ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 657
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B
0i
оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:
B
0i
=
M
0
M
0
+ M
1
E
A
, (4.4) где
M
0
– объем продаж данного товара за определенный период;
M
1
– объем продаж товара-конкурента за такой же период.
Уровень конкурентоспособности можно оценить как вероятность того, что на данном рынке потребитель, совершая покупку, предпочтет данный товар указанному i-му его конкуренту – аналогу. Вероятность B
0i
– это предпочти- тельность одного (оцениваемого) перед другим товаром (i-м его аналогом).
Найденные тем или иным способом значения предпочтительности товаров позволяют вычислить оценки ожидаемой доли продаж на рассматрива- емом рынке оцениваемой продукции и ее аналогов:
(
)
0 0
0 1
1/ 1 1
/
N
i
i
i
B
B
B
=
=
+
−
∑
, (4.5)
(
)
1 1/ 1 1
/
N
i
ij
ij
j
B
B
B
≠
=
+
−
∑
, ( 4.6) где B
0 и B
i
– ожидаемые доли продаж оцениваемой продукции и ее i-го аналога соответственно;
N – число аналогов-конкурентов;
B
0i
– предпочтительность оцениваемой продукции относительно ее i-го аналога;
B
ij
– предпочтительность j-го продукта относительно i-го аналога.
Данные формулы позволяют определить позицию, занимаемую товарами на рынке, что в итоге отражает конкурентоспособность товаров в смысле данного определения, согласующегося с принятым понятием конкурентоспособности как способности противостоять конкурентам, занимая и удерживая определенную позицию на конкретном рынке.
Недостатком данного метода является то, что в основе оценки лежит экспериментальный метод, т. е. оценка определяется субъективным взглядом экспертов.
81
Другим вариантом определения предпочтительности оцениваемого товара может быть опрос определенного количества потребителей или метод фокус-групп.
Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммер- ческих, нормативно-правовых.
Интегральный показатель конкурентоспособности товара
Алгоритм расчета показателя включает два этапа:
Этап 1. Определяются частные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:
Q
i
=
A
P
i
P
i0
E
A
, (4.7) где
Q
i
– показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
P
i
– величина i-го параметра товара;
P
i0
– величина i-го параметра товара для товара-эталона.
Этап 2. Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособ- ности К:
1
K
α
n
i i
i
Q
=
=
∑
, (4.8) где n – число оцениваемых параметров;
α
i
– все i параметры.
Очевидно, что чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образ- цу. Можно смоделировать некий гипотетический идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от идеала.
При оценке конкурентоспособности конкретного товара его можно сравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено подробное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то
К < 1 означает, что анализируемый товар уступает образцу по конку- рентоспособности; при К > 1 – превосходит. При равной конкурентоспо- собности К = 1.
82
При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый товар были аналогичными по значению и условиям использования и предназ- начались для одной группы потребителей.
В методиках оценки конкурентоспособности товаров производственного назначения, в частности оборудования, показатель конкурентоспособности определяется чаще всего соотношением полезного эффекта объекта за нормативный срок службы П
С
к совокупности затрат за жизненный цикл объекта З
С
. При этом полезный эффект объекта П
С
, вырабатывающего конкретный продукт за нормативный срок службы объекта Т (лет), рекомен- дуется определять по формуле
39F
1
П
С
= ΣП
Ч
· Ф
Г
· К
1
…К
П
, (4.9) где П
Ч
– часовая паспортная производительность объекта;
Ф
Г
– годовой плановый фонд времени работы объекта;
К
1
… К
П
– коэффициенты, учитывающие отклонение различных показателей качества от требования потребителя.
Такой подход к оценке П
С
по количеству произведенного на обору- довании продукта за период Т вполне правомерен. Вместе с тем введение произведения коэффициентов К
1
… К
П
вносит неопределенность в это решение, поскольку указанные коэффициенты могут быть определены преимущественно экспертным путем, не лишенным субъективности.
