо вышивают, мальчику труднее научиться мыть посуду, чем девочке.
8. Важно делать акцент на индивидуальных особенностях ребенка, а не на его биологическом поле. Не стоит говорить Валя отлично вяжет и не умеет забивать гвозди, потому что она девочка. Лучше сказать Вале больше нравится вязать и у нее отлично получается, а забивать гвозди ей не очень интересно. Возможно, позже она захочет и этому научиться.
9. Стоит расширять жизненный опыт ребенка за счет наблюдения за окружающей действительностью. Если в реальной жизни затруднительно найти примеры, можно использовать художественные произведения, в которых мужчины и женщины заняты гендерно-нестереотипной деятельностью.
10. Желательно не оставлять без внимания гендерно-стереотипные высказывания детей (ты девочка, тыне сможешь отпилить, лучше дай я отпилю и пр. Чаще подчеркивать возможность каждого ребенка, независимо от биологического пола, научиться различным видам деятельности.
85 Выводы по третьей главе. Исследование, направленное на изучение особенностей взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте, проводилось на базе МКОУ СОШ с.Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва. В исследовании приняли участие 26 учащихся го класса в возрасте 9-10 лет
(15 девочек и 12 мальчиков. Исследование проводилось в период с сентября 2021 по май 2022 года и включало в себя три этапа. Первый этап
– теоретическо-методологический (сентябрь – ноябрь г, направленный на изучение и анализ теоретических предпосылок исследования в отечественной и зарубежной психологической литературе и подбор методов исследования.Второй этап (декабрь 2021 – февраль 2022 г)
– диагностический. Основная задача данного этапа заключалась в осуществлении диагностики и сбора данных по выбранным ранее методикам. Третий этап (март – май 2022 г) – обобщающе- интерпретационный. На данном этапе производилась количественная и качественная обработка результатов исследования, проведение и интерпретация корреляционного анализа, представление полученных данных и оформление в законченную работу. В исследовании использовались следующие методики Оценка школьной мотивации Лускановой Н.Г.; эмоциональное отношение к обучению на основе опросника Ч.Д. Спилбергера в адаптации АД.
Андреевой; метод экспертной оценки. Входе эмпирического исследования удалось установить
1. Большинство младших школьников
– участников исследования, имеют хорошую школьную мотивацию (42%), им свойственно проявление меньшей зависимости от жестких требований и норм, непринужденность в реализации собственного потенциала в различных видах учебной и внеучебной деятельности. Для 39% младших школьников характерна также положительное отношение к школе, но
86 школа их привлекает больше внеучебными сторонами.У 11% младших школьников была выявлена низкая школьная мотивация. Данные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Одинаковое количество детей было выявлено в крайних вариантах мотивации - 3,8% (1 человек) имеет высокий уровень школьной мотивации и 3,8% (1 человек) имеет негативное отношение к школе и школьной дезадаптации. При исследовании познавательной активности, тревожности и выраженности негативных эмоций в процессе учебной деятельности, было выявлено, что
65,4% младших школьников имеют высокий уровень познавательной активности – они любознательны, инициативны, самостоятельно 15,4% учащихся имеют средний уровень познавательной активности 19,2% младших школьников не проявляют никакого интереса к знаниям. Большая часть учащихся (57,7%) имеет средний уровень тревожности, что свидетельствует об их хорошей эмоциональной приспособленности к образовательной среде. Также учащихся имеет низкий уровень тревожности. Остальные учащиеся (19,3%) имеют высокий уровень тревожности. При исследовании также было выявлено 42,4% учащихся, которые имеют низкий уровень проявления негативных эмоций. 34,6% учащихся имеют средний уровень гнева. Остальные учащиеся (23 %) имеют высокий уровень гнева. В поведении это может выражаться в пассивном и активном сопротивлении, бездействии, равнодушии к школьной жизни.
2. У большинства младших школьников было выявлено преобладание продуктивной мотивации и позитивное отношение к учению
(38%). Также, достаточно выражен средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией (31 %). 8% младших школьников имеют продуктивную мотивацию с выраженным преобладание
87 познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему. Школьную скуку переживает 19% учащихся, для 4% учащихся характерно резко отрицательное отношение к учению.
3. При исследовании особенностей взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте были обнаружены прямые и обратные статистически значимые корреляции, свидетельствующие о том, что чем выше познавательная активность учащегося, тем выше его успеваемость в школе чем меньше выражено тревожное состояние в учебных ситуациях, чем больше он ожидает плохого отношения к себе и отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников, тем в меньшей степени мы можем говорить о его академической успеваемости в школе.
4. Чем в большей степени у младших школьников преобладает позитивное отношение к учению, продуктивная познавательная мотивация и положительное эмоциональное отношение к нему, тем в большей степени мы можем прогнозировать успешность учащегося в учебной деятельности и его высокую академическую успеваемость. Заключение По общества результатам степень проведённого исследования условий были познавательное сделаны некоторые даль рекомендации к необходима реформированию системы представить образования
- человек усиление практической русский направленности следующие содержания курсов принципиально изучение потребности объектов, явлений, способ процессов, больше окружающих учащихся в их выбранный повседневной основными жизни изменение возможность акцентов в страх учебной деятельности, основных нацеленных нам отивацию интеллектуальное развитие овладения учащихся за следующие счёт уменьшения перечень роли опыт репродуктивной деятельности, особым увеличения особенно веса заданий на рубеже применение классах знаний для объяснения поможет окружающих зависимо явлений.
88 Добиться таких обозначенных окружающий целей можно редко лишь организован через личностно- ориентированное знают обучение, ибо данный обучение, ориентированное на деятельности некоего переживания среднего ученика, на глава усвоение и самооценка воспроизведение знаний, сами умений и kegan навыков, не может деятельности отвечать разный современным требованиям достаточно жизни. отношениями Таким образом, ож егов главное воспитание стратегическое направление данный развития содержится системы школьного методики образования в полностью разных странах решение мира продуктивность лежит на пути важный решения особое проблемы личностно- ориентированного первый образования. приводит Такого образования, в нацеленных котором каковы личность ученика создание была бы в чувство центре внимания дидактических педагога, в стремлением котором познавательная разные деятельность важно была бы ведущей в сумму тандеме количество учитель – ученик. активное Чтобы единой традиционная парадигма разные образования завышенным учитель – учебник – внешней ученик практически была бы со всей использовать решительностью учебных заменена на новую ценностные ученик – разные учебник – учитель. приводит Именно так использованной построена система расширением образования в одним лидирующих странах хеккаузен мира.
7
В должен условиях личностно-ориентированного главе обучения месяц учитель приобретает критерия иную дидактических роль, иную мотивация функцию в материала учебном процессе, качественных нисколько неком понента менее значимую, чем при способ традиционной любовь системе обучения, но следующие иную. волевой Если при традиционной уровне системе практически образования учитель земля вместе с резник учебником были основным основными и детей наиболее компетентными педагогика источниками самостоятельно знания, а учитель к диагностика тому же случае являлся и контролирующим свою субъектом сомнение познания, то при новой теоретическую парадигме книжное образования учитель формы выступает компонента больше в роли ребенок организатора сразу самостоятельной активной, детьми познавательной было деятельности учащихся, начала компетентного контрольных консультанта и помощника. старшем Такая характера система образования не подхода может стиля быть построена на различных пустом важный месте. Она берет состоит начало в увеличения глубине традиционной новая системы интерес образования, мудрости особенностью народного им етоды религиозного воспитания, работа трудах опыт философов, психологов, положительной педагогов.
7
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие]
Москва,2009