Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 543

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уточнение артикуляторного и акустического образа Правильно произносимых звуков

На второй стадии работа проводится над артикуляторно простыми звуками, которые правильно произносятся деть­ми, в следующей последовательности: а, у, и, о, ы, э, м, н, д, г, т, к, х. В процессе уточнения слухо-произносительных образов звуков широко используется звукоподражание.

Приведем фрагменты занятий.

Тема занятия: звук у. Содержание занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Развитие ручной моторики.

  3. Артикуляторная гимнастика для нижней челюсти, губ, языка.

  4. Знакомство с картинкой «В лесу» и беседа по ее содер­жанию:




  • Кто нарисован на картинке?

  • Волк.

  • Что делает волк? (Как подает голос?)

  • Воет.

  • Как воет волк? -У-у-у.

5. Произнесение вместе с логопедом звука у.

— Давайте все вместе произнесем, как воет волк.

— А теперь послушаем, как каждый из вас научился
произносить этот звук.

6. Уточнение артикуляции звука у.

Логопед предлагает детям произнести звук у перед зер­калом и следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.

  • В каком положении губы, когда мы произносим звук у1 Они растянуты или вытянуты вперед тру­бочкой?

  • Губы вытянуты вперед трубочкой. (Все дети повто­ряют.)

  • Касается ли кончик языка зубов?

  • Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)

  • Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук у. Дрожит ли горлышко?

  • Дрожит.

  • Правильно. Горлышко дрожит. Звук у произносит­ся с голосом. (Дети повторяют.)

Итак, как же мы произносим звук yl(Дети договаривают предложение. Губы ... (трубочкой), кончик языка ... (не ка­сается зубов), горлышко ... (дрожит).) Дети повторяют ар­тикуляцию звука у.

7. Закрепление четкого произношения звука у в словах.

7.1. Вывешивается картинка «Девочка заблудилась в ле­
су». Проводится беседа по картинке.

  • Кто нарисован на картинке?

  • Девочка.

  • Что случилось с девочкой?

  • Она заблудилась в лесу.

  • Как кричит девочка?

  • Ау-ау-ау.

  • Давайте поможем девочке и произнесем все вместе: «Ау-ау-ау».




  1. Вывешивается картинка «Малыш плачет». Прово­дится аналогичная работа со звукосочетанием у а.

  2. Работа по картинке «Филин сидит на суку».




  • Кто нарисован на этой картинке?

  • Филин.

  • Знаете, как филин кричит? Фу-бу, фу-бу. (Дети по­вторяют.)


7.4. Работа по картинке с изображением свиньи.

  • Кто нарисован на картинке?

  • Свинья.

  • Когда свинья сыта, она лежит и тяжело дышит: «Уф-уф-уф».

8. Повторение слогов со звуком у в четверостишиях.
Бу-бу-бу — белка на дубу.

Ту-ту-ту — улицу мету. Ду-ду-ду — домой иду. Лу-лу-лу — я несу пилу.

9. Развитие фонематического анализа.

Игра «Магазин». Дидактический/материал: игруш­ки, изображающие животных, продукты (уж, жук, кошка, утка, гусь, лук, рак, сом, сыр, груша, булка, капуста). Де­тям предлагается купить те игрушки и продукты, в назва­ниях которых слышится звук у.

10. Подведение итогов занятия.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Логопедическая работа по формированию фонематичес­кого анализа и синтеза проводится с учетом сложности раз­личных форм звукового анализа и синтеза в следующей по­следовательности .

1. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

  1. Выделение гласных из ряда звуков.

  2. Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

  3. Узнавание гласных на фоне многосложных слов.

  4. Выделение согласных из ряда других звуков.

  5. Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

2. Выделение первого и последнего звука в слове, опре­
деление места звука (начало, середина, конец).

'2.1. Выделение первого ударного гласного из двуслож­ных слов.

  1. Выделение последнего ударного гласного из слова.