Заслуживает внимания оценка критерия конкурентоспособности товаров производственного назначения по известному параметру эффективности инвестиционного проекта – дисконтированной чистой текущей стоимости, определяемой в результате расчетов разности суммарных доходов за норма- тивный срок эксплуатации и инвестиционных затрат. По экономическому содержанию этот критерий вполне объективен, но трудоемок и требует предварительного определения значительного объема прогнозной информации.
При таком подходе оценка конкурентоспособности двух инвестиционных проектов (для варианта с новым оборудованием и для варианта с базовым образцом), по существу, будет определяться по сравнительной эффективности производства предприятий. В этой связи необходимо учитывать, что на стадии разработки и создания нового образца практически невозможно одновременно спроектировать будущее производство, оснащенное новым оборудованием. Это отдельная многоплановая задача, выполняемая не разработчиком оборудования, а специализированной проектной организацией. Для подготовки подобного
1
Кац А. Об оценке конкурентоспособности техники // Экономист. 2006. № 3.
83
проекта требуется определение совокупных инвестиционных затрат на основные средства (помимо оборудования – здания и сооружения) и чистый оборотный капитал, полную себестоимость продукции, выручку от ее реализации. Из-за повышенной трудоемкости подобная методика для практического применения малопригодна, хотя для оценки эффективности инвестиционных проектов новых производств, оснащенных соответствующим оборудованием, она является не- обходимым элементом.
Для оценки количественного показателя конкурентоспособности основного технологического оборудования К возможно использование методики, основан- ной на соотношении полезного эффекта оборудования и цены потребления:
К=ПЭ/ЦП, (4.10) где ПЭ – полезный эффект оборудования;
ЦП – цена потребления за период эксплуатации оборудования (здесь и далее рассматривается основное технологическое оборудование, на котором непосредственно изготавливается продукция).
В качестве полезного эффекта принимается количество продукции КП, выпускаемой оборудованием за нормативный срок службы эксплуатации Т (лет):
КП = ВГ · Т, (4.11) где ВГ – годовой выпуск продукции.
В свою очередь,
ВГ = ЧП · ГФ, (4.12) где ГФ – годовой фонд работы оборудования;
ЧП – часовая производительность оборудования.
В результате имеем:
ПЭ = КП = ЧП · ГФ · Т, (4.13)
К = ЧП · ГФ · T / ЦП. (4.14)
За цену потребления принимается сумма валовой цены ЦВ, включающая помимо отпускной цены транспортные расходы на доставку оборудования покупателю и эксплуатационные затраты покупателя ЭЗ за период Т.
В результате определяется коэффициент конкурентоспособности:
К =
A
ЧП · ГФ · T
ЦВ + ЭЗ
E
A
. (4.15)
84
Для оценки количественного показателя конкурентоспособности основного технологического оборудования К возможно использование методики, основан- ной на соотношении полезного эффекта оборудования и цены потребления:
К=ПЭ/ЦП, (4.10) где ПЭ – полезный эффект оборудования;
ЦП – цена потребления за период эксплуатации оборудования (здесь и далее рассматривается основное технологическое оборудование, на котором непосредственно изготавливается продукция).
В качестве полезного эффекта принимается количество продукции КП, выпускаемой оборудованием за нормативный срок службы эксплуатации Т (лет):
КП = ВГ · Т, (4.11) где ВГ – годовой выпуск продукции.
В свою очередь,
ВГ = ЧП · ГФ, (4.12) где ГФ – годовой фонд работы оборудования;
ЧП – часовая производительность оборудования.
В результате имеем:
ПЭ = КП = ЧП · ГФ · Т, (4.13)
К = ЧП · ГФ · T / ЦП. (4.14)
За цену потребления принимается сумма валовой цены ЦВ, включающая помимо отпускной цены транспортные расходы на доставку оборудования покупателю и эксплуатационные затраты покупателя ЭЗ за период Т.
