Файл: Конкуренция и конкурентоспособность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 658

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие производства приводит к постоянному выделению новых его отраслей, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом наблюдается тенденция к снижению доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.
Для современной структуры экономики страны характерной чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в боль- шей степени в настоящее время идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Сложились такие комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Все эти комплексы имеют, в свою очередь, сложную и дифференцированную структуру.
В условиях развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура – совокупность материальных средств, создающих общие условия обеспечения производственных и социально-бытовых потребностей. Она подразделяется на производственную и социальную.
Производственная инфраструктура включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйства, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и т. д.; социальная – пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство городов и прочих населенных пунктов.
Важнейшей сферой в отраслевой структуре мирового хозяйства остается промышленность. На ее долю приходится 28 % ВВП промышленно развитых стран и 27 % ВВП развивающихся государств. Промышленность подразде- ляется на добывающую и обрабатывающую. Обрабатывающие отрасли обеспечивают уровень технического развития других сфер хозяйства, так как в них аккумулируются научно-технические достижения. В развитых странах на них приходится 83 % промышленной продукции и 23 % ВВП, в разви- вающихся – соответственно 73 и 20 %.
По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы: производство средств производства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б). Доля продукции отраслей группы А составляет более 65 %. Деление промышленности на группы имеет важное экономическое значение. Оно позволяет определить натурально- вещественный состав произведенной продукции, вычислить долю каждой группы в общем объеме промышленного производства и на этой основе установить правильное соотношение между производством средств произ- водства и производством предметов потребления.
89


По мере развития стран осуществляется переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям. При этом наблюдается определенная последовательность в переходе от высокой доли сырьевых и технически несложных производств сначала к капитало- и материалоемким, а затем и к наукоемким отраслям.
Для повышения эффективности управления экономикой разрабатываются и применяются различные классификации отраслей. Так, в СССР в период административно-командной экономики существовал Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) как составная часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации.
ОКОНХ представлял собой группировку видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда. Он был призван обеспечить группировку предприятий и организаций по отраслям с целью научного анализа межотраслевых связей и пропорций в развитии народного хозяйства, сопоставимости показателей при анализе экономической эффективности общественного производства и роста производительности общественного труда, а также увязки показателей, характеризующих развитие экономики страны.
Классификационной единицей отрасли являлось состоящее на самосто- ятельном балансе предприятие (организация). Каждое отдельное предприятие
(организация) в зависимости от характера основного вида деятельности относилось к какой-либо отрасли народного хозяйства.
В условиях рыночной экономики отрасль рассматривается как сово- купность предприятий, выпускающих взаимозаменяемую продукцию, т. е. предлагающих покупателям товары, относящиеся к одному товарному рынку.
В соответствии с данным подходом под отраслью понимается рынок группы взаимозаменяемых товаров и, следовательно, отрасль и товарный рынок трактуются в значительной мере идентично.
Отрасль, как и рынок, является континуумом (лат. continuum – сплошное), т. е. образованием, обладающим известными свойствами непрерывности.
Различие между указанными понятиями заключается в том, что отрасли определяются как более широкие секторы экономики. Это различие обусловливается возможностью использования двух подходов к определению взаимозаменяемости (субституции) товаров: заменяемость со стороны спроса и со стороны предложения. Например, рынок легковых автомобилей со стороны спроса возможно рассматривать отдельно от рынка грузовых автомобилей. Более того, на основе ценовых различий на рынке легковых автомобилей возможно выделять единичные целевые рынки, в частности рынок
90

автомобилей класса люкс. Однако со стороны предложения может формироваться иное представление о взаимозаменяемости автомобилей. Если изготовители имеют возможность переключения с производства автомобилей класса люкс на семейные пикапы или спортивные автомобили, то это существенно изменяет масштабы субституции. Индустрия легковых автомобилей нередко переходит на производство пикапов и легковых грузовиков, поскольку их можно изготавливать на тех же предприятиях с использованием унифицированных узлов и деталей.
Отрасль представляет собой совокупность предприятий, реализующих товары на отдельном единичном рынке. При этом рынок включает в себя товары-субституты, т. е. заменители, характеризующиеся высокой ценовой характеристикой эластичности спроса.
Перекрестная эластичность спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса на один товар при относительном изменении цены другого товара и измеряется коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает соотношение относительного изменения спроса на i-й товар и относительного изменения цены j-го товара. Коэффициент точечной перекрестной эластич- ности спроса по цене определяется при бесконечно малых изменениях цены и величины спроса:
/
/
j
i
i
i
ij
j
j
j
i
P
dQ Q
dQ
E
dP P
dP Q
=
=

,
(5.1) где E
ij
– коэффициент точечной перекрестной эластичности спроса на i-й товар по цене j-го товара;
Q
i
– величина спроса на i-й товар;
Р
j
– цена j-го товара;
d – знак полного дифференциала.
Более часто используется коэффициент перекрестной дуговой эластичности спроса по цене, который определяется следующим образом:
/
/
j
i
i
i
ij
j
j
j
i
P
Q Q
Q
E
P P
P Q


=
=



,
(5.2) где E
ij
– коэффициент перекрестной дуговой эластичности спроса по цене;
Δ – знак приращения, обозначающий некоторое небольшое конечное изменение.
91

Подсчитать коэффициент перекрестной дуговой эластичности спроса по цене можно следующим образом. Пусть спрос на i-й товар при росте цены j-го товара на 1,0 % снизился на 0,5 %. Тогда коэффициент перекрестной эластичности по формуле (5.2) вычисляется так:
E
ij
= – 0,5/1,0 = – 0,5. ( 5.3 )
Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Если коэффициент перекрестной эластичности
Еy > 0, то товары i и j являются взаимозаменяемыми, повышение цены j-го товара ведет к увеличению спроса на i-й товар.
Если E
ij
< 0, то товары i и j являются взаимодополняющими, повышение цены j-го товара ведет к падению спроса на i-й.
Если E
ij
= 0, то товары i и j являются независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой.
Величина коэффициента перекрестной эластичности может служить для определения границ единичных рынков, т. е. рынков товаров, удовлетво- ряющих одну и ту же потребность.
Фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются свойства товаров, их способность заменять друг друга при потреб- лении. Если два товара могут одинаково использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, коэффициент перекрестной эластичности этих товаров по цене будет высок, тогда эти товары могут быть отнесены к одному единичному рынку.
Коэффициент перекрестной эластичности в виде, представленном выражениями (5.1) и (5.2), может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров при небольших измене- ниях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться эффект дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара.
При расчете перекрестной эластичности целесообразно исключить влияние эффекта дохода, т. е. производить оценку при условии неизменности доходов покупателей (U – const):
/ | const
/
U
i
i
ij
j
j
Q Q
E
U
P P

=


, (5.4) где U – доход покупателей.
Если E
U
ij
> 0, то такие товары называются нетто-субститутами – чистыми заменителями, в отличие от брутто-заменителей, определяемых по критерию
92


E
ij
> 0. Если E
U
ij
< 0, то такие товары называются нетто-дополняющими, в отли- чие от брутто-дополняющих, определяемых по критерию E
ij
< 0 1
Для выделения отдельных отраслей возможно использовать два критерия перекрестной эластичности: в качестве первого критерия – оценку взаимо- заменяемости товаров, предлагаемых разными предприятиями, в качестве второго – оценку взаимозависимости этих предприятий.
Первый критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями i и j:
j
p
i
ij
j
i
p
dq
E
dp q
=

,
(5.5) где E
p
ij
– коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями i и j;
q
i
величина спроса на товар предприятия i;
p
j
цена товара предприятия j;
d – знак дифференциала.
Второй критерий может быть представлен коэффициентом объемной, или количественной, перекрестной эластичности:
j
q
i
ij
j
i
q
dp
E
dq p
=

,
(5.6) где E
q
ij
– коэффициент количественной перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями i и j.
В выражениях (5.3) и (5.4), в отличие от выражения (5.1), предполагается рассмотрение цен и спроса на товары отдельных предприятий, а не харак- теристика рынка в целом. Поэтому в выражениях (5.3) и (5.4), в отличие от выражения (5.1), величины спроса и цен обозначены малыми буквами q и p.
Выражения (5.3) и (5.4) дают оценки точечных показателей эластичности.
Коэффициенты ценовой и количественной перекрестной эластичности товаров двух предприятий в дуговом выражении могут быть представлены в виде
/
/
j
p
i
i
i
ij
j
j
j
i
p
q q
q
E
p p
p q


=
=



;
(5.7)
1
Басовский Л. Е. Экономика отрасли: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 4–6.
93

/
/
j
q
i
i
i
ij
j
j
j
i
q
p p
p
E
q q
p p


=
=



,
(5.8) где Δ – знак приращения.
Первый критерий, оцениваемый выражениями (5.3) и (5.5), характеризует влияние изменения цены товара j-го предприятия на продажи товара i-го предприятия.
Второй критерий, оцениваемый выражениями (5.4) и (5.6), характеризует влияние продаж товара j-го предприятия на цену i-го предприятия
1
Чем выше ценовая перекрестная эластичность, тем выше однородность выпускаемых этими предприятиями товаров, тем более совершенной становится их взаимозаменяемость и тем больше оснований отнести эти предприятия к одной отрасли, а товары, выпускаемые ими, к одному единичному рынку.
Чем выше количественная перекрестная эластичность, тем более жесткой является взаимозависимость предприятий и тем больше оснований для того, чтобы отнести эти предприятия к одной отрасли.
Если объемная перекрестная эластичность высока, взаимозависимость продавцов значительна, ни один из них не может игнорировать реакцию других на свое поведение, даже если предлагаемые на таком рынке товары весьма неоднородны.
Если объемная перекрестная эластичность стремится к нулю, каждый продавец может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия, сколько бы их ни было на рынке и сколь близкими субститутами его товару ни являлись бы предлагаемые ими товары
2
На практике разграничение рынков и отраслей зависит от целей исследования. Чем более долгосрочными являются принимаемые решения, тем шире границы рассматриваемых рынков, так как эффект взаимозависимости проявляется в стратегической долгосрочной перспективе. Поэтому в целях микроанализа целесообразно использование понятия «рынок», а в случае макроэкономического подхода к исследованию рыночной взаимозаменяемости со стороны предприятия необходимо использование понятия «отрасль». Для анализа конкурентоспособности товаров обычно рассматривается товарный рынок. В целях оценки конкурентной среды, барьеров входа и выхода, перспектив развития данного рынка целесообразно исследование соответствующей отрасли.
1
Басовский Л. Е. Указ. соч. С. 7.
2
Басовский Л. Е. Указ. соч. С. 8.
94


Рыночный подход реализуется в системе международных экономико- статистических квалификаций, в том числе Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК), использование которой предписано странами-членами Европейского союза.
В настоящее время в российскую статистику и экономику внедрен адап- тированный к МСОК Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), который включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Структура ОКВЭД на уровне разделов, подразделов и классов
Разделы и подраз- делы
Наименование разделов и подразделов
Коды и наименование классов, входящих в разделы и подразделы
1 2
3
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14