  2. Определение места ударного гласного в слове (нача­ло, середина, конец).

  3. Выделение первого согласного звука из слога и од­носложных слов.

  4. Выделение первого согласного звука из многослож­ных слов.

  5. Выделение последнего согласного звука из одно­сложных и многосложных слов.

  6. Определение места согласного звука (начало, сере­дина, конец).

3. Определение последовательности звуков.

  1. В ряду гласных: ау, уа;

  2. В обратном слоге: ам, ап, ах;

  3. В прямом открытом слоге: му, ха, да;

  4. В закрытом слоге типа: мак.

Примерные задания на узнавание звука «м» на фоне слова

  1. Поднять флажок, если в слове слышится звук м. Сло­на называет логопед. Примерные слова: мак, лук, дом, мыш­ка, кот, сыр, мыло, лампа.

  2. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится звук м. Предварительно картинки называются логопедом.

  3. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слы­шится звук м.

  4. Придумать слова со звуком м.

  5. Дополнить предложение словами, в которых слышит­ся звук м, с опорой на картинки. Логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук м среди ряда других картинок. Например: «Мама посадила на гряд­ке ...» (картинки: свекла, лук, морковь). «На клумбе рас­цвели ...» (розы, маки, тюльпаны). «Мама купила ...» (мыло, ведро, шапку).

  6. Игра в лото. Детям предлагаются карточки с кар­тинками на слова, включающие звук м и не имеющие его, а также красные и белые квадратики. На красном квадрати­ке нарисован мак. Логопед называет слова. Дети находят на карточках соответствующую картинку и определяют, есть ли в названии картинки звук м. Если в названии картинки слышится звук м, дети закрывают картинку красным квад­ратиком, если в этом слове отсутствует звук м — то закры­вают белым квадратиком.


Примерные задания по определению места звука «м» в словах (начало, середина, конец).

1. Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зе­леную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится звук м в слове. Предлагаются слова, в которых звук м слышится в начале, середине или конце слова (мак, дом, лампа, мыло, мост, комок, солома, маска, сом, зима, муха и др.).


  1. Игра в л о т о. Предлагаются карточки с картинка­ми, в названии которых звук м стоит в начале или конце слова, а также красные и зеленые фишки. Логопед называет слова. Дети определяют место звука м в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук м слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слы­шится в конце слова..

  2. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются со звука м.

  3. По сюжетной картинке подобрать слова, которые на­чинаются со звука м.

  4. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда с тремя вагонами и картинки на звук м. Дети раскладыва­ют картинки по вагончикам в зависимости от того, где слы­шится звук м (в начале, середине или конце слова).

  5. Разложить в три ряда картинки: первый — в назва^ нии которых звук м стоит в начале слова, второй — в се­редине, третий — в конце. Примерные картинки (комна­та, магазин, мышь, сом, дым, молоток, муха, мак, мас­ло, комар и др.).

  6. Подобрать слова, которые начинаются со звука м.

  7. Подобрать слова, в которых звук м находится в конце слова.

  8. Игра «Волшебный домик». Предлагается ма­кет трехэтажного домика и картинки на определенный звук, например, на звук к. На каждом этаже почтовые ящики. Дети берут картинку, определяют место звука к в названии картинки и опускают в соответствующий ящик (на 1 этаж — картинки, в названии которых звук к стоит в начале слова, на 2 этаж — картинки, в названии которых звук к находит­ся в середине слова, на 3 этаж — картинки, в названии ко­торых звук к расположен в конце слова). Предлагаются картинки на слова (кот, каток, мак, окно, утка, рак, май­ка и др.).

10. «Прогулка по саду». Детям предлагается ма­
кет клумбы с цветами. Дети «рвут» только те цветы, назва­
ния которых начинаются с определенного звука: со звука м
(маки),
со звука в (васильки), со звука а (астры), со звука
х
(хризантемы),
со звукар (розы,ромашки) и др.

11, Преобразование слов. Игра «Что спрятано?». На доске разложены картинки, за которыми «спрятались» другие картинки. Детям дается задание отгадать спрятавшие­ся картинки. Для этого дети должны преобразовать слова:

а) добавляя первый звук. Логопед называет слово и пред­
лагает добавить один звук (конкретный звук называется ло­
гопедом). Примерные картинки: рот крот, челка пчел­
ка, игры
тигры, дочка удочка, пушка опушка;

б) добавляя последний звук. Примерные картинки: вол
волк, пар парк, пол полк, стол столб, лис лист
и др.

Примерные задания по определению последовательности звуков в словах

С целью определения последовательности звуков предлага­ются слова: а) состоящие из двух гласных звуков; б) состоящие из обратного слога типа ах, из прямого открытого слога типа му, из закрытого слога типа мак.

  1. Игра «Живые звуки». У двух детей медальоны с бук­вами или символами звуков а и у. Логопед называет слова ау, уа, а дети занимают соответствующие места (слева на­право), чтобы получилось слово. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

  2. Аналогичное задание выполняется со звуками а и м. Предлагается составить слова ам, ма, ум, му.

  3. Назвать первый, второй, третий звук слов: дом, ком, дам, вот, мак, лук, ком и др.

  4. Поднять цифры 2 или 3 в зависимости от количества звуков в слове. Предлагаются слова: на, кол, нос, да, ах, мох, му, лук, лак, ам.

  5. Выложить фишки в графической схеме слова. Рабо­та проводится следующим образом. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схе­мы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки. Первоначально для анализа даются од­носложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделе­ния звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему слова.


6. Преобразование слов, заменяя

а) первый звук слова (дом сом ком);

б) второй звук слова (дом дам дым);

в) третий звук слова (кот ком кол).

  1. Выбрать картинку по названию места одного из зву­ков слова. Например, выбрать картинку в названии кото­рой после т произносится а (танк); после д слышится о (дом); после л — звук у (лук).

  2. Выбрать картинки к данной графической схеме.

  3. Придумать слова к данной графической схеме.


Ill стадия — коррекция нарушенных звуков речи

В соответствии с традиционной методикой коррекции на­рушений звукопроизношения на этой стадии ставятся зада­чи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирова­ния артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука фор­мируется навык правильного произношения изолированно­го звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ зву­ка, используется зрительное восприятие артикуляции.

Этап постановки звука у детей с ЗПР вызывает значитель­но большие трудности, чем у детей с нормальным психичес­ким развитием, что обусловлено недоразвитием слуховой дифференциации звуков речи, нарушением речевой мото­рики, снижением аналитико-синтетической деятельности.

В связи с психологическими особенностями детей с ЗПР, на этапе постановки звука используется восприятие различ­ной модальности: зрительное восприятие артикуляции, ис­пользование кинестетических, тактильных, тактильно-вибра­ционных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.

На данном этапе логопедическая работа прово­дится по следующим направлениям:

, 1) развитие восприятия речи, уточнение акустического и произносительного образа звука;

  1. формирование фонематического анализа и синтеза;

  2. развитие артикуляторной моторики;

  3. работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи проводится с использо­ванием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги с правильно произносимыми звуками, со стечением и без стечения согласных: тух, кан, кван, к лень, двон и др.

Уточняется, прежде всего, слуховой образ звука. Звук соотносится с неречевыми звуками (с — как течет вода из крана, з — как звенит комар, ш — как шелестит листва, ж — как жужжит жук и т. д.).

На этапе постановки звука развитие фонематичес­кого анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего, далеких по звучанию и артикуляции. Например, при поста­новке звука с можно дать следующие задания: поднять флаж­ки, если в слове слышится звук с; отобрать картинки, в на­звании которых имеется звук с; определить место звука с (начало, середина, конец) в словах: