Файл: Влияние возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности Обучающийся Попова Вера Евгеньевна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

72 Голосовые связки также развиты слабо, по сравнению с детьми годом старше. Это может стать одной из причин отставания ребенка в развитии. Помимо всего прочего, можно выделить и ряд психологических особенностей. В шесть лет ребенок, как правило, обладает начальным опытом запасом сенсорных ощущения, атак же восприятием предметов и явлений окружающей действительности, которые формировались у него все это время. Благодаря этим функциям, психика начинает с большой интенсивностью активизировать такой серьезный процесс, как мышление. Оно сформировано, но особенная активность этого психического процесса начинается именно в периоде 6-7 лет. Ребенок погружается в учебную деятельность. Свойства памяти и внимания максимально обострены, значительно увеличивается количество нейронных связей. Объединение всех вышеперечисленных процессов и функций психики ведет к успешному усвоению научных материалов и новых знаний. Выводы по второй главе волевой Итак, следует исследование сделать педагогика вывод о том, что самостоятельность самооценка учащихся в особенностью деятельности проявляется ином еру формируется воспитанию успешнее при создании произносит специальных разных педагогических условий. зависят
Во-первых, застенчивый большое значение для качественных развития изображений младших школьников стороны имеет социально стимулирование и максимальное определяет использование занять самостоятельности в учебной, изменяющимся трудовой, учитель игровой деятельности после детей. беседа Усиление такой формирования мотивации, для приводит дальнейшего развития самого которой пробы младший школьный негативное возраст выполняемой представляет особенно испытывать благоприятным приемов временем жизни, совместное закрепляет преодолеть жизненно полезную данные личностную разный черту - самостоятельность. начало
Во-вторых, самооценка существенную роль в рассказываешь развитии ввести самостоятельности играет перед применение на однако практике интерактивных достигать методов социальные обучения и современных нагревании педагогических детьми технологий портфолио, данный организация нескольких проектной и исследовательской высокий деятельности решение учащихся, дидактических игр, материал проблемных


73 диагностика ситуаций, заданий, автомобиль поддерживающих полученные уверенность ребенка в средний успехе потребности создание условий для воспитанию положительных можно переживаний успеха, необходимо система воспитанием поощрений. Кроме содержание того, качественных организация стимулирующей добиваться среды отрицательные обуславливает успешность всей процесса каковы формирования самостоятельности однако младших психология школьников в разных осуществления видах всей деятельности. потребностью
Результаты предлагается проведённого нами уроке исследования друзей позволяют сделать начерти следующий являлся вывод экспериментальным момент путём обратной доказано, что применение использование личностно-ориентированного цели подхода влияет на позволили эффективность психология процесса обучения. Образных этом социальным положительная наук динамика по тем полученных параметрам, которые начиная нами определить были определены. положительная Разумеется, институт наше исследование не состоит раскрывает лучше всех сторон придумай проблемы зорны влияния личностно-ориентированного хотя подхода на литературное эффективность процесса успешная обучения длин младших школьников, каш лев поэтому не полученные является исчерпывающим. младших Перспективным педагогическое направлением мы считаем перечень обоснование знают влияния личностно- ориентированного анализируя подхода на позволило другие качества факторы личности.

74 Глава 3. Взаимосвязь возрастных особенностей младших школьников и эффективности их учебной деятельности.
3.1 Выявление особенностей влияния возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности корреляционный анализ эмпирических данных. использование Анализ необходимо полученных входе феномен наблюдений яким анской данных позволил таблица выделить каш лев следующие проявления переживания самостоятельности обработка детей Выявлено, что развить доминирующим также характером мотивации принципиально является увеличения ориентация на отметку педагогика большая коррекционных часть детей активность редко речевому мобилизуют свои целом усилия на различных реализацию цели. 46% формироваться школьников динамику экспериментальной группы не вестник осознают положительные цель и не планируют основным свою первом деятельность по достижению содержанию цели. В художественных контрольной группе лучше этот числе показатель выше - 59%. Для холл большинства умеет детей двух методология групп ставится характерно использование слова более ученику элементарных способов собственным действия, самой например подражание цветы образцу составленные действия взрослого, разных копирование его. Что срок свидетельствует о неосознанности уровне самостоятельной формируются деятельности. 40 % учащихся выявить контрольной большинства группы запоминают показывается учебный осознанность материал механически, поиграем заучивая не присваивая способны к самостоятельному паре пересказу, не вестник могут привести школьников самостоятельном етодика примеры, сделать должен выводы. изображений Такие же трудности личностных испытывают 58% выделять учащихся экспериментальной выявлен группы. При таблица организации самостоятельной удовлетворение работы удовлетворение нуждаются в уточняющей которые помощи затем учителя 36% учащихся работы экспериментальной сразу группы и 27% школьников двум одальную контрольной социально группы. В результате подтверждается проведенной, способа уточняющей наблюдение, сформировать беседы положительной установлено, что только 27% только учеников полностью экспериментального класса рассказ положительно ш
аталов относятся к самостоятельной именно деятельности, для образования большей части 62% это основных отношение касается безразличное и противоречивое. своих Результаты была наблюдения представлены в оценкой диаграмме 4.


75 хватает Диаграмма 4 Критерии технологии проявления детьми эффективности формирования использовать учебной страхи деятельности младших возможности школьников по возрасте результатам первичного завышенным наблюдения (%) отрицательного Следует заключить, что зависимо уровень интенсивности сформированности самостоятельности в ознакомлении двух сумму группах представляется методы недостаточным для формироваться успешного осуществления мотивация самостоятельной эмоциональное деятельности. У школьников не учебными сформированы всегда умения самостоятельно была ставить сами цель, планировать итог свою максимальной деятельность по достижению технологии цели, деятельность осуществлять деятельность использование самостоятельно, без произведение участия учителя, пропущенные контролировать рамках выполнение цели, оборот оценивать себя эффективность результата. Для выполнении формирования уточняющей перечисленных навыков пока самостоятельной нескольких деятельности необходимо подхода создание степень условий, стимулирующих перед проявления обращение самостоятельности детей. пропущенные Стимулирующая сумму составляющая информационного обобщенно компонента обратную была реализована служит через

76 1) воспитание тексты заданий, наблюдения развивающих на собственной материале метапредметные учебных действия процессы ребенка, систематизированные в значимыми рабочих учитель тетрадях
2) составленные страх учащимися самой справочники и разработанные ими ребенок совместно с педагогическая педагогом знаково-символические источник модели целом используемых понятий и самооценка способов всегда действий
3) информацию об выявить изменении, можно продвижении и развитии своих учащихся, надежным представленную в виде лист рефлексивно-оценочных нейтральный листов "Чему я играющий научился, летнем материалов видеосъемки проблемы групповой мотивация работы и пр. Последними соответствие заключительным эмоций этапом экспериментальной касается работы гальперин стало повторное отличие наблюдение причины самостоятельной деятельности характеристики школьников вознаграждения двух групп. желающим Также был ребенка проведен анализ и целом сравнение стороны полученных данных в возникающих двух методы группах. В теоретическую ходе необходимы наблюдений были привести получены хотел следующие результаты В длин контрольной создать группе незначительном отивы повысился иную процент (4%) ставится учащихся педагог умеющих ставить задачи самостоятельные педагогика цели и планировать современной деятельность по ее разноуровневы е достижению. В экспериментальной собственной группе сумма этот показатель формы увеличился на 27%. предметов Осознанность выполняемого использовать самостоятельного группы задания продемонстрировали 77 % становление учащихся осуществляя экспериментальной группы, что на 32% отрицательные выше по общественных сравнению с первичными необходимы результатами понятийного наблюдений (Эф орм ы
Показатель материала данного критерия в м
аркова контрольной число группе увеличился на 3 %. цветы
Увеличилось осознание
(22%) числом ногодетная детей вкус экспериментальной группы, длин осуществляющих наблюдения контроль результатов преобладающее самостоятельной номеру деятельности по достижению материалов цели. завышенным Данный показатель в иное контрольной большей группе повысился на 4 %. приложение Число всеобщий детей, прибегающих к kegan помощи уроке учителя в самостоятельной затем деятельности, в анализируя контрольной группе уровень увеличилось выполнении. Этот же касается показатель в методология экспериментальной группе рамках снизился на 22%. психология Данные повторного пропущенные наблюдения временном представлены в диаграмме 5.


77 показали Диаграмма 5 тщательно Критерии проявления опыта эффективности личностного формирования учебной сотрудничестве деятельности учебной младших школьников поп едагог результатам служба повторного наблюдения (%) Как рекомендаций видно из психология диаграммы, в экспериментальной подсчитать группе действия повысилось число любовь детей, характеризуя проявляющих самостоятельность при дома выполнении когнитивным учебных и внеурочных личностных заданий. В использовала контрольной же группе случае показатели эффективности самостоятельности школьников мотивация остались применение практически без изменений. наиболее Такие издат высокие результаты в степень экспериментальной теоретические группе объясняются тем, что наук учитель реагирует сознательно стимулировал июль самостоятельную словам деятельность школьников, контрольной целенаправленно и речевому систематически формировал сами мотивационную и работа операционно-деятельностную готовность всеобщий учащихся к ней.

78 3.2 Рекомендации педагогам по развитию учебной деятельности младших школьников для повышения успешности обучения Наиболее приоритетной задачей, которую на сегодняшний день ставит перед собой школа, является формирование позитивной мотивации к учебной деятельности её учащихся. В качестве наиболее благоприятных её особенностей выделяется положительное отношение ребенка к школе, любознательность, широта интересов. Рассмотрим каждую из них подробнее. Любознательность как свойство личности младшего школьника считается способом проявления его высокой интеллектуальной активности. К окончанию начальной школы необходимо, чтобы, по меньшей мере, был сформирован учебно-познавательный мотив, выражающийся в интересе к способам добывания новых знаний. Можно сказать, что от сформированности данного мотива будет зависеть успешность обучения ученика в старших классах. Таким образом, главной задачей школы на этапе обучения младших школьников является задача научить учиться . Рассмотрим подробнее задачи психолого-педагогической службы по формированию познавательной мотивации младших школьников на каждом этапе обучения в начальной школе. Задачей первого года обучения ребенка в школе является его естественная адаптация. Причем, считается, что в первое полугодие происходит первичная адаптация. Вне зависимости оттого, посещал ребенок в старшем дошкольном возрасте курсы подготовки к школе или нет, любой ребенок в этот период испытывает определенные трудности, он привыкает к новому режиму дня, новым требованиям, социальной роли, особенностями формам общения. Естественно, что в этот период интеллектуальная активность первоклассников снижена, многие психические процессы теряют своей произвольности в силу необходимости организму отреагировать эмоциональное напряжение.


79 Таким образом, большая часть психических ресурсов младшего школьника направлена на адаптационные процессы. На учителя начальных классов возлагается повышенная ответственность в вопросе формирования позитивного отношения к школе и мотивацииучения, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается залог не только успешности последующего обучения ребенка в школе, усвоения им учебного материала, но и формирования его ценностно-смысловой сферы.
. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при готовых появятся внутренние побуждения в виде мотивов, целей, эмоций к учению осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Таким образом, мы можем заключить, что учителю отводится роль непростого наблюдателя за развитием ребенка, а наоборот, он должен активно участвовать в формировании его мотивационно-смысловой сферы, стимулировать её развитие с помощью специально организованных приемов. Основными механизмами формирования позитивного отношения к школе и познавательного интереса у младших школьников являются развитие гуманности в процессе обучения, создание благоприятной атмосферы в классном коллективе, приоритет демократического стиля в педагогическом общении. Важно принимать своих учеников вне зависимости от их успеваемости, делать акцент на поощрении, понимании и поддержке. Здесь же применим термин психологическое поглаживание», выражающееся в приветливом взгляде учителя, его улыбке и охвате большего количества учеников вовремя урока . К основным формам работы по формированию мотивации учения у младших школьников относятся дидактические игры и упражнения всевозможные внеклассные и неформальные мероприятия по изучаемым

80 предметам творческие предметные задания организация олимпиад по предметам. Также, эффективным является использование разнообразных педагогических технологий. В целом, основным механизмом формирования познавательной мотивации учения является личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании. Довольно важную роль при формировании познавательной мотивации ребенка играет отметка. Её роль понимают не все учащиеся начальных классов, и лишь немногие способны провести связь между уровнем знаний и оценкой. Зачастую ребенок понимает лишь то, что оценка огорчает или радует его и родителей. Таким образом, её роль понимают далеко не все, однако большинство хотят работать на оценку. Хорошим примером служит то, что в ситуациях столкновения мотивов при выборе решить задачу на отметку либо решить задачу, требующую мысленной активности, большинство детей предпочитают выбрать задачу на отметку. Подача учебного материала должна строиться таким образом, чтобы его содержание находило эмоциональный отклику младшего школьника, способствовала активизации основных психических познавательных процессов, так как просто учебная информация, сумма знаний, фактов и т.д. не являются чем-либо значимым для ребенка и не соотносятся сего потребностной сферой. Для того, чтобы выстроить учебный материал наиболее интересно, педагогу необходимо использовать нестандартный подход при подаче учебного материала, чередовать различные стили его преподнесения применять такие методы обучения, которые обеспечивают наглядность изучаемых объектов и подчеркивают его основные содержательные элементы. подбирать интересные задания с использованием занимательных