В результате определяется коэффициент конкурентоспособности:
К =
A
ЧП · ГФ · T
ЦВ + ЭЗ
E
A
. (4.15)
84
Расчет знаменателя дает совокупные затраты в денежной единице за нормативный срок эксплуатации оборудования. При этом чем больше производительность оборудования и выпуск продукции, тем выше значения числителя и знаменателя, так как с увеличением выпуска одновременно воз- растают абсолютные затраты на производство продукции, т. е. абсолютные издержки потребления. При этом появляется нежелательный эффект двойного счета, с целью исключения которого числитель и знаменатель делятся на произведение ЧП · ГФ · Т. В результате коэффициент конкурентоспособности определяется по следующей формуле:
К =
A
1
ЦВ / (ЧП · ГФ · Т) + ЭЗ / (ЧП · ГФ · Т)
E
A
. (4.16)
Выражение ЦВ / (ЧП · ГФ · Т) – цена приобретенного оборудования, отнесенная к суммарному выпуску продукции за нормативный срок эксплуатации оборудования, отражает, по существу, его амортизацию.
Разработчик (изготовитель) оборудования, заинтересованный в количест- венной оценке его конкурентоспособности, может сам регламентировать помимо цены оборудования только те характеристики, которые определяют прямые производственные издержки ППИ, связанные непосредственно с эксплуатацией этого оборудования (расход сырья, материалов, комплектующих изделий, энергоносителей, заработной платы рабочего персонала). Абсолютная величина этих производственных издержек возрастает с увеличением выпуска продукции.
Если принять ЭЗ=ППИ, то слагаемое знаменателя ЭЗ / ЧП · ГФ · Т будет равно удельным производственным издержкам (на единицу выпускаемой продукции).
Данный параметр удобен для оценки конкурентоспособности оборудования, так как он непосредственно связан с характеристиками оборудования и сам разработчик (изготовитель) оборудования способен определить необходимые исходные данные для расчета ППИ (ЭЗ) и К.
При оценке конкурентоспособности технологического оборудования следует использовать не все компоненты себестоимости продукции, выпускаемой на оборудовании, а только ее часть, включающую долю полной амортизации (амортизацию оборудования) и часть полных издержек
(переменные производственные издержки). Особенностью этого показателя затрат является то, что его нельзя отнести к традиционным затратам, входящим в себестоимость (переменным и постоянным). В отличие от них он является комбинацией постоянной составляющей затрат (амортизации оборудования)
85
и переменных производственных затрат, непосредственно связанных с эксплуатацией технологического оборудования.
Для расчета критерия конкурентоспособности технологического оборудования получаем выражение в виде формулы
К = 1/С, (4.17) где С = А + ППИ (А – элемент постоянных затрат, входящих в себестоимость продукции, выпускаемой на оборудовании; ППИ – переменные производственные издержки).
Особенностью данного решения является также то, что оно включает не абсолютные, а удельные характеристики, имеющие значение определенных экономических категорий, входящих в себестоимость продукции, выпускаемой на оцениваемом оборудовании.
Как отмечалось ранее, конкурентоспособность товаров – величина относительная, поскольку, в конечном счете, речь идет о сравнении нового товара (оборудования) с базовым образцом. Поэтому относительный показатель конкурентоспособности оборудования К
отн выразится формулой
К
отн
= С
б
/С, (4.18) где С, С
б
– показатели для нового и базового оборудования соответственно.
Полученное выражение означает, что показатель конкурентоспособности нового оборудования тем выше, чем больше отношение конкурирующей части себестоимости продукции для базового образца к соответствующему показателю нового образца оборудования.
При сравнительной оценке конкурентоспособности двух вариантов оборудования аналогичного назначения следует сопоставлять не полную себестоимость продукции, а конкурирующие части себестоимости продукции, выпускаемой на новом оборудовании. Одним из преимуществ данного методического подхода является то, что использование удельных характе- ристик позволяет оценивать относительную конкурентоспособность технологического оборудования аналогичного назначения с различной произво- дительностью.
86
Для расчета критерия конкурентоспособности технологического оборудования получаем выражение в виде формулы
К = 1/С, (4.17) где С = А + ППИ (А – элемент постоянных затрат, входящих в себестоимость продукции, выпускаемой на оборудовании; ППИ – переменные производственные издержки).
Особенностью данного решения является также то, что оно включает не абсолютные, а удельные характеристики, имеющие значение определенных экономических категорий, входящих в себестоимость продукции, выпускаемой на оцениваемом оборудовании.
Как отмечалось ранее, конкурентоспособность товаров – величина относительная, поскольку, в конечном счете, речь идет о сравнении нового товара (оборудования) с базовым образцом. Поэтому относительный показатель конкурентоспособности оборудования К
отн выразится формулой
К
отн
= С
б
/С, (4.18) где С, С
б
– показатели для нового и базового оборудования соответственно.
Полученное выражение означает, что показатель конкурентоспособности нового оборудования тем выше, чем больше отношение конкурирующей части себестоимости продукции для базового образца к соответствующему показателю нового образца оборудования.
При сравнительной оценке конкурентоспособности двух вариантов оборудования аналогичного назначения следует сопоставлять не полную себестоимость продукции, а конкурирующие части себестоимости продукции, выпускаемой на новом оборудовании. Одним из преимуществ данного методического подхода является то, что использование удельных характе- ристик позволяет оценивать относительную конкурентоспособность технологического оборудования аналогичного назначения с различной произво- дительностью.
86
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 14
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте экономическое содержание понятия «конкурентоспособ- ность товара».
2. Сформулируйте основные принципы оценки конкурентоспособности товара.
3. Охарактеризуйте модель конкурентоспособности товара с позиции товаропроизводителя.
4. Перечислите основные факторы и критерии конкурентоспособности товаров.
5. Приведите примеры макро-, мезо- и микроэкономического факторов конкурентоспособности товара.
6. Опишите двухуровневую и трехуровневую концепции товара, применяемые при построении модели его конкурентоспособности.
7. Какова роль качества товара в обеспечении его конкурентоспо- собности?
8. Охарактеризуйте существующие методы оценки конкурентоспособ- ности товара.
9. Как учитывается жизненный цикл товара при оценке его конкурентоспособности?
10. Раскройте современную концепцию управления конкуренто- способностью товара на примере «спирали» конкурентоспособности.
11. Каковы особенности оценки конкурентоспособности товаров инвестиционного назначения?
12. Охарактеризуйте роль брендинга в обеспечении конкурентоспособ- ности товара.
87
Глава 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ
5.1. Понятие и экономические границы отрасли
В экономической науке под отраслью понимают совокупность предпри- ятий, занимающихся определенной, отличной от других подразделений общественного производства деятельностью. В различных литературных ис- точниках можно встретить использование понятия «отрасль» применительно к совершенно разным по масштабу, особенностям, роли в экономической деятельности подобным совокупностям. Большинство экономистов определяет отрасль как совокупность предприятий, обладающих общностью экономического назначения продукции, основных видов потребляемого сырья и материалов, методов технологии и организации производства, профессионального состава кадров.
Отраслевая структура экономики отражает взаимосвязь основных отрас- левых элементов, а также характер необходимых и существенных связей между ними. При этом в зависимости от целей анализа применяются различные варианты выделения и группировки отраслей
40F
1
Весь экономический комплекс можно разделить на следующие группы отраслей:
●
отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, т. е. заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание;
●
отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяй- ство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т. п.;
●
социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, образование, отрасли управления и обороны.
Отраслевая функциональная классификация включает четыре группы отраслей. Первая группа (первичные) – добывающая промышленность и сельское хозяйство; вторая группа (вторичные) – обрабатывающая промышленность; третья группа – транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение, обслуживающие производство и население; четвертая группа – управление, наука и научное обслуживание, образование.
1
См.: Градов А. П. Отраслевая дифференциация и специализация производства в машиностроении. Л.: Машиностроение, 1976. 206 с.
88