Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 543
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уточнение артикуляторного и акустического образа Правильно произносимых звуков
На второй стадии работа проводится над артикуляторно простыми звуками, которые правильно произносятся детьми, в следующей последовательности: а, у, и, о, ы, э, м, н, д, г, т, к, х. В процессе уточнения слухо-произносительных образов звуков широко используется звукоподражание.
Приведем фрагменты занятий.
Тема занятия: звук у. Содержание занятия.
-
Организационный момент. -
Развитие ручной моторики. -
Артикуляторная гимнастика для нижней челюсти, губ, языка. -
Знакомство с картинкой «В лесу» и беседа по ее содержанию:
-
Кто нарисован на картинке? -
Волк. -
Что делает волк? (Как подает голос?) -
Воет. -
Как воет волк? -У-у-у.
5. Произнесение вместе с логопедом звука у.
— Давайте все вместе произнесем, как воет волк.
— А теперь послушаем, как каждый из вас научился
произносить этот звук.
6. Уточнение артикуляции звука у.
Логопед предлагает детям произнести звук у перед зеркалом и следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.
-
В каком положении губы, когда мы произносим звук у1 Они растянуты или вытянуты вперед трубочкой? -
Губы вытянуты вперед трубочкой. (Все дети повторяют.)
-
Касается ли кончик языка зубов?
-
Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)
-
Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук у. Дрожит ли горлышко? -
Дрожит. -
Правильно. Горлышко дрожит. Звук у произносится с голосом. (Дети повторяют.)
Итак, как же мы произносим звук yl(Дети договаривают предложение. Губы ... (трубочкой), кончик языка ... (не касается зубов), горлышко ... (дрожит).) Дети повторяют артикуляцию звука у.
7. Закрепление четкого произношения звука у в словах.
7.1. Вывешивается картинка «Девочка заблудилась в ле
су». Проводится беседа по картинке.
-
Кто нарисован на картинке? -
Девочка. -
Что случилось с девочкой? -
Она заблудилась в лесу. -
Как кричит девочка? -
Ау-ау-ау. -
Давайте поможем девочке и произнесем все вместе: «Ау-ау-ау».
-
Вывешивается картинка «Малыш плачет». Проводится аналогичная работа со звукосочетанием у а. -
Работа по картинке «Филин сидит на суку».
-
Кто нарисован на этой картинке? -
Филин. -
Знаете, как филин кричит? Фу-бу, фу-бу. (Дети повторяют.)
7.4. Работа по картинке с изображением свиньи.
-
Кто нарисован на картинке? -
Свинья. -
Когда свинья сыта, она лежит и тяжело дышит: «Уф-уф-уф».
8. Повторение слогов со звуком у в четверостишиях.
Бу-бу-бу — белка на дубу.
Ту-ту-ту — улицу мету. Ду-ду-ду — домой иду. Лу-лу-лу — я несу пилу.
9. Развитие фонематического анализа.
Игра «Магазин». Дидактический/материал: игрушки, изображающие животных, продукты (уж, жук, кошка, утка, гусь, лук, рак, сом, сыр, груша, булка, капуста). Детям предлагается купить те игрушки и продукты, в названиях которых слышится звук у.
10. Подведение итогов занятия.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза в следующей последовательности .
1. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
-
Выделение гласных из ряда звуков. -
Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов. -
Узнавание гласных на фоне многосложных слов. -
Выделение согласных из ряда других звуков. -
Узнавание согласных на фоне многосложных слов.
2. Выделение первого и последнего звука в слове, опре
деление места звука (начало, середина, конец).
'2.1. Выделение первого ударного гласного из двусложных слов.
-
Выделение последнего ударного гласного из слова. -
Определение места ударного гласного в слове (начало, середина, конец). -
Выделение первого согласного звука из слога и односложных слов. -
Выделение первого согласного звука из многосложных слов. -
Выделение последнего согласного звука из односложных и многосложных слов. -
Определение места согласного звука (начало, середина, конец).
3. Определение последовательности звуков.
-
В ряду гласных: ау, уа; -
В обратном слоге: ам, ап, ах; -
В прямом открытом слоге: му, ха, да; -
В закрытом слоге типа: мак.
Примерные задания на узнавание звука «м» на фоне слова
-
Поднять флажок, если в слове слышится звук м. Слона называет логопед. Примерные слова: мак, лук, дом, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. -
Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится звук м. Предварительно картинки называются логопедом. -
По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится звук м. -
Придумать слова со звуком м. -
Дополнить предложение словами, в которых слышится звук м, с опорой на картинки. Логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук м среди ряда других картинок. Например: «Мама посадила на грядке ...» (картинки: свекла, лук, морковь). «На клумбе расцвели ...» (розы, маки, тюльпаны). «Мама купила ...» (мыло, ведро, шапку). -
Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук м и не имеющие его, а также красные и белые квадратики. На красном квадратике нарисован мак. Логопед называет слова. Дети находят на карточках соответствующую картинку и определяют, есть ли в названии картинки звук м. Если в названии картинки слышится звук м, дети закрывают картинку красным квадратиком, если в этом слове отсутствует звук м — то закрывают белым квадратиком.
Примерные задания по определению места звука «м» в словах (начало, середина, конец).
1. Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится звук м в слове. Предлагаются слова, в которых звук м слышится в начале, середине или конце слова (мак, дом, лампа, мыло, мост, комок, солома, маска, сом, зима, муха и др.).
-
Игра в л о т о. Предлагаются карточки с картинками, в названии которых звук м стоит в начале или конце слова, а также красные и зеленые фишки. Логопед называет слова. Дети определяют место звука м в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук м слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.. -
Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются со звука м. -
По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука м. -
Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда с тремя вагонами и картинки на звук м. Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук м (в начале, середине или конце слова). -
Разложить в три ряда картинки: первый — в назва^ нии которых звук м стоит в начале слова, второй — в середине, третий — в конце. Примерные картинки (комната, магазин, мышь, сом, дым, молоток, муха, мак, масло, комар и др.). -
Подобрать слова, которые начинаются со звука м. -
Подобрать слова, в которых звук м находится в конце слова. -
Игра «Волшебный домик». Предлагается макет трехэтажного домика и картинки на определенный звук, например, на звук к. На каждом этаже почтовые ящики. Дети берут картинку, определяют место звука к в названии картинки и опускают в соответствующий ящик (на 1 этаж — картинки, в названии которых звук к стоит в начале слова, на 2 этаж — картинки, в названии которых звук к находится в середине слова, на 3 этаж — картинки, в названии которых звук к расположен в конце слова). Предлагаются картинки на слова (кот, каток, мак, окно, утка, рак, майка и др.).
10. «Прогулка по саду». Детям предлагается ма
кет клумбы с цветами. Дети «рвут» только те цветы, назва
ния которых начинаются с определенного звука: со звука м
(маки), со звука в (васильки), со звука а (астры), со звука
х
(хризантемы), со звукар (розы,ромашки) и др.
11, Преобразование слов. Игра «Что спрятано?». На доске разложены картинки, за которыми «спрятались» другие картинки. Детям дается задание отгадать спрятавшиеся картинки. Для этого дети должны преобразовать слова:
а) добавляя первый звук. Логопед называет слово и пред
лагает добавить один звук (конкретный звук называется ло
гопедом). Примерные картинки: рот — крот, челка — пчел
ка, игры — тигры, дочка — удочка, пушка — опушка;
б) добавляя последний звук. Примерные картинки: вол —
волк, пар — парк, пол — полк, стол — столб, лис — лист
и др.
Примерные задания по определению последовательности звуков в словах
С целью определения последовательности звуков предлагаются слова: а) состоящие из двух гласных звуков; б) состоящие из обратного слога типа ах, из прямого открытого слога типа му, из закрытого слога типа мак.
-
Игра «Живые звуки». У двух детей медальоны с буквами или символами звуков а и у. Логопед называет слова ау, уа, а дети занимают соответствующие места (слева направо), чтобы получилось слово. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. -
Аналогичное задание выполняется со звуками а и м. Предлагается составить слова ам, ма, ум, му. -
Назвать первый, второй, третий звук слов: дом, ком, дам, вот, мак, лук, ком и др. -
Поднять цифры 2 или 3 в зависимости от количества звуков в слове. Предлагаются слова: на, кол, нос, да, ах, мох, му, лук, лак, ам. -
Выложить фишки в графической схеме слова. Работа проводится следующим образом. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему слова.
6. Преобразование слов, заменяя
а) первый звук слова (дом — сом — ком);
б) второй звук слова (дом — дам — дым);
в) третий звук слова (кот — ком — кол).
-
Выбрать картинку по названию места одного из звуков слова. Например, выбрать картинку в названии которой после т произносится а (танк); после д слышится о (дом); после л — звук у (лук). -
Выбрать картинки к данной графической схеме. -
Придумать слова к данной графической схеме.
Ill стадия — коррекция нарушенных звуков речи
В соответствии с традиционной методикой коррекции нарушений звукопроизношения на этой стадии ставятся задачи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
Этап постановки звука
Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.
Этап постановки звука у детей с ЗПР вызывает значительно большие трудности, чем у детей с нормальным психическим развитием, что обусловлено недоразвитием слуховой дифференциации звуков речи, нарушением речевой моторики, снижением аналитико-синтетической деятельности.
В связи с психологическими особенностями детей с ЗПР, на этапе постановки звука используется восприятие различной модальности: зрительное восприятие артикуляции, использование кинестетических, тактильных, тактильно-вибрационных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.
На данном этапе логопедическая работа проводится по следующим направлениям:
, 1) развитие восприятия речи, уточнение акустического и произносительного образа звука;
-
формирование фонематического анализа и синтеза; -
развитие артикуляторной моторики; -
работа по непосредственной постановке звука.
Развитие восприятия речи проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги с правильно произносимыми звуками, со стечением и без стечения согласных: тух, кан, кван, к лень, двон и др.
Уточняется, прежде всего, слуховой образ звука. Звук соотносится с неречевыми звуками (с — как течет вода из крана, з — как звенит комар, ш — как шелестит листва, ж — как жужжит жук и т. д.).
На этапе постановки звука развитие фонематического анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего, далеких по звучанию и артикуляции. Например, при постановке звука с можно дать следующие задания: поднять флажки, если в слове слышится звук с; отобрать картинки, в названии которых имеется звук с; определить место звука с (начало, середина, конец) в словах: